Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сравнительная характеристика количественных и качественных методов




Кейс-стади и монографическое исследование

Там, где исследователь сталкивается с принципиально новой проблемой или там, где ему неясна проблема, которая интересует заказчика, там, где проблему еще предстоит сформулировать, первоначально используются качественные методы исследования и сбора информации.

Количественный подход Качественный подход
Методология
Объективное знание, описание логических связей между параметрами явления; логика движения исследования: от понятий к фактам Относительное знание, описание общей картины события; Логика движения исследования: от фактов и рассказов – к понятиям и концепциям
Фокус анализа
Общее, классификация путем отождествления; в центре – структуры, внешнее, объективное Особенное, частное, описание случаев; в центре – человек, внутреннее субъективное
Исследовательские цели и задачи
Причинное объяснение, измерение, получение количественных данных Истолкование, понимание
Исследовательский стиль
Жесткий, «холодный», систематизирующий Мягкий, «теплый», ориентированный на представление

 

В начале ХХ века один из основателей американской социологии, Ф.Гиддингс, определил различие методов так: в выборочном исследовании описывают несколько штрихов с портрета большого количества людей, в кейс-стади – много черт о малом количестве людей. Кейс-стади, исследование случая, характеризуют как детальное рассмотрение события или серии взаимосвязанных событий на отдельно взятом, но представительном объекте.

В отечественной социологии практика качественных методов активно используется с начала девяностых годов ХХ века. Как раз в это время предметом социологических исследований стали процессы глубоких трансформаций всех сфер общественной жизни. Например, московские социологи обратились к опыту вхождения в рыночные отношения одного из московских заводов[5]. Длительное время, в 1991-1995 гг. группа социологов изучала все стороны жизни предприятия тяжелого машиностроения: изменение форм собственности и смены руководства, изменение стиля отношений руководства и рабочих, изменение принципов управления и изменения климата в коллективе. Исследователи выявили, что противоречие успешного в экономическом плане развития завода и драматических событий в коллективе (директор завода был убит, внутри руководства завода развивались конфликты, рабочие остро чувствовали свою отчужденность) связаны не только с быстрым темпом преобразований, но и с глубоким непониманием, возникшим между менеджерами и рабочими. Когда руководство увлеклось системой Хаббарда и стало насаждать соответствующие правила и лексику, они буквально стали говорить на разных языках. Наблюдения и интервью, проведенные на заводе, наглядно представило конфликты переходного периода на промышленном предприятии: стабилизация производства, гибкая экономическая стратегия сочеталась с борьбой группировок контроль над собственностью, кризисами трудовой идентичности работников. Новое руководство предприятия должно было учесть реальность, детально представленную в отчете социологов.

Подобные исследования проводились Самаре, Сыктывкаре, ряде других промышленных городов. Участник одного из исследований пишет, что «фокусом нашего case study были изменения производственных отношений и управления на промышленных предприятиях. В качестве "случаев" выступали отдельные промышленные предприятия четырех регионов России. Предприятия очень разные - по величине, по ведомственной принадлежности, по характеру выпускаемой продукции, по форме собственности и т.д. Тем не менее общие экономические и политические условия, в которые они были поставлены в последние годы, обусловили сходность происходящих на них процессов. Кроме детального описания и анализа процессов, происходящих на каждом предприятии, в наши задачи входило определение некоторых общих их черт. Исследование носило сравнительный характер, что, несомненно, предполагало возможность некоторого обобщения»[6]. Целостное описание объекта предполагает использование всех доступных источников. Например, широко известная в городе забастовка в одном из цехов предприятия "Кольцо" была описана с привлечением материалов из восьми источников: интервью с руководителем забастовки, с участником забастовки, с главным инженером предприятия, на котором она происходила, с председателем завкома, с профсоюзным лидером цеха, который не поддержал забастовку, с лидерами Союза рабочих, с рабочими других предприятий, которые выступили в поддержку бастующих, с представителем прокуратуры, который занимался судебным процессом.

Наиболее распространенные методы сбора информации в кейс-стади: свободное интервью и включенное наблюдение.

Монографическое исследование предполагает работу на одном объекте, включенное наблюдение и анализ документов, постепенное погружение в мир информанта, наблюдение, протяженное во времени и пространстве, продвижение за пределы социальной ситуации в прошлое данной ситуации и во внешнее ее окружение в настоящем[7].

С детального описания ситуаций и отдельных объектов в ряде случаев уместно начать и учебные исследования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 865; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.