КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Управленческая культура руководителя
Успех управления образовательным учреждением во многом обусловлен личностными, индивидуальными и субъектными качествами его руководителя, что выражается в понятии «управленческая культура руководителя». Напом- ним, что культуру можно рассматривать как универсальную характеристику деятельности в единстве двух ее аспектов — результативного и процессуально- го. Это положение важно для понимания управленческой культуры руководи- теля образовательного учреждения.
Управленческая культура руководителя образовательного учреждения ха- рактеризует ценностные установки руководителя и уровень реализации им функций управления образовательным учреждением. Модель управленческой культуры руководителя образовательного учре- ждения включает три блока, каждый из которых содержит, в свою очередь, оп- ределенную совокупность компонентов управленческой культуры: 1. Формы взаимодействия, этикет. Этот блок внешних видимых элементов культуры обеспечивает соответствие поведения руководителя нормам, приня- тым в обществе и в субкультуре работников образования, а потому соответст- вует аспекту личности. В данный блок входят: внешний вид (стилевое единство, аккуратность, сдержанность, умение двигаться); речь (грамматическая правильность, логика изложения, лексическое бо- гатство, владение техникой речи) и элементы невербального общения (мимика, жесты); соблюдение правил поведения, принятых в обществе, и специфических правил, принятых в среде педагогов и в конкретном образовательном учрежде- нии. 2. Поведение и способы взаимодействия в деятельности. Поскольку этот блок выражает неповторимый стиль профессиональной деятельности руково- дителя образовательного учреждения, он соотносится с аспектом индивидуаль-
ности. Данный блок включает такие компоненты, как: способы предъявления требований; методы принятия управленческих решений (в том числе в условиях де- фицита времени); умение организовать работу в команде (функциональной группе), в том числе умение делегировать полномочия; владение современными технологиями организации управленческого труда, эффективными приемами работы; корректное применение методов мотивации и стимулирования (различ- ных видов поощрений и наказаний) на основе четких критериев и показателей оценки труда подчиненных; способы разрешения конфликтов; культура общения (умение слушать и слышать собеседника, задавить во- просы, устанавливать контакты, понимать другого человека, видеть и правиль- но интерпретировать реакцию людей, адекватно передавать свое отношение по поводу чего-либо, учитывать в общении культурную принадлежность и инди- видуальные особенности собеседника, ориентироваться в ситуации общения, регулировать характер и продолжительность общения в отдельных ситуациях); самоменеджмент (организация рабочего места, оптимальное распределе- ние рабочего времени, правильное чередование труда и отдыха, использование в работе технических средств, умение работать с документами).
Исследователи выделяют следующие способы принятия управленческих реше- ний: автократический («Мы поступим так»); бюрократический («Необходимо поступить так»); технократический («Лучше поступить так»); демократический («Как нам поступить?»). Выбор руководителем того или иного способа зависит ленческих решений предполагает умение решать как стандартные, рутинные зада- чи, так и нестандартные, для чего необходима способность к выявлению и форму- лированию проблем.
Современные технологии организации управленческого труда чрезвычайно многообразны. Наиболее перспективными среди них являются гуманитарные тех- нологии. В рамках гуманитарных технологий разрабатывается множество про- блем: ориентация на эмоциональные потребности подчиненных, учет их творче- ского потенциала, создание целостной культуры образовательного учреждения (от предметно-пространственной среды до психологического климата), организация рабочего места руководителя.
3. Ценности и смыслы профессиональной деятельности. Этот блок пред- ставляет собой ядро управленческой культуры руководителя, определяющее как способы его деятельности, так и формы поведения, и соответствует аспекту субъектности. Он предполагает: наличие концепции образовательного учреждения; ценностные ориентации (общие и в сфере образования) и основанные на них суждения (правильно — ошибочно, справедливо — неэтично, гуманно — негуманно); культуру мышления (логика, критичность, прогностичность — в том чис- ле способность предвидеть возможные ошибки, самостоятельность, широта, гибкость, активность, быстрота); творчество и системность в деятельности; способность воспринимать нужды сотрудников, уважение их достоинст- ва, заботу о творческом развитии каждого члена педагогического коллектива; задача руководителя — старается сделать так, чтобы работа для педагогов и со- трудников была источником удовлетворения и воодушевленности.
Системность предполагает наличие в деятельности всех необходимых элемен- тов (цель, средства, процесс, результат), определяемых функциями управленче- ской деятельности, устойчивых связей между ними, позволяющих выстраивать все эти элементы в определенной логике, способность выделять ключевые (стратеги- ческие) проблемы и сосредоточиваться на главном, а не на срочном;
Гуманитарность можно рассматривать в качестве системообразующего принципа, который лежит в основе формирования управленческой куль- туры руководителя образовательного учреждения. Рассматриваемая как самостоятельная ценность, гуманитарность определяет методы его дея- тельности и формы взаимодействия с педагогами, сотрудниками, учащи- мися.
Важной составляющей управленческой культуры руководителя образова- тельного учреждения является осознание необходимости развития управленче- ских и педагогических способностей и стремление к самосовершенствованию. Профессиональное самосовершенствование руководителя может осуществлять- ся по нескольким направлениям, которые соответствуют компонентам управ- Конкретизируя компоненты управленческой культуры, можно выделить, на- пример, в культуре общения совершенствование навыков публичных выступ- лений, дискуссий и индивидуальных бесед (в том числе собеседований при от- боре новых сотрудников), проведения собраний и презентаций, освоение раз- личных стилей речи и ораторских приемов и многое другое. Методами совершенствования управленческой культуры могут выступать деловые игры, имитирующие ситуации профессиональной деятельности, тре- нинги общения, упражнения на отработку умений работать с текстами, рефлек- сивные упражнения, разнообразные творческие и проектные задания (в том числе научно-исследовательские проекты). С точки зрения управленческой культуры руководителя образовательного учреждения чрезвычайно актуальными являются проблемы, связанные с имид- жем. От того, насколько успешно руководитель их решает, зависит его автори- тет в коллективе, то, насколько легко (или, напротив, трудно) реализуются управленческие решения, налаживаются контакты с родителями обучающихся и с представителями социальных институтов, с которыми взаимодействует об- разовательное учреждение, и многое другое. От имиджа руководителя во мно- гом зависит и то, насколько привлекательный образ руководимого им учрежде- ния складывается у людей (в том числе у потенциальных потребителей образо- вательных услуг). Имидж (от англ. image — образ, изображение) — многозначное понятие. Оно обозначает форму жизнепроявления человека, при которой «презентуют- ся» (предъявляются другим людям) наиболее выигрышные профессиональные и личностные качества. Имидж фиксируется в сознании окружающих людей и имеет характер эмоционально окрашенного стереотипа. Он складывается из разных «слагаемых», которые можно объединить в несколько групп:
Природные качества. К ним относятся внешние характеристики, психи- ческое здоровье, психологические качества (темперамент, воля и др.), способ- ности. Следует подчеркнуть, что слагаемые этой группы, хотя и заданы челове- ку от рождения, не имеют характера «приговора»: они могут быть скорректи- рованы, развиты, усовершенствованы с помощью специальных приемов и уп- ражнений, а недостатки превращены в продолжение достоинств. Духовно-нравственные качества. Эта группа слагаемых включает в себя ценностные ориентации (для руководителя сферы образования высшей ценно- стью должен быть человек), позитивное отношение к принятым в обществе мо- ральным нормам (это проявляется в первую очередь в строгом следовании нор- мам педагогической этики и демократическим принципам в управлении обра- зовательным учреждением), педагогический такт в отношениях с учащимися и педагогами, желание и способность понимать других людей и оказывать им деятельную помощь, стремление к самосовершенствованию, следование луч- шим педагогическим традициям в профессиональной деятельности, их развитие и обогащение. По словам В. М. Шепеля, достойный имидж может быть достоя- нием только нравственных людей. Общая культура. Она предполагает широкую эрудированность, гумани- тарную образованность, следование принятым в педагогической среде нормам и формам этикета (в первую очередь речевого), знание и понимание отечест- венной и мировой художественной культуры. Профессиональная компетентность. Профессиональная компетентность руководителя в сфере образования включает как педагогическую, так и управ- ленческую компетентность, высокий уровень развития которой как раз и обо- значается термином «управленческая культура». Особенно ценны для руково- дителя сферы образования знания в области психологии и педагогики, которые позволяют избежать шаблона в создании и утверждении собственного имиджа.
Во многих случаях имидж — это результат умелой ориентации в конкретной ситуации, а потому требует от руководителя образовательного учреждения правильного выбора модели поведения.
В имиджелогии (науке о сущности и способах создания имиджа) разработа- ны следующие кр итерии выбора модели поведения: 1. Модель поведения не должна противоречить установленному в обществе правопорядку. При всем многообразии моделей поведения при их выборе сле- дует исходить из признания человека, его чести и достоинства высшей ценно- стью. 2. Модель поведения предполагает нравственную безупречность. При всей склонности людей к субъективному пониманию норм морали в любой культуре существуют общепринятые значения таких понятий, как честность, справедли- вость, порядочность. Правильное восприятие этих значений и следование им — гарантия верности выбора модели поведения и создания эффективного имиджа. 3. Критерием выбора могут служить целевые установки, которые должны быть ориентированы на гуманитарные ценности. 4. Учет конкретной ситуации, в которой руководитель действует или ока- зывается благодаря стечению обстоятельств, умение правильно оценить ее и выбрать соответствующий ей способ поведения. По словам В. М. Шепеля, не- редко личность высвечивается на фоне других, более ярких натур, т.к. удачно поступила в конкретной ситуации, т.е. «смотрелась», «слушалась», «запомина- лась». 5. Самокритичная оценка собственных возможностей использования той или иной модели поведения. Конкретный человек в силу индивидуальных осо- бенностей не в состоянии реализовать любую модель поведения, какой бы при- влекательной она ему ни казалась. Слепое копирование чужой модели поведе- ния нецелесообразно. 6. Учет полоролевых и возрастных особенностей. При создании модели по- ведения берутся за основу те качества и формы общения и поведения, проявле- ние которых люди сознательно или неосознанно ожидают от представителей определенного пола или возраста. Способы выражения индивидуальных осо- бенностей выступают в качестве важного, но все же дополнения к ним. Имидж руководителя сферы образования сложен по своему составу и вклю- чает ряд аспектов — индивидуальный, профессиональный, возрастной и по- лоролевой имидж.
При создании имиджа необходимо учитывать стереотипы восприятия обще- ственным сознанием представителей той или иной профессии. В сознании лю- дей существуют определенные представления о том, как должен одеваться ру- ководитель образовательного учреждения, какими должны быть его речь, ми- мика, жесты, как должен выглядеть его кабинет. Разумеется, не следует слепо следовать этим стереотипам, создавая своего рода «маску». Однако если имидж руководителя кардинально противоречит этим традиционным представлениям, могут возникнуть «сбои» в реализации им профессиональных функций.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 3757; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |