Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и виды медицинской помощи




Здоровье, являясь выражением физического, психического, социального благополучия, выступает одним из основных показателей демократизации общества, показателем его экономического, политического, правового, культурного прогресса. Поэтому, здоровье - богатство не только каждого человека, но и достояние всего общества.

С изменением общественно - экономических отношений, повышением роли человеческого фактора во всех сферах производства здоровье приобретает особое значение.

Ухудшение таких показателей состояния здоровья населения Украины, как сокращение рождаемости, сроков продолжительности жизни, рост числа социально - опасных заболеваний требуют надлежащих разработок и использования всеобъемлющего комплекса необходимых мероприятий, в том числе, и правового характера.

Конституция Украины, (ст.49) закрепляет право граждан на охрану здоровья, медицинскую помощь, медицинское страхование; ч. 3 данной статьи содержит положение о том, что в государственных и коммунальных учреждениях охраны здоровья медицинская помощь предоставляется бесплатно; существующая сеть таких учреждений не может быть сокращена.

Однако содержание понятия «медицинская помощь» Конституция Украины не раскрывает. Отсутствует его определение и в Основах.

Медицинская помощь, медицинские услуги, медицинское обслуживание, медицинский сервис, медицинское предпринимательство и т.п. имеют различные дефиниции данных понятий и терминов, используемых практиками и теоретиками с разнообразием и множественностью признаков и особенностей.

Так, «медицинская помощь» и «медицинские услуги» различными специалистами трактуются по-разному: и как синонимы, и как антонимы, и как составляющие друг друга, и как обобщающая двух категорий. В медицинской науке понятием «медицинская помощь» охватываются лечение; профилактические мероприятия при заболеваниях, травмах, родах; медицинские осмотры и другие виды медицинских работ. Конституционный Суд Украины решением от 29 мая 2002г. по делу по конституционному представлению 53 народных депутатов Украины, касающегося официального толкования положения ч. 3 ст.49 Конституции Украины «в государственных и коммунальных учреждениях охраны здоровья медицинская помощь предоставляется бесплатно» (дело о бесплатной медицинской помощи) разъяснил содержание понятия «медицинская помощь» путем его грамматического анализа и исследования международных, зарубежных и национальных нормативных актов.

В лингвистическом аспекте «помощь» означает содействие кому-нибудь, в чем-нибудь; участие в чем-нибудь, приносящее облегчение; действие, направленное на поддержку, реализацию чьих-нибудь запросов или потребностей в чем-нибудь в соответствующих обстоятельствах.

В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова медицинская помощь трактуется как лечебно-профилактические мероприятия, осуществляемые при болезнях, травмах, отравлениях, а также при родах [61].

В правовом значении термин «медицинская помощь» употребляется в ст. 49 Конституции Украины, ст. ст. 4, 46, 25, 33, 37, 52, 58, 60, 78 Основ Законодательства Украины о здравоохранении. Статьи 33, 35, 58, 67, 68, 77 Основ определяют основные составляющие медицинской помощи (неотложная, первичная, специализированная, высокоспециализированная).

В процессе рассмотрения дела Конституционный Суд, определяя содержание медицинской помощи, учитывал соответствующие положения международных документов, таких как Женевской Конвенции о минимальных нормах социального обеспечения от 28 июня 1952г. (ст. 1, 2); Европейской Конвенции о социальной и медицинской помощи (ст. 1, 8-17), утвержденной 11 декабря 1953 г. в Париже; Европейского Кодекса социального обеспечения, принятого 16 апреля 1964 г. в Страсбурге; Конвенции о медицинской помощи и помощи при болезни от 25 июня 1969 г., принятой в Женеве и других.

Так, ст. 34 Европейского Кодекса социального обеспечения предусматривает, что медицинская помощь предоставляется с целью поддержки, возобновления или улучшения здоровья и охватывает помощь врача общего профиля и врачей-специалистов, которая предоставляется стационарным и амбулаторным больным, включая помощь дома; стоматологическая помощь; пребывание в домах отдыха, санаториях или других медицинских заведениях.

Статья 7 Амстердамской Декларации о политике в области обеспечения прав пациента в Европе (принятой Европейским совещанием по правам пациентов 30 марта 1994 г.) определяет медицинскую помощь как врачебные, сестринские или связанные с ними услуги, оказываемые производителями медицинских услуг и лечебно-профилактическими учреждениями.

Постановление Кабинета Министров Украины от 11 июля 2002 года утверждая Программу предоставления гражданам гарантированной государством бесплатной медицинской помощи, определяет медицинскую помощь как вид деятельности, который включает комплекс мер, направленных на оздоровление и лечение пациентов в состоянии, которое в момент ее предоставления угрожает жизни, здоровью и трудоспособности и осуществляется профессионально подготовленными работниками, которые имеют на это право в соответствии с законодательством [62].

В Решении Конституционного Суда на основании анализа термина «бесплатная медицинская помощь» сделан вывод о том, что, при предоставлении медицинской помощи в государственных и коммунальных учреждениях охраны здоровья как в момент, так до и после её получения, у всех граждан отсутствует обязанность оплачивать её.

Бесплатная медицинская помощь должна предоставляться всем гражданам в полном объеме.

Широкое использование в национальном законодательстве термина «медицинская помощь» и отсутствие целостной правовой дефиниции в законе требуют нормативного урегулирования данной проблемы - целесообразно было бы закрепить понятие «медицинская помощь»

Согласно положениям ст. 35 как комплекс мер, направленных на консультирование, диагностику, профилактику и лечение в сфере охраны здоровья учреждениями здравоохранения, лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность; субъектами хозяйствования различных организационно-правовых форм, с целью обеспечения реализации права граждан Украины на охрану здоровья в плановых, неотложных, экстремальных ситуациях.Раздела V Основ законодательства Украины об охране здоровья, лечебно-профилактическая помощь делится на следующие виды: (рис. 7.1)

Рис. 7.1. Виды лечебно - профилактической помощи в Украине

Первичная лечебно-профилактическая помощь как основная, предоставляемая населению, предусматривает: консультацию врача; простую диагностику и лечение основных, наиболее распространенных заболеваний, травм и отравлений; профилактические меры (прививки, диспансеризация, профосмотры, санаторно-курортное лечение и др.), направление пациента для оказания специализированной и высокоспециализированной медицинской помощи.

Первичная лечебно-профилактическая помощь оказывается преимущественно по территориальному признаку семейными врачами или другими врачами общей практики (терапевтами, хирургами, педиатрами, гинекологами и др.).

Специализированная (вторичная) лечебно-профилактическая помощь оказывается врачами, имеющими соответствующую специализацию, которые могут обеспечить более квалифицированное консультирование, диагностику, лечение и профилактику, нежели врачи общей практики. Данный вид помощи оказывается как в поликлинике, так и в стационарных условиях. Этот раздел помощи включает: фтизиатрическую, психиатрическую, акушерско-гинекологическую (родовспомогательную), онкологическую, урологическую, гематологическую, кардиологическую и др. виды.

Специализированная (вторичная) медицинская помощь оказывается населению в амбулаторно-поликлинических и стационарных условиях, сельских центрально-районных больниц, городских больниц, диспансерах (районных, межрайонных, городских), родильных домах, прошедших аккредитацию и имеющих соответствующую лицензию Министерства охраны здоровья Украины.

Высокоспециализированная (третичная) медико-профилактическая помощь оказывается врачом или группой врачей, имеющих соответствующую подготовку в области сложных для диагностики и лечения заболеваний, при лечении болезней, требующих специальных методов диагностики и лечения, а также с целью установления диагноза и проведения лечения редко встречающихся заболеваний. Этот вид помощи осуществляется, как правило, в условиях специализированных поликлиник и стационаров моно- и многопрофильных больниц, клиник высших учебных и научно-исследовательских институтов, диспансеров, центров.

В данных лечебно-профилактических учреждениях осуществляются диагностические и лечебные манипуляции больным всех возрастных групп, страдающих сложными либо редкими формами заболеваний, требующих необходимой сложной и дорогостоящей диагностической и лечебной аппаратуры, специального оснащения, соответствующих медикаментозных препаратов. Финансирование такого рода помощи может осуществляться как за счет бюджетных средств, так и за счет благотворительных, спонсорских взносов, средств общественных организаций, специальных фондов, пожертвований физических и юридических лиц и т.д.

Основы законодательства Украины об охране здоровья (ст.37) предусматривают порядок оказания медицинской помощи в неотложных и экстремальных ситуациях. Медицинские работники обязаны оказывать первую неотложную помощь при несчастных случаях и острых заболеваниях. Эта помощь должна обеспечиваться службой скорой медицинской помощи или ближайшими лечебно-профилактическими учреждениями, независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности с дальнейшим возмещением расходов. Первую неотложную помощь также должны оказывать сотрудники милиции, пожарной охраны, аварийных служб, водители транспортных средств, представители других профессий, на которых эта обязанность возложена законодательством и служебными инструкциями; они обязаны, в случае необходимости, остановить кровотечение, наложить шину, сделать инъекцию, провести искусственное дыхание, наложить трахеостому, принять роды, доставить больного или пострадавшего в лечебно-профилактическое учреждение.

Часть IV ст.37 Основ возлагает, прежде всего, на службы экстренной медицинской помощи, специализированные подразделения, бригады оказание бесплатной медицинской помощи гражданам в экстремальных условиях, ситуациях (стихийные бедствия, катастрофы, аварии, массовые отравления, эпидемии, эпизоотии, радиационное, бактериологическое, химическое загрязнение и т.п.) с полным возмещением расходов за счет централизованных фондов.

Законодательство устанавливает обязанность медицинских работников оказывать медицинскую помощь в полном объеме гражданину, находящемуся в критическом для жизни состоянии. Активные меры по поддержанию жизни больного могут быть прекращены только в том случае, когда состояние человека определяется как необратимая смерть.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2671; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.