КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Учение об идеях ® сами идеи
Люди принимают решения на основе своего сознания. Они учитывают ближние и отдаленные последствия своих деяний. Эти идеологические основания действий людей порой называют тактикой и стратегией. Люди не создают их произвольно. Они перенимают их от предшественников и окружающих людей и научением, и специальным обучением, и т.п. Проблема идеологии. Общество – совокупность живших, живущих и будущих поколений людей. Люди – не одинаковы. И патологичный субъект является человеком. Индивиды – нормальные люди. А личности – идейные, интеллектуальные индивиды. Для первых нет проблемы идеологии. Для вторых она существует, но по-разному. Индивиды следуют идеологии своих наставников. И все нормальные люди сначала находятся в положении индивидов, а затем некоторые из них становятся личностями. Личности занимают активную, критическую позицию при выборе идеологии. Проблема идеологии имеет значение только для личностей. Для них идеология нужна ради жизни, а поэтому они стремятся понять ее суть, значение и то, как овладеть плодотворной для выживания ее формой. ИДЕОЛОГИЯ И ИДЕОКРАТИЯ Социально-экономическое осмысление проблемы идеологии изложено в книге “Философское основание теоретической науки”. ФОТН не учебное пособие, а монография, которая показывает, почему главным становится лозунг “Мысли или умирай”. ФОТН отчасти устарела. Не повторяя ее содержания, обратим внимание на ряд аспектов проблемы: актуальность (значение), историю, суть, эволюцию, многообразие идеологии. 1 МЕТАНАУКА®ФИЛОСОФИЯ ® НАУКА ® ИДЕОЛОГИЯ В головах людей имеются разные представления о мире. У всех людей имеется обыденный опыт, возникающий на основе чувственного отображения мира и отражающий, главным образом, обстоятельства их жизни. В целом, он истинен, что не отрицает отдельных ошибочных фактов. На основе обыденного опыта возникают мнения и знания. Мнения базируются на вере источникам сведений. Обыденная картина мира в сознании людей в определенной мере точно отражает действительность. В то же время в ней имеется много ошибочных сведений, не адекватно отражающих действительность. Этот тип представлений о мире зависит от господствующих в обществе идеологий. Обыденное сознание – главная основа жизни современных людей. Оно не всегда адекватно обстоятельствам современной жизни. И давно уже происходит становление более высокого теоретического уровня НКМ, как основы жизни все большей доли людей.
В теоретической науке выделяют естественнонаучные, технические и гуманитарные компоненты. Первый компонент в целом является универсальным, монистичным, а второй – плюралистичным. Они относительны и не адекватны потребностям современной практики. Формы идеологий. В обществе много форм идеологий. Выделяют такие: консервативная, либеральная, демократическая, социалистическая, коммунистическая, экологическая, феминистская, анархистская, националистическая и т.п. [см. 174]. С равной долей истинности можно назвать множество других форм идеологии. Выделим такие их группы: Идеологии ┌────┼────┐ частные ® общие ® всеобщие Частные идеологии сводятся к ограниченному кругу принципов, которым следуют их субъекты. Это – либеральная, экологическая, феминистская и т.п. Общие идеологии являются более обширными – национальные, конфессиональные, партийные, правительственные и т.п. Всеобщей идеологией может быть только теоретическая наука. Названия форм идеологий идеологичны, т.е. субъективно предвзяты. Они – самомнения представителей форм идеологии. С точки зрения других идеологий, их оценка иная.
Особое значение имеют идеологии партий, правительства и государства. Превращение первых в последующие происходит не обязательно в полной мере. Как теперь ясно в нашей стране имел факт сознательного искажения идеологий в процессе таких их превращений – говорили одно, а делали другое (принцип двойного стандарта). Идеологии ┌──┴──┐ индивидуальные ® господствующие ┌──┴──┐ неписаные ® писаные ┌──┴──┐ просто ®научные В каждый данный момент времени существует совокупность многих идеологий – индивидуальных, групповых, правительственных, национальных, международных, мировых. Они определяют поведение и поступки людей, групп, партий и т.п. Каждый субъект выбирает адекватную для себя идеологию и утверждает ее в качестве общезначимой (общечеловеческой). “... Всякий новый класс... уже для достижения своей цели вынужден представить свой интерес как общий интерес всех членов общества...” [181.3.47]. Идеологии ┌──┴──┐ плюралистичные ® монистичная ┌──┴──┐ эгоистичные ® духовные (альтруистичные) ┌──┴──┐ элиты® народа Идеологии элиты отражают интересы мизерной доли (социальных групп, сословий и т.п.) населения страны. Идеологии элиты, обычно, противоречат провозглашаемым и действительным целям этой группы людей и бывают или консервативными (сохраняют прошлое), или либеральными (провозглашают свободу) и т.п. И сводятся они, как правило, к ограниченному кругу осознанных принципов. Идеологии народа также многочисленны ввиду того, что их формулируют разные субъекты, не одинаково понимающие интересы народа. Духовные (альтруистичные) идеологии – основа мистических ассоциаций людей, прежде всего религиозных. Они различаются по конфессиям и т.п. Многообразие форм религии ведет к тому, что они не объединяют, а разъединяют общество. Теоретическая идеология является монистичной, хотя и относительной по своей природе. Она предполагает созидание обществом особой действительности, а соответственно и системы наук о ней. Теоретическая идеология может быть только гуманной, демократической. Не название идеологии определяет ее сущность.
При изучении идеологий необходимо определить главные их типы: ┌─ Научная ┌─┴─ Мистическая ┌─┴── Мифологическая Такую идею об основных типах идеологии, называя их мировоззрениями, высказывают в самых последних изданиях учебников философии, например, П. В. Алексеев и А. В. Панин. Они весьма содержательно показывают отличие науки от генетических предшественников: объективизм, рационализм, эссенциализм, системность, проверяемость [см. 6.53-54]. Что же касается собственно идеологии, то П.В. Алексеев и А. В. Панин ее трактуют так: «Идеология определяется как отражение общественного бытия сквозь призму социально-групповых или классовых интересов» [там же, с. 55]. Это следует признать истинным определением господствующей идеологии. «…В обществе, раздираемом классовыми противоречиями, не может быть никогда внеклассовой или надклассовой идеологии» [161.6.39-40]. Идеи господствующего класса являются господствующими идеями [см. 181.4.445]. Тем не менее, общественный прогресс ведет к росту научности идеологии. Совокупность не равнозначных с точки зрения общественного прогресса идеологий предполагает выбор одной из них, адекватной интересам прогресса общества. Таковой следует считать только науку. И наука выполняет в некоторой мере эту функцию, но господствуют пока не научные идеологии. Причина – неадекватность науки потребностям современного общества. Нужен качественный скачок науки – переход ее на уровень теории. Для этого следует разработать основание науки, прежде всего философское. Философия должна стать главным основанием теоретической науки. Для этого необходимо качественно поднять саму философию, превратив ее в метанауку. Метанаука – философское основание теоретической науки, которая только и станет монистической идеологией и объединит людей на основе нравственности и общественного прогресса, толерантности и т.п. Актуальность идеологии. ХХ век стал началом «идеологизированного» общества ввиду осознания идеологии важнейшим орудием защиты интересов, острой идеологической борьбы и первой идеологической войны. Особенно актуальной сталапроблема идеологии в конце ХХ века. Нормой стало ее объяснение в словарях, статьях и книгах. Ее сделали оружием успешной борьбы с нашей страной в форме лозунга “деидеологизации ”. Сразу же была осознана собственная суть этого лозунга – переидеологизация. Все это проявило тот факт, что главной формой взаимной общественной борьбы (войны) стала идеология. Представители сверхидеологизации обычно рядятся в форму деидеологизации.
Провозглашение деидеологизации – самая худшая идеология. Она свидетельствует о намерении скрыть свою идеологию. Аналогично провозглашение иллюзорной идеологии, которая скрывает истинную. В таком случае имеет место двойной стандарт – говорим одно, а делаем другое.
Противостоять в идеологической войне можно только перейдя на уровень интеллектуальной войны – овладев более высоким уровнем интеллекта. Любой жизнелюб может обеспечить жизнь адекватным усвоением самой сути идеологии с тем, чтобы развить свои интеллектуальные способности, вооружиться самой плодотворной идеологией, обеспечивающей борьбу за жизнь. И все, кто против такого интеллектуального развития субъекта, – его конкуренты (враги). Самоубийственна жизнь советами оппонентов, конкурентов, т.е. «чужим умом». Пока недостаточно осмыслена функция идеологии в жизни современного общества. Ее должны объяснять многие науки. Нужны и специальные монографии по данному вопросу. Актуальность исследований идеологии состоит и в том, что официальная идеология России начала ХХI века не сводится к науке, а включает и ненаучные элементы. «К началу третьего тысячелетия человечество подошло духовно обнищавшим. У человечества огромные успехи в науке, в технике, развитии информационных технологий, средств связи, наконец, в экономическом развитии. Но нет новых идей и духовных движений, которые давали бы веру и Смысл человеческой жизни. А старые изрядно дискредитированы и требуют обновления. Нарастание бездуховности угасания великих идеологий ведет к увяданию и кризису культуры. … Мир с нетерпением ждет новых духовных прорывов или обновления старых идеологий» [60.89]. Суть идеологии. Идеологией называют учение об идеях. В таком случае идеология – одна из тысяч наук. Это исходное значение термина, приданное ему автором термина – Дестат де Траси. Более широкое значение этого слова включает в данное понятие и сами идеи общества, т.е. всю совокупность тысяч наук или все общественное сознание. Наиболее широкое значение идеологии состоит в названии им и практически осуществленных (объективированных, овеществленных, материализованных) идей. Иначе: идеологией оказывается вся ноосфера по Вернадскому. Идеология ┌───┴───┐ ┌───┴───┐ просто ® осуществленные (практика) Многообразие называемых форм идеологии требует выяснения их всеобщего свойства – сути идей. Идеи ┌────┴────┐ фрагментарные ® целостные ┌────┴────┐
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 354; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |