КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Происхождение и понятие права[1, с. 46-66; 11; 14; 15; 19; 28; 29, с. 40-61, 82- 102; 34, с. 57-87, 38, с.12-17; 30, с. 53-61, с. 94-111; 41; 42, с. 130-143] Право как особая система юридических норм и связанных с ними правовых отношений возникает в истории общества в силу тех же причин и условий, что и государство. Процессы возникновения права и государства идут параллельно, ибо во многом они призваны обеспечивать эффективность действия друг друга. Единство права и государства заключается в следующем: возникают и развиваются совместно; имеют одинаковые подходы к сущности и типологии; выступают средствами управления, инструментами власти; призваны сочетать и обеспечивать личные, групповые и общественные интересы; основаны на едином базисе, определяются социально-экономическими и духовными факторами. К различиям права и государства относятся: – государство – особая организация политической власти, а право – социальный регулятор; – государство выражает силу, а право – волю; – первичный элемент государства – государственный орган, а первичный элемент права – норма; – они также не совпадают по формам, функциям и т.д. Взаимодействие государства и права: – с одной стороны, воздействие государства на право заключается в формировании, изменении, отмене права (правотворчество), а также в реализации и охране (правоприменение); – с другой стороны, право воздействует на государство, упорядочивая деятельность государственного аппарата, устанавливая компетенцию его органов. Выделяют два основных типа взаимоотношения между государством и правом: 1) когда государство стоит над правом, выступая определяющим фактором; 2) когда право стоит над государством, выступая его ограничителем. Право исторически возникло как классовое явление и выражало прежде всего волю и интересы экономически господствующих классов. Если обычаи содержались в сознании и поведении людей, то правовые нормы стали оформлять письменно для всеобщего сведения. Право – более сложный регулятор, чем обычаи, т.к., кроме запретов, в нём используются и такие способы правового воздействия, как дозволения и обязывания, создающие широкие возможности для разноуровневого упорядочения общественных отношений. Правовые нормы складывались преимущественно по трем основным путям: – перерастание мононорм (первобытных обычаев) в нормы обычного права и санкционирование их в этой связи силой государства; – правотворчество государства, выражаемое в издании специальных документов, содержащих юридические нормы – нормативных актов (законов, указов и т.п.); – прецедентное право, состоящее из конкретных решений (принимаемых судебными или административными органами и приобретающих характер образцов, эталонов для решения других аналогичных дел). Один из источников права – обычаи, сложившиеся в период формирования древних цивилизаций, освящаемые религией и охраняемые государством (обычное право или правовой обычай). Среди них все большее значение приобретали обычаи, закрепляющие неравенство членов сельской общины, привилегии высших сословий и обязанности низших. В дальнейшем многие нормы обычного права составили основу первых писанных законов (Законы ХII таблиц, Варварские правды). Большую роль в формировании права сыграли судебные органы. Они содействовали разрушению системы обычаев родового строя, закрепляя в своих решениях нормы, которые соответствовали новым порядкам. Постепенно возникает прецедентное право, т.е. решение суда по конкретному делу превращается в общую норму (судебный прецедент). С развитием письменности появляются и первые писанные законы. Становление государства требовало все более прочного закрепления правовых норм, придания им высокой степени формальной определенности. Возникающее право опиралось на принудительную силу государства, иначе бы ему не вытеснить родовые обычаи. Формирующееся право преследовало двоякую цель: с одной стороны, закрепляло классовое (кастовое, сословное) господство, а с другой – устанавливало и поддерживало единый для всего населения страны порядок в общественных отношениях, без чего невозможна нормальная жизнь любого общества. Установлению единого правового порядка у некоторых народов способствовали победоносные междоусобные или межгосударственные войны. Вырабатывались нормы о межгосударственных союзах, об установлении таможенных правил и т.п. Начинается формирование зачатков международного права. Обычно право воспринимается как совокупность правил поведения, установленных государством и обеспеченных, в случае их невыполнения, принудительной силой государства. В целом такое определение права правильное. При таком подходе выделяются следующие признаки права: нормативность, общеобязательность, формальная определенность, неперсонифицированность. В этой связи можно определить право как систему установленных или санкционированных государством общеобязательных, формально определенных нормативных предписаний, регулирующих общественные отношения, обеспечивающих выполнение принуждением со стороны государства. Надо отметить, что в современной юридической науке сложились в основном три подхода к пониманию права: нормативный; социологический и философский (нравственный). Нормативный подход трактует право, как совокупность охраняемых государством норм. Таким образом, основной акцент делается на нормативность права, его формальную определенность и обеспеченность государственным принуждением. Нормативный подход базируется на теории позитивного права, которая отождествляет право и закон, считая, что свои права человек получает не от абстрактной природы, а в силу закрепления этих прав в законе. Социологический подходтрактует право, как регулируемые им общественные отношения. Сторонники этого подхода считают, что право надо искать не в нормах, а в самой жизни. При этом они различают право и закон, но полагают, что норма права, взятая вне регулируемых ею общественных отношений, теряет свои регулятивные свойства. При этом подходе право рассматривается не как система абстрактных норм, а как сеть конкретных правоотношений, как нормы, фактически применяемые на практике. Данный подход применим, главным образом, в законотворчестве и служит ориентиром для законодателя, который должен анализировать, что реально складывается на практике, какие нормы применяются, а какие – нет. Философский подход связывает право с мерой свободы и справедливости. Эта позиция основывается на естественно-правовой теории, которая различает право и закон. При этом право трактуется как высшая идея представления о справедливости и свободе – извечные идеалы человечества. Если нормативные установления государства не соответствуют идеям свободы и справедливости, то они не являются правом. Отсюда различают правовые и неправовые законы. Данный подход дает ориентиры законодателю, который при создании новых норм должен основываться на высокой идее справедливости и свободы. Однако для правоприменителей обязательны нормы закона, а не права. Все три подхода имеют право на существование, т.к. подчеркивают ту или иную особенность права и формы его выражения. Право может существовать и в виде норм (нормативный подход), и в виде общественных отношений, порождающих правовые нормы и испытывающих воздействие этих норм, и, наконец, в формах идеи, правосознания, представлений о праве. Право выполняет задачи двойственного характера: с одной стороны, выступает инструментом политического господства, а с другой – является инструментом общесоциального регулирования, средством установления порядка в обществе. Главное назначение права – обеспечение порядка в обществе с учетом интересов разных слоев и групп общества путем достижения согласия и компромисса. Под функциями права понимают, главным образом, социальное назначение права и вытекающие из этого назначения основные направления правового воздействия на общественные отношения. Выделяют несколько главных функций права – регулятивную,охранительную, воспитательную, идеологическую и информационную. Регулятивная функция направлена на регулирование, упорядочение общественных отношений, установление правил поведения людей. Охранительная функция направлена на защиту, охрану наиболее важных для жизни общества отношений. На протяжении истории существования права так и не сложилось единое, общее, устраивающее всех определение права, поскольку это очень сложное и многоаспектное явление. Тем не менее можно выделить два основных подхода к определению понятия права: один из них, условно говоря, узкий, а другой – широкий. С позиции первого подхода право обычно определяется как «совокупность общеобязательных норм, установленных или санкционированных государством»; второй подход основан на включении в понятие «право» трех элементов – правосознание, нормы права, правоотношения. Такой подход исходит из того, что правовые нормы являются нормативным воплощением доминирующих в обществе правовых идей. В тоже время эти нормы остаются в области благих пожеланий, пока не реализуются в конкретных общественных отношениях (правоотношениях). С позиции разных правовых школ роль этих элементов определяется по-разному. В так называемых, идеологических школах права (психологическая теория, теологическая теория и т.п.) главное место отводится правосознанию, в нормативистских школах подчеркивается особая роль норм права, социологические теории делают акцент на правоотношениях. Естественно-правовая теория наиболее логически завершена в период буржуазных революций XVII-XVIII вв. Представители: Гоббс, Локк, Радищев и др. В рамках данной доктрины разделяется право и закон, отождествляется право и мораль, источник прав человека находится не в законодательстве, а в «человеческой природе», приобретаются от рождения либо от бога. Историческая школа права логически завершена к концу XVIII – началу XIX вв.Представители: Гуго, Савиньи, Пухта и др. Основные идеи: 1) право – историческое явление, которое, как и язык, не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, а возникает и развивается постепенно, незаметно, стихийно; 2) право – это прежде всего правовые обычаи. Законы же производны от права обычного, которое произрастает из недр «национального духа», глубин «народного сознания» и т.д.; 3) представители этой теории, которая возникла во времена феодализма, отрицали права человека, ибо в обычаях той эпохи не могли быть отражены никакие «естественные» права человека. Нормативистская теория права логически завершена в XX в. Представители: Штаммлер, Новгородцев, Кельзен и др.Основные идеи: 1) исходным, в частности для концепции Кельзена, является представление о праве как о системе (пирамиде) норм, где на верху находится «основная (суверенная) норма», принятая законодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме более значительной юридической силы; 2) по Кельзену, бытие права принадлежит к сфере должного, а не сущего. Оно, таким образом, не имеет обоснования вне сферы норм долженствования, а его сила зависит от логичности и стройности системы юридических правил поведения. Поэтому Кельзен считал, что юридическая наука должна изучать право в «чистом виде» вне связи с политическими, социально-экономическими (и другими сущими) оценками; 3) в основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты – решения судов, договоры, предписания администрации, которые тоже входят в понятие права и тоже должны соответствовать основной (прежде всего конституционной) норме. Марксистская теория права логически завершена в Х1Х-ХХ вв. Представители: К. Маркс, Ф. Энгельс, Ленин и др. Основные идеи: 1) право понимается как возведенная в закон воля господствующего класса, т.е. как классовое явление; 2) содержание выраженной в праве классовой воли в конечном счете определяется характером материальных производственных отношений, носителями которых выступают классы собственников основных средств производства, держащие в своих руках государственную власть; 3) право – это социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение. Право – это нормы, устанавливаемые и охраняемые государством. Психологическая теория права логически завершена в XX в. Представители: Петражицкий, Росс, Рейснер и др. Основные идеи: 1) психика людей – фактор, определяющий развитие общества, в том числе его мораль, право, государство; 2) понятие и сущность права выводятся, прежде всего, не через деятельность законодателя, а через психологические закономерности – правовые эмоции людей, которые носят императивно-атрибутивный характер, т.е. представляют собой переживания, чувства, правомочия на что-то (атрибутивная норма) и чувства обязанности сделать что-то (императивная норма); 3) правовые переживания делятся на два вида – переживания позитивного (установленного государством) и интуитивного (личного, автономного) права. Последнее может быть не связано с первым. Интуитивное право, в отличие от позитивного, выступает подлинным регулятором поведения, поэтому должно рассматриваться как «действительное» право. Так, разновидностью переживаний интуитивного права считаются переживания по поводу карточного долга, переживания детьми своих обязанностей в игре и т.п., которые соответственно формируют «игорное право», «детское право» и т.д. Социологическая теория права логически завершена в XX в.Представители: Эрлих, Жени, Муромцев и др.Основные идеи: 1) разделяют право и закон, хотя делают это не так, как идеологи естественно-правовой доктрины. Право воплощается не в естественных правах и не в законах, а в их реализации. Если закон находится в сфере должного, то право – в сфере сущего; 2) под правом, следовательно, понимаются юридические действия, юридическая практика, правопорядок, применение законов и т.п. Право – это реальное поведение субъектов правоотношений – физических и юридических лиц. Отсюда другое название данной доктрины – теория «живого» права; 3) формулируют «живое» право прежде всего судьи в процессе юрисдикционной деятельности. Они «наполняют» законы правом, вынося соответствующие решения и выступая в этом случае субъектами правотворчества. В современной российской теории права развито понимание сущности права как меры свободы («либертарная теория» – В.С. Нерсесянц) либо справедливости («этическая» концепция – Р.З Лившиц), возникающей в обществе еще «до закона», до создания норм позитивного права, т.е. право и закон четко разведены. Признание определенных правовых и нравственных постулатов, от которых не должны отступать ни законодатели, ни законы правового государства, отражено в Конституции РФ. Современное понимание права как меры свободы и справедливости, несомненно, стоит гораздо выше правовых представлений, свойственных и глубокой древности, и средневековью, и молодому капитализму XVII-XIX вв., и тоталитарно-коммунистическим режимам ХХ в. Воплощение идеалов свободы и справедливости – цель правового развития общества. С этими идеалами государство должно сверять свои законы и практику их реализации, а каждый гражданин – свое поведение. В юридической науке и практике традиционно различают право в объективном и субъективном смысле. Объективное право (или собственно право) – это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений. Объективное право – это законодательство, юридические обычаи, юридические прецеденты и нормативные договоры данного периода в конкретном государстве. Оно объективно в том смысле, что не зависит от воли и сознания отдельного лица и не принадлежит ему. Субъективное право – это мера юридически возможного поведения, призванная удовлетворять собственные интересы лица. Субъективными правами выступают конкретные права и свободы личности (право на жизнь, свободу, труд, образование и т.п.), которые субъективны в том смысле, что связаны с субъектом, принадлежат ему и зависят от его воли и сознания. Если объективное право – это юридические нормы, выраженные в тех или иных формах, то субъективное право – это те конкретные юридические возможности, которые возникают на основе и в пределах права объективного. Подразделение права на объективное и субъективное коренится в самой жизни, поэтому всегда надо знать, идет ли речь о праве в смысле юридических норм или в смысле наличных прав участников общественных отношений. Наиболее существенным признаком права, включенным в определение данного понятия, выступает его тесная связь с государством, который выражается в том, что: 1) государство официально устанавливает право, обеспечивает его исполнение, в том числе и с помощью государственного принуждения. Для этого существует специальный аппарат надзора и контроля, пресечения нарушений, судебного рассмотрения споров, наказания виновных и т.п.; 2) право, будучи нормативным выражением государственной воли, регулирует общественные отношения в классовых, общесоциальных либо иных интересах. Согласно этому право служит орудием для проведения в жизнь политики государства, специфическим средством организации его разносторонней управленческой и иной деятельности, для осуществления его задач и функций; 3) право имеет общеобязательный характер, что позволяет ему выступать в качестве особого социального регулятора, в виде критерия правомерного и неправомерного поведения; 4) в отличие от других социальных норм специфика регулятивной роли права связана с предоставительно-обязывающим содержанием большинства составляющих его норм. Принципы права – это основные, исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права как специфического социального регулятора. Они выражают закономерности права, его природу и социальное назначение, представляют собой наиболее общие правила поведения, которые либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из его смысла. В зависимости от сферы распространения выделяют общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы. К общеправовым относят: справедливость; юридическое равенство граждан перед законом и судом; гуманизм; демократизм; единство прав и обязанностей; сочетание убеждения и принуждения и т.п. Если принципы характеризуют наиболее существенные черты нескольких отраслей права, то их относят к межотраслевым. Среди них выделяют: принцип неотвратимости ответственности, принцип состязательности и гласности судопроизводства и т.д. Принципы, действующие в рамках только одной отрасли права, называются отраслевыми. К ним относятся: в гражданском праве – принцип равенства сторон в имущественных отношениях; в уголовном процессе – презумпция невиновности и т.п. Принципы права участвуют в регулировании общественных отношений, т.к. не только определяют общие направления правового воздействия, но и могут обосновывать решения по конкретному юридическому делу (например, при аналогии права). Типология права – это его специфическая классификация, производимая в основном с позиции следующих подходов. В рамках первого (формационного) главным критерием выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). Именно базис (тип производственных отношений) является, по мнению представителей данного подхода, решающим фактором общественного развития, который детерминирует и соответствующий тип надстроечных элементов: государство и право. В зависимости от типов экономического базиса выделяют рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический типы права. В рамках другого подхода типология права производится на основе конкретно-географических, национально-исторических, религиозных, специально-юридических и иных признаков. В соответствии с названными критериями выделяют такие типы права, как: 1) национальные правовые системы: конкретно-историческая совокупность права, юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельного государства; 2) правовые семьи: совокупность правовых систем, выделенная на основе общности источников, структуры права и исторического пути его формирования. Различают следующие правовые семьи: общего права, романо-германская, славянская, мусульманская, индусская и др.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 895; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |