Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система объективного идеализма Гегеля




…Разум господствует в мире… [309]

Гегель

 

Философия Гегеля – объективный идеализм, который также называют панлогизмом, поскольку субстанция (первоначало), по Гегелю, – это абстрактная идея; обосновывая задачу философии, он исходит из синонимичности разума и идеи. «Что разумно, то действительно; и что действительно, то разумно. …Из этого убеждения философия исходит в своем рассмотрении как духовного, так и природного универсума. <…> Все дело в том, чтобы в видимости временного и преходящего познать субстанцию, которая имманентна, и вечное, которое присутствует в настоящем. Ибо, вступая в своей действительности одновременно и во внешнее существование, разумное, синоним идеи, выступает в бесконечном богатстве форм, явлений и образований, окружает свое ядро пестрой корой, в которой прежде всего застревает сознание… <…> Задача философии – постичь то, что есть, ибо то, что есть, есть разум»[310].

Мысль о том, что идея, разум, мышление – это субстанция мира, Гегель высказывает неоднократно. «Что касается начала философии… то философия должна сделать предметом мышления само мышление». «Мышление составляет не только субстанцию внешних вещей, но также и всеобщую субстанцию духовного. <…> Если мы рассматриваем мышление как подлинно всеобщее всего природного и также всего духовного, то оно выходит за пределы всех их и составляет основание всего»[311].

При этом, как и Плотин, Гегель настаивает на абсолютной абстрактности первоначала, на отсутствии у него каких бы то ни было свойств, на невозможности сказать о нем что-либо. «…Наука должна начинать с абсолютно простого и, стало быть, наиболее всеобщего и пустого…». «…Начало должно быть абсолютным, или…абстрактным… <…> Как оно не может иметь какое-либо определение по отношению к иному, так оно не может иметь какое-либо определение внутри себя...»[312].

Называя философию наукой, Гегель вовсе не предполагает построить философское знание на эмпирическом основании. Научность знания для него – это системность. «Философствование без системы не может иметь в себе ничего научного. Помимо того, что такое философствование само по себе выражает скорее субъективное умонастроение, оно еще и случайно по своему содержанию. Всякое содержание получает оправдание лишь как момент целого, вне которого оно есть необоснованное предположение, или субъективная уверенность. <…> Каждая часть философии есть философское целое, замкнутый в себе круг, но каждая из этих частей содержит философскую идею… как особенный момент целого. …Целое поэтому есть круг, состоящий из кругов…»[313].

Для построения системы надо определить метод. Для Гегеля таким методом является диалектика. Диалектическое «является вообще принципом всякого движения, всякой жизни и всякой деятельности в сфере действительности. Диалектическое есть также душа всякого истинно научного познания»[314]. Таким образом, поскольку метод философии – это «осознание формы внутреннего самодвижения ее содержания»[315], а предметом философии является мышление, понятое в самом широком смысле, то система философии Гегеля – логика, философия природы и философия духа – оказывается теоретическим воспроизведением ступеней диалектического развития духа.

Структура диалектического движения мысли триадична: тезис – антитезис – синтез. Синтез – это такое новое, которое несет в себе черты и тезиса, и антитезиса, не будучи сводимым ни к одному из них. Это более высокое, более богатое понятие, поскольку содержит в себе исходное понятие и его противоположность в единстве. «Единство, моменты которого… даны как неразделимые, в то же время отлично от них самих и таким образом есть в отношении их некое третье … Этот… синтез не следует понимать как связь внешне уже имеющихся определений, – отчасти дело идет о порождении некоторого второго, присоединяющегося к некоторому первому… <…> Синтез содержит и показывает неистинность указанных выше абстракций; в нем они находятся в единстве со своим иным, следовательно, даны не как сами по себе существующие, не как абсолютные, а всецело как относительные»[316]. Здесь и заключается суть диалектики: диалектика есть «… имманентный переход одного определения в другое, в котором обнаруживается, что эти определения рассудка односторонни и ограниченны, т. е. содержат отрицание самих себя. Сущность всего конечного состоит в том, что оно само себя снимает»[317].

Структура «тезис – антитезис – синтез» проявляется в движении от абстрактной идеи как первоначала к духу, где дух – это уже не голая абстракция, а сознание и самосознание человека и общества. Это и определяет три части системы философии, которые воспроизводят три ступени развития идеи. На первой ступени идея диалектически развивается в себе, накапливая внутреннее многообразие. На второй ступени она отчуждает «свое иное» – природу. На третьей ступени она возвращается к себе самой в форме самосознания.

«…Идея обнаруживает себя как простота самотождественного мышления и вместе с тем как деятельность, состоящая в том, что мышление противопоставляет себя себе самому для того, чтобы быть для себя и в этом другом все же быть лишь у себя самого. Таким образом, наука распадается на три части:

I. Логиканаука об идее в себе и для себя.

II. Философия природы как наука об идее в ее инобытии.

III. Философия духа как идея, возвращающаяся в самое себя из своего инобытия»[318].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1097; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.