Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рекомендуемые первоисточники для написания докладов 6 страница




 

ШОПЕНГАУЭР АРТУР (1788-1860) - немецкий философ. Ро­дился в семье коммерсанта. Его мать была довольно популярной в те годы писательницей. Изучал в Геттингене философию и естественные науки. Слу­шал лекции в Берлинском университете. В 1818 г. опубликовал свое первое и главное философское произведение «Мир как воля и представление», остававшееся незаме­ченным в течение тридцати с лишним лет.

В своей философской концепции А.Шо­пенгауэр пытался дать, как он считал, ис­тинное философское воззрение на мир. Он утверждал, что тот мир, который развернут перед нами, есть только мировой феномен, наше представление, а представления наш мозг выделяет так же, как печень — желчь. Думая, что вне нас существуют предметы и вещи, мы верим видимо­сти. Для нас мир — это всего лишь наше представление о нем, он суще­ствует только для интеллекта, для существа, обладающего психиче­скими функциями, от последнего червя до человека. Если уничто­жить способность сознания, то и весь мир, представляемый им, исчезнет.

Подлинной, глубоко скрытой сущностью мира является воля как непознаваемая «вещь в себе», она безусловна, абсолютно свободна и не зависит от времени и пространства.

Человек, как и все живое, есть объективация (осуществление, реа­лизация) его воли. Воля в качестве внутренней сущности человека неустанно проявляет себя в нем как воля к жизни, как постоянное уни­версальное стремление к жизни, желание жить во что бы то ни стало, безо всякого отношения к цели и ценности жизни.

Воля первична по отношению к интеллекту, она — госпожа, а он ее орудие. Интеллект — это фонарь, который освещает воле путь, но сам его не прокладывает. Воля слепа и нуждается в поводыре, кото­рый сам по себе бессилен сделать хоть один шаг. Отношение воли к интеллекту можно уподобить слепому, который несет хромого на сво­их плечах. Человек — вершина объективации воли, через его самосознание воля осознает себя.

 

ЭНГЕЛЬС ФРИДРИХ (1820-1895) - немецкий ученый, философ, революционный деятель, один из основоположников марксистской теории социализма. Родился в г. Бармене, всемье текстильного фабриканта. Фор­мирование взглядов Ф. Энгельса шло в атмосфере революционного романтизма и атеизма. Вначале находился под влияни­ем абсолютного идеализма Г. Гегеля.

Мировоззренческий переворот и пере­ход Ф. Энгельса на позиции материализма произошел под влиянием работы Л.Фей­ербаха «Сущность христианства». Встреча с К. Марксом (1844), выявившая совпаде­ние взглядов, определила его дальнейший жизненный путь. Ф. Энгельс стал бли­жайшим другом К. Маркса, его теорети­ческим и политическим соратником. Ф. Энгельс был широко образо­ванным ученым, знал около 20 языков, занимался военным делом. После смерти К. Маркса, отложив собственные дела, доработал и из­дал второй и третий тома «Капитала». Основные философские труды Ф. Энгельса — «Анти-Дюринг» (1876-1878) и «Диалектика природы» (1873-1883). Исходное положение Ф. Энгельса: сознание — продукт человеческого мозга, сам же человек результат развития приро­ды, поэтому законы мышления, с одной стороны, и природы — с дру­гой, не могут в конечном счете не совпадать. Единство мира заключа­ется в его материальности, мир бесконечен в пространстве и времени. Материю нельзя мыслить без движения — способа ее существования.

Познание действительности осуществляется в мышлении, высшая ступень которого — диалектическое мышление. Далее Ф. Энгельс изложил экономические и социальные части марксизма, дал очерк эво­люции социалистических идей, стремясь предвосхитить некоторые черты и элементы будущего общественного строя (превращение труда в первую жизненную потребность, отмирание государства, изменение формы семьи, исчезновение религий).

В «Диалектике природы» Ф. Энгельс как бы подытоживал свои за­нятия по философии естествознания, применяя диалектический ме­тод к изучению природы. Важнейшая идея «Диалектики природы» — дифференциация форм движения материн и классификация наук, изучающих их. Ф. Энгельс занимался также вопросами истории куль­туры. В работе «Происхождение семьи, частной собственности и госу­дарства» (1884) прослежен процесс эволюции первобытной общины и возникновения классового общества.

 

ЭПИКУР (341-270 гг. до н. э.) — древнегреческий философ. В 306 г. до н. э. основал афинскую философскую школу под названием «Сад Эпикура». Разделял свое учение на три ча­сти: теория познания («каноника»), уче­ние о природе («физика») и этика.

Эпикур не придавал знанию самостоя­тельной ценности, а цель философии ви­дел в достижении безмятежного состояния духа, свободы от страха смерти и природных влечений. Основу знания, полагал Эпикур, составляют чувственные восприятия, за­блуждения же есть результат ошибок че­ловеческой мысли.

Разделяя основные положения атомистического учения Демокрита, Эпикур ввел в атомистические представления идею о случайных отклонениях атомов от своей траектории. Эпикур считал, что душа тоже состоит из атомов, поэтому допущение о случайных отклонениях объясняло возможность свободного волевого дей­ствия. Душа, поскольку она, как и тело, атомарна, гибнет и разлагает­ся вместе с ним, поэтому, полагал философ, нет смысла бояться смер­ти, ибо «смерть не имеет к нам никакого отношения: когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет».

