Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 36. Эмоционально-волевая сфера личности




ДЕ № 8. Психология личности и общения

 

Вопрос № 1. Под термином «эмоции» в психологии понимают:

 

  1. способность человека переживать и сожалеть о случаях нарушения нравственных форм
  2. чувство предрасположенности к человеку, влечение к нему
  3. переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и процесса удовлетворения потребностей
  4. свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства в специфических социальных условиях

 

Вопрос № 2. Степень необходимого волевого усилия для достижения цели – это…

 

  1. решительность
  2. спокойствие
  3. настойчивость
  4. сила воли

 

Вопрос № 3. К чувствам относят…

 

  1. радость
  2. любовь
  3. удивление
  4. гнев

 

Вопрос № 4. Чувства, связанные с познавательной деятельностью, называются…

 

  1. практическими
  2. моральными
  3. эстетическими
  4. интеллектуальными

 

Вопрос № 5. Чувства, которые испытывает человек при восприятии явлений действительности под углом зрения нравственности – это... чувства

 

  1. моральные
  2. интеллектуальные
  3. эстетические
  4. социальные

 

Вопрос № 6. Постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания и сочувствия называется…

 

  1. эмпатией
  2. симпатией
  3. интуицией
  4. рефлексией

 

Вопрос № 7. Сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, направленное на преодоление трудностей – это…

 

  1. характер
  2. поступок
  3. навык
  4. воля

 

Вопрос № 8. Устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие значения этих явлений в связи с его потребностями и мотивами – это…

  1. эмоции
  2. чувства
  3. аффекты
  4. страсти

 

Вопрос № 9. Возникновение побуждения и постановка цели, борьба мотивов, принятие решения и исполнение относятся к фазам…

 

  1. формирования характера
  2. мыслительного процесса
  3. волевого процесса
  4. формирования памяти

 

Вопрос № 10. Под термином «воля» в психологии понимают…

 

  1. совокупность свойств, характеризующих динамические особенности психических процессов
  2. совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, работе
  3. индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность в деятельности
  4. способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия

 

ГЛОССАРИЙ:

 

Алекситимия – неумение распознавать и описывать собственные эмоции; связано с общим низким интеллектуальным развитием либо с особенностями воспитания человека.
Аффект – сильное и кратковременное эмоциональное переживание, развивается в критических ситуациях, имеет ярко выраженное двигательное сопровождение. В состоянии аффекта человек не способен контролировать свое поведение.
Волевая регуляция – намеренно осуществляемый контроль побуждения к действию, сознательно принятому по необходимости и выполняемому человеком по своему решению.
Воля – сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.
Вторичные волевые качества (или системные) – развиваются на основе первичных, включают в себя: 1) решительность (умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения), 2) смелость (умения побороть страх и идти на оправданный риск ради достижения цели, несмотря на опасности для личного благополучия), 3) самообладание (умение контролировать чувственную сторону своей психики), 4) уверенность в себе.
Гнев – аффективная эмоция, направленная на преодоление препятствий,] возбуждённое состояние с яркой вегетативной реакцией: напряжением мышц, приливом или отливом крови от лица.
Закон Йеркса-Додсона – по мере увеличения силы эмоционального подкрепления продуктивность деятельности, ее успешность, качество сначала повышается, но затем, после достижения максимальных показателей, дальнейшее усиление эмоционально-мотивационного фактора ведет к ухудшению показателей деятельности (или, короче, как недостаток, так и избыток мотивации снижает эффективность деятельности)
Интерес – когнитивная эмоция, направленная на объект, который предположительно способен удовлетворить какую-либо потребность, и организующая более тщательное изучение этого объекта; эмоциональное проявление познавательных потребностей человека.
Любовь – 1) высокая степень эмоционально положительного отношения, выделяющего его объект среди других и помещающего его в центр жизненных потребностей и интересов субъекта (к матери, детям, родине, музыке и т. д.); 2) интенсивное, напряженное и относительно устойчивое чувство субъекта, физиологически обусловленное сексуальными потребностями и выражающееся в стремлении быть своими личностно значимыми чертами с максимальной полнотой представленным в жизнедеятельности другого так, чтобы пробуждать у него потребность в ответном чувстве той же интенсивности, напряженности и устойчивости. Чувство любви имеет глубоко интимный характер и сопровождается ситуативно возникающими и изменяющимися эмоциями нежности, восторга, ревности и др., переживаемыми в зависимости от индивидуально-психологических особенностей личности.
Настроение – форма эмоциональной жизни; более или менее устойчивое, продолжительное, ненаправленное эмоциональное состояние человека, окрашивающее в течение некоторого времени все его переживания.
Отвращение – эмоция, испытываемая по отношению к неприемлемому, вредному (для функционирования организма или для личности) предмету или ситуации.
Первичные волевые качества (или базальные) – развиваются раньше всего, включают в себя: 1) силу воли (обобщенная способность преодолевать затруднения на пути к достижению цели, степень волевого усилия), 2) настойчивость (умение человека мобилизировать свои возможности для длительного преодоления трудностей), 3) выдержку (умение тормозить действия, чувства, мысли, мешающие осуществлению принятого решения), 4) энергичность.
Печаль – одна из базовых эмоций (отрицательная, направлена в прошлое или настоящее), возникает при отсутствии удовлетворения, потере чего-либо, бедности, недостатке.
Психосоматические заболевания – болезни или болезненные состояния, ​при которых психологические факторы (фантазии, представления, подавленные эмоции) ​играют ключевую роль в их возникновении, формировании, развитии и исходе​.
Радость – положительный эмоциональный фон и связанная с ним эйфория в связи с удовлетворением потребности или информации о возможности такого удовлетворения.
Страсть – сильная, стойкая, всеохватывающая эмоция, доминирующая над другими побуждениями человека и приводящая к сосредоточению на предмете страсти. Основным признаком страсти является её действенность.
Страх – эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности.
Теория эмоций Джемса-Ланге – воздействия окружающей среды вызывают физиологические изменения и непроизвольные движения, ощущение которых и есть эмоция («мы испуганы потому что бежим, радуемся потому что смеемся»).
Теория эмоций П.В. Симонова – выражается формулой Э = f [П, (Ин — Ис), …. ], где Э — эмоция, ее степень, качество и знак; П — сила и качество актуальной потребности; (Ин — Ис) — оценка вероятности (возможности) удовлетворения потребности на основе врожденного и онтогенетического опыта; Ин — информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения потребности; Ис —информация о средствах, которыми располагает субъект в данный момент.
Третичные волевые качества – в норме развиваются к подростковому возрасту, условно разделяются на нравственные: 1) ответственность (качество, характеризующее личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований), 2) дисциплинированность (сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку), 3) принципиальность (верность определенной идее в убеждениях и последовательное проведение этой идеи в поведении), 4) обязательность (умение добровольно возложить на себя обязанности и выполнить их); и трудовые: 1) организованность (разумное планирование и упорядочивание своего труда), 2) исполнительность (старательность, выполнение в срок полученной работы). 3) деловитость, инициативность (умение работать творчески, предпринимая поступки по собственному почину).
Удивление – когнитивная эмоция, возникающая при возникновении неожиданной ситуации, при обнаружении неизвестного объекта, противоречащего сложившимся представлениям.
Чувства – устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениями действительности отражающие значения этих явлений в связи с его потребностями и мотивами; высший продукт развития эмоциональных процессов в общественных условиях. В отличие от эмоций, чувства предметны и более устойчивы, тогда как эмоции ситуативны. К высшим чувствам относят моральные (нравственные), эстетические (например, чувство прекрасного), интеллектуальные (сопровождающие процесс размышления, познания), практические (сопровождающие деятельность) и др.
Эмоции – особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями, мотивами и отражающих в форме непосредственного переживания (гнева, радости и т.д.) значимость воздействующих на человека воздействий и ситуаций для достижения его целей и удовлетворения потребностей. К базовым эмоциям относятся: гнев, радость, печаль, страх, интерес, удивление, отвращение.
Эмоциональный интеллект – группа ментальных способностей, которые способствуют осознанию и пониманию собственных эмоций и эмоций окружающих.
Эмпатия – эмоциональная отзывчивость на переживания другого; способность к внерациональному познанию человеком внутреннего мира других людей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 812; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.