Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Источники права




[9; 11; 14; 15; 19; 28; 29, с. 173- 191; 30, с. 29; 36; 38, с. 141–200; 41]

Формы права – это способ выражения во вне государственной воли юри­дических правил поведения.

Прежде чем анализировать различные формы права, необхо­димо сна­чала рассмотреть соотношение понятий «форма права» и «источник пра­ва». Если исходить из общепринятого значения слова «источник» как «всякого начала или основания, корня и причины, исходной точ­ки», то применительно к юридическим явлениям следует понимать под ис­­точ­ником права 3 фактора:

1) источник в материальном смысле (материальные условия жизни об­ще­ст­ва, формы собственности, интересы и потребности людей и т.п.);

2) источник в идеологическом смысле (различные правовые уче­ния и док­т­рины, правосознание и т.д.);

3) источник в формально-юридическом смысле – это и есть фор­ма пра­ва.

Форма показывает, каким способом государство создает, фиксирует ту или иную норму права, в каком виде эта норма доводится до соз­на­ния людей. В историческом плане человеческое общество выработало сле­­дующие формы права: нормативный акт – это правовой акт, содер­жа­щий нормы права и направленный на урегулирование определенных об­щественных отношений; правовой обычай – это исторически сложив­ше­еся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к пра­вовым послед­ствиям; юридический прецедент – это судебное или ад­ми­нистратив­ное решение по конкретному юридическому делу, ко­то­ро­му при­дается сила нормы права и которым руководствуются при раз­ре­ше­нии схожих дел; нормативный договор – соглашение между пра­во­­твор­чес­кими субъектами, в результате которого возникает новая нор­ма права.

Нормативные акты издаются органами, обладающими нормотвор­чес­­кой компетенцией, в строго установленной форме. Норматив­ный акт – это официальный документ, носитель юридически значимой ин­фор­­мации. Для нормативных правовых актов характерны следующие приз­наки:

· исходят только от государственных органов, специально на то упол­но­­моченных;

· существует особый порядок их принятия;

· используется писаная форма и оформление в специальном виде;

· иерархическая подчиненность, основанная на различной юри­ди­чес­кой силе отдельных актов;

· содержание нормативных правовых актов составляют нормы права.

Нормативный акт занимает особое место в системе правовых ак­тов. По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две боль­шие группы: законы и подзаконные акты. Виды законов: Конс­ти­ту­ция (закон законов); федеральные конституционные законы; фе­де­раль­ные законы; законы субъектов Федерации.

К видам подзаконных актов относятся: указы и распоряжения Пре­зи­­дента РФ; постановления и распоряжения Правительства РФ; при­ка­зы, инструкции, положения министерств; решения и постанов­ле­ния мест­­ных органов государственной власти; решения, распоряжения, пос­та­­новления местных органов го­сударственного управления; норма­тив­ные акты муниципальных (негосударственных) органов; локальные нор­­мативные акты.

В зависимости от особенностей правового положения субъекта пра­во­­творчества все нормативные акты подразделяются на норматив­ные ак­ты государственных органов; нормативные акты иных социальных струк­тур; нормативные акты совместного характера; нормативные ак­ты, принятые на референдуме.

В зависимости от сферы действия нормативные акты делят на об­ще­фе­­­деральные; нормативные акты субъектов РФ; нормативные акты ор­га­­нов местного самоуправления; локальные нормативные акты.

В зависимости от срока действия нормативные акты класси­фи­ци­ру­ют на нормативные акты неопределенно-длительного действия; вре­мен­­ные нормативные акты.

Закон – это нормативный акт, принятый в особом порядке орга­ном за­конодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, об­ладающий высшей юридической силой и регули­рующий наиболее важ­ные общественные отношения. Признаки закона:

· принимается только органом законодательной власти или ре­фе­рен­ду­­мом;

· порядок его подготовки и издания определяется Конституцией РФ и Рег­ламентами палат Федерального Собрания РФ;

· должен выражать волю и интересы народа;

· обладает высшей юридической силой, все подзаконные акты долж­ны соответствовать ему и ни в чем не противоречить;

· регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения.

Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нор­ма­тив­ных актов и придают ему качество верховенства. Изменить или от­менить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в стро­го оговоренном порядке.

Классификация законов может проводиться по различным осно­ва­ни­ям:

§ по их юридической силе (Конституция, федеральный конституцион­ный закон, федеральный закон, закон субъектов Федерации);

§ по субъектам законотворчества (принятые в результате рефе­рен­ду­ма или законодательным органом);

§ по предмету правового регулирования (конституционные, админис­т­­ра­тив­ные, гражданские, уголовные и т.п.);

§ по сроку действия (постоянные законы и временные) и т.д.

Выделяют также чрезвычайные, бюджетные, тематические, орга­ни­чес­кие (кодификационные) и иные законы.

Нормативные акты имеют временные, пространственные и су­бъек­тив­ные пределы своего функционирования.

Действие нормативного акта во времени обусловлено вступлением его в силу и утратой силы. Согласно ст.6 ФЗ «О порядке опуб­ли­ко­ва­ния и вступления в силу федеральных конституционных законов, фе­де­раль­ных законов, актов палат Федерального Собрания» «федеральные конс­­титуционные законы, федеральные законы, акты палат Фе­де­раль­но­­го Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по ис­­­­те­чении 10 дней после их официального опубликования, если за­ко­­­на­ми или актами палат не установлен другой порядок вступления их в си­лу».

Нормативные правовые актывступают в силу, как правило, с момента принятия, т.е. с момента, установленного в самом норматив­ном правовом акте (в этих 2-х случаях момент вступления в силу определяется в одной из статей акта) и по истечении общего для всех нормативных правовых актов заранее установленного срока (как правило, через 10 дней после официального опубликования. В этом случае в акте дата его вступления в силу не указывается).

Отсчет времени вступления в силу нормативного правового акта ва­жен для соблюдения такого правила, как «презумпция знания закона», ведь незнание закона не освобождает от ответственности. Существует об­щее правило, что все нормативные правовые акты действуют только на будущее. Однако из этого правила есть исключения. Нормативные пра­­вовые акты прекращают действие во времени в следующих случаях:

· истечение заранее установленного срока действия, если был принят на определенный срок;

· отмена специальным актом правотворческого органа;

· если по предмету данного акта принят новый, в котором содержатся спе­циальные статьи об отмене предыдущего акта. Иногда проис­хо­дит фактическая отмена полностью или частично путем издания но­во­го акта по данному вопросу без указания в его тексте об отмене ста­рого.

Закон обратной силы не имеет, т.е. он не должен распрос­траняться на те отношения, которые уже существовали до момента вступления его в юридическую силу. Придание закону обратной силы возможно в 2-х случаях: если в самом законе об этом сказано; если закон смягчает или вовсе устраняет ответственность. Нормативные акты утрачивают си­лу при следующих основаниях:

· по истечении срока действия акта, на который он был принят;

· в связи с изданием нового акта, заменившего ранее действующий;

· на основании прямого указания конкретного органа об отмене дан­но­го акта.

В пространстве нормативные правовые акты действую по-раз­ному. Не­которые действуют на всем пространстве, находящемся под юрис­дик­­цией государства (например, конституция, уголовный, граж­дан­ский ко­­дексы), некоторые только на части территории (например, уставы, из­­бирательные законы субъектов Федерации, акты, принятые для со­во­куп­­ности территорий, например, – Крайнего Севера России).

Но территориальный принцип действия нормативных правовых ак­тов не абсолютен. Некоторые из них могут иметь экстер­риториальный ха­­рактер. Так, нормативные правовые акты, изданные на территории од­­ного государства, могут признаваться и действовать на территории дру­­гого, а одной административно-территориальной едини­цы – на тер­ри­­­то­­рии другой. Это достигается путем заключения межгосу­дар­ст­вен­ных сог­­лашений, либо принятием национального законода­тельства, ре­гу­­ли­ру­ю­щего вопросы коллизий между нормами различных частей го­су­­дарства.

Принцип территориального действия нормативных правовых актов пре­допределяет и их действие по лицам, т. е. предписания нор­ма­тив­но­го правового акта распространяются на всех указанных в нем су­бъек­тах, находящихся на территории действия акта. Из этого общего пра­ви­ла есть исключения:

· лица, пользующиеся правом экстерриториальности, должны подчи­нять­ся праву страны пребывания, но к ним не могут быть приме­не­ны меры государственного принуждения (санкции правовых норм) дан­ной страны;

· иностранцы и лица без гражданства не могут быть субъектами не­ко­то­рых правоотношений.

Граждане и органы государства должны подчиняться в полном объе­ме законам своего государства, но даже если они находятся на тер­ри­­­тории иностранного государства, то здесь территориальное действие ак­та заменяется действием по лицам. Указанные субъекты находятся од­новре­менно под пространственным действием иностранного права и лич­ностным действием своего национального права. Здесь действует прин­цип – «право следует за лицом».

Другие формы (источники) права относятся к так назы­ваемым неза­ко­­нодательным, т.е. они формируются не специаль­ными зако­но­твор­чес­­кими органами государства.

Судебный прецедент – это общее официальное правило, которое ус­та­навливается судьей при решении конкретного дела (в тексте су­деб­но­го решения по конкретному делу) в том случае, когда он обнаруживает, что из всех действующих правовых норм ни одна не подходит к дан­но­му случаю. Это общее правило становится обяза­тельным, частью дей­ст­­вующего права, которое подлежит применению судами, равными по ста­тусу данному суду, а также всеми нижестоя­щими судами. Судебный пре­цедент – один из основных источников права в странах, при­над­ле­жа­щих к англосаксонской правовой семье.

Признание прецедента источником права позволяет судебным и ад­ми­­нистративным органам выполнять правотворческие функции, т. к. они фактически обладают правом создавать новые нормы права. Тем са­мым устраняются противоречия между развивающейся практикой и дей­ствующим законодательством, что позволяет решать дела при от­сут­ствии норм права.

Правовой обычай – это придание официальной юридической силы дей­ствующему в обществе простому, неправовому обычаю путем ис­поль­зования его для решения конкретного дела в правоприме­ни­тель­ном государственном органе (например, в суде). Отличие правого обы­чая и судебного прецедента в том, что используется уже известный обы­чай. Форма выражения – судебное решение. Каждый раз этот обы­чай нуждается в своем подтверждении (суд ссылается не на решении пре­дыдущего суда, а на соответствующий обычай). Этот источник пра­ва имеет субсидиарное (дополняющее) значение. Право­вые обычаи име­ют наибольшее распространение в гражданском, семейном, аг­рар­ном праве, а также в международном праве, в част­ности, во внеш­не­тор­го­вом обороте. Обычаи как бы восполняют отсут­ствие в за­ко­но­да­тель­ст­ве той или иной нормы. Существуют правовые системы, где роль пра­­вового обычая и вообще обычаев достаточно велика. К ним от­но­сит­ся обычное право африканских государств, где обычаями ре­гу­ли­ру­ют­ся брачно-семейные, земельные отношения и отношения в области нас­­ледования. Эти традиционные отношения и в наши дни регулируют нор­мы обычного права, а судебные органы решают такого рода споры на основе местных обычаев, придавая им юридический, государством за­щищенный характер.

Принцип права – основополагающая идея права (справедли­вость, на­­родовластие, презумпция невиновности, причиненный вред должен быть возмещен и т.д.). Принципы права используются при решении конк­ретных дел в случае, если невозможно найти подходящие пра­во­вые нормы для данного случая. Принципы права в целом или его от­рас­ли сформулированы в конституциях государств, отраслевом за­ко­но­да­тель­стве, международно-правовых договорах. Поэтому приме­нение прин­ципов права к конкретному делу не основывается только на пра­во­соз­­нании правоприменителя, но и на действующих конститу­ционных и обык­­новенных законах, где эти принципы нормативно сфор­му­ли­ро­ва­ны.

Правовая доктрина – это система взглядов, представлений о праве, о его принципах, изложенная признанными авторитетами в области юрис­­пруденции; это теоретические положения, научные теории юри­ди­чес­кого характера, в которых форму­лируются важнейшие принципы, юри­дические категории, понятия, воззрения юристов-ученых. В не­ко­то­рых странах правовая доктрина выступает источником права. Так, в анг­лийских судах при разрешении конкретных дел принято ссылаться на труды известных юристов при обосновании принятого судебного ре­ше­­ния. Аналогичная практика существует и в некоторых му­суль­манс­ких государствах: основным источником мусульманского права яв­ля­ет­­ся исламская религиозная правовая доктрина.

Нормативный договор – соглашение между сторонами, направ­лен­ное на установление официальных юридических правил. Например, меж­дународный договор, коллективный договор между хозяином (пред­принимателем) и наемными работниками в лице их профсоюза.До­говоры нормативного содержания – это соглашения между субъек­та­ми, которые добровольно закрепляют взаимные права и обязанности и обя­зуются их соблюдать. Подобные соглашения служат основой для при­нятия других нормативных правовых актов. Такие договоры рас­про­странены в трудовом праве при заключении контрак­тов между ра­бо­­тодателем и работником, в международном праве.

Деловое обыкновение – это правило, которое складывается в про­цес­се делового обмена, оно связано с торгово-деловыми отноше­ниями. В от­­личие от правового обычая, деловое обыкновение не имеет глубоких кор­ней в опыте человеческого бытия. Как правило, это призна­ваемая в дан­ный момент наиболее оптимальная модель поведе­ния в торговом обо­­роте. Например, с появлением общедоступных телефонных сетей поя­вилось деловое обыкновение, в соответствие с которым приз­на­ва­лось правомерным заключение гражданско-правовых сделок по те­ле­фо­ну. В каждой стране, в зависимости от истории ее развития, осо­бен­нос­тей этой истории, национальных традиций, общей и правовой куль­ту­ры и т.д., принята та или иная совокупность источников права, ус­та­нов­­лена их иерархия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 376; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.