Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Раннехристианская философия: Августин Блаженный




Аврелий Августин Блаженный (354–430) — крупнейший средневековый философ, виднейший представитель западных "отцов церкви". Он оказал сильнейшее влияние на всю западноевропейскую жизнь средневековья. Родина Августина — город Тагаст (Северная Африка) — современный Алжир. Интерес к философии у него появился под влиянием чтения трактатов Цицерона. Августин оставил после себя богатое литературное наследство. Им написаны десятки значительных произведений: "Против академиков", "О блаженной жизни", "О бессмертии души", "Об учителе", "О свободе воли", "Исповедь", "О граде Божьем" и др.

Религиозно-философская система Августина представляет собой соединение библейского мировоззрения с теми положениями неоплатонизма, которые приемлемы для христианского вероучения. Центральный пункт философской системы Августина — Бог, поэтому она исключительно теоцентрична. Бог — высшее бытие, в нем пребывают вечные и неизменные идеи, обусловившие мировой порядок.

Бог сотворил мир из ничего по своей воле, а не в силу необходимости.

Догмат о творении переносит центр тяжести с природного на сверхприродное начало. Античные боги были родственны природе, христианский же бог стоит над природой, по ту сторону ее и потому является трансцендентным[57] богом. В труде "О граде Божьем" Августин писал: "Времен не было бы, если бы не было творения, которое изменило нечто некоторым движением… Нет никакого сомнения, что мир сотворен не во времени, но вместе с временем…"[58].

Таким образом, активное творческое начало изымалось из природы, из космоса и передавалось богу; и в средневековой философии космос уже не занимал такого места как в греческой философии, не был самодовлеющим и вечным бытием, единым целым.

Так же с Августином на место античного дуализма (разум и материя) пришел монизм, т.е. принцип, согласно которому есть только одно абсолютное начало — Бог, все остальное — вторично, его творение. Две реальности: Бог и мир, сотворенный им, — разделены абсолютно, онтологически. Бог — истинное бытие, он вечен, неизменен и является источником всего. В книге "О граде Божьем" читаем: "И если (Бог) отнимает от вещей свою, так сказать, производительную силу, то их также не будет, как не было прежде, чем они были созданы"[59].

В своих произведениях Августин много внимания уделял проблеме греха и божественного предопределения. Бог, согласно Августину, творит только добро, зло же, которым наполнен мир, всецело лежит на совести человека и повинна в этом его свободная воля. Бог сотворил Адама и Еву свободными, но они впали в грех, вкусив запретного плода и нарушив запрет Бога. Употребив свою свободную волю вопреки божественным заповедям, Адам создал пропасть между человеком и Богом. Свободная воля постоянно толкает человека на путь греха. Грех заключается в том, что человека влечет к земным благам, он впадает в самонадеянность, воображает, что может без помощи Бога жить в мире и овладевать им. Большинство людей совершают греховные поступки вследствие того, что это уже предопределено Богом, только меньшинство совершает морально безупречные деяния, но отнюдь не по своей доброй воле, а потому, что это предопределено свыше. В этом состоит понятие божественного предопределения: к добру человека направляет воля Бога, к греху человек влечется сам через свою свободную волю.

Свою доктрину Августин развивал в борьбе с пелагианством — течением, которое отстаивал монах Пелагий. Пелагий отрицал наследственность первородного греха Адама и испорченность вследствие этого всего человечества. Он полагал, что человек действительно обладает свободной волей, которая дает ему возможность пойти по пути или добра, или зла, и здесь нет божественного предопределения. Благодать Бога Пелагий видел лишь в помощи, которая оказывалась Богом человеку в соответствии с его заслугами. Все это не могли принять Августин и церковь, поскольку этим подрывались власть и авторитет церкви. Пелагианство было, в конце концов, осуждено церковью.

Августин был одним из первых, кто поставил в своем творчестве проблемы философии истории.

Для Августина все происходящее в мире определяется борьбой двух царств: царства Божьего и царства земного ("О царстве Божьем") Этим Августин переносил дуализм Бога и природы на общественное развитие. Божье царство состоит из людей избранных, на которых снизошла божественная благодать к спасению, земное царство состоит из людей, которые обречены на греховную жизнь. Однако на земле общество перемешано из праведников и грешников, т.е. царства Божье и земное соединены. Августин подвергает критике все то в обществе, что связано с земным царством. Он указывает на насильственный характер государства, которое называет "великой разбойничьей организацией". Августин противопоставляет государство и церковь. Если государство — это царство греха и основано на любви только к самому себе, то церковь основана на самоотверженной любви к Богу. Церковь - это общество Христа, и вне ее нельзя обрести спасение. Церковь — это представитель царства Божьего на земле.

Философия истории Августина при всей своей теологичности заложила основы теории общественного прогресса. История общества имеет начало и все время развивается по пути своего совершенствования. Эта история имеет смысл и предназначение — победу христианства во всемирном масштабе. В последующих концепциях социального прогресса последний стал уже связываться не с прогрессом в деле христианизации, а с прогрессом в развитии производства и наук.

Из рассуждений Августина[60]:

"Хочу познать Бога и душу. — И ничего, кроме этого? Совершенно ничего".

"Есть нечто в человеке, чего не знает и сам дух человеческий, живущий в нем".

"Мы любим жизнь не из-за самой жизни, а из-за познания".

"Я — разум".

"Не стремись к внешнему, возвратись в себя самого: истина обитает во внутреннем человеке; а если ты найдешь свою природу изменчивой, превзойди и свои пределы. Стремись туда, откуда возгорается самый свет разума".

"Уразумей, чтобы уверовать".

"Всякого человека, поскольку он человек, следует любить ради Бога, а Бога — ради Него Самого".

"Смиряясь в покаянии, душа получает свою высоту".

"Время существует только в нашей душе. Прошлое — в памяти, будущее — в ожидании… Правильнее не называть времена прошедшее, будущее, настоящее, а говорить так: «настоящее прошедшего», «настоящее настоящего», «настоящее будущего». Некие три времени эти я не увижу нигде в другом месте, кроме как в душе".

"Совершенство есть знание человека о своем несовершенстве".

"Не произносите бесповоротных суждений!"

"Смерть — зло лишь в силу того, что за ней следует".

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1200; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.