Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Личностно ориентированное развивающее обучение с приоритетом технологии саморазвивающего обучения И.С. Якиманской




Педагогические технологии развивающего обучения (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, И.П. Волков. Г.С. Альтшуллер, И.П. Иванов, И.С. Якиманская, Г.К. Селевко).

36. Система развивающего обучения Л.В.Занкова.

37. Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина- В.В.Давыдова.

38. Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П. Волков. Г.С. Альтшуллер, И.П. Иванов).

40.Педагогическая технология развивающего обучения Г.К. Селевко.

41. Педагогические технологии авторских школ (Е.А. Ямбург, Б.А. Бройде, И.Ф. Гончаров, Л.Н. Погодина, А.Н. Тубельский, М.А. Балабан, А.А. Католиков, Д. Ховард).

42. Школа адаптирующей педагогики (Е.А. Ямбург, Б.А. Бройде).

43. Модель «Русская школа» (И.Ф. Гончаров, Л.Н. Погодина).

44. Школа самоопределения (А.Н. Тубельский).

45. Школа-парк (М.А. Балабан).

46. Агрошкола (А.А.Католиков).

47. Школа Завтрашнего Дня (Д. Ховард).

 

В качестве итогового контроля знаний студентов проводится также экзамен.

Оценка знаний, умений и навыков студентов проводится по традиционной 5- бальной системе по трем уровням, предложенным в начале учебно- методического пособия.

 

Основные вопросы к экзамену по разделу педагогики

«ДИДАКТИКА И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ»

1. Обучение в целостном педагогическом процессе.

2. Дидактика и ее категории.

3. Обучение как способ организации педагогического процесса.

4. Функции обучения.

5. Профессиональные качества учителя.

6. Методологические основы обучения. Деятельность учителя и студентов в процессе обучения.

7. Логика учебного процесса и структура процесса усвоения.

8. Виды обучения и их классификация.

9. Понятие развивающего обучения, его характерные признаки. Роль обучения в развитии личности.

10. Закономерности и принципы обучения.

11. Теория развития личности.

12. Современные дидактические концепции. Характеристики основных концепций развивающего обучения.

13. Современные подходы к разработке личностно развивающего обучения.

14. Различные определения этапов усвоения знаний: восприятие, осмысление, закрепление; а также приёмы и способы их осуществления в практической деятельности учителя (по Харламову И.Ф.; Ильиной Т.А.).

15. Понятие метода обучения и его функции.

16. Приёмы и средства обучения.

17. Требования учителя к выбору метода обучения.

18. Классификация методов обучения.

19. Современная классификация методов обучения.

20. Понятие о формах организации обучения.

21. Классно-урочная система в истории школы, её признаки.

22. Урок – основная форма организации обучения и его особенности.

23. Типология и структура уроков. Нестандартные уроки в школе.

24. Современный урок, его особенности и эффективность.

25. Другие формы обучения и их сущность.

26. Технология проектирования педагогического процесса.

27.История возникновения технологии обучения. Понятие технологии обучения.

28.Технология обучения, ее специфика и основные черты, обучающий цикл.

29.Технология контроля образовательного процесса.

30.Новые информационные технологии в образовании: определение, классификации.

31. Понятия «регулирование», «коррекция» и «контроль» в образовательном процессе.

32. Виды и модели обучения: сущность, принципы, методы и их взаимосвязь в учебном процессе (обучение репродуктивное, программированное, проблемное, развивающее, модульное, компьютерное, игровое и др.).

33. Государственный образовательный стандарт. Основы законодательства о труде и школе.

34. Учебные планы, программы, учебно-методические комплекты, пособия, учебники.

35. Содержание образования: понятие, основные компоненты (базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования).

36. Понятие «оценка» и «отметка». Способы оценивания знаний, умений, навыков.

37.Работа в режиме развития авторских школ («школа диалога культур» В.С.Библер, «школа развивающего обучения» В.В.Давыдов, «школа самоопределения» А.Н.Тубельский).

38. Основные концепции современной системы обучения (концепции, ориентированные на психическое развитие (Л.В. Занков, З.И. Калмыкова, Е.Н. Кабанова-Меллер); концепции, учитывающие личностное развитие (Г.И. Цукерман, В.В. Давыдов-Д.Б. Эльконин, А.С. Смирнов).

39. Инновационные образовательные процессы и инновационные учебные заведения (авторские школы, гимназии, лицеи, средние общеобразовательные школы с углубленным изучением отдельных предметов и др.).

40. Педагогические технологии и их обусловленность характером педагогических задач.

 

Рекомендуемая литература:

 

1.Афонина Г.М. Педагогика. Курс лекций и семинарские занятия. /Г.М. Афонина./ Под ред. О.А.Абдуллиной.- Ростов н/Д.: Феникс, 2002. – 512 с.

2. Бабанский Ю.К. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. /Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин, Н.А. Сорокин, Т.Н. Мальковская, Е.Н. Белозерцев,

В.А. Поляков, Д.М. Гришин. /Под ред. Ю.К. Бабанского.– М.: Просвещение, 1988. – 479 с.

3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. /В.П. Беспалько.– М.: Педагогика, 1989. – 192 с.

4. Бондаревская Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Учеб. пособие для студентов средних и высших пед. учеб. заведений, слушателей ИПК и ФПК. /Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич.– Ростов н/Д.: Творческий центр "Учитель", 1999.– 560 с.

5. Воронин А.М. Педагогические теории, системы, технологии. Учебное пособие для студентов педвузов./ А.М. Воронин, В.Д. Симоненко. – Брянск: Изд–во Брянского гос. пед. ун–та им. Академика И.Г. Петровского, 1996.–133 с.

6. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. Конспект–пособие для студентов–педагогов и учителей./ В.В. Воронов. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997.– 146 с.

7. Гришин Д.М. Педагогика: основные понятия, схемы, таблицы. Учебное пособие./ Д.М. Гришин, В.И. Прокопенко. – Калуга: КГПИ, 1991. – 112 с.

8. Ильина Т.А. Педагогика: Курс лекций. Учеб. пособие для студентов пед. ин–тов. / Т.А. Ильина. – М.: Просвещение, 1984. – 496 с.

9. Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. – Учебное пособие для высш. учеб. заведений./ Н.П. Капустин. – М.: Академия, 1999.– 216 с.

10. Козырева О.А. Культура самостоятельной работы. Учебно–методическое пособие к компьютеризированному учебнику. /О.А. Козырева. – Новокузнецк, 1997.– 102 с.

11. Козырева О.А. Статистическая обработка результатов педагогических исследований. Учебно-методическое пособие для студентов и аспирантов./ О.А. Козырева. - Новокузнецк: НГПИ, 1998,- 80 с.

12. Кундозерова Л.И. Научная работа студентов: рефераты, курсовые и дипломные работы. Учебно- методическое пособие. / Л.И.Кундозерова, О.А.Козырева.- Новокузнецк: НГПИ, 2000. – 74с.

13. Оконь В. Основы проблемного обучения. /В. Оконь. /Пер. с польск. С.Ф. Жуйкова. – М.: Просвещение, 1968.– 208 с.

14. Полай Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров /Е.С. Полай, М.Ю. Бухарина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров /Под ред. Е.С. Полай. – М.: Академия, 1999. – 224 с.

15. Смирнов С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. учеб. заведений /С.А. Смирнов, И.Б. Котов, Е.Н. Шиянов, М.В. Зверева, В.В. Репкин, Н.Ф. Голованова, Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, Е.А. Горшкова, Н.И. Шелихова, Р.Б. Стеркина, Е.Г Юдина /Под ред. С.А. Смирнова.– 3–е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 1999. – 512 с.

16. Сластенин В.А. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. /В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа–Пресс, 1998. – 512 с.

17.Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. /Отв. ред. М.М. Буланова-Топоркова. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 544 с.

18.Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей./ Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996.– 604 с.

19.Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. Учебник для студентов пед. вузов. В 2 кн. Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения./ И.П. Подласый. – М.: ВЛАДОС, 1999.– 576 с.

20. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. Учебник для студентов пед. вузов. В 2 кн. Кн. 2. Процесс воспитания./ И.П. Подласый.–М.: ВЛАДОС, 1999.– 256 с.

21. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие для вузов./ Г.К. Селевко.– М.: Народное образование; Школьные технологии, 1988. – 255 с.

22. Селевко Г.К. Технология саморазвития личности школьника. /Г.К. Селевко. //Школьные технологии. – 1999.–№6.– С.5–26.

23. Психология и педагогика. Учебное пособие для вузов. /Под ред. А.А. Радугина. – М.: Центр, 1999. – 256 с.

24. Российская педагогическая энциклопедия в 2–х т. Т.1. /Гл. ред.

В.В. Давыдов. – М.: Большая Российская Энциклопедия. – 1993. – 608 с.

25. Российская педагогическая энциклопедия в 2–х т. Т.2. /Гл. ред.

В.В. Давыдов. – М.: Большая Российская Энциклопедия. – 1999. – 672 с.

26. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. /Т.А. Стефановская. – М.: Совершенство, 1998.– 368 с.

27. Филлипова В.Л. Педагогика школы. Задачи и упражнения./ В.Л.Филиппова. — Петрозаводск.: Радуга, 1983. – 321 с.

28. Харламов И.Ф. Педагогика. Учеб. пособ. /И.Ф. Харламов.– М.: Высш. Школа, 1990.– 576 с. (новый учебник 2000 г.)

29. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. /

А.В. Хуторской. – СПб: Питер, 2001.– 544 с.

30. Энциклопедия современного учителя. – М.: Изд–во Астриль, Олимп, АСТ, 2000. – 336 с.

31. Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / В.А. Ядов. – Л.: ЛГУ, 1979. – 264 с.

32. Якиманская И.С. Развивающее обучение. /И.С. Якиманская.– М.: Педагогика, 1979.– 144 с.

33. Якунин В.А. Педагогическая психология. Учебное пособие. /В.А. Якунин. – СПб.: Полиус, 1998. – 638 с.

34. Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. Книга для учителя. /М.Г. Яновская. – М.: Просвещение, 1986.– 160 с.

35. Ярошевский М.Г. История психологии. /М.Г. Ярошевский. – М.: Мысль, 1985.– 564 с.

36.Ясвин В.А. Экспертиза школьной образовательной среды / В.А. Ясвин. – М.: Сентябрь, 2000. - 128 с.

 

 

Приложение № 1. Структура исследования реферата, курсовой и дипломной работы

 

Любое педагогическое исследование предполагает определение общепринятых методологических параметров это проблема, тема, объект, предмет, цель, задачи, гипотеза и защищаемые положения. Основными составляющими качества педагогического исследования являются критерии актуальности, новизны, теоретической и практической значимости. Структура научных работ различается по объему (реферат – 10 - 20 страниц, курсовая работа - 20-30 страниц, дипломная работа – 50 -70 страниц) и количеству вышеназванных элементов исследования для реферата, курсовой и дипломной работы.

Актуальность исследования заключается в необходимости, востребованности и нерешенности в социуме той или иной проблемы, которая выявлена в ходе анализа психолого- педагогической литературы и эмпирических данных.

Актуальность отражает социальный заказ общества, указывает на важнейшие противоречия, которые имеют место в практике. Например:

- между вечной потребностью личности и общества в адекватном нравственном самоопределении каждой личности и реально сложившимися сложными и противоречивыми условиями обновленного общества (школа, семья, социум и т.п.);

- между необходимостью в реальной педагогической практике формирования ценностных ориентаций как основы нравственного самоопределения молодежи и недостаточной разработанностью соответствующего педагогического инструментария и т. д.

Проблема выражает основное противоречие, которое должно быть разрешено средствами науки. Исследовательская проблема выступает как состояние "знания о незнании", т.е. выражение потребности в изучении какой-то области социальной жизни, педагогического явления и возможности активного влияния на разрешение противоречий.

Например: каков педагогический инструментарий формирования ценностных ориентаций обучающихся, как должна быть изменена воспитательно-образовательная среда школы? и т. д. Противоречия выявляются с помощью различных методик.

Сформулированная актуальность, проблема обуславливают выбор темы исследования, которая должна соответствовать содержанию.

Например: «Формирование ценностных ориентаций обучающихся в культурно-образовательной среде школы» и т. д.

Решение проблемы составляет цель исследования это переформулированная проблема, ориентация на желаемый результат, то к чему стремится исследователь. В работе всегда ставится одна цель.

Например: разработать и апробировать содержание, образовательно-технологические средства и критерии формирования ценностных ориентаций обучающихся и т. д.

 

Формулировка проблемы влечет за собой выбор объекта исследования это то, на что направлен процесс познания: педагогический процесс, область педагогической действительности, педагогическое отношение, т. е. все то, что содержит в себе противоречие.

Например: процесс формирования ценностных ориентаций обучающихся в культурно-образовательной среде школы.

Частью объекта исследования выступает предмет исследования, суть которого отражается в оглавлении (содержании) работы.

Например: педагогические условия формирования ценностных ориентаций обучающихся в культурно-образовательной среде школы.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определяются задачи исследования это дробленая цель, т.е. то, что нужно сделать для того, чтобы цель была достигнута.

Например: 1. Выявить и обосновать совокупность теоретико-методологических предпосылок формирования ценностных ориентаций с позиций нравственного самоопределения обучающихся (или оценить основные направления ……., состояния категории педагогики ……… или специфику процесса развития……., явления или тенденции….. и т. д.).

2. Проанализировать понятие «ценность», «ценностные ориентации» в теории и выявить ценностные ориентации обучающихся, влияющие на их нравственное самоопределение или (исследовать теоретический и практический материал по проблеме исследования на различных этапах развития педагогики, по первоисточникам педагогов, психологов и личным наблюдениям и т. д.).

3. Выявить и экспериментально проверить педагогические условия формирования ценностных ориентаций обучающихся в культурно-образовательной среде школы; разработать и апробировать содержание, образовательно-технологические средства формирования ценностных ориентаций обучающихся (или обобщить, систематизировать теоретический и практический материал по теме исследования, выявить закономерности, предпосылки и т. д.).

4. Выявить критерии, определить показатели и методику диагностики уровней сформированности ценностных ориентаций с позиций нравственного самоопределения обучающихся (или реализовать полученные данные исследования на практике или способствовать усовершенствованию, внедрению, формированию……в педагогической деятельности, в социуме и т. д.).

5. Разработать методические рекомендации по формированию ценностных ориентаций обучающихся в культурно-образовательной среде школы (или разработать методики, концепции, программы, спецкурсы, методические рекомендации, Уставы, учебники, тематику самостоятельных и контрольных работ, темы рефератов, курсовых работ, дидактические тесты и т. д.).

 

6. Проверить продуктивность теоретических данных на практике или на других субъектах образования……и т. д.

 

Задачи исследования - с 1 по 3 рекомендуется решать при написании реферата, с 1 по 5 - при работе над проблемой курсовой работы, а с 1 по 6 - при проведении исследования по содержанию дипломной работы. В рефератах отсутствуют пункты: гипотеза, защищаемые положения, научная и практическая новизна исследования.

Исследовательские задачи направлены на проверку гипотезы это совокупность теоретически обоснованных предположений о наиболее вероятной возможности решения данной проблемы, истинность которых подлежит проверке. Гипотеза формулируется с обозначения темы научной работы и добавления терминов – продуктивно, адекватно, достаточно, необходимо, своевременно и т.д.

Например: формирование ценностных ориентаций школьников будет продуктивно, если:

- выявлена и обоснована совокупность теоретико-методологических предпосылок формирования ценностных ориентаций, влияющих на нравственное самоопределение обучающихся;

- разработаны содержание, образовательно-технологические средства формирования ценностей обучающихся, ориентированные на их нравственное самоопределение;

- разработана и создана организационная структура культурно-образовательной среды школы, обеспечивающая интеграцию деятельности общеобразовательной школы с другими субъектами воспитательно - образовательного процесса и т. д.

 

Защищаемые положения представляются в дипломной работе, формулируются и разрабатываются, исходя из задач исследования.

Например: 1. Система базовых ценностных ориентаций, определяющая нравственное самоопределение обучающихся.

2. Организационная структура культурно-образовательной среды школы как основа формирования ценностных ориентаций обучающихся.

3. Педагогические условия успешного формирования ценностных ориентаций обучающихся в культурно-образовательной среде школы: организация культурно-образовательной среды с доминантой нравственных ценностей; педагогическое сопровождение процесса формирования ценностных ориентаций обучающихся, содержание, образовательно-технологические средства, способствующие нравственному самоопределению обучающихся; включенность обучающихся в деятельность по расширению нравственного субъектного опыта.

4. Критерии и показатели уровней сформированности ценностных ориентаций обучающихся в культурно-образовательной среде школы.

Методика исследования включает методы исследования теоретического уровня -ранжирование, регистрация, сравнение, методы математической статистики, анализ, синтез, обобщение, логические методы исследования, шкалирование, моделирование и методы исследования эмпирического уровня - изучение письменных и творческих работ, анкетирование, беседа, интервьюирование, наблюдение (включенное наблюдение, когда исследователь становится членом той группы, в которой ведется наблюдение и не включенное – «со стороны»; открытое и скрытое (инкогнито); сплошное и выборочное), опытная проверка, тест, эксперимент. Например: изучение и теоретический анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы, включенное и не включенное педагогическое наблюдение, устные и письменные опросы, анкетирование, самооценка, педагогический эксперимент, анализ результатов деятельности. Для обработки эмпирических исследований использовались статистические методы: процентное распределение, метод ранжирования.

Методологическую основу исследования составляют методологические принципы, теории, концепции, используемые при выявлении проблемы исследования.

Например: философские концепции основ формирования ценностных ориентаций (О.Г. Дробницкий, В.П. Тугаринов, В.А.Ядов и др.);

- теории и концепции формирования ценностного отношения к миру (Н.А. Асташова, Е.В. Бондаревская, В.А. Караковский, Н.Д. Никандров, Л.И. Новикова и др.) и т. д.

Научная и практическая новизна исследования формулируется с учетом изучения проблемы в психолого - педагогической литературе, анализа постановки и решения задач исследования.

Например: выявление теоретических предпосылок формирования ценностных ориентаций обучающихся;

- конкретизация системы базовых ценностных ориентаций обучающихся;

- создание культурно-образовательной среды школы;

- выявлении педагогических условий успешности формирования ценностных ориентаций;

Практическая значимость исследования определяется разработкой программы формирования ценностных ориентаций обучающихся, реализацией практических форм воспитательной работы с подростками: детская организация «Дивногорск», совместный театр педагогов и обучающихся «Лицедеи», клубы «Встреча», «Милосердие» и т.д.;

Для определения элементов структуры исследования по педагогике рекомендуется обращаться к библиографическим источникам, рекомендуемым в списке литературы [6,7, 12,13, 15,16, 17].

 

Приложение №2. Рецензия на реферат, курсовую и дипломную работу

 

Рецензент анализирует научные работы по предложенным критериям (30 баллов), отмечает достоинства и возможности устранения недостатков. Рецензия оформляется на отдельном листе формата А- 4. Предлагается образец выполнения рецензии:

 

Рецензия

на реферат студента 2 курса 3 группы физико-математического факультета

Красилова Кирилла Ивановича

«Педагогические технологии образования»

 

Отметить соответствие выполнения научной работы требованиям, предъявляемым к оформлению рефератов, курсовых и дипломных работ.

Оценку осуществлять по предложенным критериям, разработанным для оценки рефератов, курсовых и дипломных работ.

Итоговый балл содержания оценки работ определять исходя из предложенных 30 баллов.

Соответственно первый уровень знаний, умений и навыков студентов составляет 30 - 25 баллов. По 5-балльной системе этот уровень соответствует оценке 5 баллов.

Второй уровень знаний, умений и навыков составляет 24 - 15 баллов. По 5-балльной системе этот уровень соответствует оценке 4 балла.

Третий уровень знаний, умений и навыков студентов -14 - 10 баллов. По 5-балльной системе этот уровень соответствует оценке 3 балла.

Рекомендовать возможности устранения недостатков.

Указать, что содержание работы заслуживает отметки (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно).

 

Ф И О студента, курс, группа

Или

Ф И О преподавателя, ученая степень, должность,

название кафедры

 

Приложение №3. Пример дипломной работы по педагогике

 

Дипломная работа

«Формирование ценностных ориентаций обучающихся в культурно- образовательной среде школы»

 

Актуальность исследования. Становление личностного в человеке предполагает усвоение системы ценностных ориентаций, составляющих основу нравственного самоопределения. Происходящие в современном обществе социально-экономические преобразования, с одной стороны, ведут к девальвации сложившихся в советский период общественных ценностей, с другой – способствуют развитию нового ценностного сознания и поведения.

Переоценка ценностей, изменение их иерархической системы, обогащение ментальных российских качеств общечеловеческими ценностями вызвали необходимость создания в школе условий для успешного формирования у школьников новых нравственных установок и ответственности за свою жизнь, судьбу общества и государства. Ценностные ориентации являются системообразующим фактором нравственного самоопределения личности. Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью решения проблемы формирования ценностных ориентаций обучающихся в сложных и неоднозначных условиях социума.

С педагогических позиций проблему ценностей рассматривали

Ш.А. Амонашвили, Н.А. Асташова, Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, А.Гармаев, Б.С. Гершунский,Н.И. Дереклеева, М.Г. Казакина, В.А.Караковский, Н.Д. Никандров, Л.И. Новикова, Н.Е. Щуркова и др.

Проблема ценностных ориентаций получила отражение в работах И.С. Кона, А.Н. Леонтьева, А. Маслоу, А.В. Петровского, К.Роджерса, С.Л. Рубинштейна и др. В работах И.Г. Афанасьевой, О.Г. Дробницкого, А.Г.Здравомыслова, В.Л. Оссовского, В.П. Тугаринова и др. исследованы теоретические основы формирования ценностных ориентаций личности.

В теории обучения и частных методиках проблема ценностей рассмотрена Н.И. Дереклеевой, И.А. Колесниковой, Б.С. Кругловым, Д.А. Леонтьевым, К.К. Платоновым, Н.Е. Щурковой и др.

Проблема влияния среды на формирование ценностных ориентаций обучающихся исследована Н.Н. Гладченковой, Ю.С. Мануйловым,

Р.Э. Майоровой, А.В. Мудриком, В.А. Ясвиным и др.

Анализируя эти и другие работы, нами выявлены противоречия современной системы образования в контексте данного исследования:

- между вечной потребностью личности и общества в адекватном нравственном самоопределении каждой личности и реально сложившимися сложными и противоречивыми условиями обновленного общества (школа, семья, социум и т.п.);

- между необходимостью в реальной педагогической практике формирования ценностных ориентаций как основы нравственного самоопределения молодежи и недостаточной разработанностью соответствующего педагогического инструментария.

Анализ противоречий, их конкретизация в педагогической практике естественно привели нас к постановке проблемы исследования: каков педагогический инструментарий формирования ценностных ориентаций обучающихся, как должна быть изменена воспитательно-образовательная среда школы? Сформулированная проблема обусловила тему диссертационного исследования: «Формирование ценностных ориентаций обучающихся в культурно-образовательной среде школы».

Цель исследования: выявить теоретико-методологические предпосылки формирования ценностных ориентаций обучающихся, разработать и апробировать содержание, образовательно-технологические средства и критерии формирования ценностных ориентаций обучающихся.

Объект исследования: процесс формирования ценностных ориентаций обучающихся в культурно-образовательной среде школы.

Предмет исследования: педагогические условия формирования ценностных ориентаций обучающихся в культурно-образовательной среде школы.

Гипотеза исследования: формирование ценностных ориентаций, определяющих нравственное самоопределение обучающихся общеобразовательной школы будет продуктивным, если:

- выявлена и обоснована совокупность теоретико-методологических предпосылок формирования ценностных ориентаций, влияющих на нравственное самоопределение обучающихся;

- разработаны содержание, образовательно-технологические средства формирования ценностей обучающихся, ориентированные на их нравственное самоопределение;

- разработана и создана организационная структура культурно-образовательной среды школы, обеспечивающая интеграцию деятельности общеобразовательной школы с другими субъектами воспитательно- образовательного процесса;

- осуществляется пролонгированная диагностика уровней сформированности ценностных ориентаций, отслеживается их динамика, при необходимости проводится коррекция и оказывается психолого-педагогическая помощь обучающимся, связанная с нравственным самоопределением.

Задачи исследования:

1. Выявить и обосновать совокупность теоретико-методологических предпосылок формирования ценностных ориентаций с позиций нравственного самоопределения обучающихся.

2. Проанализировать понятие «ценность», «ценностные ориентации» в теории и выявить ценностные ориентации обучающихся, влияющие на их нравственное самоопределение.

3. Выявить и экспериментально проверить педагогические условия формирования ценностных ориентаций обучающихся в культурно-образовательной среде школы; разработать и апробировать содержание, образовательно-технологические средства формирования ценностных ориентаций обучающихся.

4. Выявить критерии, определить показатели и методику диагностики уровней сформированности ценностных ориентаций с позиций нравственного самоопределения обучающихся.

5. Разработать методические рекомендации по формированию ценностных ориентаций обучающихся в культурно-образовательной среде школы.

Методологической основой исследования являются:

- философские концепции основ формирования ценностных ориентаций (О.Г. Дробницкий, В.П. Тугаринов, Г.Л. Тульчинский, В.А.Ядов и др.);

- теории и концепции формирования ценностного отношения к миру (Н.А. Асташова, Е.В. Бондаревская, В.А. Караковский, Б.Т.Лихачев, Н.Д. Никандров, Л.И. Новикова и др.);

- гуманистические концепции воспитания, ведущей идеей которых является формирование у школьников «чувства человека» (Ш.А. Амонашвили, В.А. Сухомлинский и др.);

- теория личностно ориентированного подхода к нравственному воспитанию обучающихся (Н.А. Алексеев, М.Е.Кузнецов, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.);

- теория деятельностного подхода, раскрывающая в динамике взаимодействие индивида с окружающим миром (А.Н. Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.);

- психолого-педагогические теории и концепции, центрированные на человеке, исследующие условия формирования нравственного самоопределения (С.И. Гессен, М.Г. Казакина, В.А.Караковский, Ю.С. Мануйлов, А.В. Мудрик, Л.И.Новикова, А.Маслоу, К. Роджерс и др.).

Методы исследования: изучение и теоретический анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы, включенное и не включенное педагогическое наблюдение, устные и письменные опросы, анкетирование, самооценка, педагогический эксперимент, включающий элементы констатирующего, поискового и формирующего эксперимента, анализ результатов деятельности.

Для обработки эмпирических исследований использовались статистические методы: процентное распределение, метод ранжирования.

Опытно-экспериментальной базой исследования являлись муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5», Дом детства №95 г. Новокузнецка и лицей №1 г. Бийска. В эксперименте участвовали 368 обучающихся 5-7 классов, 58 учителей и 276 родителей.

Личное участие студента состоит в разработке основных положений и идей диплома, подготовке и реализации авторской программы формирования ценностных ориентаций обучающихся в культурно-образовательной среде школы, осуществлении опытно-экспериментальной работы.

 

 

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в:

- выявлении теоретических предпосылок формирования ценностных ориентаций обучающихся;

- конкретизации системы базовых ценностных ориентаций обучающихся, оказывающих влияние на нравственное самоопределение;

- определении и создании культурно-образовательной среды школы как организационной структуры формирования ценностных ориентаций подростков;

- выявлении педагогических условий успешности формирования ценностных ориентаций с позиций нравственного самоопределения обучающихся.

Теоретическая значимость исследования заключается в:

- полноценно изложенных реальных явлениях действительности;

- раскрытии противоречий и выявлении проблемы формирования ценностных ориентаций обучающихся;

- анализе достижений современной отечественной и зарубежной психолого-педагогической науки, позволившим выявить значение ценностей в структуре личности;

- конкретизации системы ценностей, влияющих на нравственное самоопределение обучающихся;

Практическая значимость исследования определяется разработкой программы формирования ценностных ориентаций обучающихся, реализация которой способствует нравственному самоопределению личности в культурно-образовательной среде школы;

реализованы практические формы воспитательной работы с подростками: детская организация «Дивногорск», совместный театр педагогов и обучающихся «Лицедеи», клубы «Встреча», «Милосердие», отряд по уходу за престарелыми и больными ветеранами войны и труда, поисково-творческая группа по созданию картотеки героев-новокузнечан и т.д.; печатная школьная философско-нравственная газета «Облик», сборник статей педагогов и обучающихся по материалам регионального компонента «Воспитание любви к Родине», телефонная линия «Доверие».

Основное содержание работы

 

Во ведении обоснована актуальность исследования, определена проблема и степень ее разработанности, объект и предмет исследования, сформулированы цель, гипотеза, задачи, методы исследования, его научная новизна, теоретическая и практическая значимость, раскрыты этапы исследования, а также положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретико-методологические подходы к процессу формирования ценностных ориентаций обучающихся общеобразовательных школ» рассматривается историко-педагогический подход к феномену ценности и его генезис, раскрыты психолого-педагогические, философские, социологические представления о ценностях и ценностных ориентациях личности; доказана взаимообусловленность личностных ценностей и нравственного самоопределения обучающихся, представлены современные тенденции формирования ценностных ориентаций обучающихся в общеобразовательных учреждениях, описываются результаты констатирующего этапа эксперимента.

Будучи одним из ключевых понятий современной общественной мысли понятие «ценность» используется в философии, социологии, психологии для обозначения объектов и явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающие благодаря этому, как эталон должного.

Педагогическая функция ценности реализуется в ее ориентирующей, направляющей роли жизнедеятельности человека, которая выступает в качестве «оси сознания», саморегуляции его поведения в настоящем и будущем. В педагогике определены особенности нравственного самоопределения личности (Е.В. Бондаревс-кая, Н.Н. Гладченкова, А.И. Донцов, В.В. Караковский, А.В. Мудрик, Ю.С. Мануйлов, В.П. Сергеева, Н.Е. Щуркова и др.).

Теоретический анализ сделал возможным выявить генезис понятия «ценность». Аксиологические ориентиры всегда составляли сущностную основу личности. В эпоху античности признавался идеал гармонично, всесторонне развитого человека. Тогда же возникла и начала развиваться новая ценностная категория — Красота (идеал прекрасного), обращенная прежде всего к духу и телу человека. В качестве высших ценностей признавалось знание – благо, которое позволяет отличить реальное добро от мнимого, основные истины: душа, личность, свобода, выбор, самостоятельность (Сократ); добро, смысл жизни человека (Платон); любомудрие, истина, доброта, красота (Аристотель).

В эпоху Возрождения вера в безграничные возможности человека, его волю, творчество, достоинство становятся в один ряд с Истиной, Добром, Красотой (М. Монтень, Э. Дюркгейм, Т.Гоббс).

В эпоху Просвещения становятся значимыми идеи Ж-Ж. Руссо, И.Г.Песталоцци, У. Томаса, И. Канта, В. Виндельбанда, Н.М. Ка-рамзина о ценностях свободы, справедливости, добра, истины, веры, разума, нравственности, Отечества. В качестве ценностей на Руси рассматривалось правдолюбие, миролюбие, трудолюбие, кротость, честность, доброта, уважение к старшим, а порицались клевета, воровство, пьянство. Главными ориентирами были признаны нравственное совершенство личности, идея защиты русской земли (В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев).

В эпоху Нового времени выделяют Труд, Коллектив, Индивидуальность, Разумное сознание, Доброту как основание всей человеческой культуры и цивилизации (Р. Декарт, Г. Лейбниц, Б.Спиноза и др.).

Стимулом к развитию аксиологических качеств личности в XVIII-XIX вв. считалось активное начало, высокая духовность, эстетические ценности (Г. Гегель, Р. Лотце, Г. Риккерт и др.).

Проблеме изучения ценностей уделяли внимание ученые XX века. Ценность – это нравственная установка (У.Томас, Ф. Знанецкий); Человек, Жизнь, Красота, Труд, Общение, Свобода, Счастье, Совесть (Н.Е.Щуркова); Земля, Отечество, Семья, Труд, Знание, Культура, Мир, Человек (В.А.Караковский); гражданственность, чувство собственного достоинства, милосердие, доброта (Е.В.Бондаревская); «пирамида потребностей», элементы структуры сознания (А.Маслоу, В.Л.Оссовский, Я.Щепаньский); система мотивов поведения личности (А.В.Петровский, С.Л. Рубинштейн); составляющие сознания - интересы, убеждения, мировоззрение (А.Н. Леонтьев); любовь, уважение, доброта (А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский); нравственные отношения (В.П.Тугаринов, В.А. Ядов).

Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить, что система ценностей не статична, а исторична в каждую эпоху, обуславливается достижениями данного общества и характеризуется исторической преемственностью, сохраняя статус общечеловеческих ценностей: доброты, милосердия, любви к ближнему, красоты, свободы, истины, присущих всем гуманистическим философским и религиозным системам Запада и Востока.

 

Во второй главе «Педагогические условия формирования ценностных ориентаций обучающихся в культурно-образовательной среде школы» определены и разработаны организационная структура культурно-образовательной среды школы, содержание и образовательно-технологические средства формирования ценностных ориентаций обучающихся, разработан адекватный критериально-оценочный аппарат, представлен ход и результаты формирующего этапа эксперимента.

Опираясь на основополагающие идеи отечественной педагогики и психологии, на понятия «образовательной среды», «культурной среды», «социальной среды», данных

Н.Н. Гладченковой, Э.Р.Майоровой, определили культурно-образовательную среду как часть социокультурного пространства, в котором на личностном уровне происходит взаимодействие субъектов образования, имеющее следствием формирование ценностных ориентаций обучающихся, способствующее их нравственному самоопределению. Созданная организационная структура культурно-образовательной среды школы обеспечивает взаимодействие субъектов образования, социокультурное развитие и нравственное отношение обучающихся с социальной действительностью.

В основу организационной структуры культурно-образовательной среды школы положены принципы гуманистической направленности

(Ш.А. Амонашвили, В.А. Сухомлинский и др.), средового (Ю.С. Мануйлов и др.), культурологического (Е.В.Бондаревская и др.), деятельностного (Н.Е. Щуркова и др.) подходов.

Содержание деятельности субъектов культурно-образовательной среды школы реализуется через программу детской организации «Дивногорск» по направлениям: «Я и окружающие меня люди», «Я и культура», «Я и Родина» в интеграции с программами субъектов внешкольной образовательной среды.

Процесс формирования ценностных ориентаций обучающихся сопровождался педагогической поддержкой, психолого-педагогической коррекцией сознательной, активной включенностью обучающихся в творческую деятельность. Успешность формирования ценностных ориентаций школьников определялась с помощью выделенных критериев: когнитивный, мотивационно-потребностный, деятельностно-практический и показателей к ним.

Для выявления достоверных результатов сформированности ценностных ориентаций обучающихся проведены исследования, свидетельствующие о динамике нравственных качеств подростков от низкого уровня к высокому. Доказана взаимообусловленность личностных ценностей и нравственного самоопределения обучающихся. Исследование позволило подтвердить, что возраст обучающихся 5-7 классов независимо от типа образовательного учреждения, благополучности семьи является сензитивным периодом формирования ценностных ориентаций. Таблица № 1 способствовала отражению сравнительных данных уровней сформированности ценностных ориентаций обучающихся.

 

 

 


Таблица №1

Сравнительные данные уровней сформированности ценностных ориентаций обучающихся по критериям (%)

  Уровни сформированности ценностных ориентаций
5- классники 6- классники 7- классники
Н низк. сред. высок. низк. сред. высок. низк. сред. высок.
Когнитивный критерий
Знание и понимание смысла ценностей
доброта                  
милосердие                  
любовь к Родине                  
Самооценка ценностей
доброта                  
милосердие                  
любовь к Родине                  



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1080; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.