КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Врачебные школыДемокритиз Абдер (460-371гг. до н.э.) создал целостную систему античной атомистики. «Здоровья просят у богов в своих молитвах люди, а того не знают, что они сами имеют в своём распоряжении средства к этому. невоздержанностью своею противодействуя здоровью, они сами становятся предателями своего здоровья благодаря своим страстям». Левкиппиз Милета или Абдер (500-440 гг.до н.э.)объяснял всё происходящее в мире движением мельчайших частиц – атомов (неделимый) в абсолютной пустоте. Философские основы древнегреческой медицины.
В Древней Элладе врачевание долгое время развивалось в русле единого философского знания – натурфилософии (любовь к мудрости, к знанию). Все великие философы были врачевателями и наоборот врачеватели были философами. Передовыми центрами были города Милеет, Эфес, Книд и др. «ни одна вещь не возникает…и не исчезает, так как всегда сохраняется одна и та же природа» (Аристотель). Каждый из философов пытался найти первоначало мира, то есть определить ту неизменную первооснову всего сущего (первоматерию), из которой всё возникает и в которую вновь возвращается. Фалес из Милета (624-546гг. до н.э.)считал, что всё произошло из влаги или воды, на которой покоится Земля. Анаксимандр из Милета, последователь Фалеса полагал, что в основе всего сущего лежит некая особая первоматерия – апейрон (беспредельный, бесконечный), то есть вечная и беспредельная материя, находящаяся в постоянном движении. Он первый дал попытку всеобъемлющего и рационального объяснения жизни и мира, включая естественное толкование происхождения звёзд, облаков и землетрясений. Анаксимен из Милета, последователь Фалеса (585 – 525 гг. до н.э.)считал первичной субстанцией воздух, из которого при разрежении образуется огонь, а при сгущении – ветер, облака, вода, земля, камни (то есть количество первоматерии, определяет качество субстанции). Гераклит из Эфеса (554-483 гг.до н.э.)видел сущность бытия в постоянном движении и непрерывном изменении, в единстве и вечной борьбе противоположностей (его философия была неразрывно связана с дидактикой). Воплощением всех превращений является огонь. Платон из Афин (427-347гг до н.э.) основоположник объективного идеализма (идея– первообраз, самая суть ) в его первоначальном смысле. Теория идей «существующий реальный мир есть отражение, тень идеального мира идей. Философия объективного идеализма. Основные составляющие учения Платона являются: 1. учение о государстве; 2. теория идей; 3. этика; 4. гносеология – учение о познании; в 388 году до н.э. Платон основал в Афинах собственную философскую школу «Академию Платона» (от названия местности в Афинах – Академа, где занимались математикой, построенной на диалектике: 1. искусстве вести спор; 2. наука об общих законах развития природы, общества и мышления.
Таким образом, в классический период истории Древней Греции сформировались 2 основные классические системы античной философии: 1. атомистическое учение, естественно-научное (материалистическое) в трудах Демокрита; 2. объективный идеализм, созданный Платоном.
Врачевание в Древней Элладе долгое время оставалось семейной традицией. К началу классического периода рамки семейных школ расширились: в них стали принимать учеников – не членов данного рода. Так сложились передовые врачебные школы, которые в классический период располагались главным образом за пределами Балканского полуострова, вне собственно Эллады – в её заморских территориях (поселениях). Среди ранних школ наиболее известны: Родосская (остров Родос в восточной части Эгейского моря); Киренская ( г. Кирена в Северной Африке). Обе они рано исчезли, и сведения о них почти не сохранилось. Кротонская (г. Кротон на юге современной Италии); Книдская (г. Книд на западном побережье Малой Азии); Сицилийская (остров Сицилия); Косская (остров Кос в восточной части Эгейского моря). Эти школы составили славу древнегреческой медицины. Кротонская врачебная школа достигла своего расцвета уже в 6 веке до нашей эры. Её основные тезисы: 1. организм есть единство борьбы противоположностей; 2. здоровый организм есть результат равновесия противоположных сил: сухого и влажного, тёплого и холодного, сладкого и горького и тому подобное, господство же (монархия – единовластие) одной из них есть причина болезни; 3. противоположное излечивается противоположным (contraria contraries curantur этот тезис приписывается Гиппократу).
Алкемеон из Кротона (605 век до н.э.) философ – пифагориец: 1. первый кто дерзнул приступить к разрезыванию тела (Халкидий); 2. Он открыл перекрест зрительных нервов; 3. слуховой канал (названный позднее евстахиевой трубой); 4. писал о головном мозге как органе познания (после египтян, но до Аристофана); 5. причиной некоторых болезней связанных с истечением излишней слизи.
Книдская врачебная школа стала предметом гордости своего города и принесла ему широкую известность. В зтой школе развивалось учение о 4 телесных соках: 1. кровь; 2. слизь; 3. светлая желчь; 4. чёрная желчь.
Эвритон из Книда (5 век до н.э.), современник Гиппократа: 1. здоровье, как результат благоприятного или неблагоприятного смешения соков, есть причина болезни; 2. гуморальная теория (humores – жидкости); 3. метод выслушивания; 4. открытие плевретического трения; 5. учение о признаках болезни – симптом (symptoma – совпадение, признак), диагностика (diagnostica –способный распознавать).
Сицилийская школа, как сообщает Гален, была основана Эмпедоклом в 5 веке до н.э. и продолжала существовать во времена Платона и Аристотеля, а основатель был философом, политиком, поэтом, оратором, врачевателем, жрецом, занимал натурфилософские позиции. Эмпедокл из Акраганта (495-435гг), создал труд «О природе»: 1. суть вещей – огонь, вода, воздух, земля; они вечно неизменны, они не могут превращаться один в другой, лишь только смешиваться механически; 2. многообразие мира есть результат различных пропорций этого смешения, это основы учения об элементах; 3. признавалось сердце главным органом сознания; 4. четыре телесных сока отождествляли с 4 состояниями (горячее, холодное, влажное, сухое); 5. спас город Селинунта от вспышки массового заразного заболевания (моровой язвы или малярии).
Косская врачебная школа – главная медицинская школа Древней Греции классического периода. Первые сведения о ней относятся к 584 году до н.э., когда жрецы Дельфийского храма попросили Неброса (6 век до н.э.) и его сына Хрисоса (6 век до н.э.), прекратить моровую язву, свирепствующую в войске, осаждающей г. Киррос, которую они прекратили. Они были натурфилософы: 1. стремились поддерживать имеющиеся в организме природные целительные силы (physis – природа); 2. болезнь это не наказание богов, а влияние всей окружающей природы и нарушение питания; 3. учение о 4 телесных соках; 4. типах людей, живущих в разных местностях; 5. утверждали основы врачебной этики; 6. разрабатывали принципы наблюдения, и лечения у постели больного; 7. основы клинического исследования больных (греч. klinike – уход за лежачим больным, от kline греч. – ложе).
Гиппократ из Коса(460 – 370гг до н.э.) врачеватель, который вошёл в историю, как символ врачебного искусства в Древней Элладе, да и не только в ней он стал символом медицины всего мира. Это был период высочайшего расцвета Древней Греции и эллинской культуры, когда каждая отрасль человеческой деятельности имела своих выдающихся представителей. В политике это был Перикл (444-429гг. до н.э.), в истории – век Геродота и Фукидида, в философии – век Левкиппа, Демокрита, Эмпедокла, Анаксагора, Горгия, Сократа и Платона, а в поэзии – век Пиндара, Эсхила, Софокла, Еврипида и Аристофана, в области ваяния и зодчества – век Поликлета, Праксителя и Фидия, в области медицины – век Гиппократа, Эврифона, Праксагора. Первые биографии Гиппократа (греч. Hippokrates – укротитель коней) были составлены после его смерти. Их авторы Соран с острова Кос (около 2 века), знаменитый лексикограф 10 века Свида и филолог, прозаик и поэт И. Цеце (12 век). Все они не были современниками, и потому их повествование носит отпечаток той легендарности, которой было окружено имя великого врачевателя. Свида пишет «Гиппократ – косский врач,… стал звездой и светом полезнейшего для жизни врачебного искусства. Он был учеником прежде всего отца, затем Геродика из Селимбрии и Горгия их Леонтины, риторика и философа, по утверждению некоторых – также Демокрита из Абдер… проживал он в Македонии, будучи большим другом царя Пердикки. Имея двух сыновей Фессала и Дракона, он скончался 104 года от роду и похоронен в Ларисе Фессалийской». Таким образом, известно, что Гиппократ родился на о. Кос в первый год Олимпиады. По матери Фенарете он родственник рода Гераклидов (потомок Геракла), по отцу он принадлежал к знатному роду аскалепидов и вёл свою родословную от сына Аскалепия – Подалирия, являясь его 17 потомком. Медицинскому искусству он обучался у своего деда и отца, позднее в Книде, а затем у Геродика и софиста Горгия (483-376 гг. до н.э.). Будучи странствующим врачевателем (греч. periodeutes), Гиппократ много путешествовал по Восточному Средиземноморью (по странам Азии, Африки и Европы). Слава о его врачебном искусстве распространилась во многих государствах. Последние годы жизни он провёл в Ларисе (Фессалия), где умер около 370 г.до н.э. в один год с Демокритом, либо на 83 или 104 году. По упоминаниям в трудах Платона «Протагор», у Аристотеля «Политика».
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1896; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |