Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика деятельностного подхода




Общая психологическая характеристика деятельности

Темы рефератов

1. Общая характеристика психики.

2. Роль психики в эволюции животного мира.

3. Развитие психики.

4. Предпосылки появления сознания.

5. Сознание как высший уровень психического развития.

6. Проблема социальной обусловленности сознания.

7. Сознание и бессознательное.

8. Психология бессознательного.

9. Неосознаваемые психические процессы.

10. Понятие установки в психологии (Д.Н.Узнадзе).

11. Сравнение психики человека и психики животных.

Рекомендуемая литература

1. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6 Т. / Л.С. Выготский. М., 1983.

2. Годфруа, Ж. Что такое психология? в 2 т. / Ж.Годфруа. М.,1992.

3. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология / М.И.Еникеев. М., 2000.

4. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н.Леонтьев. М., 1972.

5. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии / А.Н.Леонтьев. М., 2001.

6. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н.Леонтьев. М., 1982.

7. Лурия, А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушение при локальных поражениях мозга / А.Р.Лурия. М., 2000.

8. Лурия, А.Р. Язык и сознание / А.Р. Лурия. М., 1998.

9. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г.Маклаков. СПб., 2000.

10. Немов, Р.С. Общие основы психологии. Т. 1 / Р.С.Немов. М.,1994.

11. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии/ С.Л.Рубинштейн. СПб.: Питер, 1999.

12. Узнадзе, Д.Н. Психологические исследования / Д.Н. Узнадзе. М.: Наука, 1966.

13. Узнадзе, Д.Н. Теория установки / Д.Н. Узнадзе. М., 1997.

14. Фрейд, З. Психология бессознательного / З.Фрейд. М., 1989.

15. Фрейд, З. Введение в психоанализ: Лекции / З. Фрейд. М., 1989

 

Глава 3. Психология деятельности и общения

Сознание образуется на фоне или на основе деятельности как привнесение смыслов и целей в эту деятельность благодаря активности человека, выражающей его отношения, изменяющиеся по ходу деятельности. Продуктами и условиями деятельности являются не только предметы или идеи, но и смысл, цели и ценности – вообще отношения, которые демонстрируют активность человека и представляют содержание его индивидуального сознания и самосознания, а также общественного сознания. Сознание формируется в отношениях бытия, а самосознание – в отношениях к бытию. Активность, в которой формируется сознание, более тесно связана с деятельностью, устремлена на ее результаты, цели и на сообщение смысла. Эта форма активности, которая чаще всего обнаруживается в процессах учебной деятельности, может быть определена как активность достижения. Соответственно, активностью отношения является та, в которой формируется самосознание. В своем самосознании человек вообще может быть активным в совершенно иных отношениях, не связанных с актуальным содержанием деятельности и сознания (О.П.Елисеев).

Принцип деятельности А.Н.Леонтьева открыл принципиально новые возможности психологического познания человека и впервые был устойчиво связан с реальным движением в развитии психики человека, человека как субъекта деятельности.

Деятельность предметная как деятельность практическая и деятельность общения, неразрывно связанные в своем единстве, реально заявленном в работах А.Н.Леонтьева, представленные как организующее начало пространства человеческого бытия и собственно «человеческого» пространства индивида, в заданных в этих работах параметрах образуют огромный полигон поисков, проблем и задач, еще далеко не исчерпанных в сфере психологических знаний.

В деятельности развивается сознание и самосознание индивида. «Первоначально сознание существует лишь в форме психического образа, открывающего субъекту окружающий его мир, деятельность же по-прежнему остается практически внешней. На более позднем этапе предметом сознания становится также и деятельность: осознаются действия других людей, а через них и собственные действия субъекта. Теперь они коммуницируются, означаясь с помощью жестов или звуковой речи. Это и является предпосылкой порождения внутренних действий и операций, протекающих в уме, в «плане сознания». Сознание - образ становится также сознанием-деятельностью».

По мнению В.В.Давыдова, деятельностный подход к изучению отдельных сторон поведения, сознания и личности человека «выражает некоторую общую направленность в подходе к человеку на основе использования различных моментов в понятии деятельности».

В.А.Лекторский различает деятельностный подход как деятельностную исследовательскую программу и конкретные теории деятельности – в философии, методологии, психологии.

В.П.Зинченко, оценивая современное состояние психологической теории деятельности, использует понятие «психологический подход к деятельности», под которым понимает «психологическую проекцию философской категории «деятельность» на психологию».

Общепсихологическую теорию деятельности, начиная с 1920-х гг., создавали многие ученые, но основной вклад внесли С.Л.Рубинштейн и А.Н.Леонтьев. По мнению А.В.Брушлинского, основоположником деятельностного подхода в психологической науке является С.Л.Рубинштейн, так как он первым среди психологов обратился к категории и понятию деятельности. В.П.Зинченко согласен, что приоритет переноса философской категории деятельности на психологическую почву принадлежит С.Л.Рубинштейну. А.Н.Леонтьев обратился к проблематике деятельности позже С.Л.Рубинштейна, но «именно ему принадлежит наиболее развернутая общепсихологическая теория деятельности».

Таким образом, традиционно в отечественной психологической науке выделяется два основных варианта деятельностного подхода – С.Л.Рубинштейна и А.Л.Леонтьева.

По С.Л.Рубинштейну, деятельность определяется своим объектом, но не прямо, а через ее «внутренние закономерности; вообще внешние причины действуют через внутренние условия». При объяснении психических явлений в качестве системы внутренних условий выступает личность с ее сложной многоуровневой структурой. Деятельность следует отличать от поведения. Успех деятельности субъекта зависит от взаимодействия знаний, умений и мотивации.

Необходимо также согласиться с В.В.Давыдовым в том, что деятельностный подход, и в частности теория деятельности, разработанная А.Н.Леонтьевым и его последователями, является новым и закономерным этапом развития культурно-исторической теории.

По мнению А.А.Леонтьева, «оба… и Л.С.Выготский, и А.Н.Леонтьев, шли одним и тем же путем: от сознания к деятельности и, наконец, к личности как основному и подлинному объекту психологического исследования».

В.П.Зинченко вслед за А.Н.Леонтьевым и В.В.Давыдовым подчеркивает: чтобы понять психологическую теорию деятельности, необходимо изучить «отдельные деятельности», к которым относятся ранние формы общения, игровой, учебной, трудовой деятельности.

Главную роль в изучении происхождения внутренней деятельности сыграло введение понятия интериоризация. Известно, что Л.С.Выготский выделял две характеристики процесса интериоризации: переход внешнего во внутреннее и переход социального в индивидуальное. «Интериоризацией называют, как известно, переход, в результате которого внешние по своей форме процессы с внешними же, вещественными предметами преобразуются в процессы, протекающие в умственном плане, в плане сознания», - писал А.Н.Леонтьев.

Следует отметить, что А.Н.Леонтьев к числу «наиболее важных для построения непротиворечивой системы психологии» относил категории предметной деятельности, сознания и личности.

По А.Н.Леонтьеву, деятельность – форма активности. Активность побуждается потребностью, т.е. состоянием нужды в определенных условиях нормального функционирования индивида. Потребность не переживается как таковая – она представляется как переживание дискомфорта, неудовлетворенности, напряжения и проявляется в поисковой активности. В ходе поисков происходит встреча потребности с ее предметом. С момента «встречи» активность становится направленной, а потребность – предметной, и становится мотивом, который может и осознаваться. Именно теперь можно говорить о деятельности. Она соотносится с мотивом: мотив – то, ради чего совершается деятельность, а деятельность – совокупность действий, которые вызываются мотивом. Единица анализа деятельности – действие.

Внутренние действия подготавливают внешние действия. Они экономизируют человеческие усилия, давая возможность достаточно быстро выбрать нужное действие, дают возможность человеку избежать ошибок. Внутренняя деятельность имеет принципиально то же строение, что и внешняя деятельность, и которая отличается от нее только формой протекания. Внутренняя деятельность, как и внешняя, побуждается мотивами, сопровождается эмоциональными переживаниями, имеет свой операционально-технический состав, т.е. состоит из последовательности действий и реализующих их операций. Разница только в том, что действия производятся не с реальными предметами, а с их образами, а вместо реального продукта получается мысленный результат.

Внутренняя деятельность произошла из внешней, практической деятельности путем процесса интериоризации (перенос соответствующих действий в умственный план). Для успешного воспроизведения какого-то действия «в уме» нужно обязательно освоить его в материальном плане и получить сначала реальный результат. При интериоризации внешняя деятельность, хотя и не меняет своего принципиального значения, сильно трансформируется: отдельные действия или операции сокращаются, весь процесс протекает намного быстрее и т.п.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1507; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.