КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Экспортный протекционизм
Ограничение внешней торговли с помощью таможенных барьеров может касаться как импорта, так и экспорта. Экспортные барьеры представляют собой зеркальное отражение импортных. На рис. 8 изображены последствия налогообложения экспорта товара из страны при условии, что ее торговая политика не может повлиять на уровень мировых цен на этот товар.
Эта диаграмма и выводы из нее аналогичны примеру с импортным тарифом, приведенному на рис. 5. Экспортный налог в размере 1 доллара за единицу товара делает его экспорт менее прибыльным, и производители возвращают часть товарной продукции на внутренний рынок. Это снижает уровень внутренних цен с 5 долларов (уровня мировых цен) до 4 долларов за единицу товара. В новых условиях равновесия производители предпочтут перебросить часть ресурсов в какую-нибудь другую сферу; в то же время спрос отечественных потребителей на данный товар несколько возрастет. Влияние налогообложения экспорта на благосостояние нации легко подсчитать. Производители терпят убытки, получая только 4 доллара за единицу товара вместо 5 долларов. Их потери в общей сложности составляют область . Потребители получают в результате снижения цен выигрыш в размере области а. Размер собираемых и распределяемых государством доходов от экспортных пошлин, соответствующих объему экспорта Х1, равен области с. В целом страна теряет области b и d – потери экспортеров, не компенсируемые ничьим выигрышем. Экспортирующая страна может использовать экспортные пошлины в своих интересах, если она обладает на мировом рынке монопольной властью. Подобно оптимальному тарифу в условиях монополии страны на мировом рынке, можно найти и размер оптимальной экспортной пошлины. Ее величина будет прямо пропорциональна числу стран-импортеров, находящихся в зависимости от поставляемого на их внутренний рынок товара из рассматриваемой нами страны-экспортера. В основе политики налогообложения экспорта часто лежит именно упование на монопольное положение страны на мировом рынке, вынуждающее зарубежные страны переплачивать за импортируемый товар.
На практике в отношении экспорта чаще используется не налогообложение, а политика субсидирования. Использование этой политики представляется несколько парадоксальным, потому что эти же самые страны в отношении импорта проводят политику ограничения. Субсидирование же экспорта одновременно является и субсидированием импорта. Это происходит из-за того, что экспортные субсидии способствуют повышению обменного курса национальной валюты, а следовательно, удешевляют приобретение иностранных товаров в данной стране. Субсидирование экспорта идет вразрез с международными соглашениями. Одно из положений ГАТТ оценивает экспортные субсидии как «нечестную конкуренцию» и разрешает импортирующим странам принимать ответные меры путем взимания протекционистских «компенсационных пошлин». Существует множество способов государственного субсидирования экспорта в обход требований ГАТТ. 1. Государство может использовать средства налогоплательщиков для предоставления низкопроцентных займов самим экспортерам или их иностранным клиентам. 2. Государство осуществляет непосредственные затраты по стимулированию сбыта экспортной продукции за рубежом, организуя рекламу и предоставляя дешевую информацию о конъюнктуре экспортного рынка. 3. Налоговая система предусматривает предоставление фирмам налоговых льгот в зависимости от объема производимых на экспорт товаров и услуг.
В среднем экспортные субсидии невелики, но для отдельных товаров, а также компаний они достигают очень больших размеров. В целом же эти субсидии в обрабатывающей промышленности развитых стран не выходят за пределы 1% стоимости экспорта. Наибольшими в процентном отношении субсидиями пользуется сельскохозяйственная продукция. Несмотря на осуждение со стороны ГАТТ, экспортные субсидии имеют широкое распространение. Конечным результатом субсидирования экспорта является излишний рост торговли. Это приносит вред как субсидирующему государству, так и всей мировой экономике. Компенсационные импортные пошлины, направленные против субсидируемого экспорта и санкционированные ГАТТ, приносят убытки стране, их учреждающей. Однако в целом для мирового хозяйства они выигрышны, поскольку нейтрализуют экспортные субсидии. Комбинация экспортных субсидий и компенсационных пошлин оставляет совокупное благосостояние в мире без изменения. При этом налогоплательщики страны, субсидирующей экспорт, неявно доплачивают налогоплательщикам импортирующей страны.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 486; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |