Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия Ренессанса




ЭПОХА, КУЛЬТУРА, ФИЛОСОФИЯ


 


Эпоха, культура, философия Гуманизм в Италии Реформация Гуманисты заальпийских европейских стран Натурфилософия Ренессанса и новое естественна Социальные теории


Ренессанс определяется как исторический процесс идейного и культурного развития накануне ранних буржуазных революций, имеющий самобытную цен­ность. Его элементы начинают проявляться на поздней фазе феодализма и обусловлены начинающимся разло­жением феодальной системы. Весь процесс длится вплоть до ранних буржуазных революций.

Ф. Энгельс подчеркивал, что «Ренессанс в своей европейской форме» основывается «на всеобщем раз­ложении феодализма и наступлении городов» ', оце­нивал его как «величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством...» 2.

В развитых странах Европы уже на переломе XII и XIII вв. в связи с развитием ремесел и торговли, с расцветом городов происходит рост производитель­ности труда. Город представлял силу, благодаря кото­рой феодализм пришел к вершинам своей экономиче­ской зрелости, но вместе с тем в росте городов прояв­лялись черты, которые переходили за рамки феодаль­ного строя. С прогрессирующим экономическим разви­тием городов связан процесс быстрого накопления торгового и ростовщического капитала, а впоследствии возникают зародыши (локальные, ограниченные, неустойчивые) капиталистических производственных отношений. Мануфактуры были, однако, сначала ско­рее исключением, чем правилом. В сущности Ренессанс является периодом преодоления предшествующей дли­тельной стагнации производительных сил.

В феодальной Европе существовали большие раз­личия в экономическом, политическом и культурном развитии городов, поэтому Ренессанс не возникает сразу во всех странах, но прежде всего в самых разви­тых. Его колыбелью является Италия — почти весь первый.период своего развития Ренессанс был «италь­янским явлением», и лишь во втором периоде он при­обретает европейский характер 3.

Главные носители идеологии Ренессанса — город­ские высшие слои, умельцы, мещане, монастырские и церковные интеллектуалы — находились в остром по­литическом противоборстве со средними и низшими


 

 


слоями городского населения, презирали бедноту («плебс»), неимущих. В тот период еще не созрели классовые противоречия между мещанами и феодаль­ным дворянством, наоборот, дворяне и даже высокие представители церкви симпатизировали мещанским слоям, положение и образ жизни которых представля­лись привлекательными.

Идеология Ренессанса имеет как бы двойную направленность: с одной стороны, антифеодальную, с другой — антиплебейскую. Мещанские верхи стреми­лись к стабилизации и расширению товарно-денежных отношений при помощи реформ государственного ап­парата и церкви. Термин «ренессанс» правильно употреблять именно в этой классовой определенности. Главное содержание и даже главную черту этого исторического процесса отражает не дословный пере­вод этого термина (фр. renaissance — возрождение, т. е. возрождение, новый расцвет античной культуры, науки и философии), а антифеодальное содержание процесса, направленность против церкви, дворянства и всех феодальных порядков.

Для мышления, идеологии и культуры Ренессанса решающей тенденцией, которая характеризует пере­ворот, является переход от теоцентрического к антро­поцентрическому пониманию мира. Это процесс диа­лектический, противоречивый, сложный, осуществляет­ся он повсеместно, но в различных модификациях, вариантах, формах.

Ренессанс охватывает ту фазу истории, в которой христианская религия уже не имеет доминирующей, монолитной позиции. Этот переворот совершается прежде всего в религиозных рядах; ни в философии, ни в искусстве или литературе сразу не устраняется существовавший столетиями традиционный образ мыс­лей.

В борьбе со средневековым теократизмом на пер­вый план культуры Ренессанса выступают гуманисти­ческие, антропоцентрические мотивы. Презрение к земному естеству заменяется признанием творческих способностей человека, разума, стремления к земному счастью. Реализация человечности предполагает ос­воение достижений культурного богатства прошлого, поэтому гуманизм Ренессанса побуждает интерес к античному культурному наследию, к овладению много­ликим богатством древней философии. Вновь и по-


иному открываются Платон и Аристотель, а также неоплатоники, стоики, эпикурейцы, Цицерон и др. Их философия рассматривается в историческом контексте. Ренессанс — это прежде всего свободное осмысление произведений античности, отказ от готовых и неизмен­ных истин. Вместо надындивидуального понятия исти­ны самой личности предоставляются возможность и право решать, что истинно, а что нет. Древние филосо­фы принимаются скорее как союзники, чем «высшая инстанция». Ученые, философы уже выступают не как представители закрытых школ, но как отдельные исследователи. Этому соответствовали новые формы философского объяснения, индивидуального стиля ли­тературной обработки. Как реакция на схоластическую измельченность и сложность повсеместно наблюдалось стремление к более понятному изложению. Против прежнего схематизма и априористических спекуляций больше учитывается реальность, внимание сосредото­чивается на вопросах, которые имеют практическое значение и пользу.

Однако было бы неправильным идеализировать гуманизм Ренессанса и не замечать его внутренних противоречий, которые в конце концов отвечают его исторической обусловленности XIII—XV вв. Границы эти зримо проявляются в элитарности, в «аристократи­ческих» тенденциях. Так, гуманистические идеи нрав­ственности были предназначены высшим социальным кругам и классам, имевшим возможность получить образование. Люди, которые провозглашали гума­низм, имели доступ к античной культуре и философии, знали языки (знание латинского языка, литературы было существенным признаком Ренессанса). Нельзя забывать, что гуманизм Ренессанса с самого начала резко противоречил аверроизму (в некоторых работах излагается мысль, что итальянский гуманизм являет­ся католической реакцией на ученый аверроизм), ибо гуманисты прежде всего подчеркивали субъективную, активную, практическую сторону познания.

Поворот к антропоцентризму нельзя здесь пони­мать упрощенно, как мгновенно побеждающее дейст­вие или как некое «прозрачно чистое» выражение материалистических воззрений. Суть в том, что гу­манизм Ренессанса проявлялся в революционных идеях, обращенных на внутреннюю, земную «божест­венность» человека, в отказе от внешней «институ-

ю* 291


циональной» истины божьей, в привлечении человека к жизненной активности, в утверждении веры человека в себя. Но и это новое, несомненно прогрессивное, будучи исторически обусловленным, могло проявиться лишь в той или иной форме, определяемой рамками религии.

Часто дискутируется проблема отношения между Ренессансом и Реформацией. Иногда упрощенно утверждается, что между ними существует противопо­ложность, состоящая в том, что Ренессанс — явление международное, общеевропейское, тогда как Рефор­мация— явление лишь национальное (немецкое). Су­щественным, однако, является то, что Ренессанс и Реформация имеют общую антифеодальную направ­ленность, в их основе лежит антифеодальное движе­ние, носителем которого в разлагающемся феодальном обществе были городские слои общества. Если Ре­нессанс выдвигает требование преобразования обще­ства путем расширения светского образования, то Реформация остается в рамках средневекового мира мыслей человека и в этих границах предлагает ему новый, упрощенный путь к богу. Идеи Ренессанса могли активизировать лишь верхние буржуазные слои (в сущности не было никакого гуманистического ва­рианта, выражающего интересы средних и низших слоев); напротив, идеи изменения церкви и ее уче­ния — как главное содержание Реформации — были способны мобилизовать средние и низшие слои об­щества, более привязанные к религиозным представ­лениям в силу условий своего существования.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 681; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.