Богов, согласно Эпикуру, тоже не следует бояться и не следует ждать от них помощи, ибо боги предаются наслаждению, пребывая между множественными вселенскими мирами, и не вмешиваются ни в явления природы, ни в дела людей. Единственное благо для человека – наслаждение, которое Эпикур понимал как отсутствие страдания.

 

ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ ДЕЗИДЕРИЙ (1469-1536) (псевдоним Герхарда Герхардса) – писатель, богослов, ученый-гуманист эпохи Возрождения. Его называют «христианским гуманистом», потому что он пы­тался свести в единое целое культурные традиции древности и идеалы раннего хри­стианства. Призывал к такому образу ду­ховной жизни человека, в котором соче­тались бы свобода и ясность, миролюбие, умение не впадать в крайности, образован­ность и простота. Эразм Роттердамский считал неприемлемыми чертами духовно­го облика человека грубый фанатизм, не­вежество, готовность к насилию, лицемерие. Много сил он уделял исследованию Нового Завета (Евангелия), выполнил но­вый его перевод на латинский язык и осуществил первопечатное изда­ние (1517), которое сопроводил обширным комментарием. Эта работа была связана со стремлением Эразма Роттердамского вернут вся к первоистокам христианства, возродить раннехристианские идеалы.

В своем мировоззрении он опирался на основную идею о том, что для всех явлений общественной жизни, всех вещей характерна двой­ственность, проявление в них противоположных свойств, поэтому пагуб­на любая односторонность, а еще более ослепляющая фанатическаястрастность, туманящая разум. В области социально-политической жизни Эразм Роттердамский был сторонником сильной монархии, но всемерно подчеркивал, что такая монархическая власть должна быть гуманной и просвещенной.

 

ЮНГ КАРЛ ГУСТАВ (1875-1961) - швейцарский психолог, пси­хиатр, культуролог,автор одного из самых известных направлений в психоаналитическом движении, которое он назвал «аналитической психологией». Учился в медицинском институте, исследовалшизо­френию, работал в психиатрическом госпитале, занимался частной практикой как психиатр, изучал культуру дописьменных народов в полевых условиях. К. Юнг был доктором медицины и философии, по­четным членом многих научных обществ и академий, автором более 200 научных работ.

Ученым разработал типологию характе­ров, согласно которой люди делятся на экстравертов и интровертов.Первые ориентированы вовне, они общительны, экспрессивны, деятельны. Вторые ориентированы вовнутрь, замкнуты, застенчивы, сосредоточены в себе. Согласно К. Юнгу, западные культуры, ориентированные на научно-технический про­гресс и овладение силами природы, экстра­верты, а восточные, совершенствующие и развивающие психические силы человека, интровертны.

К. Юнг трактовал психику человека как автономную замкнутую систему, одной стороной обращенную к ма­териальному миру, который он воспринимает с помощью органов чувств, а другой — к мировому духовному универсуму (целому), из которого человек получает сигналы в форме сновидений, откровений, интуитивных прозрений.

Психика включает в себя несколько слоев, отличающихся разной степенью осознанности, «просветленности». Поверхностный слой, об­ращенный к внешнему миру, — это сознание. Под ним находится «лич­ное бессознательное», глубже — групповое, национальное, расовое бессознательное. Еще глубже — бессознательные структуры, общие человеку и животным. Структура коллективного бессознательного включает в себя архетипы (образы-схемы предельной степени общно­сти). Они являются результатом суммарного опыта сотен поколений людей и служат организующими элементами всех психических про­цессов.

Согласованная деятельность всех архетипов, способностей, функ­ций, слоев бессознательного и сознания является глубинным желани­ем человека и условием его самореализации, душевного здоровья лич­ности. И наоборот, ослабление каких-то слоев, подавление каких-то архетипов — это угроза целостности личности и источник ее душев­ных недугов. Подавление религиозной и мифопоэтической сферы кол­лективного бессознательного в результате экспансии науки и техники К. Юнг считал основной причиной кризиса европейской культуры, находящейся в поисках нового мифа.

 

В подготовке данного модуля учебно-практического пособия использована следующая литература.

1. Антология мировой философии. В 4 т. — М., 1969—1971.

2. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов. — М., 2003.

3. История философии: Учеб. для вузов / Под ред. В. Ильина. — СПб., 2003.

4. История философии: Учеб. / Под ред. Ч. С. Кирвеля. — Минск, 2001.

5. Краткая история философии / Под ред. В. Г. Голобокова. — М.,' 1996.

6. Зеньковский В.В. История русской философии. В 4 кн. – Л., 1991.

7. Радугин А. А. Хрестоматия по философии. — М., 1998.

8. Современная западная философия. Словарь. — М., 1991.

9. Современный философский словарь. — М., 1998.

10. Школьный философский словарь / Под ред. А. Ф. Малышевского. - М., 1995.

11. Философский словарь. — М., 1992.

12. Философский энциклопедический словарь. — М., 1989.

13. Философия и методология познания: Учеб. для магистров и ас­пирантов. — СПб., 2003.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 304; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.