Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Физиологические механизмы развития речи




Речевой процесс осуществляется в сложной системе един­ства разных уровней нервной системы (коры, подкорковых образований, проводящих путей, ядер черепно-мозговых нервов) и органов артикуляции.

Речь развивается как самостоятельная функциональная система на базе условно-рефлекторной деятельности. Рече­вой акт, как и другие проявления высшей нервной деятель­ности, носит рефлекторный характер, в котором участвуют многие уровни нервной системы. Кора головного мозга тес­но связана с подкорковыми образованиями в единую функ­циональную систему.

Лобный конус выполняет наиболее сложную речевую и психическую функции. Он надстраивается над всеми от­делами коры, объединяет их, получая информацию из всех ее областей. Значение лобного конуса состоит в том, что, со­единяясь с речевыми отделами коры, он делает речь осмыс­ленной, а мышление речевым, абстрагированным. В этой области коры создается программа речевого высказывания (внутренняя речь), программы волевой деятельности, пла­нирования поведения.

Высшим отделом, обусловливающим формирование речи, является кора головного мозга, каждый из отделов кото­рой выполняет свою функцию:

• в слуховую область коры (височная доля) поступают звуковые раздражения. Наибольшее значение имеет левая

 


 

височная доля. Здесь звуки анализируются, благодаря чему осуществляется сложный процесс понимания чужой речи.

• двигательная область коры (нижние лобные извили­ны) участвует в формировании продуктивной речи (лекси­ка и лексико-грамматические структуры).

теменная доля мозга анализирует и фиксирует все раз­дражения (кинестезии) от артикулярных органов (автома­тизация двигательного акта).

• зрительная область (затылочная доля) обеспечивает восприятие зрительных раздражений.

Для развития речи ребенка необходим определенный уровень созревания корковых структур и воздействие ок­ружающей среды, а именно оптимальные зрительные, слу­ховые и тактильные раздражения. Очень важно, чтобы раз­дражители, приходящие в кору головного мозга, совпадали по времени. Благодаря сочетаниям раздражителей, прихо­дящих в кору головного мозга одновременно, формируют­ся связи между долями мозга. На основе этих связей в последующем разовьется восприятие и воспроизведение речи. Поэтому для маленького ребенка так важна речевая

среда.

Все движения артикулярных органов, верхних и ниж­них конечностей фиксируются в теменной доле мозга и оп­ределяются как заученные движения — праксис. Между слуховым и зрительным отделом мозга образуются внут­ренние связи, являющиеся базой формирования пассивно­го словаря — оречевления окружающих предметов.

Связи между зрительным и двигательным отделами коры называются оптико-моторными, а между слуховым и двигательным — акустикомоторными. От моторной об­ласти, находящейся в передней центральной извилине коры головного мозга, начинается пирамидный путь (путь произвольных движений). Пирамидный путь услов­но подразделяется на корково-булъбарный и корково-спинальный, заканчивающиеся в ядрах черепно-мозговых нервов и в спинном мозге.

От ядер черепно-мозговых нервов и спинного мозга отхо­дят периферические нервы к мышцам скелетной и артику­ляционной мускулатуры. Импульс к речи подается из коры головного мозга, а реализуется на периферии. В его реали-


зации принимают участие органы дыхания, голосообразования и артикуляции, тесно связанные между собой.

Первой точкой приложения импульса, являющегося сигналом к началу говорения, является дыхательная си­стема. В выдохе участвуют диафрагма и межреберные мышцы, которые регулируются импульсом, обеспечиваю­щим плавный и протяжный выдох, необходимый для про­изнесения слова и словосочетания, целой фразы. Эту об­ласть называют (Н. И. Жинкин) энергетической, так как сила выдыхаемой струи воздуха обеспечивает голосообразование.

Вторая точка приложения нервного импульса — голосо­вые связки, от которых зависят закрытие голосовой щели, модуляция голоса, образование подсвязочного давления, обеспечивающих образование голоса.

Третья точка приложения нервного импульса на пери­ферии ротовая полость и надставная труба. В рото­вой полости благодаря движению языка, губ и мягкого неба образуются щели и затворы, дифференцируются звуки речи, что необходимо для четкого их произнесения. В резонаторную систему включается вся надставная труба — ро­товая полость, глотка, придаточные пазухи и полость носа, которые усиливают голос, придавая ему индивидуальную окраску.

К органам артикуляции подходят также волокна экст­рапирамидного пути, несущие импульсы от подкорковых образований, обеспечивающие темп, ритм, плавность и эмо­циональную окраску речи. Плавно модулируя и меняя объем на каждом речевом звуке, надставная труба обеспе­чивает тембр, силу и полетность голоса. Под влиянием двух потоков обратной связи — слуховой и кинестетической — в коре головного мозга складывается память на правильное произнесение определенных слогов данного языка (речедвигательный словарь).

■ При поражении различных отделов нервной системы, участвующих в формировании речевого акта, возникают разные формы патологии речи.

Афазия (распад сформированной речи) и алалия (не-сформированность речи с раннего детского возраста) связа­ны с поражением коры головного мозга.


Дизартрия (нарушение артикуляции, фонации, ды­хания и др.) — результат поражения различных уровней двигательного анализатора и связанных с ним систем коор­динации.

Заикание — сложное функциональное расстройство нервной системы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1079; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.