Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема акселерации и децелерации




Акселерация (в переводе с лат. – ускорение) это ускоренное физическое и отчасти психическое развитие в детском и подростковом возрасте. Биологи связывают акселерацию с физическим созреванием организма, психологи – с развитием психических функций, у педагогов акселерация ассоциируется с рассогласованием процессов физиологического созревания организма и социализацией личности (схема 3).

Схема 3

 

 
 


развитие 2

1

 

3

 

5 10 15 возраст

 
 


В 50–60-е гг. до появления акселерации физическое и духовное развитие детей и подростков было сбалансированным (кривая 1). В середине 70-х гг. в результате акселерации физиологическое созревание организма (кривая 2) начинает опережать темпы умственного, психического, социального развития (кривая 3).

Возникает несоответствие: тело растет быстрее, чем созревают психические функции, являющиеся основой интеллектуальных, социальных, нравственных качеств (за три десятилетия длина тела у подростков увеличилась в среднем на 13–15 см, вес – на 10–12 кг). К 13–15 годам у девочек и к 14–16 годам у мальчиков, живущих в средних регионах нашей страны, физиологическое развитие организма в основном завершается и почти достигает уровня взрослого человека в отличие от духовного развития. Выросший организм требует удовлетворения физиологических потребностей, в том числе половых, тогда как социальное развитие отстает и вступает в конфликт с бурно прогрессирующей физиологией – в этом основное противоречие акселерации, создавшей немало трудностей как для самих подростков, не умеющих совладать с происходящими в них переменами, так и для родителей, учителей, воспитателей (решение «технических» проблем акселерации – обеспечение школ новой мебелью, учеников – одеждой и пр.; решение проблем, связанных с нравственными последствиями акселерации, проявившимися в первую очередь в широком распространении половых контактов среди несовершеннолетних со всеми вытекающими отрицательными последствиями).

Основные причины акселерации: общие темпы ускорения жизни, улучшение материальных условий, повышение качества питания и медицинского обслуживания, улучшение ухода за детьми в раннем возрасте, искоренение многих тяжелых недугов. К числу других причин относятся: радиоактивное загрязнение среды обитания человека (ведущее на первых порах к ускорению роста, а со временем, как показывают опыты с растениями и животными, к ослаблению генофонда), уменьшение количества кислорода в атмосфере (что влечет за собой расширение грудной клетки, влекущей рост всего организма). Таким образом, акселерация обусловлена комплексным воздействием многих факторов.

С середины 80-х гг. акселерация во всем мире пошла на убыль, темпы физиологического развития несколько упали.

В середине 90-х гг. в России наметилось явление децелерации – массового торможения в интеллектуальном, психическом и физическом развитии детей и подростков вследствие объективных причин (экология, социальная фрустрация, массовый алкоголизм населения и др.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 517; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.