Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Врачебные школы




Демокритиз Абдер (460-371гг. до н.э.) создал целостную систему античной атомистики. «Здоровья просят у богов в своих молитвах люди, а того не знают, что они сами имеют в своём распоряжении средства к этому. невоздержанностью своею противодействуя здоровью, они сами становятся предателями своего здоровья благодаря своим страстям».

Левкиппиз Милета или Абдер (500-440 гг.до н.э.)объяснял всё происходящее в мире движением мельчайших частиц – атомов (неделимый) в абсолютной пустоте.

Философские основы древнегреческой медицины.

 

В Древней Элладе врачевание долгое время развивалось в русле единого философского знания – натурфилософии (любовь к мудрости, к знанию). Все великие философы были врачевателями и наоборот врачеватели были философами. Передовыми центрами были города Милеет, Эфес, Книд и др.

«ни одна вещь не возникает…и не исчезает, так как всегда сохраняется одна и та же природа» (Аристотель). Каждый из философов пытался найти первоначало мира, то есть определить ту неизменную первооснову всего сущего (первоматерию), из которой всё возникает и в которую вновь возвращается.

Фалес из Милета (624-546гг. до н.э.)считал, что всё произошло из влаги или воды, на которой покоится Земля.

Анаксимандр из Милета, последователь Фалеса полагал, что в основе всего сущего лежит некая особая первоматерия – апейрон (беспредельный, бесконечный), то есть вечная и беспредельная материя, находящаяся в постоянном движении. Он первый дал попытку всеобъемлющего и рационального объяснения жизни и мира, включая естественное толкование происхождения звёзд, облаков и землетрясений.

Анаксимен из Милета, последователь Фалеса (585 – 525 гг. до н.э.)считал первичной субстанцией воздух, из которого при разрежении образуется огонь, а при сгущении – ветер, облака, вода, земля, камни (то есть количество первоматерии, определяет качество субстанции).

Гераклит из Эфеса (554-483 гг.до н.э.)видел сущность бытия в постоянном движении и непрерывном изменении, в единстве и вечной борьбе противоположностей (его философия была неразрывно связана с дидактикой). Воплощением всех превращений является огонь.

Платон из Афин (427-347гг до н.э.) основоположник объективного идеализма (идея– первообраз, самая суть ) в его первоначальном смысле. Теория идей «существующий реальный мир есть отражение, тень идеального мира идей. Философия объективного идеализма. Основные составляющие учения Платона являются:

1. учение о государстве;

2. теория идей;

3. этика;

4. гносеология – учение о познании;

в 388 году до н.э. Платон основал в Афинах собственную философскую школу «Академию Платона» (от названия местности в Афинах – Академа, где занимались математикой, построенной на диалектике:

1. искусстве вести спор;

2. наука об общих законах развития природы, общества и мышления.

 

Таким образом, в классический период истории Древней Греции сформировались 2 основные классические системы античной философии:

1. атомистическое учение, естественно-научное (материалистическое) в трудах Демокрита;

2. объективный идеализм, созданный Платоном.

 

Врачевание в Древней Элладе долгое время оставалось семейной традицией. К началу классического периода рамки семейных школ расширились: в них стали принимать учеников – не членов данного рода. Так сложились передовые врачебные школы, которые в классический период располагались главным образом за пределами Балканского полуострова, вне собственно Эллады – в её заморских территориях (поселениях). Среди ранних школ наиболее известны:

Родосская (остров Родос в восточной части Эгейского моря);

Киренская ( г. Кирена в Северной Африке).

Обе они рано исчезли, и сведения о них почти не сохранилось.

Кротонская (г. Кротон на юге современной Италии);

Книдская (г. Книд на западном побережье Малой Азии);

Сицилийская (остров Сицилия);

Косская (остров Кос в восточной части Эгейского моря).

Эти школы составили славу древнегреческой медицины.

Кротонская врачебная школа достигла своего расцвета уже в 6 веке до нашей эры. Её основные тезисы:

1. организм есть единство борьбы противоположностей;

2. здоровый организм есть результат равновесия противоположных сил: сухого и влажного, тёплого и холодного, сладкого и горького и тому подобное, господство же (монархия – единовластие) одной из них есть причина болезни;

3. противоположное излечивается противоположным (contraria contraries curantur этот тезис приписывается Гиппократу).

 

Алкемеон из Кротона (605 век до н.э.) философ – пифагориец:

1. первый кто дерзнул приступить к разрезыванию тела (Халкидий);

2. Он открыл перекрест зрительных нервов;

3. слуховой канал (названный позднее евстахиевой трубой);

4. писал о головном мозге как органе познания (после египтян, но до Аристофана);

5. причиной некоторых болезней связанных с истечением излишней слизи.

 

Книдская врачебная школа стала предметом гордости своего города и принесла ему широкую известность. В зтой школе развивалось учение о 4 телесных соках:

1. кровь;

2. слизь;

3. светлая желчь;

4. чёрная желчь.

 

Эвритон из Книда (5 век до н.э.), современник Гиппократа:

1. здоровье, как результат благоприятного или неблагоприятного смешения соков, есть причина болезни;

2. гуморальная теория (humores – жидкости);

3. метод выслушивания;

4. открытие плевретического трения;

5. учение о признаках болезни – симптом (symptoma – совпадение, признак), диагностика (diagnostica –способный распознавать).

 

Сицилийская школа, как сообщает Гален, была основана Эмпедоклом в 5 веке до н.э. и продолжала существовать во времена Платона и Аристотеля, а основатель был философом, политиком, поэтом, оратором, врачевателем, жрецом, занимал натурфилософские позиции.

Эмпедокл из Акраганта (495-435гг), создал труд «О природе»:

1. суть вещей – огонь, вода, воздух, земля; они вечно неизменны, они не могут превращаться один в другой, лишь только смешиваться механически;

2. многообразие мира есть результат различных пропорций этого смешения, это основы учения об элементах;

3. признавалось сердце главным органом сознания;

4. четыре телесных сока отождествляли с 4 состояниями (горячее, холодное, влажное, сухое);

5. спас город Селинунта от вспышки массового заразного заболевания (моровой язвы или малярии).

 

Косская врачебная школа – главная медицинская школа Древней Греции классического периода. Первые сведения о ней относятся к 584 году до н.э., когда жрецы Дельфийского храма попросили Неброса (6 век до н.э.) и его сына Хрисоса (6 век до н.э.), прекратить моровую язву, свирепствующую в войске, осаждающей г. Киррос, которую они прекратили. Они были натурфилософы:

1. стремились поддерживать имеющиеся в организме природные целительные силы (physis – природа);

2. болезнь это не наказание богов, а влияние всей окружающей природы и нарушение питания;

3. учение о 4 телесных соках;

4. типах людей, живущих в разных местностях;

5. утверждали основы врачебной этики;

6. разрабатывали принципы наблюдения, и лечения у постели больного;

7. основы клинического исследования больных (греч. klinike – уход за лежачим больным, от kline греч. – ложе).

 

Гиппократ из Коса(460 – 370гг до н.э.) врачеватель, который вошёл в историю, как символ врачебного искусства в Древней Элладе, да и не только в ней он стал символом медицины всего мира. Это был период высочайшего расцвета Древней Греции и эллинской культуры, когда каждая отрасль человеческой деятельности имела своих выдающихся представителей. В политике это был Перикл (444-429гг. до н.э.), в истории – век Геродота и Фукидида, в философии – век Левкиппа, Демокрита, Эмпедокла, Анаксагора, Горгия, Сократа и Платона, а в поэзии – век Пиндара, Эсхила, Софокла, Еврипида и Аристофана, в области ваяния и зодчества – век Поликлета, Праксителя и Фидия, в области медицины – век Гиппократа, Эврифона, Праксагора. Первые биографии Гиппократа (греч. Hippokrates – укротитель коней) были составлены после его смерти. Их авторы Соран с острова Кос (около 2 века), знаменитый лексикограф 10 века Свида и филолог, прозаик и поэт И. Цеце (12 век). Все они не были современниками, и потому их повествование носит отпечаток той легендарности, которой было окружено имя великого врачевателя. Свида пишет «Гиппократ – косский врач,… стал звездой и светом полезнейшего для жизни врачебного искусства. Он был учеником прежде всего отца, затем Геродика из Селимбрии и Горгия их Леонтины, риторика и философа, по утверждению некоторых – также Демокрита из Абдер… проживал он в Македонии, будучи большим другом царя Пердикки. Имея двух сыновей Фессала и Дракона, он скончался 104 года от роду и похоронен в Ларисе Фессалийской». Таким образом, известно, что Гиппократ родился на о. Кос в первый год Олимпиады. По матери Фенарете он родственник рода Гераклидов (потомок Геракла), по отцу он принадлежал к знатному роду аскалепидов и вёл свою родословную от сына Аскалепия – Подалирия, являясь его 17 потомком. Медицинскому искусству он обучался у своего деда и отца, позднее в Книде, а затем у Геродика и софиста Горгия (483-376 гг. до н.э.). Будучи странствующим врачевателем (греч. periodeutes), Гиппократ много путешествовал по Восточному Средиземноморью (по странам Азии, Африки и Европы). Слава о его врачебном искусстве распространилась во многих государствах. Последние годы жизни он провёл в Ларисе (Фессалия), где умер около 370 г.до н.э. в один год с Демокритом, либо на 83 или 104 году. По упоминаниям в трудах Платона «Протагор», у Аристотеля «Политика».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1896; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.