Исследование – это процесс и результат научной деятельности, направленный на получение новых знаний о закономерностях, структуре, механизмах функционирования изучаемого явления, о содержании, принципах, методах и организационных формах деятельности.
Педагогическое исследование – это процесс формирования новых педагогических знаний, вид познавательной деятельности, направленный на открытие объективных закономерностей обучения, воспитания и развития.
Характеристика научной педагогической деятельности:
r Субъектом является педагог-исследователь.
r Объектами являются процесс воспитания, процесс обучения, педагогический факт, явление.
r Целью является новое научное педагогическое знание.
r Методами являются теоретические и эмпирические методы научного познания: теоретические методы позволяют подняться над реальностью до теоретического обобщения, а эмпирические («эмпирический» – значит «воспринимаемый посредством органов чувств») – получить факты.
r Результаты оформляются в виде написанного и опубликованного научного отчета, доклада, статьи и т. д.
Таблица 11
Уровни педагогических исследований
Эмпирический
На этом уровне устанавливаются новые факты в педагогической науке и выводятся эмпирические закономерности.
Теоретический
На этом уровне выдвигаются и формулируются основные педагогические закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты, предсказать и предвидеть будущие события и факты.
Методологический
На этом уровне на базе эмпирических и теоретических исследований формулируются общие принципы и методы исследования педагогических явлений, построения теории.
Таблица 12
Принципы педагогических исследований –это специфические относительно самостоятельные подходы к исследовательской деятельности
Деятельностный подход
Ориентирует на исследование учебной деятельности школьника, профессиональной деятельности учителя, позволяет выявить возможности формирования индивидуальных способностей и личностных качеств школьников, учителей в различных видах деятельности.
Личностный подход
Ориентирует на формирование ценностного отношения к ребенку, выявление специфического содержания образования, на основе которого формируются личностные качества и сферы индивидуальности человека (интеллектуальная, мотивационная, эмоциональная, волевая, предметно-практическая, экзистенциальная, саморегуляции).
Системный подход
Система – это упорядоченное множество взаимосвязанных элементов и отношений между ними, создающих единое целое. Системный подход ориентирует на рассмотрение педагогических явлений в их взаимной связи.
При системном подходе педагогическая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса (педагог и учащиеся), содержание образования (система знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-волевого отношения), методы и формы организации педагогического процесса, материальная база (средства).
Полисубъектный (диалогический) подход
Ориентирует на рассмотрение микросоциума и отношений между субъектами образовательного процесса, так как личность есть продукт и результат общения с окружающими людьми.
Культурологический подход
Ориентирует на рассмотрение становления человека как творческой личности, так как человек не только развивается на основе освоенной им культуры (системы ценностей, способов практической деятельности), но и вносит в нее принципиально новое.
Этнопедагогический подход
Ребенок живет и учится в конкретной социокультурной среде, принадлежит к определенному этносу. Этнопедагогический подход ориентирует на изучение этой среды и максимальное использование ее воспитательных возможностей (воспитание с опорой на национальные традиции).
Антропологический подход
Этот подход разработал и обосновал К. Д. Ушинский. Это системное использование данных всех наук о человеке и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна, прежде всего, узнать его тоже во всех отношениях».
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление