Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет исследования. Следующей методологической характеристикой педагогического исследования является объект исследования




Объект исследования

Следующей методологической характеристикой педагогического исследования является объект исследования, то есть «процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Определяя объект исследования, следует дать ответ на вопрос: что рассматривается?»[5]. По мнению Ю.К.Бабанского, «объектом педагогической науки является учебно-воспитательный, учебно-организационный, управленческий процесс. А основным объектом научно-педагогического исследования могут быть процессы, развивающиеся в детском саду, школе, колледже, лицее, вузе и т.д.»[6].

Учитывая специфику и особенности курсовых, специальных выпускных и дипломных работ по дисциплине «Теория и методика развития детского изобразительного творчества», к объекту исследовании мы можем отнести изучение таких процессов, как:

· процесс эстетического восприятия (например, произведений изобразительного искусства) детьми дошкольного возраста;

· процесс ознакомления дошкольников (например, с произведениями искусства);

· процесс обучения детей раннего или дошкольного возраста определённым видам деятельности;

· процесс формирования различных умений и навыков;

· процесс развития определённых эстетических чувств (чувства цвета, ритма, эмоциональной отзывчивости и т.д.);

· процесс воспитания тех или иных эстетических качеств (например, эстетического отношения).

Например:

o Объект исследования - процесс обучения детей 4-5 лет лепке из соленого теста.

o Объектом исследования выступает процесс ознакомления детей дошкольного

возраста с произведениями пейзажной живописи.

o Объект исследования - процесс эстетического развития детей 6-7 лет средствами искусства дизайн.

o Объектом исследования является процесс эстетического воспитания средствами театрализованных игр и изобразительного искусства.

o Объектом исследования является процесс формирования выразительных образов в аппликационных работах старших дошкольников.

 

 

 

Ещё одной методологической характеристикой педагогического исследования является предмет исследования. Если при определении объекта исследования был дан ответ на вопрос «что рассматривается?», то «предмет обозначает аспект рассмотрения, дает представление о том, как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, аспекты и функции объекта рассматривает данное исследование»[7]. Предметом педагогического исследования могут выступать: «совершенствование и развитие учебно-воспитательного процесса; содержание образования; формы и методы педагогической деятельности; диагностика учебно-воспитательного процесса; пути, условия и факторы совершенствования обучения и воспитания»[8].

Большинство студентов нашей специальности, как правило, изучают содержание, педагогические условия и/или методы реализации поставленной проблемы.

Например:

o Предметом исследования являются содержание и методы формирования выразительного образа животных в аппликации у детей старшего дошкольного возраста.

o Предмет исследования – содержание и методика проведения занятий, способствующих формированию стилизованных образов растений в рисунках старших дошкольников.

o Предмет исследования – методы и приемы формирования графических умений и навыков у детей 3-4 лет.

o Предмет исследования – совокупность педагогических условий по изучению народных промыслов Вятского края, способствующих эффективному формированию художественно-творческой активности.

o Предмет исследования – подготовка специалистов к работе по развитию детского изобразительного творчества в исследованиях 50х-80х годов.

Гипотеза.

 

Гипотеза исследования (от греч. hypothesis - основание, предположение) – «методологическая характеристика исследования, научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверным научным знанием»[9].

В педагогических исследованиях чаще всего формулируются «описательные и объяснительные гипотезы:

o В объяснительной гипотезе даётся пояснение возможных следствий из определённых причин, а также характеризуются условия, при которых эти следствия обязательно будут реализованы. Объяснительная гипотеза строится на предположении: если сделать то-то, то такие-то изменения произойдут в изучаемом объекте»[10].

В исследованиях по изучению проблем детского изобразительного творчества опорная схема формулировки объяснительной гипотезы будет такова: мы предполагаем, что следующие методы и приемы (указать какие именно) будут способствовать формированию (чего?) у детей (указать возраст) в …(указать вид деятельности: рисовании, лепке, и т.п.).

Пример объяснительной гипотезы:

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что детям старшего дошкольного возраста будет доступно создание выразительных образов животных в рисунках под влиянием театрализованных игр. На основе ярких театральных образов выразительных сказочных персонажей, в рисунках детей будет устранена однотипность, шаблонность, подражательность.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что если в процессе обучения на занятиях рисованием будут применяться разнообразные игровые приёмы, то формирование графических умений и навыков у детей раннего и младшего дошкольного возраста будет проходить наиболее эффективно.

o «В описательной гипотезе предполагается описание причин и возможных следствий изучаемых явлений. Она может определяться по схеме: эффективность совершенствования того или иного вида педагогической деятельности может быть повышена, если будет сделано то-то и то-то»[11].

В исследованиях по дисциплине «Теория и методика развития детского изобразительного творчества» очень часто используют именно описательную гипотезу. Её опорная фраза будет такова: мы предполагаем, что детям (указывается возрастная группа) будет доступно (излагается суть проблемы). Процесс обучения (развития, формирования, восприятия, воспитания и т. п.) будет проходить наиболее эффективно при соблюдении следующих условий. Далее перечисляются те (предполагаемые студентом) педагогические условия, которые будут наиболее эффективны, по его мнению, для развития умений, навыков, способностей, творчества дошкольников, для их обучения какому-либо виду изобразительной деятельности (Приложение 3).

Пример описательной гипотезы:

Гипотеза: Предполагается, что пейзажная живопись доступна для восприятия детей 5-7 лет. Ознакомление старших дошкольников с пейзажной живописью будет эффективным при условии:

- формирования у детей начальных знаний о пейзажной живописи, жанровом своеобразии и средствах выразительности;

- проведения систематических наблюдений в природе;

- предоставления возможности детям для отражения образов природы в собственном изобразительном творчестве;

- если будут разработаны и экспериментально обоснованы содержание и методика ознакомления детей с пейзажной живописью.

Ги­по­те­за: эмо­цио­наль­но-вы­ра­зи­тель­ный об­раз в ри­сун­ках де­тей, как изо­бра­же­ние дос­туп­ны­ми сред­ст­ва­ми не толь­ко ха­рак­тер­ных сто­рон от­ра­жае­мо­го пред­мет­но­го ми­ра, но и эс­те­ти­че­ских эмо­ций, вы­ра­же­ние ре­бен­ком в ри­сун­ке ду­хов­но­го ми­ра, фор­ми­ру­ет­ся при сле­дую­щих пе­да­го­ги­че­ских ус­ло­ви­ях:

- соз­да­нии эмо­цио­наль­но-эс­те­ти­че­ской сре­ды;

- обо­га­ще­нии эмо­цио­наль­но­го опы­та до­шко­ль­ни­ков;

- ус­вое­нии деть­ми стар­ше­го до­шко­ль­но­го воз­рас­та средств эмо­цио­наль­ной вы­ра­зи­тель­но­сти об­ра­зов в ри­сун­ке;

- при­ме­не­нии спе­ци­аль­но раз­ра­бо­тан­ной ме­то­ди­ки по­этап­но­го фор­ми­ро­ва­ния эмо­цио­наль­ной вы­ра­зи­тель­но­сти об­ра­зов в ри­сун­ках стар­ших до­шко­ль­ни­ков.

 

Как видно из примеров, формулировка гипотезы состоит из двух частей: высказанного предположения и перечня определённых условий, которые, по мнению исследователей, будут способствовать протеканию педагогических процессов. Таким образом, чтобы грамотно сформулировать во введении такую методологическую характеристику, как гипотеза, студенту необходимо отчётливо представлять, что представляют собой педагогические условия и какие из них необходимы для проведения исследования.

Развитие детского изобразительного творчества в дошкольных учреждениях – это одна из задач эстетического воспитания дошкольников. Чтобы сформировать у большинства дошкольников изобразительные, творческие способности, выявить одаренных детей, необходимы специальные условия.

Поэтому педагогические условия в изобразительной деятельности могут рассматриваться как целый комплекс мер, воздействий, настроений, способствующий эффективному обучению детей и развитию их творческих возможностей (Приложение 3).

Студентам важно помнить, что определение педагогических условий, способствующих наиболее эффективному протеканию различных процессов (обучения, развития, формирования и др.) в различных видах детской художественно-творческой деятельности, является одним из основных вопросов, требующим разрешения. Именно на этой основе построена проблема исследования.

Таким образом, с одной стороны, формулировка педагогических условий в гипотезе зависит от выбранной темы, проблемы, цели исследования. А с другой стороны, грамотность предположения и выбора педагогических условий будет способствовать исследователю проводить экспериментальную работу логически правильно, последовательно, что приведёт к решению поставленных задач и достижения цели.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1483; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.