КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие «личностно-профессиональная компетентность педагога», интра и – интерперсональные компетентности, способствующие самоактуализации и саморазвитию
ЛЕКЦИЯ 3. Экзистенциально-гуманистического подхода Ключевые компетентности личности в рамках
Личностно-профессиональная компетентность будущего педагога рассматривается как профессионально значимые качества личности, способствующие процессам самоактуализации и саморазвития. К названным качествам относятся: · интраперсональные компетентности педагога - личностные компетентности, способствующие самоактуализации и саморазвитию педагога на уровне внутреннего мира (являются психологическим основанием интерперсональных компетентностей): -позитивная Я-концепция педагога (гармоничный и адекватный образ самого себя; принятие себя; позитивное отношение к себе, к собственному внутреннему миру (аутосимпатия); доверие к себе и уверенность в своих личностных силах; понимание себя – собственных эмоций, чувств, состояний и потребностей (аутоэмпатия), и стремление глубже узнать себя – самопознание);
- аутентичность (понимание и переживание педагогом подлинной индивидуальности, уникальности собственной личности); - автономность (неконформность, независимость, личный суверенитет, проявляющийся во внутренней свободе, не подверженности авторитарным или манипулятивным воздействиям, в стремлении руководствоваться в личной и профессиональной жизни собственными целями, убеждениями и принципами); - интенциональность (понимание педагогом процесса развития личности, как направленного, идущего «изнутри» организма и отношение к себе как к «главному фактору» становления собственной личности, опора в процессе саморазвития на свой внутренний мир); - интернальность (внутренний, субъективный локус контроля) - принятие ответственности на себя за события собственной жизни, способность делать самостоятельные выборы, ведущие к развитию и нести ответственность за них; - открытость личностному и профессиональному опыту (основа способности к установлению конструктивных взаимоотношений с окружающими, ведущих к получению нового опыта, как на личностном, так на профессиональном уровнях); - умение жить настоящим (осознание всех временных локусов своей жизни, понимание актуальности и экзистенциальной ценности настоящего момента жизни «здесь и сейчас»); · интерперсональные компетентности педагога – личностные компетентности, способствующие самоактуализации и саморазвитию педагога в непосредственной профессиональной деятельности: - диалогическая коммуникативная направленность педагогаво взаимоотношениях с учащимися (ориентация на конструктивное, равноправное общение, основанное на взаимном уважении и доверии, ориентация на взаимопонимание, взаимную открытость и коммуникативное сотрудничество, стремление к взаимному самовыражению, развитию);
-естественность, непосредственность, искренность(конгруэнтность) - (от лат. congruens – соответствующий, совпадающий). Высокая степень конгруэнтности означает, что нечто сообщаемое или как-либо выражаемое педагогом в процессе общения с учащимися соответствует внутренне им переживаемому. «Быть конгруэнтным значит быть естественным, искренним, быть самим собой, тем, кто ты есть на самом деле» [10, c. 64]; - позитивное отношение педагога к учащимся, которое является «не розовым оптимизмом», а таким отношением «… которое основано на доверии и уважении к ним как к личностям. Признанием их прав и свобод, их своеобразия и неповторимости, их права идти своим путём и отвечать за свой выбор, верой в их силу и мудрость» [1]; -эмпатия педагога,как процесс сопереживания, эмоционально-интуитивного принятия и постижения внутреннего мира учащегося. Эмпатия является эмоциональной основой, связующей нитью диалога личностей в образовательном процессе. Эмпатия как особое «сочувственное понимание» дополняет в диалоге понимание рациональное; - толерантность педагога, как терпимое отношение к проявлению индивидуальности учащихся и других участников образовательного процесса, которое основано на принятии и уважении их своеобразия, неповторимости, свободы самовыражения; - высокая интеллектуальность педагога – направленность педагога на интеллектуальный рост, профессиональное самосовершенствование (теоретическая и практическая база знаний, выраженная познавательная потребность; стремление к развитию когнитивной сферы; профессионального мышления; направленность на совместную с будущими педагогами исследовательскую деятельность; стремление как обучать (фасилитировать) других, так и учиться самому); - креативность (выраженное стремление педагога к творчеству и сотворчеству с учащимися, открытость и поддержка живого, творческого поиска ими собственных способов познания и развития). Перечисленные компетентности являются личностными и в тоже время профессионально значимыми качества педагога, ключевыми личностно-профессиональными компетентностями. Проявление названных качеств педагогом в учебном процессе, способствует развитию аналогичных качеств у учащихся. Таким образом, создаются фасилитирующие педагогические взаимоотношения между педагогом и учащимся, создаётся гуманистическая образовательная «атмосфера» глубинного, истинного общения, в которой становится возможными самораскрытие, самоактуализация и саморазвитие учеников.
Отметить, что с точки зрения представителей экзистенциально-гуманистической педагогики и психологии саморазвитие и самоактуализация не являются синонимичными терминами. Природа личности такова, что её развитие, прежде всего, осуществляется не путём присвоения чего-то извне, а через самораскрытие, развитие внутренней сущности. Конструктивный вариант личностного развития, определяется термином «самоактуализация» (self-actualization). Самоактуализация – это естественный процесс, обусловленный стремлением индивидуума к возможно более полному выявления и развитию своих возможностей, способностей и талантов; она проявляется, как унаследованная тенденция двигаться в сторону усиления себя, к психическому и физическому здоровью, к личностной автономии. Самоактуализации, согласно А. Маслоу и К. Роджерса является внутренним источником развития личности, ее самореализации. Тогда как процесс саморазвития – это не столько актуализация природного потенциала человека, сколько его «самодостраивание» - обретение ранее не заданных личностных свойств и качеств, требующее максимальной концентрации личностных ресурсов, воли, творчества, способностей, духовных сил, в условиях свободного и сознательного выбора возможностей, предоставляемых внешним миром [31].
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 675; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |