Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Целеполагание, нормы, ценности




Человеческая жизнь немыслима без целеполагания. Основой форми­рования, зарождения и пола! ания целей являются интересы, потребно­сти человека. Эти интересы распространяются на всю его жизнь, на определение ее смысла, отдельных жизненных этапов, средств достиже­ния конкретных целей. Целеполагание - преимущество человека. Тако­вой нет в неорганической или органической природе. Иногда, правда, говорят о компьютерах, считают, что есть "искусственный интеллект". Однако такие машины созданы человеком, в них он вложил цель, и ма­шины эту цель реализуют. Деятельность машин целеисполнительна, и только деятельность человека целеполагающа. В религиозном мировоз­зрении можно обнаружить иную, чем в философии, трактовку целепо­лагания: лишь Бог является единственным полагателем основных целей, а человек исполнитель воли Божьей, его деятельность подобна деятель­ности машины - она (эта деятельность) целеисполнительна. Если и есть у него какие-то особые цели, им сформулированные, то они производны от главных, не им определенных, не им предначертанных; он в конеч­ном счете - Божье творение.

При выборе и реализации цели человек ориентируется на ценности, идеалы, нормы. Норма социальна; это образец, правило, принцип дея­тельности, признанные социальной организацией и в той или иной фор­ме заданные для исполнения ее членами1. Норма - это общепризнанная в определенной социальной среде совокупность требований, регули­рующих поведение людей, все иные формы их деятельности2. Система социальных норм обеспечивает упорядоченность общественного взаимо­действия индивидов и групп. Различают юридические, моральные, логи­ческие и другие нормы. Каждая норма формируется на основе опреде­ленных законов и включает 4 основных элемента: 1) содержание - дей­ствие, являющееся объектом регуляции (познание, практика); 2) харак­тер - то, что данная норма разрешает (предписывает) или запрещает; 3) условия приложения - обстоятельства, в которых должно или не должно выполняться действие; 4) субъект или группа людей, которым адресована норма. Типы и виды норм весьма многообразны. Это всевоз­можные нормативы, правила, предписания - от норм, с которыми чело-

1 Философский энциклопедический словарь. М., 1989. С. 428.

2 Современная философия: словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону, 1995. С. 52.


век сталкивается буквально на каждом шагу, до норм, регулирующих взаимоотношения между народами и государствами.

Нормы вытекают из принятых в обществе, государствах, нациях, ре­гионах, макрогруппах, микрогруппах, у отдельных людей представлени­ях о ценностях.

Философ О.Г. Дробницкий следующим образом определяет ценность. "Ценность", пишет он, это понятие, обозначающее, во-первых, положи­тельную или отрицательную значимость какого-либо объекта в отличие от его экзистенциальных и качественных характеристик (предметные ценности); во-вторых, нормативную, предписательно-оценочную сторону явлений общественного осознания (субъективные ценности, или ценно­сти сознания)1. К предметным ценностям О.Г. Дробницкий относит ес­тественное благо и зло, заключенные в природных богатствах и стихий­ных бедствиях, потребительную стоимость продуктов труда (полезность вообще); социальное благо и зло, содержащиеся в общественных явле­ниях; прогрессивное или реакционное значение исторических событий; культурное наследие прошлого, выступающее в виде предметов богатст­ва современников; полезный эффект или теоретическое значение науч­ной истины; моральное добро и зло, заключенные в действиях людей; эстетические характеристики природных и общественных объектов и произведений искусства; предметы религиозного поклонения. К ценно­стям сознания он относит общественные установки и оценки, императи­вы и запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормативных пред­ставлений (о добре и зле, справедливости, прекрасном и безобразном, о смысле истории и назначении человека, идеалы, нормы и принципы действия). Данная точка зрения на ценность во многом верна. Вызывает сомнение лишь отнесение к ценностям "отрицательных" значимостей. К таким значимостям относятся, к примеру, болезнь, инвалидность или смерть, однако вряд ли кто скажет, что для того, кто заболел неизлечи­мой болезнью, сама эта болезнь есть "ценность". Мы полагаем, что прав философ A.M. Коршунов, который обратил внимание на то, что не вся­кая значимость есть ценность. "Ценность, - отмечает он, - есть поло­жительная значимость или функция тех или иных явлений в системе общественно-исторической деятельности человека... Явления, играющие отрицательную роль в общественном развитии (и в жизни человека, скажем мы), могут интерпретироваться как отрицательные значимости... Ценностным является все то, что включается в общественный прогресс, служит ему"2. Для индивида ценно то, что служит его интересам, разви-

1 Дробницкий О.Г. Ценность // Философская энциклопедия. Т. 5. М., 1970. С. 462.

Коршунов А.М. Диалектика субъекта и объекта в познании. М., 1982. С. 107-108.


таю. Хотя, конечно, бывают и исключения, когда, например, в опреде­ленной ситуации некий индивид предпочтет инвалидность здоровью. Все больше сторонников появляется у тех, кто утверждает, что главной ценностью является человек.

Возникает вопрос: правильно ли выдвигать предметные ценности на передний план, считая, например, товары основополагающими ценно­стями, а представление о субъектной ценности, о назначении человека, о добре, справедливости и т.п. производной ценностью? На наш взгляд, отношение между этими группами ценностей нужно перевернуть и трактовать материальные ценности производными от ценностей челове­чески жизненного плана. По убеждению И.С. Нарского (нам оно пред­ставляется важным), материальные блага являются лишь средством дви­жения к подлинным ценностям - счастью человека, свободе, добру и справедливости.

Итак, ценность - это не любая значимость явления, предмета, а его положительная значимость, которая своим истоком имеет человека, его цели и идеалы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 561; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.