КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопросы для промежуточного самоконтроля
1.Портфолио студента являются, в некотором роде, свидетельством того, что участники курса сформировали три типа знания: 1) предметное знание (декларативное знание - знание того, что - факты, события, даты, концепции, и т.д.; условное знание - понимание взаимосвязей и зависимостей между концепциями, подходами); 2) процедурное знание - знание того, как - демонстрирующее, насколько хорошо студент может применять предметные знания к решению практических задач разного уровня и типа; 3) рефлексивное знание – знание способов самоорганизации и самопознания (стратегическое знание - осознание собственного процесса обучения и оценка своих навыков). Перечислите компоненты своего портфолио, которые позволяют преподавателю оценить каждый тип знания, приобретённого Вами в процессе изучения данного модуля курса. Дайте обоснование вашему выбору. 2 .Опираясь на информацию в представленном ниже фрагменте нормативного документа о квалификационных компетентностях выпускника бакалавриата университета, вычлените компетенции, входящие в состав общекультурных, общих для всех направлений подготовки магистра. Сформулируйте их в терминологии компетентностного подхода. «Выпускник университета должен обладать следующими ключевыми (общими и специальными) компетенциями: знать: - понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии; - основы гуманитарных и социально-экономических наук, уметь использовать полученные знания и методы этих наук в профессиональной и иной деятельности; - закономерности развития общества, основы внутренней и внешней политики государства, принципы функционирования политической и экономической систем общества;
- основы Конституции Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей природной среде; - основы психологии, педагогики и профессиональной этики; - методы обработки информации; обладать: - высокой психологической устойчивостью; - культурой мышления, владеть государственным языком Российской Федерации - русским языком, грамотно использовать профессиональную лексику, быть способным применять знания в области иностранного языка в своей профессиональной деятельности; - высоким уровнем физической и специальной подготовленности; быть готовым: - к самостоятельному овладению дополнительными знаниями в области профессиональной деятельности, постоянно повышать свою профессиональную квалификацию; - к продуктивному взаимодействию с коллегами по работе; - к работе, связанной с применением компьютерной техники, средств связи, специальной техники в сфере профессиональной деятельности; уметь: - систематизировать и обобщать информацию; - рационально организовывать свой труд, в том числе планировать работу, анализировать ее результаты, организовывать рабочее место. 3 .Познакомьтесь с программой педагогической практики студентов бакалавриата. Какие дополнения в неё необходимо внести в связи с ФГОС ВПО и дополнительными компетенциями, введёнными факультетом в связи с освоение профессиональной педагогической деятельности? Программа педагогической практики студентов бакалавриата 1.Целью учебной практики является приобретение практических навыков и компетенций в профессиональной педагогической деятельности и приобретение опыта подготовки и проведения уроков по предмету специальности и общения с учащимися во внеклассной работе и воспитательной деятельности. 2.Задачами учебной практики являются: - знакомство со школой как типом образовательного учреждения, органами её самоуправления и внутренними нормативными актами, определяющими характер её деятельности;
- освоение процедур наблюдения, протоколирования и анализа уроков учителей, самоанализа своих уроков и внеаудиторных занятий; - приобретение опыта подготовки и проведения уроков по предмету специальности, выявления сильных и слабых сторон своей деятельности, определяющих те или иные результаты педагогического процесса; - освоение практических умений и навыков планирования и организации внеклассных мероприятий с учащимися. 6. Компетенции студентов, формируемые в результате прохождения учебной практики В результате прохождения данной учебной практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения, общекультурные и профессиональные компетенции: - разрабатывать замысел урока, планировать собственную деятельность и деятельность учащихся на каждом этапе урока; - вступать в контакт с детьми, вызывая положительный эмоциональный отклик детей на уроке и вне его; - устанавливать и поддерживать в официальной обстановке урока деловой и эмоциональный контакт: с отдельными учащимися, с группами учащихся, с классом в целом. - слушать и понимать ученика как партнёра по общению; - тактично, корректно оценивать процесс и результаты образовательной деятельности учащихся; - пользоваться словом как важнейшим средством педагогического воздействия на детей в учебной и внеклассной работе; - находить в каждом ученике наиболее сильные стороны его личности и деятельности и раскрывать их перед самим учеником и классом, инициировать неформальное общение, опираясь на выявляемые интересы учащихся; - оказывать необходимую и своевременную помощь учащимся в различных ситуациях выбора: заданий, видов деятельности, роли и др. - привлекать учащихся к оценке своих успехов и неудач, осознанию своего уровня притязаний в учебной и внеучебной деятельности; - акцентировать внимание на характерных особенностях отдельных учащихся, затрудняющих деловое и неформальное общение с ними; - давать взвешенную оценку воспитательной деятельности классного руководителя; - организовывать разные формы внеклассных мероприятий - от информационных встреч, бесед, до выходов на каток, проведения Дня здоровья и др.;
- оценивать уровень сформированности у себя важнейших специальных умений и навыков, профессиональных компетенций; - находить причины неудач в недостатках собственной деятельности и личности; - в решении разнообразных задач опираться на сильные стороны своей личности; - побуждать детей к творчеству в планировании и проведении отдельных коллективных дел; - исследовать педагогический процесс и его результаты. К отчёту студентов по педагогической практике (кафедра педагогики) Задание1. Провести наблюдение и дать анализ урока учителя физики и самоанализу своего урока. Целевая установка: провести наблюдение и анализ процесса и результатов взаимодействия учителя и учащихся на уроке 1.1.Провести наблюдения за деятельностью учителя и учащихся на уроке по схеме(Рис.1) На основе наблюдений проводится обсуждение и анализ урока на занятии, формулируются итоговые задания, которые выполняются студентами самостоятельно. Результаты выполнения итоговых заданий по каждому из уроков должны быть зафиксированы в тетради наблюдений.
1.2.Примерные вопросы для анализа урока: 1.Какую цель ставил перед собой учитель на уроке? Была ли она сформулирована (чётко, вполне определённо, записана…)? Участвовали ли учащиеся в постановке цели урока? Приняли ли они цель, поставленную учителем? На каком основании можно судить о четкой постановке цели учителем в начале урока и принятии её учащимися? 2. Удалось ли учителю сделать работу учащихся целенаправленной? Какими средствами? Была ли раскрыта цель урока в последовательной цепочке задач, которые соотносились с целью урока? 3. По каким показателям можно судить о достижении цели и выполнении задач урока (наличие желания ответить на вопросы учителя, задать встречный вопрос; проявление заинтересованного внимания у большинства учеников; наличие позитивных реплик учащихся при обсуждении отдельных вопросов; вывод учителя о том, что цели урока достигнуты).
4.Как способствовало решению задач урока содержание учебного материала (чёткая структура, вычленение главного и второстепенного в материале; отбор ярких фактов, их тщательный анализ; доступность материала разным категориям учащихся; отсутствие в содержании «постороннего», избыточного или очень сложного материала). 5.Какие методы и приемы деятельности учителя и учащихся, по вашему мнению, использованы наиболее продуктивно на уроке (объяснение; инструктаж; дискуссия; регламентированный диалог; демонстрационный эксперимент; мысленный эксперимент; фронтальный эксперимент; игровые элементы; соревновательные моменты; оценочные суждения учителя (учащихся); анализы ответов; стимулирование высказываний; реакция на спонтанные реплики учащихся; риторические вопросы; групповая работа). 6.Какие формы организация деятельности учащихся (фронтальная, групповая, индивидуальная формы работы) в наибольшей степени способствовали достижению целей урока и решению его задач? На каком основании Вы делаете свой вывод? 7.Как можно оценить эмоционально-психологический климат, взаимоотношения учителя с учащимися, отношение учеников друг к другу на протяжении всего урока и на отдельных его этапах? 8.Какие особенности личности самого учителя оказали существенное влияние на ход урока и его результаты? 9.Какие условия были созданы на уроке для формирования и развития учебной деятельности учащихся: мотивационного, операционного и аналитического компонентов? 10.Каков характер дисциплинарных замечаний учителя (в форме вопроса, категорического требования, пожелания, размышления вслух, иронической реплики и др.)? Сколько их было? По какому поводу? На каком этапе урока их было больше или меньше? Чем это объяснить? 11. Как оценить характер познавательной деятельности учащихся на разных этапах урока: (репродуктивный, частично-поисковый, творческий; одинаковый или разный у разных учащихся)? Что служит основанием для Вашей оценки? 12.Как оценивались на уроке знания, умения, навыки учащихся (тестирование бланковое, компьютерное); устные ответы у доски, с места; письменные самостоятельные работы и др.? Как мотивированы оценки? Использует ли учитель в ходе урока оценочные суждения? Какие? Как часто? Можно ли по оценкам и оценочным суждениям учителя в какой-то мере судить об уровне развития учащихся? 13. Какие пожелания учителю (учащимся) Вы бы высказали по поводу урока? Задание 2. Подготовить и провести воспитательное мероприятие Примерная схема анализа воспитательного мероприятия Задание 3.Проанализировать воспитательную работу в классе в период практики
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 628; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |