Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод наблюдения. Наблюдения широко распространены в различных областях деятельности и повседневной жизни




 

Наблюдения широко распространены в различных областях деятельности и повседневной жизни. Научное наблюдение подчинено ясной исследовательской цели и четко сформулированным задачам; наблюдение планируется по заранее продуманной процедуре; все данные наблюдения фиксируются по определенной системе; информация, полученная путем наблюдения должна поддаваться контролю на обоснованность и устойчивость.

Наблюдение в социологии, в отличии наших наблюдений в повседневной жизни, – прямая регистрация событий очевидцем, направленное, систематическое, непосредственное прослеживание и регистрация социально значимых явлений, процессов, событий.

Области применения. Наблюдение эффективно используется при анализе самых разнообразных форм общения между людьми, например при исследовании системы организации деятельности предприятий и учреждений.

При анализе производственной деятельности объектом наблюдения может стать то, как члены трудового коллектива реагируют на изменение условий, характера, содержания труда. Наблюдаться должны значимые для участников трудового процесса ситуации, в которых наиболее остро, иногда конфликтно проявляются их отношение к труду и друг другу.

Метод используется, когда нужно уточнить направления планируемого исследования, получить предварительное представление об объекте; когда нужны иллюстративные материалы; в качестве самостоятельного метода исследования и в составе т.н. монографических обследований объекта, – например, повседневной работы администрации. Метод применяется и на заключительной стадии массовых исследований, для уточнения и истолкования основных выводов.

Особенности, достоинства и недостатки метода. Наблюдение связано с изучением динамики отношений, характерных для деятельности индивида или группы, ведется одновременно с развитием изучаемых явлений, открывает возможность непосредственно воспринимать поведение людей в конкретных условиях и в реальном времени. Наблюдение дает моментальный снимок явления, поскольку ситуация наблюдения во многом уникальна, неповторима и наблюдения сложно или практически невозможно повторить. Цель и задачи наблюдения имеют частный характер, поэтому обобщения результатов наблюдений очень ограничены. Наблюдение помогает избежать влияния свойств респондента на информацию, но повышает влияние качеств исследователя и его индивидуальных ожиданий, а также создает проблему совпадения, «совместимости» установок и ожиданий наблюдателя и наблюдаемых.

Классификация наблюдений

По степени формализованности
Нестандартное (неструктурированное, неконтролируемое), исследователь пользуется лишь общим принципиальным планом исследования Стандартное (контролируемое, структурированное) – исследователь регистрирует события по детально разработанной процедуре
В зависимости от положения наблюдателя
Включенное (соучаствующее) – исследователь имитирует вхождение в социальную среду и регистрирует события как бы «изнутри»; модификация – стимулирующее наблюдение, в процессе которого исследователь создает некоторую экспериментальную обстановку Простое наблюдение – исследователь регистрирует события «со стороны»
По условиям организации
полевое лабораторное

Процедура наблюдения. Если наблюдение проводится для уточнения гипотез и применяют простое неструктурированное наблюдение, то его ориентирами являются: наблюдаемые – количество человек, участвующих в ситуации, их социально-демографические характеристики и характер взаимоотношений, распределение функций и ролей; обстановка – место нахождения ситуации, типичное для этого места поведение и возможные отклонения в поведении участников наблюдаемой группы; социальное поведение – характер деятельности наблюдаемой группы, стимулы деятельности и ее объект; частота и продолжительность – время, длительность, повторяемость наблюдаемой ситуации, ее уникальность или типичность – это может быть ориентировочным планом наблюдения, имеющего целью структурировать объект, выделить в нем разнородные свойства, элементы, функции. Наблюдатель по ряду признаков может установить цель деятельности группы – случайна или закономерна наблюдаемая ситуация, наличие определенных формальных или неформальных целей, совместимость или противоположность целей участников

Наблюдение, как и любой другой метод сбора информации, не должен нанести вреда сообществу, не предполагает вмешательства исследователя в ход событий и служит лишь установлению фактов. Инструкция для наблюдателя требует от него различать события и реакции на них и умения выделить в событиях максимальное число элементов. Способ регистрации событий и способ отнесения событий к той или иной категории, чет оговаривается в инструкции наблюдателю.

Примером практики понимающей социологии может быть включенное наблюдение. Здесь исследователь должен двигаться к истолкованию поведения других людей, преодолевая свое субъективное отношение к ним, свои ценности, что восстановить ценности наблюдаемых. Чрезвычайно важно моральная обоснованность наблюдения.

Виды включенного наблюдения в связи с особенностями роли социолога

Роли социолога
«Участник» «Участник-наблюдатель» «Наблюдатель»
Личность исследователя и его цели не известны наблюдаемым, они принимает участие в исследуемом процессе наравне со всеми членами коллектива, роль неформальна Исследователь не скрывает своей роли и целей работы, наблюдает жизнь коллектива с согласия его членов, роль формализована Наблюдаемым не известны задачи исследования и своя роль в нем, контакты с наблюдаемыми минимальны, роль формализована
Исследовательская позиция
Рядовой член коллектива, держащийся в тени и не привлекающий внимания   Социолог-практик, заводской социолог, консультант   Внешний наблюдатель, объясняющий свое присутствие лишь в крайнем случае

Если предмет исследования достаточно хорошо знаком, его признаки известны, применяется простое структурированное наблюдение.

Например, в исследовании «Собрание как канал выражения общественного мнения и реакция на него государственных и общественных институтов», московские социологи разработали карточку наблюдения для каждого этапа собрания: ситуация перед началом, регистрации участников, ведение выступлений и дискуссии, время принятия решения. На каждом этапе элементы наблюдаемого поведения фиксировались в зависимости от силы проявления реакции. Так, элементы «одобрительная реакция» или «занятие посторонними делами» могли быть зафиксированы для президиума, большинства аудитории, половины аудитории, нескольких человек, что и говорило об интенсивности реакции[8].

В карточке наблюдения фиксируют дату, место и время наблюдения, фамилию наблюдателя. В приведенном примере карточка имела вид:

Элементы поведения Сила проявления реакции (задается шкала) Особые заметки наблюдателя  
Одобрительные реплики, возгласы, аплодисменты   (для неформализуемых признаков)
Неодобрительные реплики и возгласы  
и т.п., вплоть до занятий посторонними делами  

Карточка моментного наблюдения включает:

Время (любой заданный интервал) Элементы наблюдаемого поведения и реакции (кодируются) а б в г д е ж з и к … Особые отметки
0 – 30 мин + + - - + - - - + +  
30 – 60 мин + + + - - - + + + +  
N мин    

А, Б, В и т.д. – стандантизированные элементы ситуации, например действия с объектами, число людей у объекта, сила выражения реакции. Плюсом или отражают наличие элемента. При ведении таких наблюдений важно, в зависимости от распределения наблюдаемых признаков во времени и пространстве, выбрать соотношение моментов наблюдения и их пространственной локализации.

Например, для наблюдения поведения студентов в библиотеке, студентка выбрала три временных интервала в утренние и вечерние часы и в большой перерыв. Для определения элементов ситуации она использовала «нормативную» модель поведения, включающую виды учебной работы и связанного с ней общения. В ходе наблюдения выявлено, что и число посетителей, и характер работы значительно различается по времени дня. Сама наблюдатель согласна с гипотезой, что многие студенты не умеют организовать свою работу и не владеют навыками делового общения и работы с книгой. Аудитория же выдвинула «встречные» гипотезы: о возрастании мотивации работы к концу семестра и о том, что библиотеку вообще стоит рассматривать не как центр передачи специализированной информации, а как центр социально-культурного общения. Значит, наблюдение помогло сформулировать предположения для дальнейшего изучения темы.

Карточка наблюдения за процессом может включать, помимо стандартного перечня сведений, перечень особо интересующих заказчика вопросов. Например, наблюдение за ходом встречи с избирателями фиксируют форму проведения встречи, преобладающий состав аудитории, использование агитационных материалов, вопросы, вызвавшие наиболее бурную положительную или отрицательную реакцию и характеристику общей атмосферы, эффективности и качества подготовки встречи. Ясно, что анализ материалов таких наблюдений поможет скорректировать работу с избирателями, понять существо их отношения к той или иной проблеме, тем или иным чертам личности и поведения кандидат. Ясно также, сколь велика роль объективности наблюдателя.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 753; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.