Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 10: Информационная составляющая формата радиостанции




Дополнительная

Основная

3. Радиожурналистика: Учебник / [под ред. А.А. Шереля]. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. – 480 с. – С. 366-384, 455-460

4. Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран. / Е.Л. Вартанова / Сайт «Библиотека Гумер» - (http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Gurn/Vart/47.php)

4. Степанян, С. Формат. Что это такое? Новое содержание старого понятия / С. Степанян / Сайт «Библиотека центра Экстремальной журналистики» – (http://www.library.cjes.ru/online/?a=con&b_id=695&c_id=9188)

5. Бубукин, А. Форматы радиостанций. Как определить свой формат / А. Бубукин / Сайт «Радиовещательные технологии» - (http://www.radiostation.ru/music/format.html)

6. Гулидов, Р. Форматы радиостанций / Р. Гулидов / Сайт «Клуб радио» - (http://www.guzei.com/radio/journal/article/format.php)

7. Федутинов, Ю. Ю., Васильева Е. Н., Мироненко О. В. Независимое радиовещание: уроки успеха / Ю. Ю. Федутинов, Е. Н. Васильева, О. В. Мироненко под об. Ред. Ю. Ю.Федутинова. – Сайт «Радиовещательные технологии» – (http://www.radiostation.ru/know/public4_2_1.html)

Если радиостанция стремится быть полезной для своего слушателя, она максимально заботится об его информированности. Так же, как и в случае с музыкальным форматом, радиостанция любого типа имеет в сетке вещания выпуски новостей и разнообразные информационные передачи. Исключение составляют единицы радиостанций. Так же, как и музыкаль­ный, информационный формат можно разделить на составляющие его пункты.

1. Выпуски новостей

Радио как средство коммуникации с самого начала своего существо­вания определило себе роль самого доступного, регулярного, дешевого, а главное, оперативного канала трансляции последних новостей. Востребо­ванность радио как источника оперативной информации у аудитории вы­сока, и это доказывают многочисленные исследования, проведенные рос­сийскими учеными по вопросу предпочтений радиослушателями различ­ных типов передач. Например, предпринятый отделом социологических исследований ВГТРК опрос показал следующий результат: на первом мес­те по востребованности аудиторией информационные программы (58%), при этом они обогнали и эстрадную музыку (50%), и программы по заяв­кам (50%).

История развития новостного радиовещания привела к тому, что оно стало основой программирования вещательного дня и имеет огромное влияние на структуру суточной программы вещания. Выпуски новостей отражают информационную политику радиостанции и влияют на все на­правления ее вещания. Во многом это влияние является взаимным.

Если прислушаться к выпускам новостей на разных радиостанциях, без труда можно определить разницу между ними в подборе новостей, в способе их вёрстки, в выборе главной новости выпуска, контексте подачи информации, в повторяемости одной и той же информации, в использова­нии аудиодокументов, комментариев, интервью, репортажей и т.д. Оче­видно, что все радиостанции придерживаются своего индивидуального стиля в производстве новостных программ. На выстраивание этого стиля оказывают влияние многие факторы. Например, директор службы инфор­мации радиостанции «Наше Радио» Борис Барабанов утверждает, что на характер и состав новостей влияет музыкальный формат, характеристики целевой аудитории и то, локальная или сетевая это радиостанция. Необхо­димо более точно определить те моменты, которые делают программы но­востей на разных радиостанциях непохожими.

Прежде всего, это принципы отбора новостей для выпуска. С одной стороны, выпуски новостей должны отражать панораму событий и давать информационную картину дня. С другой стороны, новости должны быть интересны, актуальны и полезны для целевой аудитории. Отсюда и выте­кают принципы: важность события, полезность для целевого слушателя и соответствие тематическому единству. И здесь опять на первый план вы­ходит хорошее знание своего слушателя и его потребностей. Одна и та же новость для одной группы слушателей может иметь огромное зна­чение, а для другой нет. В этой связи актуаль­но изучение реакции слушателей на предлагаемую в выпусках новостей информацию. Например, ре­зультаты исследования, проведенного в 1998 году Американским исследо­вательским центром Пью, «Индекс интереса к новостям Пью за десять лет» показывают, что интерес к той или иной теме в разных возрастных группах аудитории разный. Например, к природным стихиям и катаклизмам самый высокий интерес у аудитории старше 50 лет, а самый низкий у тех, чей возраст от 18 до 29, Аудитория от 30 до 49 интересуется скандалами и знаменитостями значительно меньше, чем те, кому за 50, и меньше, чем те, кому от 18 до 35 лет. Самый высокий интерес при этом у всех возрастных групп к катаклизмам, вызванным человеком, к природным стихиям и вой­нам, терроризму в США.

С формированием информационной политики радиостанции связан и следующий момент - принцип отбора главной новости. Принцип выбора из всех со­бытий той новости, которая возглавит выпуск, определяется многими ра­диостанциями формально. Первым идет сообщение, связанное или с дея­тельностью органов государственного управления, или катастрофой, или громким убийством и т.д. Иногда принцип отбора главной новости вообще не формулируется на радиостанции и выпускающий редактор делает выбор согласно своему представлению, о том, что есть главная новость. Однако именно эта новость должна не просто привлечь внимание слушателя к вы­пуску новостей, она должна сосредоточить его внимание на той информации, кото­рая будет предложена далее в выпуске. Именно поэтому крайне важно, чтобы на радиостанции были сформулированы те принципы, по которым будет осуществляться отбор главной новости. Например, журналист Би-Би-Си Кевин Берден предлагает тестировать информационный поток по следующей схеме: локальность, воздействие на аудиторию, уместность, релевантность, сенсационность. Для «Эха Москвы» эти принципы сфор­мулированы так: точность, оперативность и своевременность, эксклюзивность, возможность применения в жизни. «Наше радио» предпочитает вы­бирать главную новость по потребности и интересу слушателя, поэтому на первый план выдвигаются те сообщения, которые имеют денежный аспект. «ОРР» при отборе главной новости опирается на то, как это событие может повлиять на жизнь страны.

Следующая важная составляющая информационной политики - это способ верстки выпуска. Сложившийся к 60-м годам способ верстки ново­стей на некоторых радиостанциях используется до сих пор как наиболее привычный для слушателя. Строится выпуск на основе крупных блоков, освещающих внутреннюю жизнь страны, новости из-за рубежа, новости культуры, спортивные события и в завершении выпуска - погода. При этом внутри первых двух блоков существует определенная последователь­ность расстановки сообщений: сначала о политике, потом экономика, за­тем наука.

С момента демонополизации эфира начинается поиск новых спосо­бов верстки новостных программ. Прежде всего, на структуру выпуска влияют разнообразие используемой информации и спектр ожиданий раз­личных групп аудитории. Влияние на структуру выпуска оказывает также время его звучания. Важен и способ прослушивания радиопередач, харак­терный для целевого слушателя данной радиостанции, т.к. выпуск должен быть удобным для него, Существует жесткая и облегченная верстка ново­стного выпуска. Жесткая предполагает такой способ компоновки сообще­ний, когда новости следуют одна за другой в порядке важности и по строго определенным тематическим блокам. Облегченная модель - когда сообще­ния идут непрерывно.

Практика показывает, что внутри каждой модели есть определенное разнообразие, и поэтому следует рассмотреть их более подробно. На сего­дня существуют следующие способы верстки новостных программ:

1. Блочный, когда все сообщения делятся на определенные блоки, например экономика, политика, развлекательные новости. Этот способ относится к жесткой модели.

2. Хроникальный способ верстки также можно отнести к жесткой мо­дели. При этом способе новости распределяются в выпуске не только по сте­пени их важности, но и по степени их оперативности, т.е. пер­выми идут те сообщения, которые только что поступили в ре­дакцию, так называемые горячие новости. К облегченной мо­дели отнесем следующие способы верстки выпусков.

3. Сквозной, когда в течение выпуска несколько раз возвращают­ся к главной новости, дополняя ее новыми подробностями, показывая ее в развитии.

4. Панорамный, когда идет краткое, неразвернутое изложение
разнообразных сообщений. В зависимости от происходящих
событий способ верстки выпуска может измениться. Например, если происходят важные события, то вместо блочногоспособа применяется сквозной или хроникальный. Это позво­ляет подать новость в более привлекательном виде, сосредото­чить на ней внимание слушателя, подчеркнуть ее важность. Ноэто происходит в исключительных случаях. В основном жеструктура выпуска новостей является в определенной мере ви­зитной карточкой радиостанции, т.к. остается неизменной ипривычной для слушателя.

5. Табличный, когда все события вписываются в единую, выработанную редакцией форму выпуска. Такая форма предполагает четкую структурированную схему подачи новостей, в которой определены место, а порой и текст подводок и отводок, войсеров, репортажей, телефонных комментариев и интервью. Каждый выпуск строится в соответствии с этой схемой, выпускающий редактор просто вставляет в нее материал о том или ином конкретном событии. Данный способ верстки относится к жестким моделям.

Еще один момент, связанный с информационной политикой - это способ подачи новостей, или их контекст. Новости на современном радио персонифицированы, хотя и в значительно меньшей степени, чем передачи других типов. Есть множество нюансов, с помощью которых журналисты, работающие над новостными радиопрограммами, передают свое отноше­ние к информации, сообщаемой слушателю, и влияют на ее восприятие. Связано это со спецификой радиовещания как «говорящего» СМК, и избе­жать этого практически невозможно. Так или иначе, ведущий выпуска но­востей через интонации, выделяемые ключевые слова в тексте передает свое восприятие данного сообщения. От контекста подачи новостей зави­сит то, как они повлияют на слушателя, какие эмоции вызовут. Неслучайно социологи и психологи уделяют огромное внимание этой стороне деятель­ности радиовещания.

В этой связи интересными являются исследования, проведенные службой изучения аудитории ВГТРК среди жителей Калининградской об­ласти. Чтобы выяснить эмоциональное отношение радиослушателей к но­востным программам местного радио, они провели тест цветового выбора Люшера. Для анализа брались выпуски новостей на калининградских ра­диостанциях, которые были одинаковые по содержанию и по форме, но различные по контексту и по подаче информации. Результат показал, что те радиостанции, которые придерживались более позитивного настроения в подаче информации, оказались близки эмоциональному состоянию слу­шателей, а значит и более востребованы. Те же радиостанции, в подаче информации которых прослеживалась агрессивность, оказались менее по­пулярны у слушателей. Характерно, что к первым в основном относятся радиостанции информационной направленности, а ко вторым - музыкаль­ные.

Последним моментом является присутствие в выпуске развлека­тельных новостей. Так, в новостях «Нашего радио» ближе к концу выпус­ка развлекательность информации увеличивается. А на радиостанции «Эхо Москвы» считают, что развлекательные новости помога­ют несколько «подсластить» информационную пилюлю.

Таким образом, информационная политика радиостанции является частью ее информационного формата. При определении информационной политики важна ее сочетаемость с музыкальным форматом радиостанции. Только гармоничное сочетание того и другого обеспечивает непрерывное внимание целевого слушателя к вещанию радиостанции.

2. Передачи информационного характера

Для таких передач используется та ин­формация, которая представляется важной и полезной для слушателя, но не является оперативной. Разнообразие тем таких передач огромно: от от­дельных выпусков прогноза погоды и гороскопа до ситуаций на дорогах и новостей спорта и шоу-бизнеса; от кулинарных рецептов и юридических консультаций до достижений науки и техники.

Конечно же, набор подобных программ существенно расширяет ин­формационное поле радиостанции, делает его более разнообразным, спо­собным удовлетворить различные потребности слушателя в информации. Но иногда радиостанция, стремясь охватить более широкий круг аудито­рии, расширяет информационное поле до бесконечности. В результате в голове слушателя образуется информационная каша, которая скорее его утомляет, чем удовлетворяет потребность в информации. Поэтому важно определить долю таких передач в сетке вещания. Также необходим стро­гий подход к выбору тем для подобных программ. В другом случае может получиться так, что на радиостанции с аудиторией, не превышающей 25-летний возрастной барьер, появляется передача с информацией о способе начисления пенсий государством, льготах пенсионеров, социальных учреждениях занимающихся вопросами обеспечения малоимущих. Конечно, это важно, и у этого слушателя есть бабушки и дедушки, которым данная информация будет полезна, но отдельная передача с такой тематикой уместна на радиостанции прежде всего с пожилой целевой аудиторией.

По своей направленности информационные передачи могут быть и развлекательными, и просветительскими, и познавательными. Но вот какие именно необходимы на каждой конкретной радиостанции для повышения интереса к ней целевой аудитории, решается в процессе фор­матирования эфира. Насколько целевой слушатель нуждается в данных пе­редачах, какая именно тематика интересует его - все это важно решить, прежде чем запустить информационные передачи в эфир. К тому же следует учитывать и ха­рактер подачи информации в данных передачах для более легкого их вос­приятия на слух. Возможно, это будет ироничный подход, а возможно, юмористический или в духе оперативных сводок. К тому же важным мо­ментом является время звучания передачи и частота ее выхода в эфир. Ведь одна информация не терпит размазывания по времени, а другую не­обходимо подавать так, чтобы слушатель успел воспринять её вдумчиво, не наспех.

3. Аналитические передачи

Прежде всего необходимо решить, нужны данной радиостанции аналитические программы или нет. Существенным для этого является потребность целе­вого слушателя в них. И если в передачах такого плана есть необходи­мость, то делать их должны профессионалы. Только в этом случае они бу­дут интересными и легко воспринимаемыми. Немаловажно и то, на что на­правлен собственно анализ. Если мы определили целевыми слушателями домохозяек, то уместней будет анализ качества товаров услуг и цен на них. Анализ биржевых сводок и положения в экономике страны будет ин­тересен слушателям, работающим в сфере бизнеса. Тестирование новинок автомобилестроения - автомобилистам. Политический анализ за­интересует аудиторию с активной жизненной позицией, имеющую соот­ветствующий уровень образования. Хотя еще раз стоит подчеркнуть, что далеко не на всех радиостанциях аналитика вообще уместна.

Итак, второй составляющей формата радиостанции является ин­формационный формат, включающий в себя способы формирования вы­пусков новостей, информационных и аналитических передач.

Вопросы для самоконтроля.

1. Что такое информационная политика радиостанции?

2. Что определяет информационную политику радиостанции?

3. Каким образом информационная политика связана с потребностями
целевой аудитории?

4. Каким образом производится отбор информационных передач на радиостанции?

5. Почему аналитические передачи не всегда присутствуют в вещании
радиостанций?

Литература:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1235; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.