Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лингвометодический комментарий. Выписывая для анализа глагольную словоформу, следует помнить, что она может быть как простой, так и аналитической




Выписывая для анализа глагольную словоформу, следует помнить, что она может быть как простой, так и аналитической, поэтому необходимо следить за включением в состав словоформы всех служебных и вспомогательных слов, если они есть (пусть же начнётся; буду читать).

При выделении начальной формы часто происходит смешение глаголов одной видовой пары и неверно выбирается один из членов этой пары. Чтобы избежать подобной ошибки, нужно проверять, совпадает ли вид глагола в начальной форме с видом его в анализируемой форме. Если вид глагола определён неверно, и начальная форма выделена неправильно, то дальнейший анализ глагольных категорий также будет неверным. Так, в предложении Начни партнёры мирные переговоры вовремя, исход конфликта мог бы быть иным употреблён глагол совершенного вида (что сделай? – начни), и вопрос к начальной (неопределённой) форме глагола должен звучать, соответственно: что сделать? – начать. Выделение формы начинать в качестве начальной в данном случае было бы некорректным, поскольку начинать отвечает на вопрос что делать? и является формой глагола несовершенного вида.

Постфикс - ся возвратных глаголов может включаться либо не включаться в начальную форму, в зависимости от того, является он словообразовательным (глагол без - ся не употребляется либо имеет иное лексическое значение) или формообразующим. Так, например, в предложении Две недели спустя он вдруг победил себя: начал смеяться, шутить использован глагол смеяться, который не употребляется без постфикса - ся.

Основы у глаголов обычно выделяются двух типов – основа инфинитива (вокалическая) и основа настоящего / будущего времени (консорнантная), но в глаголах с инфинитивом на - чь (печь, беречь, стеречь и др.), а также в некоторых других (с суффиксом - е -: запереть, умереть, вытереть и т.п.;с суффиксом - ну -: мёрзнуть, мокнуть, сохнуть, вянуть и т.п.) выделяется три типа основ: основа инфинитива (у глаголов на –чь – включающая - чь как нерасчленённое выражение аффикса инфинитива и предшествующего согласного; у других глаголов – вокалическая, оканчивающаяся на гласный), основа настоящего / будущего времени (консонантная) и основа прошедшего времени (образуемая отсечением суффикса прошедшего времени - л - и флексии). У большинства глаголов основы инфинитива и прошедшего времени совпадают.

Глагол по типу основы может относиться к одному из 5-ти классов. По классификации, принятой в большинстве учебных пособий, выделяется 5 продуктивных классов глаголов, которые определяются следующим образом:

1-й класс – глаголы с основой инфинитива на - а - и основой настоящего/будущего времени на - аj - (отмечать – отмечают);

2-й класс – глаголы с основой инфинитива на - э - и основой настоящего/будущего времени на - эj - (тлеть – тлеют);

3-й класс – глаголы с основой инфинитива на - ова - (- эва -) и основой настоящего/будущего времени на - уj - (горевать – горюют);

4-й класс – глаголы с основой инфинитива на - и - и бессуффиксальной основой настоящего/будущего времени (просить – просят);

5-й класс – глаголы с основой инфинитива на - ну - и основой настоящего/будущего времени на - н - (свернуть – свернут).

Кроме того, выделяются глаголы непродуктивных классов.

Существует и несколько иная классификация, принятая в академических грамматиках: по этой классификации 4-й продуктивный класс именуется 5-м, а 5-й – 4-м. При определении класса глагола необходимо указывать классификацию, которой придерживается анализирующий. По классификации учебников для педвузов (наиболее часто используемой) к 4-ому классу относятся глаголы II спряжения – с основой инфинитива на - и и бессуффиксной основой настоящего (будущего) времени (основой на согласный), к 5-ому – глаголы с основой инфинитива на - ну- и основой настоящего (будущего) времени на - н-.

Тип спряжения определяется по показателю – окончанию 2-ого лица множественного числа глагола, либо по гласной, входящей в ударное личное окончание 1-ого, 2-ого или 3-его лица единственного числа. Для глаголов с безударными личными окончаниями показателями спряжения являются характеристика основы инфинитива и класс глагола: глаголы 4-ого продуктивного класса (звонить, ранить, смешить) относятся ко 2-му спряжению.

При характеристике вида глагола важно правильно определить видовую пару: такой парой считаются два глагола, совпадающие по своему лексическому значению, но различающиеся по виду. Так, можно сказать, что видовую пару составляют глаголы писать и написать, если учитывать, что они обладают общим лексическим значением.

Необходимо отличать двувидовые глаголы от парных по виду. Двувидовые глаголы в контексте выявляют значения совершенного или несовершенного вида. Так, двувидовой глагол жениться проявляет себя как глагол несовершенного вида в словосочетаниях типа привычка жениться и как глагол совершенного вида в предложениях типа: Николай то умолял мать простить его и Соню и согласиться на их брак, то угрожал матери тем, что, ежели Соню будут преследовать, то он сейчас же женится на ней тайно.

Анализируя глагол с точки зрения категория переходности / непереходности, нужно знать, что глагол считается переходным и в том случае, если при нём нет зависимого прямого дополнения, но он может им управлять. Таким образом, рассматривается потенциальная сочетаемость глагола, наряду с представленной в тексте. Глагол, при котором нет зависимого прямого дополнения, может быть определён как переходный в следующих случаях:

1) прямое дополнение отсутствует, но его можно вставить из контекста или ситуации (предложение неполное);

2) при глаголе есть инфинитив, который можно заменить винительным или родительным падежом прямого объекта;

3) при глаголе есть изъяснительное придаточное, которое можно заменить винительным или родительным падежом прямого объекта;

4) при глаголе есть устойчивое сочетание, которое можно заменить винительным или родительным падежом прямого объекта;

5) при глаголе есть субстантивированное неизменяемое слово, которое можно заменить винительным или родительным падежом прямого объекта.

Говоря об отношении к категории возвратности, необходимо помнить, что возвратные аффиксы могут быть как формообразующими, так и словообразующими. Кроме того, иногда они используются как показатели безличности глагола.

Для определения залога глагола по трехзаголовой системе можно использовать следующий алгоритм: определить, возвратным или невозвратным является глагол; если глагол невозвратный – переходный он или непереходный; если глагол непереходный – он залога не имеет; если переходный – это глагол действительного залога. В случае, если глагол возвратный, необходимо определить, от переходного или непереходного образован; если от непереходного (или сам глагол без - ся не употребляется) – залога нет, если от переходного – нужно определить, есть ли при глаголе форма творительного падежа со значением субъекта действия, если есть – глагол имеет форму страдательного залога, если нет – возвратно-среднего.

Итак, глагол действительного залога – глагол невозвратный, переходный; страдательного залога – возвратный, образованный от переходного глагола, имеющий при себе творительный субъекта или потенциальную возможность им управлять; глагол возвратно-среднего залога – возвратный, образованный от переходного глагола, не имеющий при себе творительного субъекта или потенциальной возможности им управлять; не имеют залога возвратные глаголы, образованные от непереходных глаголов, и невозвратные непереходные глаголы. Для правильного определения залога глагола необходимо уметь разграничивать винительный прямого объекта и винительный обстоятельственный (в первом случае глагол будет являться переходным), а также отграничивать творительный субъекта от других значений творительного падежа.

Рассмотрим пример. Какие мёды, какие квасы варились, какие пироги пеклись в Обломовке! Если не увидеть в словоформе «в Обломовке» значение не только места, но и указания на действующих лиц, можно не заметить, что творительный субъекта здесь мыслится, подразумевается; результатом может стать ошибка в определении залога глагола.

Существует и двухзалоговая система, принятая в грамматиках и учебных пособиях. Если мы придерживаемся этой теории, то считаем, что каждый глагол относится к одному их двух залогов – действительному или страдательному, и не существует глаголорв вне залога.

При определении наклонения глагола необходимо помнить, что повелительное и сослагательное наклонения имеют свои формальные показатели – суффиксы и частицы, а также личные окончания глаголов. Аналитически (путём присоединения частиц) могут образовываться глаголы повелительного наклонения – с помощью частиц пусть, пускай, да; глаголы сослагательного наклонения – с помощью частицы бы (б).

Следует учитывать, что глаголы, имеющие показатели одного наклонения, могут употребляться в значении другого, а также – что инфинитив не имеет форм наклонения, но может употребляться в значении одного из наклонений.

Для выражения категории времени тоже существуют спефциальные формальные показатели (суффикс - прошедшего времени либо нулевой суффикс, личные окончания глаголов, вспомогательные слова – глагол быть в личной форме). Категорией времени глаголы обладают только в изъявительном наклонении.

Формы будущегоо времени могут быть образованы аналитически – с помощью вспомогательного глагола быть (буду работать, будешь работать). К формам прошедшего времени может присоединяться частица было, и тогда прошедшее время глагола обозначает действие, которое началось, но не было завершено по какой-то причине (пошёл было, да передумал).

Формы времени, как и формы наклонения, могут иметь переносные значения: глаголы, имеющие формальные показатели одного времени, в предложении могут означать другое время.

При определении лица глагола нужно учитывать два момента: в прошедшем времени изъявительного наклонения и в сослагательном (условном) наклонении глаголы лица не имеют; безличные глаголы по категории лица противопоставляются личным. Кроме того, лицо глагола может быть употреблено в переносном значении.

Глаголы в личных формах изменяются по числам, показателями числа являются глагольные окончания. Грамматическое число не всегда соотносительно с количеством предметов или субъектов действия – это мы можем наблюдать в неопределённо-личных и обобщённо-личных предложениях: В дверь позвонили – субъектом действия может быть как одно лицо, так и группа лиц.

Категорией рода обладают глаголы в формах прошедшего времени изъявительного наклонения, а также в форме сослагательного наклонения, но только в единственном числе. В таких случаях род глагола определяется по родовому окончанию. В формах множественного числа родовых окончаний нет.

Синтаксические свойства глаголов таковы, что чаще всего личные формы глагола выполняют функцию простого глагольного сказуемого (случаи субстантивации личных форм глаголв нечасты); инфинитив может быть любым членом предложения, в словосочетании связан с главным словом примыканием.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 627; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.