Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальные статусы и социальные роли 12 страница




• знаковые системы (в первую очередь язык, жесты);

• совокупность знаний;

• социально-психологические особенности;

• уровень образования и профессиональной подготовки.

Исторически в социологии сложилась ситуация, при которой для оп­ределения личности использовались отдельные из перечисленных ка­честв и свойств: либо социальные роли и функции, либо статусы, либо ценности, нормы и т.д. Иногда появлялась комбинация из ряда качеств и свойств. На этой основе возникали социологические и социально-психо­логические теории личности: теория зеркального Я (Ч. Кули, Дж. Мид), ролевая теория (Р. Линтон, Дж. Морено, Т. Парсонс), теория нравствен­ного развития личности (Л. Колберг), теория кризисного развития лич­ности (Э. Эриксон) и другие. Так, в теории зеркального Я личность рас­сматривалась как объективное качество, приобретаемое человеком в процессе социальной жизни, как функция, производное от социально обусловленного Я. В ролевой теории личность характеризуется как функция от выполняемой индивидом в обществе совокупности социаль­ных ролей. В некоторых теориях личность рассматривается в связи с эта­пами ее становления в процессе социализации (подробнее см. главу 27).

Сегодня в отечественной социологии предпринимаются попытки пойти по такому пути и характеризовать личность как, например, устой­чивую совокупность ценностных ориентации, верований, традиций, мо­рали общества, а также знаний, умений, навыков, привычек и т.д., необ­ходимых для выполнения многочисленных социальных ролей*. Ни в коем случае не отрицая полезности такого определения личности, пред­ставляется значимым использование в первую очередь более общего подхода, который был обоснован выше.

§ 3. Типология личности

Необходимость типологии личности возникает в связи с наличием множества разнородных проявлений человеческого сознания, поведе­ния и деятельности. Их нужно определенным образом сгруппировать, проклассифицировать по каким-то значимым признакам, для того чтобы на этой основе строить социальную политику, создавать дейст­вительные условия для реализации личностных устремлений.

См КомаровМ С Введение в социоло1ию С 103


Глава 23. Понягие личности и ее типология



Типологии личности в западной литературе

Прежде чем говорить о типах личности, выделяемых социологией, следует подчеркнуть значение той работы, которая была проделана в этом плане психологической наукой. Дело в том, что в ряде случаев ти­пология личности в социологии не просто основана на психологичес­ких типах, но и пересекается с ней. Еще раз хотелось бы подчеркнуть естественный характер взаимосвязи двух наук, и именно тогда, когда речь идет о проблеме личности. Здесь близость социологии и психоло­гии особенно заметна.

Блестящие образцы типологии личности, исходя из ее характера, продемонстрировали представители психоанализа, оказавшего боль­шое влияние на развитие социологии. Так, К. Юнг обосновал наличие двух базовых противоположных типов личности — экстравертирован-ного и интроверт ированного. Если первый характеризуется тем, что его представители обращают свою психическую энергию во внешнюю сре­ду, то второй, наоборот, обладает в качестве своей главной особенности обращением этой энергии внутрь себя. Данная типология оказалась важной для изучения взаимоотношений личности и социальной среды.

В основе типологии личности, предложенной К. Хорни, лежит стремление личности в своем поведении к безопасности. Исходя из это­го критерия к первому типу личное in были отнесены те, кто стремится к другим людям в качестве средства достижения собственной безопас­ности, смысл которой — быть вместе с ними, принадлежать к одной общнос ги. Второй тип личности включает в себя тех, кто стремится уй­ти от других людей в свой собс г венный индивидуальный мир на том ос­новании, что социальная среда является основным фактором отчужде­ния человека. Наконец, к третьему типу относятся индивиды, устремленные в своем поведении против других людей, поскольку они составляют враждебный человеку мир, который следует разрушить.

Из этой классификации типов личности Хорни вытекала еще одна, касающаяся конфликтной, невротической личности. Она, по сущест­ву, воспроизводила приведенную выше типологию, акцентируя вни­мание на характере и направленности поведения. В соответствии с этим критерием были определены также три типа невротической лич­ности — устойчивый, ус граненный, деструктивный.

Особый интерес представляют типологии личности, обоснован­ные в работах Д. Рисмлга и Э. Фромма. По существу, это концепции социального харакхера, который и выступает в качестве критерия рас­сматриваемых типов. В отличие от своих предшественников Рисмэн устанавливает зависимость типов личности от типов общества. В ос-



Раздел V. Личность


нове его типологии можно обнаружить как раз отношение личности к обществу.

В соответствии с предложенным критерием первый тип личности был назван консервативным, поскольку его представители ориен­тируются на сложившиеся и устоявшиеся традиции, обычаи, образцы поведения в клане, касте, сословии, общине. Такой тип личности харак­терен для примитивных и традиционных обществ. Второй тип был оп­ределен Рисмэном как изнутри ориентированная лич­ность, свойственная периоду развития индустриального общества с резко ослабленными традициями, отсутствием жесткого давления оп­ределенных образцов поведения, ограничением социального контро­ля, недостаточно развитыми средствами массовой информации. На­конец, третий тип был назван извне ориентированной личность ю, присущей обществу массового потребления, в котором-господствуют обезличенность, стандартизация, отчуждение, манипу­лирование человеком, мощное давление СМИ.

Возникает явление «одиночества в толпе» (именно так назвал свою книгу Рисмэн, которая пользовалась огромным успехом на про­тяжении 1950—1960-х гг.). Выход из этой ситуации американский со­циолог видел в стремлении к появлению нового типа личности — ав­тономного, представители которого были бы независимы от влияния конформизма, отчужденной внешней среды и имели бы ясные рацио­нальные цели1.

Рассматривая личность и ее типы, Э. Фромм также стремился вы­явить связь между ними и социальной структурой общества. Прибегая к понятию социального характера, Фромм подчеркивал его отли­чие от индивидуального характера. Если первый является «ядром» об­щества, раскрывая связь между ним и психикой человека, то второй свойствен людям в пределах одной культуры и определяет присущий ей тип личности. Каждой ступени развития общества соответствуют осо­бые социальные характеры, проявляющиеся через поведение личности и определяющие ее типы. Фромм подробно анализирует такие характе­ры в условиях классического капитализма и соответствующие ему типы личности — рецептивный (пассивный), эксплуататорский, стяжатель­ский (накопительский), рыночный2.

Типология личности в отечественной литературе

Для рассмотрения интересующего нас вопроса существенное значе­ние приобретает разграничение понятий социального и социологичес-

1 См Riesman D,Glazer N, Denney R The Lonely Crowd New Haven, 1950.

2 См Фромм Э Человек для себя Минск, 1992 С 66-84


Глава 23 Понятие личности и ее типология 443

кого типов личности. Первое имеет более общий характер, чем второе, являясь его методологической основой.

Социальная типология предполагает выделение идеального, нор­мативного, реального типов личности. Идеальный тип выражает требования социального идеала. Они формулируются в различных концепциях политического, нравственного, религиозного характера и предполагают наличие определенных свойств личности применитель­но к будущему социальному устройству. Это модель личности, необ­ходимой для создания нового общества и жизни в нем. До недавнего времени таким идеальным типом в нашей стране была всесторонне развитая, гармоническая личность.

Личность нормативного типа обладает свойствами, которые могут быть сформированы уже в данных условиях и являются необ­ходимой предпосылкой общественного прогресса. Наконец, реаль­ный тип личности представляет собой совокупность господствую­щих норм сознания и образцов поведения. Свойства такой личности могут существенно отличаться не только от идеального, но и норма­тивного типа.

Вплоть до конца 1980-х гг. основным типом личности в нашем об­ществе, судя по литературе, считался социалистический, наиболее яр­ким носителем свойств которого выступал советский человек1. Ему иногда противопоставлялись несоциалистический и даже антисоциа­листический типы личности (за что у авторов, вводивших эти поня­тия, возникали неприятности с цензурой и властью, поскольку в усло­виях социализма, особенно развитого, никаких «анти» быть не могло; зато допустимым и даже желательным считалось выделение в качест­ве особого будущего коммунистического типа личности — всесторон­не развитой, гармонической личности).

Понятие социалистического типа личности было заметно идеологи­зированным и включало в себя те качества и свойства "личности, кото­рые отвечали критериям развития социализма. Если же возникал во­прос о значительных отклонениях в поведении личности, тех или иных формах девиации и даже делинквентности, то многие авторы также от­носили их к социалистическому типу личности, лишь бы не признавать наличия антисоциалистического типа. (Аргумент в таком случае был простой: при социализме существуют отдельные недостатки, в том чис­ле и преступность, но нельзя их использовать для выделения «самосто­ятельного» типа личности.) Это было тем более важно в то время, что имело место постоянное противопоставление социалистического и

1 См, например. Смирнов Г Л Советский человек Формирование социалис­тического типа личности М, 1980



Раздел V. Личность


буржуазного типов личности как носителей социалистического и бур­жуазного образов жизни, социалистической и буржуазной морали.

Подобные подходы не могли не сказаться на развитии социологи­ческой типологии личности, заставляя исследователей постоянно со­поставлять получаемые данные с тем, насколько они соответствуют критериям «социалистичности». Между тем для исследования это было совершенно не нужно, скорее даже мешало.

Социологическая типология личности

Социологическая типология связана с выявлением типов личности по конкретным признакам, и это ее главное огличие от социальной, в ос­нове которой находятся, как было показано выше, самые общие при­знаки. Преобразование социальной типологии личности в социологи­ческую происходит именно на уровне реально распространенного типа (а не нормативного, тем более идеального), который и становится предметом конкретного эмпирического исследования. Если идеаль­ный и нормативный типы личности характеризуются исключительно со знаком «плюс», то реально распространенный тип включает в себя множество подтипов с присущими им отклонениями от норм или даже антисоциальным способом деятельности. Здесь еще раз важно под­черкнуть, что в обществе не существует единого типа личности.

В конце 1980-х — начале 1990-х гг. в отечественной литературе по­явилось несколько социологических типологий личности. В соответст­вии с одной из них, принадлежащей В.Г. Немировскому, выделяется пять типов личности, «которые, очевидно, являются инвариантными, по крайней мере, для условий товарного способа производства»1. Автор характеризует их следующим образом: «У представителей первого ти­па ("созидатель") преобладают потребности в смысле жизни, труде, любви, общении, знаниях, самостоятельности, свободе, эстетических переживаниях. Второй тип ("романтик") — имеет сильно развитые по­требности в романтике, в опасности и риске. Третий ("потребитель") — характеризуется потребностями в комфорте, отдыхе и накоплении, приобретении вещей. У "лидера" развиты потребности в доминирова­нии, самоутверждении, престиже. Наконец, "конформист" отличается сильными потребностями в поиске покровителя и в страданиях»2.

Не оспаривая приведенную типологию личности, вряд ли можно согласиться с ее «инвариантностью» для данной общественной систе­мы. Дело даже не в том, что она продуцирует те типы личности, кото­рые ей подходят для выполнения необходимых социальных функций.

Немировский В Г Социология личнек 1И Красноярск, 1989 С 93—94

1 Там же. С. 94.


Глава 23. Понятие личности и ее типология



Самих типологий может быть много, и их критериями выступают не только потребности (как в типологии Немировского), но и иные структурные компоненты личности — интересы, ценностные ориента-ции, установки, диспозиции (подробнее см. главу 25.).

Социологическая типология личности обусловлена целым рядом факторов: а) местом человека в социальной структуре; б) характером и содержанием выполняемого труда, квалификацией, образованием; в) уровнем жизни; г) спецификой способа деят слыюсти; д) потребнос­тями, интересами, ценностными ориентациями, установками личности; е) ее жизненной позицией, мировоззрением, идеалами; ж) культурным уровнем; з) сформированными (или формирующимися) качествами; и) уровнем и степенью усвоенности интересов, норм и моральных стан­дартов других людей и т.д.

Каждый из этих факторов в отдельности или в единстве с другими выступает критерием определенной типологии личности. Возьмем для примера последние два из перечисленных выше. Они были использо­ваны нами в ходе подготовки и проведения сравнительного междуна­родного исследования социальной ответственности выпускников про­фессиональных училищ и профессиональных школ в России и ФРГ. В его основу была положена типология, разработанная в широко изве­стной в мировой социологии теории нраве гвеиного развития личнос­ти Л. Колберга1.

В соответствии с этой теорией моральное сознание личности в нор­мальных условиях проходит три последовательные стадии: доконвенци-ональную, конвенциональную и постконвенциональную. На первой ста­дии (от рождения до подросткового возраста) индивид мыслит и действует в основном с позиций эгоцентризма и с трудом воспринимает интересы, нормы и моральные стандарты других людей. На второй (от подросткового возраста до взрослой зрелости) эгоцентризм сменяется социоцентризмом, когда главным становится восприятие норм группо­вой морали ближайшего окружения (референтной группы, значимых других). На третьей — постконвенциональной — начинают доминиро­вать общезначимые универсальные принципы морали. На этой стадии индивид воспринимает и оценивает возможные последствия собствен­ных действий для других, для общества в целом. Третью стадию относят к периоду достижения человеком среднего зрелого возраста.

Исследуя производственную деятельность выпускников профес­сиональных училищ и школ России и Германии на рабочих местах, удалось доказать, что доминантной характеристикой типов личности молодых рабочих является степень развитости профессиональной со-

1 См Kohlberg L E (Ed,) Essays on Moial Development. San Francisco, 1984 Vol. 1, 2.



Раздел V. Личность


циальной ответственности, которая может быть сопоставлена с тремя описанными выше стадиями. В ходе исследования российские и не-, мецкие социологи пришли к выводу о том, что постконвенциональ­ный тип молодого рабочего практически не характерен для России и крайне редко встречается в Германии. Что касается первых двух, то доконвенциональный тип личности с неявно выраженной профессио­нальной социальной ответственностью в России встречается чаще, чем конвенциональный, характеризующийся развитым ее уровнем, тогда как в Германии — наоборот1.

Из сказанного можно сделать вывод, что типология личности яв­ляется весьма значимой научной процедурой, позволяющей изучать большое количество людей, «упорядочивая» и «систематизируя» их по самым разным основаниям. Такая систематизация, состоящая в по­иске сходства и различия, в анализе способов идентификации, имеет как теоретическое, так и практическое значение.

Первое, как уже было показано, заключается в возможности опре­делить общее, «группирующее» разных людей, начало. Практическое же значение типологии личности обусловлено возможностью регули­ровать некие социальные процессы, создавать условия для функцио­нирования тех или иных групп людей (типов личности), выделяемых по каким-либо значимым признакам. Собственно говоря, на типоло­гии личности должна строиться* научно обоснованная социальная по­литика государства и его конкретных учреждений и организаций.

С понятием личности и ее типологией тесно связана еще одна про­блема, состоящая в рассмотрении социальных ролей и статусов лич­ности и являющаяся предметом анализа в следующей главе.

Вопросы и задания

1. Как проблема личности раскрывается в философии и психологии?

2. В чем принципиальное отличие социологического подхода к изучению личности
от философского и психологического? Как эти подходы взаимодополняют друг друга?
В чем проявляется интегративная сущность социологического подхода?

3. В чем суть соотношения понятий «человек», «индивид», «личность»?

4. Дайте определение личности. Прокомментируйте, что означает для человека
быть включенным в систему общественных отношений.

5. Как вы считаете, что такое социальные свойства человека?

6. Проанализируйте свои социальные свойства и качества. Являетесь ли вы лично­
стью?

' Исследование осуществлялось в 1993—1996 гг. в рамках совместного российско-германского проекта «Профессиональное образование и социальная ответственность молодых рабочих в России и Германии» под научным руководством Г.Е. Зборовского (Екатеринбург) и В. Лемперта (Берлин).


Глава 23. Понятие личности и ее типология



7. Какие типологии личности в западной литературе вы можете охарактеризовать?

8. Чем различаются социальная и социологическая типологии личности? В чем
особенности, тсорегическое и практическое значение социологической типологии?

9. Какая типология личности, с вашей точки зрения, наиболее удачна? Аргументи­
руйте свой ответ.

Литература

Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1996. С. 263—274.
Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990.
Коган Л.Н. Вечность. Екатеринбург, 1994.
Kotan Л.Н. Человек и его судьба. М., 1988.
Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М., 1984.
Российская социологическая энциклопедия. М., 1998.,

Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. М., 1998. Гл.18.

Социология. Основы общей теории / Отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. МоСквичев. М., 2002. Гл. 5.


Глава 24

§ 1 Социальный < тату<, ею понятие и виды § 2 Понятие и < триктцра < оциальной роли § 3 Ролевой конфликт и с гик обы ею преодоления

§ 1. Социальный статус, его понятие и виды

Социальный статус и социальная позиция

Одна из важнейших, фундаментальных характеристик личности — ее социальный статус. Само это понятие применимо но отношению как к личности, так и к социальной группе. В этой главе речь пойдет лишь о социальном статусе личности, который, однако, подчеркивает ее при­надлежность не только к «самой себе», но и к определенной группе (ли­бо группам). Собственно, в том и состоит главная особенность социаль­ного статуса — он соотносит личность, ее социальную позицию с позициями других людей, находящихся в составе как данной, так и иных групп. При этом нужно учитывать различные характеристики личности, обусловливаемые как естественными, так и социальными факторами.

Поскольку основным понятием, с которым мы соотносим социаль­ный статус, является социальная позиция, отметим, что иод пей будем понимать конкретное место, которое занимает индивид в соци­альной структуре, в системе общественных отношений. Определить со­циальный статус можно, следовательно, так: это социальная позиция, занимаемая человеком в системе социальных связей и отношений и обус­ловленная как естественными (раса, пол, национальность), так и соци­альными (профессия, доход, образование и т.д.) характеристиками.

Виды статуса

Концепция социального статуса была разработана американским соци­ологом Р. Линтоном1. Понимая под ним позицию, занимаемую личнос­тью в социальной структуре общества, Линтон ввел понятия двух стату-

1 См ■ Union R The Study ot Man N.Y., L, 1936


Глава 24 Социальные статусы и социальные роли



сов — предписываемого (предписанного) и достигаемого (до­стигнутого). Первый (его иногда называют аскриптивным статусом) зависит от врожденных или природных свойств личности (пола, расо-во-этнических признаков). Второй есть результат трудовых и иных усилий самого человека, его профессиональных достижений, успехов в образовании, реализации способностей.

Говоря о пред и исанном статусе, его следует отличать от прирож­денного. Предписанного статуса можно достичь «естественным» путем, ничего для этого специально не делая. Принц становится коро­лем после смерти своего отца на единственном основании — наличии родственных связей. Это не прирожденный, но и не достигнутый ста­тус. Он — предписан (аскриптивен).

Гораздо сложнее оказывается (или может оказаться) ситуация с прирожденным статусом. В 1930-х гг. (период введения этого понятия в научный оборот) трудно было себе представить, что наступит время, когда ни один из них не сможет быть «инвариантным». Как известно, сравнительно недавно стали делать хирургические операции по изме­нению пола и расы; что же касается национальной принадлежности (этнического статуса), то люди нередко сами выбирают, кем записать­ся (представиться), с какой нацией (этнической общностью) себя идентифицировать, особенно если родители не «мононациональны». Таким образом, понятие прирожденного статуса теоретически как бы «зависает в воздухе» в силу появляющейся неопределенности.

Соотношение основных видов статуса на протяжении истории меня­лось. Если в доиндустриальных (примитивных, традиционных) общест­вах преобладал предписываемый статус, то в современном обществе — достигнутый. Действительно, сегодня от личности, результатов ее дея­тельности и акгивности зависит гораздо больше, чем это было не только тысячелетия и столетия, но далее десятилетия тому назад. Понимание такой ситуации крайне важно для каждого человека, и любое развитое общество стремится к формированию у него соответствующего отноше­ния к достижению более высокого статуса. В качестве примера приве­дем длительное время пропагандируемое в США утверждение о том, что каждый сапожник может стать миллионером — при условии, если он бу­дет много работать, учиться, не будет лениться и т.д. Правда, нелишне отметить и роль «врожденных» факторов — не столько природного, сколько социального характера. Имеются в виду богатые родители и по­лучение наследства.

Наряду с предписанным и достигнутым в социологии иногда гово­рят о смешанном статусе. Это происходит тогда, когда бывает не­просто определить, какой вид статуса характеризует личность. Куда



Раздел V Личность


 


,


отнести статус, скажем, безработного? С одной стороны, он явно не предписан, но с другой — человек не стремится его достичь (как пра­вило). Более того, он всеми силами не хочет для себя этого статуса, а причины, которые приводят к нежелательному «достижению», чаще всего от человека не зависят (банкротство предприятия, массовое со­кращение в результате кризиса отрасли производства и т.д.).

Можно было бы приводить немало примеров смешанного статуса, имеющих как индивидуальный, так и массовидный характер. Запрет КПСС в 1991 г. после известных августовских событий привел к то­му, что многие миллионы советских людей лишились статуса члена этой партии, а сотни тысяч, занимавших места в ее аппарате, остались без работы. Многие из них вынуждены были стремиться к приобрете­нию новой профессии и, следовательно, к достижению иного статуса.

Статусный набор

Статусов у человека бывает, как правило, большое количество. Так, говоря о молодом человеке X., можно выделить следующие: студент, член шахматной сборной университета, член профсоюза, муж, брат, дядя, избиратель и т.д. Все статусы человека в их совокупности при­нято называть статусным набором (термин Р. Мертона).Чем больше это г набор, тем многообразнее жизнь личности, многограннее ее включенность в систему межличностных и общественных отноше­ний, и наоборот, чем ограниченнее статусный набор, тем менее «соци­альным» оказывается способ деятельности человека. Следовательно, о месте личности в обществе, социальных группах можно судить по той совокупности статусов, которыми она обладает.

Однако при наличии любого набора статусов обязательно существу­ет главный, определяющий жизнь личности. Он может быть связан с ос­новным занятием, занимаемой должностью — другими словами, с тем, что решающим образом влияет на образ жизни, стиль поведения и обще­ния. В нашем, приведенном выше случае таким будет статус студента.

Следует отметить, что о статусе личности можно рассуждать только соотнося его со статусами других людей, взаимодействующих с ней в дан­ной или в других системах. Так, если мы снова вернемся к статусу студен­та университета, то он будет иметь смысл прежде всего в отношении иных статусов в системе высшего образования: преподаватель, сотрудник, лабо­рант и т.д. В других системах взаимодействия этот статус потеряет свое значение, а на первое место выйдут иные статусы. К примеру, в семье и среди родственников главными окажутся статусы мужа, брата, дяди.

Очевидно, таким образом, что подавляющее большинство характе­ристик личности имеет статусный характер, но не все. Там, где харак-


Глава 24 Социальные статусы и социальные роли



терисгика личности не содержит в себе социальной позиции, она не статусная (скажем, однорукий человек). Она может стать статусной лишь в том случае, если возникнут определенные условия, вызываю­щие ожидания соогветствующих моделей поведения (например, речь зайдет о поиске работы данному человеку, в ходе которого эту харак­теристику нужно будет учитывать как одну из наиболее важных).

Статус бывает постоянным и временным, последний не за­висит от срока пребывания в нем (можно быть женатым 20 лет или 20 минут). В качестве постоянного или временного могут быть и предписанный, и достигнутый статусы. Человек очень часто приобре­тает тот или иной временный статус. Зайдя в магазин, он становится покупателем, садясь в поезд — пассажиром, находясь на спектакле в театре — зрителем. Однако выходя из магазина, поезда, театра, чело­век теряет соответствующий статус.

Каким бы статус ни был — предписываемым или приобретенным, постоянным или временным, он требует от индивида соблюдения оп­ределенных норм и правил поведения, которые, естественно, были бы социально одобренными. Важным условием реализации статуса явля­ется идентификация, т.е. психологическое отождествление себя со своим статусом. Садясь в вагон поезда, человек должен помнить, что он на некоторое время становится только пассажиром, а не, скажем, директором завода.

Статусные обязанности и права

Наличие статусных обязанностей и статусных прав вытекает из того, что статусы существуют объективно, независимо от имеющих их лю­дей. Поэтому статус является совокупностью прав, обязанностей, при­вилегий. Именно они и отличают индивидов, находящихся в одной или разных социальных общностях и занимающих неодинаковые социаль­ные позиции.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 477; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.087 сек.