Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы науки




Проблема классификации наук

Функции науки

 

Функции науки – это цели и задачи, которые преследует научное познание. Выделяют гносеологические функции, связанные с продуцированием наукой нового достоверного знания и социальные функции, связанные с ролью науки в жизни общества. Гносеологические функции науки следующие: описание, объяснение, предвидение, понимание.

Описание – функция, предполагающая фиксирование происходящих в исследуемом объекте процессов при помощи специализированного, формализированного языка науки. Возможно эмпирическое и теоретическое описание. Эмпирическое описание направлено на конкретные материальные объекты, в ходе его используются так называемые «протокольные положения», которые в идеале не должны содержать теоретических предпосылок. Теоретическое описание направлено на идеализированный объект, который изучается данной теорией (материальная точка, идеальный газ), при теоретическом описании используется аппарат математики.

Объяснение - функция, предполагающая выяснение причинных зависимостей, связей данного явления и процесса с другими явлениями и процессами, которые делают его появление возможным и закономерным.

Предсказание - функция, предполагающая предвидение развития процесса или явления, на основе знаний о его причинах и закономерностях.

Понимание – функция, предполагающая углубление в сущность явления, встраивание его в человеческие социо-культурные смыслы.

Социальные функции науки следующие:

культурно-мировоззренческая – удовлетворение потребности общества в знаниях об окружающем мире, организованных в систему мировоззрения

функция производительной силы, обеспечивающая общество новыми эффективными техническими средствами и технологиями

функция социальной силы, дающая обществу технологии управления, эффективного разрешения социальных проблем.

 

Одну из первых систем классификации наук предложил древнегреческий философ Аристотель (4 век до н.э.). Он разделял науки на творческие, практические и теоретические. Творческие науки – это ремесла: столярное, портняжное и т.д. (Аристотель употреблял слово «наука» в самом общем смысле: любое знание и род деятельности, которому можно научить). К практическим наукам Аристотель относил те, которые связаны с человеческой деятельностью (греческое слово «праксис» означает деятельность) и приносят людям пользу. Это экономика – наука о правильном ведении хозяйства, этика – наука о правильном добродетельном поведении и политика – наука об управлении государством. Наконец, теоретические науки – это те, которыми занимаются не ради практической выгоды, а ради одной лишь любви к истине (которые осуществляют, так сказать, «познание ради познания»). Это математика – учение о числах и фигурах, физика – умозрительное учение о природе (мы бы сейчас назвал его натурфилософией) и метафизика или философия – наука о первых сущностях, наиболее общих, умопостигаемых принципах мироздания. Будучи создателем логики – науки о правилах и законах мышления, Аристотель отказывался признавать ее отдельной наукой и видел в ней общенаучный метод познания. Высшими науками Аристотель считал теоретические, а среди них – философию, так как Аристотель был убежден, что познание, мотивированное чистым стремление к истине, благороднее, чем познание, мотивированное практическим низменным интересом.

В средние века сформировалась иная классификация наук. Высшей наукой стали считать богословие - дисциплину, занимающуюся истолкованием Священного Писания (поскольку речь идет прежде всего о европейской цивилизации, то имеется в виду Библия). Богословие разделяли на мистическое, опирающееся на индивидуальный мистический опыт и естественное, опирающееся на человеческий разум (например одной из основных задач естественного богословия европейские теологи считали задачу рационального доказательства существования Бога). Богословие признавалось наукой наук, потому что ее предмет – Библия воспринимался как откровение высшей Божественной истины, книга, в которой есть ответы на все вопросы. Второй в средневековой иерархии наук была философия, «смиренная прислужница богословия» (Августин Аврелий), вспомогательная наука, чья задача – обоснование содержащихся в Библии истин, их защита о критик иноверцев и еретиков, и, наконец, их логическое развитие. Философия в свою очередь господствовала над наукой о природе – физикой или натурфилософией и практическими науками – политикой, экономикой, этикой. Это была классификация, которая так сказать строилась «сверху» и отражала средневековую онтологическую иерархию, в которой высшей ступенью был Бог – предмет теологии, затем шел мир бестелесных ангелов, ответственных за наиболее общие законы мира – предмет философии, затем природа – предмет физики и человеческая деятельность – предмет практических наук. Но была и другая классификация, идущая «снизу», отражающая особенности средневекового педагогического процесса. Она касалась только «свободных искусств» - дисциплин светского цикла, которые предстояло изучить прежде чем приступить к философии и богословию. Их было семь и они разделялись на две группы: «тривиум» или трехпутье, низшая ступень – грамматика – наука об языке, диалектика или логика – наука о мышлении, риторика – наука о красноречье, и квадривиум, четырехпутье: арифметика, геометрия, музыка и астрономия.

После научной революции Нового времени (галилей-ньютоновской революции), когда возникла наука нового модернистского типа появилась и новая классификация наук. В наши дни она включает в себя логико-математические науки, естественные науки, инженерно-технические и технологические науки и социо-гуманитарные науки. Богословие оттеснено на периферию культуры и большинством представителей современного научного сообщества не считается наукой, в то же смысле в которой науками являются физика и математика. Статус философии до сих пор остается спорным: одни продолжают ее считать наукой, которая призвана господствовать над науками о природе и человеке, другие отводят ей роль диалектики или же логики и методологии научного познания, третьи вообще считают ее не наукой, а особым родом искусства.

В период существования классической науки высшими в современной системе наук считались естественные науки и прежде всего, физика, в которой видели образец науки; в соответствии с этим образцом создавались новые науки (социология) и реформировались старые. После научной революции ХХ века, породившей неклассическую и постнеклассическую науку стали много говорить о восстановлении в правах гуманитарного знания и о важности его специфичных методов, например, герменевтики.

 

 

Метод – способ достижения какой-либо цели не случайным, а необходимым образом. Среди методов науки выделяют специально-научные методы, которые используются только одной определенной наукой (например, спектральный анализ в физике) и общенаучные методы, которые используются всеми науками (анализ, синтез, абстрагирование, формализация и т.д.). Также распространено разделение методов науки на теоретические, основаны на умозрении и эмпирические, основанные на опыте. Надо заметить, что эмпирические методы применимы не во всех науках (логика, математика и философия лишены эмпирического уровня), однако в силу их значения для науки нового типа (применение эксперимента и произвело революцию в науке и создало модернистскую науку) мы не можем обойтись без их рассмотрения. К эмпирическим методам или методам эмпирического познания относятся научное наблюдение, измерение, эксперимент. Научное наблюдение отличается от обычного тем, что предполагает четкую постанову цели наблюдения, выбор методов, планомерность, систематичность, контроль за надежностью результатов. Научное наблюдение может производиться непосредственно или с использованием приборов – специальных искусственных средств, цель которых - регистрировать происходящее, усиливать познавательные возможности органов чувств человека. Очень важно изложение результатов научного наблюдения на специальном формализованном языке («языке наблюдения»), что исключает вариативность и субъективность толкований произошедшего. Только в этом случае можно говорить о фиксации в процессе наблюдения научного факта.

Измерение - это процедура фиксации количественных аспектов изучаемых объектов и явлений. Измерение предполагает наличие масштаба (единиц измерения), правил процедуры измерения и измерительного устройства (прибора). В ходе измерения одна величина устанавливается при помощи другой, принятой за эталон, например, 1 килограмм – это вес 1 кубического дециметра дистиллированной воды в вакууме при температуре 4 градуса по Цельсию в месте, находящееся на уровне моря на широте 45 градусов. Измерение используется и при научном наблюдении, и при эксперименте.

Эксперимент – это искусственная ситуация, создаваемая ученым при помощи специальных приборов и материалов для того, чтобы либо проверить имеющееся предположение, либо исследовать те или иные параметры объекта и связь между ними. В соответствие с этим эксперименты разделяются на проверочные и исследовательские. К эксперименту прибегают, когда в естественных условиях изучаемое или проверяемое свойство проявляется недостаточно ярко. Эксперимент проводится в несколько этапов: 1) генерация замысла эксперимента 2) создание необходимой искусственной ситуации 3) наблюдение за поведение объекта или процесса в данной ситуации. В сущности, эксперимент – совокупность операций, переводящих логику понятий в логику вещей. Для этого нужно располагать: 1) теорией и логически выводимыми из не следствиями, которые можно проверить 2) идеализированной картиной поведения объектов 3) отождествлением идеальной модели с материальной конструкцией хотя бы в некоторых аспектах.

Эксперимент – основное оружие познания в таких науках как физика, химия, биология, считается, что благодаря применению экспериментального метода они достигли таких успехов в объяснении явлений природы.

К основным теоретическим методам научного познания относятся идеализация, формализация, математическое моделирование, рефлексия.

Идеализация – это процесс отвлечения от некоторых свойств реальных объектов и выделении других свойств, которые для данного исследования представляются существенными, важными, результатом чего является идеальный объект, который обладает несколько иными свойствами, чем объекты реальные. Примеры идеальных объектов – материальная точка, идеальный газ, абсолютно черное тело. В сущности наука, начиная с Галилея, изучает не реальные предметы, а идеальные объекты.

Формализация – процесс превращения теории, выросшей на обобщении эмпирических данных, в формальную систему, в результате чего каждое утверждение теории либо начинает представлять собой аксиому, либо может быть сведено к ней в результате логических операций. Итог формализации – представление теории как системы логически связанных символов, отражающих соответствующие материальные объекты. Формализация позволяет отвлечься от значения понятий теории и обратиться лишь к ее логическим особенностям. Разделяют частично полно формализованные теории. В частично формализованных теориях язык и логические средства явным образом не фиксируются, в полностью формализированных теориях имеется явная аксиоматически дедуктивная форма с известными логическими средствами. Большинство теорий (физические, химические и т.д.) частично формализованы, полная формализация характерна лишь для теорий формальной логики.

Математическое моделирование – это метод, предполагающий создание математических моделей. Математическая модель – это абстрактная система, состоящая из набора математических объектов, то есть множеств, и отношений и элементов. Простейшая математическая модель – математический объект или формальная структура, помощью которой можно от эмпирических значений одних параметров материального объекта перейти к другим без обращения к эксперименту. Например, зная скорость и время движения, полученные при помощи измерения, можно определить пройденный путь при помощи уравнения, не измеряя этот путь в реальности. Для работоспособности математической модели нужна согласованность, изоморфизм между моделью и отображаемым ею фрагментом реальности.

Рефлексия - это метод чистого теоретического познания, обращенного не к предметам, а к умственным конструкциям. Выделяют три типа рефлексии: 1) рефлексия над результатами познания 2) рефлексия над средствами и процедурами познания 3) рефлексия над общими установками, нормами, идеалами познания. Первый тип свойственен начальному этапу познания, второй и третий – углубленному познанию.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1503; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.