КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Философское учение И.Канта. 2. От диалектики Канта к диалектике Гегеля. 3. Антропологический материализм Л.Фейербаха
Философская мысль Германии на рубеже ХVIII-ХIХ столетий вылилась в многообразные формы так называемой немецкой классической философии. Важнейшими ее представителями были И.Кант, И.Фихте, Ф.Шеллинг, Г.Гегель, Л.Фейербах. Философия этих мыслителей с полным основанием может быть названа классической как по богатству и разнообразию содержащихся в ней идей и теорий, так и по совершенству форм их воплощения. Преемственность в постановке и решении фундаментальных философских проблем, строгое следование исторически сложившимся традициям философской культуры, конструирование целостной, завершенной системы философского знания — таковы основные черты и особенности немецкой классической философии 1. В творческой биографии И.Канта (1724-1804) можно выделить два периода, названных “докритический” и “критический”. Философские воззрения “докритического” периода (1746-1769 г.г.) были связаны с попытками Канта представить философское обоснование и переосмысление основных идей современного ему естествознания, и прежде всего идей нъютоновской классической механики и физики. Диалектический взгляд на Вселенную наиболее полно выражен в космогонической гипотезе, основные идеи которой изложены в одном из ранних произведений Канта “Всеобщая история и теория неба”. Рассмотрев в ней процесс возникновения Вселенной из т.н. “первоначальной газовой туманности”, Кант показал, что Вселенная не статична, имеет свою историю, каждый из этапов которой осуществляется с естественной закономерностью. С такой же объективной необходимостью и естественной закономерностью, с какой возникают миры, с такой же непреложной необходимостью они разрушаются. Рассеивание и сгущение материи — два диалектически взаимосвязанных процесса, обеспечивающие смену природных циклов. На основании изложенного материала можно сделать вывод о материалистической ориентации И.Канта в первый “докритический” период его творческой деятельности.
Начиная с 60-х годов ХVIII столетия осуществляется постепенный переход Канта от “докритического” к “критическому” периоду. Именно в этот период написаны основные произведения Канта: “Критика чистого разума” (1781.), “Критика способности суждения” (1790.) и “Критика практического разума” (1788). Кант первый из философов предпринял попытку критического анализа способностей и принципиальных возможностей человеческого разума. Познание, с точки зрения Канта, не однозначный акт, не простое воспроизведение познаваемого предмета, не зеркальное его отражение. Это чрезвычайно сложный, диалектически противоречивый процесс, в структуре которого разграничиваются три взаимосвязанных уровня: чувственность, рассудок и разум. Чувственность, по Канту, является основой, фундаментом, источником познания, его базисом. Возникновение чувственных представлений связано с действием объективно существующих вещей и их свойств на органы чувств человека. Эти представления недостаточно организованы. Их упорядоченность осуществляется с помощью вводимых Кантом в теорию познания так называемых априорных (от лат. — “до опыта”) форм чувственности к которым Кант относил пространство и время. Априорные формы чувственности, следовательно доопытные, не связанные ни с каким опытом формы чувственного восприятия. Следующий этап упорядочения многообразия чувственного материала осуществляется на уровне рассудка, оперирующего понятиями или категориями. Априорными формами рассудка Кант объявляет такие категории как качество, количество, отношение, причинность, случайность, необходимость и другие. С помощью категорий рассудок составляет суждения, осмысливает характер и тип связи между суждениями. Следовательно, на уровне рассудка, как утверждал Кант, осуществляется синтез чувственного и эмпирического многообразия, или, по терминологии Канта, используется метод трансцендентальной дедукции категорий. В априоризме Канта наиболее полно выразилась сущность его трансцендентального идеализма (трансцендентальный от лат. “выходящий за пределы эмпирического мира”). Кант несколько расширил терминологическое значение этого понятия, соотнеся его с априорностью познания.
Близким по своему этимологическому значению является понятие трансцендентный. Однако здесь Кант несколько отходит от традиционно сложившегося в философской литературе смысла этого понятия. Включив его в структуру познавательного процесса, Кант называл трансцендентным все то, что выходит за границы возможного опыта. Априоризм Канта непосредственно связан с его агностицизмом (от греч. — “недоступный познанию”). Агностицизм — философское направление, ограничивающее познавательные возможности человеческого разума. И хотя Кант всячески пытался отмежеваться от агностицизма, сама логика его рассуждений сближала его с этим философским учением. Достаточно вспомнить, что признание Кантом объективного мира, существующего вне и независимо от человеческого сознания и познания, сопровождалось его делением на мир явлений, или “феноменов” и мир сущностей, или “ноуменов”. Мир явлений, с точки зрения Канта, познаваем. Он существует как “вещь для нас”. Мир сущностей, или ноуменов, непознаваем и характеризуется как “вещь в себе”. Таким образом, в решении первой стороны основного вопроса философии Кант продолжал оставаться на материалистических позициях, то есть он признавал объективное существование мира в бесконечном разнообразии его природных и социальных процессов. Однако, переходя к решению второй стороны основного вопроса философии, Кант приходил к выводу о том, что познаваемы лишь явления, выступающие объектом непосредственного чувственного созерцания. Но познание явлений не приводит к познанию сущности.
Если рассудок, формирующий суждения на основе конкретных чувственных представлений и устанавливающий различные типы связей между этими суждениями, все раскладывает, образно говоря, по полочкам и не терпит каких-либо противоречий, то разум в своей попытке достичь истинного, достоверного знания, неизбежно впадает в заблуждения. Он антиномичен по своей внутренней природе. Антиномиями Кант называет такие несовместимые, противоречащие друг другу суждения, каждое из которых может быть одновременно и истинным и ложным. Антиномии представлены в виде соотношения тезиса и антитезиса. И тезис, и антитезис могут быть в достаточной степени аргументированы настолько, что невозможно отдать предпочтение лишь одному из них. Так, например, одинаково истинным и столь же одинаково ложным могут быть тезис: “Мир имеет начало во времени и ограничен также в пространстве” и антитезис “Мир не имеет начала во времени и границ в пространстве, он бесконечен и во времени, и в пространстве” (И.Кант Соч. в 6 тт. Т 3, С 404-405). При всей условности и производности теоретических конструкций, используемых Кантом для столкновения тезиса и антитезиса, нельзя не увидеть исторической заслуги Канта в утверждении и обосновании наиболее важных проблем диалектики, несовместимой с догматическим отношением к познанию. Анализ философии Канта не был бы полным и завершенным без обращения к его этической концепции, изложенной в таких произведениях как “Основы метафизики нравов” (1785) “Критика практического разума” (1788), “Метафизика нравов” (1797). Известно, что, определяя предмет и задачи философии. Кант уже с самого начала определил круг ее наиболее важных вопросов: 1) Что я могу знать? 2) Что я должен делать? 3) На что могу я надеяться? Решение этих вопросов, по твердому убеждению Канта, преломляется через человека, понимание смысла и назначения его жизни. Отсюда следует четвертый, самый важный вопрос, лежащий в основе этической концепции Канта “Что есть человек?” Первые три вытекают из него и подчинены ему. В отличие от “чистого разума”, направленного на решение познавательных задач, практический разум выступает регулятором нравственного сознания и нравственного поведения людей. Моральный закон, лежащий в основе всех нравственных правил, так же априорен, как априорны формы чувственности и рассудка. Он изначально дан человеку и выражает совершенство нравственного идеала. Отсюда вытекает и априорность таких нравственных понятий как добро, долг, совесть и др.
Все поступки, которые способен совершить человек, Кант разделил на легальные и моральные. К первым относил поступки, определенные субъективными интересами, желаниями, потребностями, идеологическими предпочтениями, религиозными верованиями и т.д. Собственно моральными, с точки зрения Канта, являются лишь такие поступки, которые полностью, абсолютно исключают какие-либо проявления субъективного чувства, желания, интереса и совершаются только во имя долга и по велению долга. Любой поступок сопряжен с определенной концентрацией воли. Нравственная, или добрая воля, как считает Кант, ничем не определяется, ничем не обусловлена, кроме самой себя. А в себе самой она содержит “максимы” или “субъективные принципы воления” и “императивы”, или “объективные” принципы воления, значимые для всех людей. Императивы, в свою очередь, делятся на “гипотетические”, исполнение которых связывается с наличием определенных условий, и “категорические”, не зависящие ни от каких ни внешних, ни внутренних условий. Приобретая характер общезначимости и непреложности, категорический императив становится высшим законом нравственности, который гласит: “Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства”. Один из наиболее талантливых и добросовестных исследователей творческой биографии И.Канта Арсений Гулыга справедливо отмечает, что в такой формулировке категорический императив есть перефраз древней истины: “ веди себя в отношении другого так, как ты хотел бы, чтобы он вел себя в отношении тебя. Делай то, что должны делать все”. (Арсений Гулыга, Кант М.,1994 С 159). Вновь встает проблема долга как непреложной обязательности поступка, обязательности, исключающей дружеское расположение, симпатию, любовь и другие человеческие склонности и побуждения. Но ведь человек не автомат с заранее заданной программой действий. Он любит и ненавидит, страдает и радуется. Его разум бьется в путах противоречий, его сердце полнится безудержной жаждой счастья, его воля и возвышает и сокрушает. Моральный закон с его абстрактным долженствованием растворял человеческую индивидуальность в отвлеченных нравственных заповедях. Так понятия “свободной воли” и “категорического императива” вступили в острую, бескомпромиссную борьбу. Императив провозглашал надиндивидуальностю нравственных норм и правил поведения личности. “Свободная воля”, лежащая у самого основания нравственности, утверждала идеал свободной, независимой личности. Как совместить несовместимое? Кант прекрасно понимал, что это противоречия не только теории, но и самой жизни. Чтобы каким-то образом разрешить их, Кант к каждому из ранее сформулированному тезису присоединяет антитезис, задавая при этом так называемые “казуистические вопросы”. Так например, выдвигается тезис: ложь безнравственна. А как быть с ложью во спасение? В другом примере звучит тезис: самоубийство аморально. И здесь же возникает в виде антитезиса целый ряд казуистических вопросов: а если речь идет о добровольной смерти ради спасения отечества? Как оценить поступок воина, предпочитавшего самоубийство захвату в плен? Эти и другие, подобные им, вопросы потому и называются казуистическими, что, во-первых, вызывают смятение ума там, где, казалось бы все определено, сомнению не подлежит, вариантов не имеет, а потому безусловно и неопровержимо. Тезис ясен, прозрачен, достоверен. Но возникает вопрос и антитезис порождает сомнение. Рушатся все основания тезиса, исчезает его прозрачность и ясность. И во-вторых, что самое главное, такие вопросы действительно казуистичны по своей природе, так как в отличие, например, от риторических вопросов, не требующих ответа, казуистические вопросы жаждут ответа, но его не получают. В диалектике Канта проблема противоречий, проходящая через все творчество философа, приобретает не только теоретико-познавательное, но и практически-жизненное звучание. Пронизывая собой всю логику этической концепции Канта, эта проблема обращена к человеку, к его разуму, к нравственным ориентирам человеческих поступков. Нельзя не отдать дань глубокого уважения той духовности, интеллектуальной насыщенности, которыми проникнуто философское учение И.Канта. Это учение не подвластно времени. Оно принадлежит истории и нашей благодарной памяти. 2. Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) — один из виднейших представителей немецкой классической философии. Жизнь и философское творчество Гегеля — наглядный и яркий образец самоотверженного служения науке. Ни одна область научного знания не ускользала от его самого серьезного и пристального внимания. Логика, философия, механика, химия, биология, этика, эстетика, юриспруденция — таков далеко не полный перечень наук, в проблемах которых Гегель свободно ориентировался. Глубоко разрабатывая каждую из них, он утверждал свое собственное видение, свое понимание мира, его сущности, внутренних закономерностей его развития. “... А так как он обладал не только творческим гением, но и энциклопедической ученостью, то его выступление везде составило эпоху" (Маркс К, Энгельс Ф. Сочинения 2-е изд. Т 21. С 278). Основные идеи Гегеля изложены в таких его произведениях, как “Феноменология духа” (1866), “Наука логики” (1812-1816), “Энциклопедия философских наук” (1817) “Основы философии права” (1826). Уже после смерти Гегеля были опубликованы “Философия и религия”, “Эстетика” и др. Гегель явился достойным продолжателем сложившейся в немецкой классической философии традиции, выразившейся в стремлении к созданию целостной, завершенной системы философского знания. Для Гегеля непреложным является сам процесс движения мысли от абстрактного к конкретному. Здесь со всей очевидностью выступает объективно-идеалистическая направленность философии Гегеля, о чем свидетельствует уже само название его ранней работы “Феноменология духа”, призванной исследовать различные проявления, состояния духа на уровне сознания, самосознания и разума. Сознание фиксирует чувственный образ предмета, его “чувственную достоверность”. Это исходное знание определяется Гегелем как “непосредственный дух”, утверждающий истинность единичных предметов. Речь идет здесь об обыденном, предметном сознании, недостаточном для познания истины. Второй уровень — уровень самосознания, при котором объектом познания становится сам познающий субъект. Переход от чисто эмпирического познания к теоретическим обобщениям осуществляется на уровне разума, определяемого Гегелем как “всеобщее мышление”, которое по существу является аналогом общечеловеческого сознания. Таким образом, уже в “Феноменологии духа” закладываются основы философской системы объективного идеализма, завершающего процесс становления, развертывания форм сознания достижением абсолютного знания, в котором не только преодолевается противоречие между объектом и субъектом познания, но и осуществляется их действительное единство и гармония. Из сконструированного таким образом единства субъекта и объекта логически вытекает решение вопроса о соотношении истины и заблуждения. Что является критерием объективности знания? В отличие от Канта, предложившего вместо ответа на этот вопрос свои антиномии, Гегель достаточно четко показал, что критерий объективности знания заложен в самом знании с присущей ему самостоятельностью и способностью к саморефлексии, то есть направленности на самого себя. Именно в “Феноменологии духа” следует искать истоки не только системы объективного идеализма, но и диалектического метода Гегеля, включившего принцип изменения, развития непосредственно в самый процесс познания. Достаточно вспомнить данную в этом произведении характеристику истины, которая, по образному выражению Гегеля, “не есть отчеканенная монета, которая может быть дана в готовом виде... и в таком виде спрятана в карман”. Дальнейшее обоснование философская система Гегеля получает в одном из наиболее значительных его произведений “Энциклопедия философских наук”. Рассматривая философию как науку о мышлении, Гегель выделяет в ней три раздела: логику, философию природы и философию духа. Основой всех трех разделов является так называемая Абсолютная Идея, выражающая собой систему всего человеческого знания о мире. Это чистое, тождественное себе самому мышление, реализующееся через совокупность саморазвивающихся понятий, посредством которых конструируется все бесконечное многообразие материального и духовного миров. Гегель не случайно начинает изложение своей системы с логики — науки о мышлении. Ему важно проследить, как ведет себя идея в царстве чистой мысли, в каких формах она реализуется. Соответственно в логике он выделяет три сферы: учение о бытии, учение о сущности и учение о понятии. Гегель говорит не о реальном бытии объективного мира, а лишь о понятии бытия, о так называемом “чистом” бытии, лишенном какой-либо определенности. И лишь в процессе его становления образуется наличное бытие с присущей ему качественной и количественной определенностью. Скачкообразно осуществляемый переход от одной качественно определенной ступени бытия к другой знаменует углубление процесса познания, его проникновение и сущность. Сущность определяется Гегелем как основание существования. Гегель выступает с критикой кантовского понимания сущности как “непознаваемой вещи в себе”. С точки зрения Гегеля, сущность как “рефлексия в себе” и явление как “видимость” неотделимы друг от друга. И познание явлений означает одновременно — познание сущности. Из понятия сущности Гегель постулирует такие понятия как действительность, определяемая как единство сущности и существования, случайность и необходимость, свобода и др. В учении о сущности наиболее полно прослеживается принцип развития, основу которого составляет понятие противоречия, выступающее в единстве тождества, различия и противоположности. Гегель рассматривает противоречие как причину и источник любого изменения, развития. Вместе с тем Гегель выступает против какой-либо абсолютизации противоречий, их фетишизации, превращения противоречий в нечто статичное, абсолютное, раз навсегда данное. Основной акцент в учении о противоречии делается на возможность и необходимость их разрешения. Реализовав себя в царстве чистой мысли, Абсолютная Идея обращается к природе, где происходит ее своеобразная объективизация. Философия природы также состоит из трех частей: механизм, химизм, организм. Рассматривая природу лишь как инобытие абсолютной идеи, Гегель тем самым лишил ее самостоятельности, способности развиваться во времени. И механическое и химическое взаимодействие, и процессы жизнедеятельности не изменяются во времени, в силу чего принцип развития оказывается к ним не применим. Они развертываются лишь в пространстве. Таким пространством является абсолютная идея, которая, пройдя свою материализованную форму, обогатившись содержанием предшествующих ступеней, возвращается к самой себе, трансформировавшись в понятие “духа”. Отсюда названия третьего, завершающего раздела его философской системы — “Философия духа”, включающего в себя три взаимосвязанные ступени: субъективный дух, объективный дух и абсолютный дух. Каждая из звеньев этой триады, в свою очередь, имеет соответствующие подразделения. Субъективный дух, включающий антропологию, психологию и феноменологию, акцентирует особенности индивидуального сознания, внутренний механизм его возникновения и функционирования. В процессе практической деятельности человека осуществляется переход от субъективного духа к объективному, выступающего в форме многообразия социальных связей и отношений. Здесь Гегель выделяет философию истории и философию права. Завершающим разделом “философии духа” является учение об “абсолютном духе”, где дух как синоним высшего, внечеловеческого разума полностью обретает себя, возможность своей наиболее полной и всесторонней реализации. Абсолютный дух также проходит три ступени своего воплощения: искусство, религию и философию. Искусство как непосредственная форма проявления абсолютного духа обращается к бесконечному многообразию прекрасного. Человек способен не только созерцать, но и творить красоту, которую Гегель определял как чувственную форму истины. В отличие от искусства религия постигает истину в форме представления. Каждая из исторически существовавших религий, рассматриваемых Гегелем, относительна. Они проходят определенные этапы в своем развитии, и, достигая своего апогея, сменяются более совершенной религией. А самой совершенной, абсолютной и бесконечной религией, не могущей быть превзойденной, является христианство, ибо оно, по мысли Гегеля, является первой религией, в которой преодолевается извечное противостояние бога и человека. Бог входит в человека, а человек, достигая высот самосознания, проникается высшей, божественной мудростью. Так осуществляется процесс очеловечения бога и обожествление человека, вплотную приблизившегося к истине, но не способного еще полностью постичь ее. Постижение истины возможно лишь на высшей ступени “абсолютного духа”, какой в системе Гегеля является философия, рассматриваемая как своеобразный синтез всех тех недостаточно полных истин, которые содержатся в искусстве и религии. В философии абсолютный дух завершает свое развитие, обретая самого себя, свое наиболее совершенное содержание, свою абсолютную форму. В философии поэтому представлена вся полнота истины, “мыслящая сама себя идея”. Рассматривая философию как одну из наиболее совершенных форм общественного сознания, Гегель характеризовал ее как квинтэссенцию той исторической эпохи, в границах которой она развивается. А это, в свою очередь означает, что смена философских идей и теорий не случайный, а закономерный процесс, направленный на более полное и глубокое постижение истины. Каждая предшествующая философская система, органически включаясь в архитектонику духовной жизни своей исторической эпохи, со временем исчерпывает свой духовный и социально ориентированный потенциал и уступает место новой философской системе. А каждая последующая философская теория опираясь на своих предшественников, в “снятом”, преобразованном виде, включает их идеи в логику своих философских взглядов и представлений. Метод Гегеля неотделим от его системы объективного идеализма, органически связан с ней. Диалектика пронизывает собой каждый из разделов системы. Так, уже начиная с характеристики чистого бытия, лишенного какой-либо качественной определенности, отчетливо прослеживается принцип диалектического тождества объекта и субъекта, бытия и мышления. Ибо это не абстрактное, а реальное тождество, включающее в себя различие. Тождество и различие рассматриваются Гегелем как диалектические противоположности, взаимно исключающие и вместе с тем определяющие друг друга в своем существовании. Взаимоотношения между диалектическими противоположностями приводит к возникновению противоречия, занимающего особое место в категориальной системе Гегеля, так как оно является ядром всех изменений, претерпеваемых абсолютной идеей. Движение от бытия к саморазвивающейся сущности, а от нее — к понятию осуществляется через противоречие. И само развитие проходит этапы возникновения, становления, развертывания и разрешения противоречия с образованием нового качества с возникшими вместе с ним столь же новыми количественными параметрами. Единство качественной и количественной определенностей, их взаимопереходы при достижении так называемых “узловых” точек меры — таков с точки зрения Гегеля, внутренний механизм развития, осуществляемый путем диалектического скачка. Следующей категорией, выражающей сущность Гегелевского диалектического метода, является категория отрицания. Отрицание, считал Гегель, диалектично уже по самой своей природе. Недиалектичного отрицания не существует. То, что мы называем недиалектичным отрицанием, есть лишь субъективное мнение или субъективная оценка. Диалектическое отрицание есть единство отрицания и утверждения, преемственности и поступательности в процессе развития, во всех этапах которого Гегель видит “триаду”, укладывающуюся в логическую схему тезис — антитезис — синтез. Эта триада наиболее рельефно и отчетливо дает о себе знать уже в самом характере связи между логикой, философией природы и философией духа. Абсолютная Идея, начиная свое реальное существование с самого неопределенного и абстрактного понятия чистого бытия, постепенно насыщается конкретным содержанием, дающим возможность осуществить переход от логики к философии природы. Это и есть первое отрицание, или антитезис. Пройдя свою материализованную форму, идея вновь возвращается в царство чистой мысли. Осуществляется как бы возврат к исходным ее ступеням, но на новом, более высоком содержательном уровне, где обеспечивается совершенство и полнота знания о самой себе. В процессе двойного отрицания, или по определению Гегеля, отрицания отрицания возникает диалектический синтез, включающий в себя все наиболее ценное, положительное, чем характеризовались предшествующие этапы развития. Именно здесь мы находим понятие “снятия” отрицания, являющееся своеобразным стержнем триады. Благодаря понятия “снятия” развитие понимается не просто как цепь следующих друг за другом отрицаний, уходящих в никуда, или в “дурную бесконечность”, а как процесс постепенного усложнения, перехода от менее совершенных к более совершенным состояниям и свойствам. Именно в процессе “снятия” отрицания осуществляется воспроизведение прежних ступеней развития, но на новом, более высоком уровне, благодаря чему не прерывается ни нить эволюционного развития мира, ни нить его исторического, как индивидуального, так и социального познания. Категориальная система философии Гегеля примечательна не только своей обширностью. Категории закона, случайности и необходимости, возможности и действительности сущности и явления, единичного, особенного, общего, формы и содержания, части и целого, рассмотренные глубоко и содержательно, характеризуются Гегелем как “узловые точки”, “узловые пункты” познания. Посредством категорий Гегель пытается раскрыть универсальные, всеохватывающие связи бытия и мышления. При этом каждая из категорий дана не в статике, а в динамике, в изменении, в развитии, во взаимосвязях и взаимопереходах. Диалектику Гегеля, как отмечал В.И.Ленин, характеризует “ всесторонняя, универсальная гибкость понятий, гибкость, доходящая до тождества противоположностей” (В.И.Ленин,ПСС. Т.29. С 99). Диалектика Гегеля — идеалистическая по своей форме. Его диалектический метод, обращенный лишь на связи и процессы развития, характеризующие понятия, не мог получить своего полного воплощения. Сквозь диалектику понятий просвечивала, “угадывалась”, диалектика объективного, природного и социального мира, но только “угадывалась”. Диалектика вещей, в отличие от диалектики идей, оставалась за пределами философской системы Гегеля. Основное противоречие философии Гегеля, следовательно, состоит в противоречии между революционным диалектическим методом и системой объективного идеализма, направленного на раскрытие основных этапов становления саморазвивающейся абсолютной идеи, абсолютного духа. Как диалектик, Гегель акцентрирует внимание на исследовании познавательных возможностей и способностей разума. Для Гегеля человеческий разум абсолютен и суверенен. Реализуемый в бесконечной поступательной преемственности поколений людей, он не знает никаких границ и преград в познании как объективного материального, так и духовного мира. Будучи же идеалистом, Гегель с необходимостью должен был разрушить суверенность знания. В собственной философии он обнаружил полноту истины, воплощение совершенства саморазвивающегося, самопознающего духа. Или другой пример, столь наглядно проанализированный Ф.Энгельсом в его работе “Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии”. Энгельс обращается к известному изречению Гегеля, содержащемуся в его философии права. “Все — действительное разумно”. Энгельс обращает внимание на различные, продиктованные субъективными мотивами и идеологическими наслоениями интерпретации этого изречения. Но если, пишет Энгельс, учесть, что атрибутом действительного у Гегеля было не вообще все, что существует, а лишь то, что существует с исторической необходимостью, тогда данная формула примет несколько иной смысл и иное стилистическое звучание: “ Все разумное существует с исторической необходимостью”. И.Гегель следует этой формуле, рассматривая римскую империю, французскую республику. В соответствии с разрабатываемым им диалектическим методом Гегель приходит к выводу об исторической неизбежности их падения и смены новым общественным устройством, отвечающим законам исторической необходимости. Последовательно применяя диалектический метод к анализу Прусского государства, Гегель должен был бы прийти к выводу о том, что Прусская монархия короля Фридриха Вильгельма IV-го была вызвана к жизни потребностями исторической эпохи. И до тех пор была разумной, пока отвечала требованиям исторической необходимости. Исчерпав все возможности для своего развития, она перестала быть разумной. И, утратив право на существование, должна уйти с исторической арены, уступив место более жизнеспособному и совершенному общественному устройству. Но Гегель к такому выводу не пришел. Его система объективного идеализма, прослеживающая этапы становления саморазвивающего абсолютного духа, логически приводила его к мысли об идеальном государстве. А так как Гегель был к тому же и представителем прусского бюргерства — зарождающейся немецкой буржуазии, этот идеал усмотрел в прусской монархии, воплощающей в себе, по мысли Гегеля, все совершенство общественного и государственного устройства. Таким образом, идеалистическая система Гегеля не дала возможности в полной степени реализоваться его диалектическому методу, ограниченному лишь царством духа. Несмотря на противоречия, присущие философии Гегеля, мы не перестаем восхищаться глубиной и смелостью его мысли, энциклопедичностью великого мыслителя. 3. Людвиг Андреас Фейербах (1804-1872) — философ-материалист. Его взгляды претерпевают изменения — от поклонения к критическому переосмыслению философии Гегеля. Именно ему принадлежит мысль о том, что, как невозможно одному, даже самому талантливому художнику, выразить всю сущность искусства, точно так же ни один философ, сколь бы одарен и талантлив он ни был, не может выразить всю глубину, весь объем человеческого знания о мире. Так были заложены основы критического восприятия гегелевской философии с ее непомерными претензиями стать “наукой наук” и тем самым способной решить все мировоззренческие и познавательные проблемы. Фейербах критически воспринимает и гегелевскую Абсолютную Идею, усматривая в ней своеобразную мистификацию мышления, которое, как с самого начала своей творческой деятельности считал Фейербах, производно от природы, порождено ею. В связи с этим Фейербах считает совершенно неоправданным переход логики к философии природы и от нее к философии духа. Мысль, с точки зрения Л.Фейербаха, не может существовать до природы. Безоговорочно отвергая царство “чистой мысли”, Фейербах отмечает, что разум неотделим от мыслящего человека как представителя человеческого рода, являющегося не просто частью природы, ее плотью и кровью, но и высшим, наиболее совершенным ее творением. Одна из важнейших задач философии, по утверждению Фейербаха, состоит в том, чтобы как можно полнее и многообразнее раскрыть единство природы и человека. Бытие человека в мире, как считает Фейербах, это его природное бытие. Природа формирует человека, словно талантливый скульптор, лепит его по своему усмотрению, бесконечно восхищаясь и очаровываясь плодами своего творчества. Природа с одинаковой заинтересованностью и старанием формирует как физиологические, так и духовные качества человека. Природа не только создала простую мастерскую желудка, она воздвигла также храм мозга. Вот почему любое познание, а тем более философское познание, должно отталкиваться не от сферы чистой мысли, как это было у Гегеля, а от природы, от действительности, от чувственно; воспринимаемого бытия, существующего независимо от человеческого сознания и познания. Так происходит окончательное размежевание Фейербаха с гегелевской философией. И то, что в ранних работах Л.Фейербаха было представлено лишь в потенции, в виде отдельных наметок, осторожных высказываний, постепенно обретает рельефность, актуализируясь в принцип материалистического понимания мира, основанного на признании первичности материального по отношению к духовному. И вместе с тем отличие от материалистов Нового времени Ф.Бэкона, Рене Декарта, Бенедикта Спинозы, а также французских материалистов ХVIII века Дидро, Гольбаха, Гельвеция, Фейербах не считает вопрос об отношении мышления и бытия заслуживающим особого внимания. Этот вопрос он отнюдь не считает основным вопросом философии. Если речь идет не о мышлении вообще, а о человеческом мышлении, то следовательно и бытие всегда обретает реальный смысл лишь через призму человеческого существования в его разноцветье интересов, желаний, потребностей и других побуждений человека. Человек — центр бытия. Поэтому проблема человека, его сущности и есть эпицентр философского анализа. Но Фейербаху не удалось подняться до высот научного понимания человеческой сущности. Человек выступает в работах Фейрбаха как представитель человеческого рода. Отношение между людьми — это отношения множества индивидов, связанных между собой природными узами. Все это дало основание К.Марксу считать, что Фейербах был далек от понимания действительной сущности человека... “Но сущность человека не есть абстракт, присущий всем индивидам. В своей действительной сущности она есть совокупность всех общественных отношений” (К.Маркс и Ф.Энгельс соч. Т.42 С 265). И хотя Фейербах не чужд был социально-политических проблем своего времени, их решение не включалось в спектр его философского анализа. Его интересовала исключительно связь природы и человека, природное бытие человека, он абстрагировался от реального хода истории, от тех социальных условий и обстоятельств, в которых живет и действует человек и в которых формируется не родовая, а действительная сущность человека как индивидуальной, неповторимой личности, вплетенной не только в природу, но и в сложную систему общественных связей и отношений. Жизненный и творческий путь Л.Фейербаха был ознаменован постепенной эволюций его философской концепции, переходом от поклонения Гегелю к полному, абсолютному размежеванию с ним в решении всех философских проблем. Система Гегеля была абсолютно неприемлема для материалиста Фейербаха. Но отрицание системы привело Л.Фейербаха и к отрицанию диалектического метода Гегеля. Фейербах, по существу, прервал одну из наиболее значительных традиций немецкой классической философии — разработку и совершенствование, углубление диалектического метода. Материализм Фейербаха — не диалектический, т.е. метафизический. Сориентированный главным образом на природное бытие человека, этот метафизический материализм выступил в особой своей разновидности — антропологического материализма. Так сформировалось глобальное противоречие, характеризующее философию Фейербаха, — противоречие между его материалистической теорией и метафизическим, то есть антидиалектическим методом, ограничивающим мировоззренческие и познавательные возможности этой теории. Наиболее наглядно такое противоречие выразилось в понимании Фейербахом религии вообще, и христианской религии в частности. Нет по существу ни одной работы, в которой бы Фейербах так или иначе не затрагивал проблемы религии. И это не случайно, так как первой мыслью, по его собственному утверждению, был Бог, второй — разум и третьей — человек. Уже в ранних своих произведениях Фейербах выступает против монополии религии, необходимости замены теологического мировоззрения философским. Он отрицает возможность личного бессмертия. Бессмертен и вечен, с точки зрения Фейербаха, лишь родовой человеческий разум, реализующий себя в беспрестанной смене поколений людей. В противовес гегелевской мистификации духа, Фейербах утверждает, что только природа может быть основой духа. Атеистическая направленность присуща всем произведениям Л.Фейербаха. Основной интерес представляет наиболее значительное произведение Л.Фейербаха “Сущность христианства” (см. Фейербах Л. Избранные философские произведения. М., 1955, Т2). Здесь он обращается к понятию бога, усматривая в нем не что иное как фантастическое отражение в головах людей их собственной сущности, состоящей в триединстве разума, любви и воли. Мы видим, что догмат триединства Бога, в отличие от христианского догмата личного бессмертия, хотя и не отрицается Фейербахом, но обретает не свойственный религиозному мировосприятию антропоморфический смысл. Что такое святая троица? В чем тайна Бога? В чем тайна религии? Отвечая на эти вопросы, Фейербах пошел значительно дальше французских материалистов, усматривающих истоки религиозных представлений в невежестве, недостатке знаний, образования, просвещения. Л.Фейербах пытается проанализировать гносеологические истоки религиозных представлений. Воля, разум и чувства, составляющие нерасторжимое единство, характеризующее человеческую сущность, являются с точки зрения Л.Фейербаха, своеобразным земным аналогом божественной троицы. Так происходит антропологизация религии, сведение ее к земной основе, отождествление религиозной и человеческой сущности. Поклонение Богу на самом деле есть поклонение человеку, “бог есть откровение внутренней сути человека, выражение его "Я". А соответственно "религия есть торжественное раскрытие тайных сокровищ человека, признание его сокровенных помыслов, открытое исповедание его тайн любви” (там же С 42). И вместе с тем Фейербах признает, что наделяя образ Бога всеми человеческими достоинствами, человек умаляет эти достоинства в себе. Поклоняясь Богу, как высшему совершенству, непревзойденному идеалу, он отрекается от самого себя, от признания возможности своего собственного совершенствования. “Чтобы обогатить бога, надо разорить человека, чтобы бог был всем, человек должен сделаться ничем” (там же с.233). Иначе как вызовом официальной религии и церкви это высказывание не назовешь. Ведь выходит, что возвышение Бога происходит за счет принижения человека, принижения, сопровождающегося отчуждением божественной сущности от человеческой. Религиозный фанатизм, присущий христианству, равно как и любой другой мировой религии, по твердому убеждению Л.Фейербаха, противоречит не только разуму, но и нравственности. В своей критике официальной религии и церкви Фейербах выступает как атеист, опирающийся в своих суждениях на исторически сложившиеся традиции материалистической философии. Но низвергая официальную религию и церковь, Фейербах пытается конструировать новую, очищенную от мистических наслоений религию — религию любви и человеческих отношений, полных гармонии и душевного равновесия. Абстрагируясь от исторических истоков религии, ее социальной обусловленности, Фейербах приходит к пониманию религии лишь как определенной формы отношений людей, в основе которых лежит любовь, сердечность, взаимные симпатии и склонности. Это отношения дружбы, сострадания, самопожертвования. Освященные религией эти отношения, как считал Фейербах, обретают свой истинный смысл. Так метафизический, недиалектический метод, на основе которого развивается философская теория Л.Фейербаха, не дает возможности полностью, во всех сферах состояться материализму. Будучи материалистом в понимании природы, закономерностей познавательного процесса, Фейербах становится на позиции идеализма в объяснении общества. Периоды в развитии общества он рассматривает через призму формирования религиозного мировоззрения, становления христианства как одной из мировых религий. Все бесконечное многообразие общественных связей и отношений сводится таким образом лишь к одной из форм духовной жизни людей. Рассмотрение религии как особой формы связи между людьми, основанной на добром, сердечном отношении друг к другу есть попытка убрать из религии свойственное ей мистическое содержание и придать ей нравственный смысл. Религия и нравственность в философской системе Фейербаха абстрактны и внеисторичны. Они оказываются пригодными для всех времен, для всех народов, для всех исторических эпох. А это фактически означает их абсолютную неприменимость ни для одного народа, ни для одной исторической эпохи. Завершая изложение данной темы, можно сделать вывод о том, что Фейербаху не удалось преодолеть Гегеля, философия которого значительно более реалистична по сравнению с философией Л.Фейербаха. И хотя эпицентром философской системы Фейербаха является человек, “Но о мире, в котором живет человек, у него нет и речи”,...хотя он находится в общении с другими людьми, но каждый из них столь же абстрактен, как и он сам” (К.Маркс, Ф.Энгельс, соч. т.21). ЛИТЕРАТУРА 1. Кант. И.Сочинения в 6 тт. Т 1-6 М., 1963-1966. 2. Гегель Г.В.Ф. Наука логики в 3-х тт. Т 1-3. М.,1970-1972 3. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук в 3-х тт. М., 1977. 4. Л.Фейербах Сущность христианства//Избр. филос. произв. М., 1955, Т2. 5. Арсений Гулыга. Философские биографии. Кант М.,1994. 6. Арсений Гулыга. Философские биографии. Гегель, М.,1994. 7. История диалектики. Немецкая классическая философия. М.,1978. 8. В.А.Малинин. Диалектика Гегеля и антигегельянство.М.,1983. 9. В.Н.Кузнецов. Немецкая классическая философия второй половины ХVIII — начала XIX века. М.1989 10.Маркс К. Тезисы о Фейербахе//Маркс К., Энгельс Ф. Соч.Т.21. 11.Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.21.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1861; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |