Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Приоритет духовного




Историческое как особая реальность

Специфика исторического

Ставя отношение к истории в зависимость от личностных особенностей, мы тем самым принципиально отличаем историческое знание от естественнонаучного, стремящегося к объективности.

«Слово история означает в нашем языке как объективную, так и субъективную сторону, как историю деяний, так и самые деяния, им обозначается как то, что совершалось, так и историческое повествование. Мы должны считать это соединение обоих вышеупомянутых значений более важным, чем чисто внешнею случайностью; следует признать, что историография возникает одновременно с историческими в собственном смысле этого слова деяниями и событиями: существует общая внутренняя основа, которая их вместе порождает»[181].

Можно ли смотреть на историю как на материальную реальность?

Н. А. Бердяев отмечал, что эпоха просвещения отрицает тайну исторического, историческую реальность как специфическую, что было доведено до конца одним из самых интересных направлений в философии истории - экономическим материализмом, обоснованным Марксом [182].

Противоположная точка зрения - признание духовного главной характеристикой исторической действительности - имеет значительно больше сторонников. Так, например, Гегель, говоря о развитии, противопоставляет человеческую историю природным процессам в том плане, что лишь духовное имеет признак историзма: «Прежде всего мы должны обратить внимание на то обстоятельство, что интересующий нас предмет - всемирная история, - совершается в духовной сфере. Мир обнимает собою физическую и психическую природу; физическая природа также играет некоторую роль во всемирной истории... Но субстанциальным является дух и ход его развития <…> При всем бесконечном многообразии изменений, совершающихся в природе, в них обнаруживается лишь круговращение, которое вечно повторяется; в природе ничто не ново под луной, и в этом отношении многообразная игра ее форм вызывает скуку. Лишь в изменениях, совершающихся в духовной сфере, появляется новое»[183]. К.Ясперс пишет об историчности человека в смысле его изменяющейся духовной составляющей. Н. А. Бердяев называет философию истории одним из путей к познанию духовной действительности.

Уникальность исторического («индивидуальная тотальность»)

Во-первых, историческое уникально как однократное в противоположностькруговороту, свойственномуматериальному. «История отмечена признаком однократно-фактического, природа - постоянно-возможного <…> “Дефиниции подлежит только то, что лишено истории”, - говорит где-то Ницше. История же есть сиюминутное свершение с выходом в будущее и взглядом в прошлое. Природа находится по ту сторону всякого времени, с признаком протяженности, но без направленности. В одной заложена необходимость математического, в другой – трагического»[184]. Тем самым обозначается и временной аспект противопоставления природного и исторического: направленность времени, связанная с необратимостью процессов, - это атрибут времени исторического, но не космического. Н. А. Бердяев считает, что именно христианство впервые представило историю как уникальный процесс (хотя, как известно, в той же степени претендовать на приоритет может и зороастризм).

Во-вторых, историческое уникально в силу того, что исторические факты нельзя воспроизвести.

В-третьих, историческое уникально как субъективное. В этом плане историческое рассматривается как человеческая судьба, как моя история, как тождество моей судьбы и судьбы человечества. История, таким образом, понимается как единый процесс жизни. Человеческое становление обретает смысл только в контексте смыслового единства человечества, которое и играет роль судьбы. Постижение истории оказывается самопознанием человека, поскольку человек наблюдает свою судьбу из внутренней связи настоящего с прошлым. «...Взгляд на человеческую историю ведет нас к тайне нашего человеческого бытия» (К. Ясперс). «Человеческая судьба постигается только в этом конкретном познании философии истории»[185].

Утверждения о связи истории с человеческой судьбой означают, что каждый человек - это результат прошедшей истории. Уникальность исторического и уникальность личностного здесь связываются воедино, «воплощаясь» в самосознание человека и его историческое творчество («культурный синтез современности» - Э. Трельч). «Поскольку целое являет себя как переживание единого субъекта, постигающего свое сиюминутное состояние, исходя из связи предшествующих состояний, это не просто телеология, которая рассматривает положение наблюдателя как цель целого. Напротив, оно предстает наблюдателю как результат, как судьба; но постигает он эту свою судьбу из всей необозримой глубины своего становления и из внутренней, продолжающейся для него связи всего того, что было… Это единый процесс жизни, к которому наблюдатель становится в правильное отношение, ощущая себя одновременно его определенным результатом и резюмирующим и продолжающим его в настоящем»[186].

В истории, таким образом, действуют не какие-то универсальные элементы типа атомов, а разнообразные уникальные жизненные целые, что и приводит к понятию индивидуальной тотальности (Э. Трельч) как основной «единицы» исторического процесса.

Два типа неведения истории (П. Тиллих)

Выявление специфики исторической реальности, ее качественного отличия от природы не является чем-то само собой разумеющимся. Это определенная мировоззренческая позиция, которой противостоит «аисторизм». П. Тиллих называет его «неведением истории», имея в виду, что аисторизм как противник исторического мышления отрицает, с тех или иных позиций, саму важность обращения к проблеме исторического; для аисторического мышления «призыв к осознанию истории» является излишним.

«Первый тип - это мистическое неведение истории, для которого все временное является покровом видимости, обманчивой маской, скрывающей лик вечности, и которое стремится прорваться сквозь этот мираж к вневременному созерцанию вневременного; второй тип есть натуралистический аисторизм, который присутствует во всякой зависимости от жизни природы...» Поддерживаемый натурализмом, этот второй тип аисторизма обостряется «рациональным, математическим методом мышления: это – технико-математическое объяснение мира средствами естествознания, рационалистическая концепция реальности как машины с навеки неизменными законами движения, которые проявляются в бесконечно воспроизводимых и предсказуемых природных процессах»[187].

Более ранним примером может служить неисторический натурализм древнегреческой философии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 581; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.