Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Личность в психологии 2 страница




- сознание «Я» как активного начала субъекта деятельности;

- сознание своих психических свойств, эмоциональные самооценки;

- социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности.

Критерии самосознания:

1) выделение себя из среды, осознание себя как субъекта, автономного от среды (физической среды, социальной среды);

2) осознание своей активности – «Я, управляю собой»;

3) осознание себя через другого – «То, что я вижу в других, это может быть и мое качество»;

4) моральная оценка себя, наличие рефлексии – осознание своего внутреннего опыта.

В структуре самосознания можно выделить:

– осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего Я;

– осознание своих реальных и желаемых качеств – «реальное Я» и «идеальное Я»;

– познавательные, когнитивные представления о себе;

– эмоциональное, чувственное представление о себе.

К-Роджерс выделяет четыре параметра «Я»-концепции:

– real self-concept (реальное представление о себе);

– social self-concept (представление о своей социальной роли);

– phusical self-concept (представление о собственном физическом состоянии);

– ideal self-concept (представление о своих целях, планах и желаниях на будущее).

Американский психолог М. Розенберг выделяет уже шесть образов «Я»:

– «настоящее «Я» – каким индивид видит себя в действительности в данный момент;

– «фантастическое «Я» – каким, по мнению человека, он мог бы стать;

– «будущее или возможное «Я» – каким следует быть, исходя из усвоенных норм и образов;

– «будущее или возможное «Я» – каким, по мнению человека, он мог бы стать;

– «идеализированное «Я» – каким приятно себя видеть;

– «ряд изображаемых «Я» – образование масок, которые индивид выставляет напоказ, чтобы скрыть за ними какие-то отрицательные, болезненные черты, слабости своего настоящего «Я» [8].

Различные проявления самосознания регулируются процессом самовоспитания. Самовоспитание – это сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности [9]. Основываясь на активизации механизмов саморегуляции, самовоспитание предполагает наличие ясно осознанных целей, идеалов, личностных смыслов (индивидуализированных отражений действительного отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность [10]). Самовоспитание формируется на относительно позднем этапе онтогенеза (в подростковом возрасте), связано с определенным уровнем самосознания, критического мышления, способности и готовности к самоопределению, самовыражению, самораскрытию, самосовершенствованию.

По мере повышения степени осознанности самовоспитание становится все более значимой силой саморазвития личности.

Компоненты самовоспитания: самоанализ личностного развития, самоотчет личности, самоконтроль личности. В приемы самовоспитания входят: самоприказ, самоодобрение, самовнушение.

Самовоспитание базируется на адекватной самооценке и оценке.

Оценка личности, её поведения, деятельности, осуществляется другим, компетентным человеком, экспертом. В роли экспертов могут быть люди, хорошо знающие личность: педагоги, руководители, друзья, родители и др. Экспертная оценка может выражаться количественными и качественными показателями. Принимая мнение экспертов, личность вносит определенные коррективы в свое поведение, отношение, деятельность.

Самооценка входит в состав Я-концепции и развивается вместе с самосознанием личности.

Самооценка – это компонент самосознания, направленный на оценку человеком своего «Я», своих действий, поступков, слов, чувств и т.п. Содержание самооценки многоаспектно, также как сложна и многоаспектна сама личность. Оно охватывает мир ее морально-нравственных ценностей, отношений, возможностей. Единая целостная самооценка личности формируется на основе самооценки отдельных сторон ее психического мира. Каждый из компонентов самооценки, отражающей степень знания личностью соответствующих ее особенностей и отношение к ним, имеет свою линию развития. В связи с этим весь процесс выработки общей самооценки противоречив и неравномерен. Самооценка различных компонентов в личности может находиться на разных уровнях устойчивости, адекватности, зрелости. Формы взаимодействия самооценок – единство, согласованность, взаимодополнение, конфликтные отношения – предшествуют процессу выработки единой самооценки, сопровождаются поисками личности самой себя, непрерывным вниманием к своему внутреннему миру с целью понять степень своей ценности в обществе, найти и определить свое место в системе сложнейших социальных, профессиональных, семейных и просто личностных связей и отношений.

По своему составу самооценка сложна не только потому, что она многоаспектна и включает различные уровни содержания, но и потому, что эти содержания могут быть различных уровней осознанности. В процессе становления единой самооценки личности, ведущая роль принадлежит ее рациональному компоненту. Именно на основе самоанализа происходит как бы «проявление» недостаточно ясных компонентов самооценки и их «введение» из сферы неосознаваемого в сферу сознательного. Самооценка формируется при более или менее активном участии самой личности и несет на себе отпечаток своеобразия ее психического мира, не совпадая в некоторых своих элементах с объективной оценкой данной личности. Ее адекватность, истинность, логичность и последовательность устанавливаются на основе реальных проявлений личности в деятельности, поведении. Нравственным критерием самооценки служит общественная ценность осознаваемых качеств личности.

Уровни самооценки:

– неадекватная высокая самооценка (завышенная);

– адекватная высокая самооценка;

– средняя самооценка;

– адекватная низкая самооценка;

– неадекватная низкая самооценка (заниженная).

Адекватная или правильная самооценка позволяет человеку отнестись к себе критически, правильно соотнести свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих. Адекватная самооценка является необходимым условием формирования личности.

Неадекватная самооценка свидетельствует о необъективной оценке человеком самого себя, его мнения о себе резко расходится с тем, каким его считают другие. Она может быть завышенной или заниженной.

Человек с завышенной неадекватной самооценкой, как правило, переоценивает свои возможности, личные качества, может стать высокомерным, заносчивым, нетерпимым к чужим мнениям и оценкам. Для такого человека характерны внутренние конфликты, нарушение организации деятельности. Человек может озлобиться, проявлять подозрительность или ярко демонстрировать высокомерие, что ведет к утрате межличностных контактов.

Человек с заниженной неадекватной самооценкой характеризуется устойчивой неуверенностью в себе, недооценкой своих возможностей, качеств, может стать очень пассивным, боязливым, эмоционально обедненным. Заниженная самооценка наиболее устойчивая. Великий писатель и психолог Л.Н. Толстой личность сравнивал с математической дробью, в числителе которой духовные свойства человека, а в знаменателе - его мнение (самооценка) о себе. Об одном из своих сыновей Л.Н. Толстой с горечью заметил, что у того знаменатель - бесконечность. А значит результат (частное) стремится к бесконечно малой величине. Формирование правильной самооценки - важнейшая задача воспитания и самовоспитания личности.

Виды самооценки:

– личностная – оценка человеком своих способностей, потенциальных возможностей, личных качеств, внешнего облика;

– текущая самооценка – это оценка человеком своих действий и поступков.

Самооценка связана с уровнем притязаний. Уровень притязаний характеризует:

1. Уровень трудности, достижение которого является общей целью серии будущих действий (идеальная цель).

2. Выбор личностью цели очередного действия, формирующейся в результате переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий (уровень притязаний в данный момент).

3. Желаемый уровень самооценки личности (уровень «Я»).

Стремление к повышению самооценки в условиях, когда человек свободен в выборе степени трудности очередного действия, приводит к конфликту двух тенденций – тенденции повысить притязания, чтобы одержать максимальный успех, и тенденции снизить их, чтобы избежать неудачи. Переживание успеха (или неуспеха), возникающее вследствие достижения (или не достижения) уровня притязаний, влечет за собой смещение уровня притязаний в область более трудных (или более легких) задач. Снижение трудности избираемой цели после успеха или ее повышение после неудачи говорят о нереалистичном уровне притязаний или неадекватной самооценке. Люди, обладающие реалистичным уровнем притязаний, отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, большей продуктивностью, критичностью в оценке достигнутого. Неадекватность самооценки может привести к крайне нереалистичным (заниженным или завышенным) притязаниям. В поведении это проявляется в выборе слишком трудных или слишком легких целей, в повышенной тревожности, неуверенности в своих силах, тенденции избегать ситуаций соревнования, некритичности в оценке достигнутого, ошибочности прогноза и т.д. Итак, взаимосвязь самооценки, уровня притязаний, уровня достижений и возможных последствий можно свести к схеме (рис. 1.3.1).

Самоуважение – обобщенное отношение личности к самой себе, прямо пропорционально количеству достигнутых успехов и обратно пропорционально уровню притязаний [11]:

  САМОУВАЖЕНИЕ = УСПЕХ / ПРИТЯЗАНИЕ  

Чем выше притязания, тем большими должны быть достижения человека, чтобы он мог себя уважать.

Фрустрации – специфическое эмоциональное состояние человека, возникающее в результате появления непреодолимых препятствий на пути к достижению желаемой цели. Препятствия могут быть: физическими, биологическими, психологическими, социокультурными.

– внутренние – те, которые препятствуют достижению цели;

 

Самооценка (СО) Уровень притязаний Уровень достижений Психологические последствия
             
       
Адекватная   Адекватный Удачи Самоуважение
Неудачи Фрустрации, невроз
         
  Завышенная   Завышенный Удачи Самоуважение
    Неудачи Фрустрации
         
Заниженная Заниженный     «Комплекс неполноценности» (при низкой СО)
            «Социальная хитрость» (при высокой СО)

 

Рисунок 1.3.1

 

Виды препятствий (по Т. Дембо) [12]:

– внешние – те, которые не дают субъекту выйти из ситуации.

Виды фрустрированного поведения:

– двигательное возбуждение;

– апатия;

– агрессия и деструкция;

– регрессия.

Невроз – заболевание, возникающее вследствие конфликта человека с окружающей средой на почве столкновений желаний человека и действительности, которая его не удовлетворяет [13].

Подводя общий итог, можно сделать следующие выводы:

1. Самосознание формируется в процессе жизнедеятельности индивида.

2. Факторы, влияющие на самосознание: восприятие индивида другими; самоанализ; социальные ценности, ожидания, идеалы; опыт социального поведения; внешние данные, ощущение силы и здоровья.

3. Самосознание имеет определенную структуру и обладает определенными критериями.

4. Самовоспитание является продуктом самосознания.

5. Самооценка является частью самосознания и имеет влияние на него.

6. Самооценка имеет уровни, которые определяют степень удовлетворенности индивида собой.

7. Самооценка развивается в онтогенезе.

8. Самооценка связана с уровнем притязаний и уровнем достижений, что налагает определенный отпечаток на его психическое состояние и поведение.

9. Оценка играет ведущую роль в формировании самооценки индивида до юношеского возраста. В последующем, роль оценки уменьшается и несет для индивида информационный характер.

Я-концепция или самосознание развивается на базе сознания. «Не сознание рождается из самосознания, из «Я», а самосознание возникает в ходе развития сознания личности, по мере того, как личность становится самостоятельным субъектом» - писал С.Л. Рубинштейн в статье «Самосознание личности и ее жизненный путь» [14].

Личность, рассматривая себя в системе «Я как индивидуум», устанавливает свою идентичность в близких отношениях с другими людьми и в трудовой деятельности. Формирование идентичности – непрекращающийся процесс. Взрослые должны структурировать свою личную, профессиональную и семейную идентичности по мере того, как меняется их внутренний и внешний мир.

На основе идентичности формируется генеративность – попытка увековечить себя путем внесения долговременного и значимого вклада в окружающий мир (выполняется посредством профессиональной деятельности, художественного творчества или воспитания детей) [15].

Система «Я как член семьи» предполагает у индивида наличие определенной социальной роли (я как ребенок, я как супруг(а), я как родитель и т.д.). Исследования, проводившиеся в форме интервью, показали, не менее 90 % мужчин и женщин считают, что их семейные роли и обязанности являются важнейшими компонентами при определении себя [16].

Система «Я как работник» рассматривает профессиональное «Я» личности. Работа для некоторых – не более чем способ заработать себе на жизнь. Другим она дает шанс проявить свои творческие способности и навыки; она позволяет повысить им свою самооценку, завоевать уважение у окружающих. Для третьих работа является почти наркотиком – деятельностью, заниматься которой их неодолимо влечет какая-то внутренняя сила. Существует взаимодействие между внутренней мотивацией к труду и идентичностью работника (рис. 1.3.2):

 

Внутренняя мотивация к труду
Идентичность человека как компетентного работника   Вовлеченность в работу
Продуктивность труда

Рисунок 1.3.2

 

Все три микросистемы имеют влияние на самосознание индивида, т.к. эти системы имеют ведущее значение на протяжении дальнейшей жизни.

На образ «Я» влияют различные изменения в любой из этих систем (болезни, развод, профессиональный успех или неудача и т.д.).

В период ранней взрослости (примерно к 30 годам) человек переживает кризисное состояние. Происходит переоценка ценностей, критический пересмотр своего «Я». Человек обнаруживает, что многое он уже не может изменить в своей жизни, в себе: семья, профессия, привычный образ жизни. Новообразование ранней взрослости – овладение профессией. При успешном разрешении психологического конфликта человек имеет оптимальную самооценку и строит отношения с социумом на основе понимания и доверия. При неблагополучном разрешении конфликта индивид испытывает одиночество и остракизм, которые могут сопровождаться добровольной изоляцией от общества.

Конфликты развития в среднем возрасте (Р. Пэк) [17]: признание ценности мудрости против признания ценности физических сил; уравновешивание социального против сексуального начала в человеческих отношениях; катексисная (эмоциональная) гибкость против катексисного обеднения; умственная гибкость против умственной ригидности. Новообразование средней взрослости – овладение социальной ролью и статусом.

Кризис возраста поздней зрелости связан с изменением социальной роли и поиском новых жизненных планов. Новообразование поздней взрослости – приобретение мудрости.

Мудрость – взвешенные суждения и полезные советы по важным или неясным вопросам, представляет собой кульминационный пункт в развитии человеческого интеллекта.

Мудрость как экспертное знание состоит:

· Фактуальные знания о практической стороне жизни;

· Знание контекста жизни и общественных перемен;

· Процедурные знания практической стороны жизни;

· Знания, учитывающие относительность ценностей и жизни;

· Знания, учитывающие неопределенность жизни.

Период данного возраста характеризуется сменой социального статуса. Реакция на уход на пенсию зависит от таких факторов, как желание оставить работу, здоровье, финансовое положение и отношение коллег.

Подготовка к выходу на пенсию состоит из трех частей:

1. «Сбрасывание оборотов». С возрастом люди начинают освобождаться от ряда трудовых обязанностей или сужать сферу ответственности.

2. Планирование. Люди тщательно планируют свою жизнь на пенсии.

3. Жизнь в ожидании пенсии.

Изменение статуса сказывается на семейных и личных отношениях, когда люди учатся приспосабливаться к прекращению активной воспитательной деятельности в семье, к ролям дедушек (бабушек) и прадедушек (прабабушек), к осуществлению ухода за больным супругом. Такие события, как потеря супруга и близких друзей, в старости могут вызвать чрезвычайно сильный стресс. Многие пожилые люди, оставшись одни после смерти супруга, страдают от одиночества. Однако вдовство может также дать человеку возможности для личностного роста и активности.

Целостная психическая организация личности проявляется в определенном стиле жизни и поведения. Наиболее полно характеризуют личность такие свойства как целеустремленность, воспитанность, цельность, активность, оригинальность, профессионализм и др. Эти и другие свойства личности формируются в процессе обучения и научения, воспитания и самовоспитания. Однако воспитание не всемогуще, так как развитие личности имеет свои собственные закономерности, свою внутреннюю логику, а не является лишь пассивным отражением объективных условий. Понятие внутренней логики отражает простую мысль: индивид, являясь существом саморегулирующимся, в процессе развития приобретает такие свойства, которые не предопределены однозначно ни внешними воздействиями, ни внутренними, в том числе природными данными. Эти свойства есть результат взаимодействия внешнего и внутреннего, результат деятельности человека как единого и саморегулирующегося целого.

 

 

Контрольные вопросы

1. Почему введено понятие личности в психологию и другие науки?

2. Структура личности по К.К.Платонову.

3. Дайте понятие направленности личности и назовите характеристики ее структурных компонентов

4. Дайте понятие оценки и самооценки личности.

5. Назовите основные источники активности личности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 528; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.