Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Краткие сведения из истории педиатрии и дошкольной гигиены




 

Педиатрия как наука сформировалась не сразу. Первые высказывания и советы о вскармливании и уходе за детьми, лечении детских болезней имеются в древних рукописях Египта, Индии, Китая, Вавилона. Начало учения о ребенке принято относить к IV в. до н. э., ко времени написания Гиппократом книги «О природе ребенка».

Особое внимание Гиппократ уделял заболеваниям новорожденных и детей грудного возраста: афтам, воспалению пупка, летним поносам, заболеваниям в период прорезывания зубов, золотухе и др., дал описание эпидемического паротита (свинки) и др.

Следом за Гиппократом о детях, уходе за ними и воспитании писали Цельс, Гален и Сократ (I и II вв.). Лечение детей в этот период осуществляли по тем же принципам, что и лечение взрослых, либо не проводились вообще.

Тысячелетиями медицинская помощь матери и ребенку находилась в основном в руках бабок-повитух, передававших свой опыт из поколения в поколение.

«Для дитя лучший врач — женщина» (старинная русская пословица). На Руси, рано перешедшей к оседлому образу жизни, семьи были многодетные, и в них заботились о детях. Нередко в народных обычаях по уходу за детьми встречалось рациональное зерно (например: обычай введения в ноздри засохшего оспенного гноя — первобытный способ предохранительной прививки; русская баня как основной проводник гигиенических навыков в народную жизнь).

На народную педиатрию в Киевской Руси повлияли византийская медицина и средневековая медицина Ирана, Армении и других стран Востока. Однако неблагоприятные климатические условия, частые неурожаи, голод, антисанитария и эпидемии приводили к огромной смертности, особенно среди детей раннего возраста.

В XVI—XVII вв. на Руси наметились неотложные экономические и политические государственные задачи, а в связи с проблемами укрепления обороны страны встали и вопросы охраны здоровья детей раннего и дошкольного возраста. Благодаря связям с европейскими странами начиная с правления Алексея Михайловича появляются переводы иностранных лечебников: «Цветник» (отрывки из сочинений виднейших медиков мира), «Аристотелевы проблемы» (свод анатомии и физиологии) и другие, содержащие сведения о детских болезнях. Однако осознания необходимости в осуществлении медицинской помощи у населения еще не наступило. Лишь в «Домострое», направлявшем общественную жизнь вплоть до Петра I, содержатся правила бытовой гигиены детей и подростков в сочетании с этикетом.

Важным государственным делом стало призрение подкинутых в больных детей в приютах, учет рождаемости и смертности, охрана здоровья подростков и учащихся, в первую очередь молодых дворян, для которых в 1717 г. было выпущено руководство Петра I но санитарно-культурным навыкам под названием «Юности честное зерцало».

Так постепенно зрела государственная мысль об «устроении врачевания», и в 1727 г. Петром I был издан указ «О строении в Москве госпиталей для помещения незаконнорожденных младенцев но даче им них кормилицам денежного жалованья». М. В.Ломоносов в своем письме «О размножении и сохранении Российского народа» указывает на необходимость создания народных богаделен для незаконнорожденных и издания наставлений по излечению детских болезней. Благодаря М. В.Ломоносову борьбу с высокой детской смертностью стали рассматривать как важную государственную задачу.

В 1763 г. в Москве и в 1771 г. в Петербурге были открыты первые воспитательные дома благодаря настойчивости и энергии И. И. Бецкого, который поставил задачу «создания новой породы людей в России — сословия свободных людей, различных мастеров, художников и ученых». В его трудах нашли отражение вопросы питания, гигиены одежды, ухода, двигательной культуры детей, гигиены восприятия, культуры чувств.

Начало становления педиатрии как самостоятельной научной дисциплины происходит в рамках других близкородственных медицинских специальностей: терапии и прежде всего акушерства. Первыми стали читать лекции о детских болезнях профессора Московского университета С. Г. Зыбелин и Г. И. Сокольский, которые широко пропагандировали грудное вскармливание, введение своевременного и правильного прикорма, чистый воздух и свободное, естественное воспитание как основы физического и нравственного здоровья малыша, были сторонниками самоисцеляющей силы организма. Из акушеров большой вклад в развитие педиатрии и формирование ее как самостоятельной дисциплины внесли Н.М.Максимович-Амбодик, С.Ф.Хотовицкий и Н.А.Тольский. В лекциях и книге Н. М. Максимовича-Амбодика «Искусство повивания, или наука о бабичьем деле» большое внимание уделено воспитанию и лечению детей, уходу и питанию детей раннего возраста. В его трудах представлена классификация детских заболеваний, вызванных неправильным питанием, высказано много полезных советов о гигиене ребенка.

В 1834 г. в Петербурге была открыта первая в России (третья в мире) детская больница на 50 коек (в настоящее время это детская больница имени Н. Ф. Филатова). С 1842 г. в Москве начинает функционировать вторая детская больница, ей также присвоено имя Н. Ф. Филатова.

В медицинских учебных заведениях Петербурга (с 1836 г. С. Ф. Хотовицкий) и Москвы (с 1847 г. — Н.А.Толъский) организуется специальный курс педиатрии. Несколько позже создаются кафедры гигиены: в 1871 г. в Петербурге (зав. — А. П.доброславин) ин 1884 г. в Москве (зав. — Ф. Ф. Эрисман).

В изданных в то время руководствах по педиатрии подчеркивалось существенное значение в детской патологии вопросов диететики, ухода за ребенком, общегигиенического режима. В работах гигиенических кафедр большое внимание уделялось санитарному благоустройству школьных помещений и участков, физическому воспитанию детей и подростков.

В Медико-хирургической академии в 1870 г. была создана первая самостоятельная кафедра детских болезней. Этот год считается годом отделения педиатрии как самостоятельной науки и началом нового периода в ее развитии: быстрое распространение земской медицины, открытие детских консультаций, молочных кухонь и яслей.

В конце ХIХ — начале ХХ в. отечественная педиатрия достигает особенно высокого уровня, чему в значительной мере способствует плодотворная деятельность таких ученых-педиатров, как Н. Ф. Филатов и Н. П. Гундобин. Они изучили и описали большое количество детских болезней, издали ряд учебников, учебных пособий и трудов.

Н. Ф. Филатов по праву считается одним из выдающихся русских педиатров. Его по праву называют основоположником русской клинической педиатрии. Н. Ф. Филатов создал школу отечественных педиатров и внес ценный вклад в науку. В 1885 г. он описал новую, неизвестную до него болезнь и назвал ее скарлатинозной краснухой, а также еще одно заболевание — железистую лихорадку, которая в настоящее время называется инфекционным мононуклеозом (болезнь Филатова). Н. Ф. Филатов впервые обнаружил и описал ранний симптом кори — отрубевидное шелушение эпителия на слизистых оболочках губ и щек (пятна Филатона), о котором спустя 2 года писал американский врач Коплик. Ценнейшим вкладом в педиатрию явились такие труды Н. Ф. Филатова, как «Клинические лекции», «Семиотика и диагностика детских болезней», «Лекции об острых инфекционных болезнях у детей», «Краткий учебник детских болезней». Эти работы приобрели всемирную известность.

Работа Н. П. Гундобина «Особенности детского возраста», в которой представлена возрастная периодизация, не потеряла своего научного значения и в наше время. Однако профилактические детские учреждения, детские ясли и сады, создаваемые, как правило, на благотворительные средства, были единичными; медленно росла сеть детских больниц и поликлиник, условия жизни и обучения детей малоимущего населения продолжали оставаться очень тяжелыми.

В конце ХIХ и начале ХХ в. подготовка врачей в России проводилась в 17 высших учебных заведениях, которые выпускали более 1500 специалистов. Было открыто около 30 детских больниц, организовано Всероссийское попечительство по охране материнства и младенчества. Однако уровень детской смертности оставался высоким. Так, в 1913 г. среди детей до года умирали 273 ребенка на 1000 родившихся, а 43 % не доживали до 5 лет.

После 1917 г. в круг задач, поставленных перед вновь созданными детскими учреждениями (дома матери и ребенка, детские консультации, ясли), входили сохранение жизни детей, спасение их от голода и инфекций. При проведении этой работы были достигнуты значительные успехи. Благодаря иммунизации детей раннего и дошкольного возраста удалось снизить показатели заболеваемости и детской смертности от туберкулеза, дифтерии, кори, коклюша, полиомиелита, столбняка и др.

Создание единой системы охраны материнства и детства привело к повышению уровня медицинского обслуживания детского населения за счет расширения государственного строительства новых детских поликлиник, клинических учреждений, яслей, садов по типовым проектам.

Большой вклад в развитие отечественной педиатрии внесли такие ученые, как А.А. Кисель, М. С. Маслов, В. И. Молчанов, Г. Н. Сперанский, А. Ф.Тур, Ю. Ф. Домбровская и ряд других выдающихся деятелей с мировым именем.

А.А.Кисель (1859—1938) — один из корифеев отечественной педиатрии, труды которого по изучению туберкулеза, ревматизма, полиартрита не потеряли своей актуальности и в наши дни. Во многом благодаря его усилиям была создана сеть детских специализированных санаториев.

В.И.Молчанов (1868—1959), ученик Н.Ф.Филатова, изучал заболевания верхних дыхательных путей, нарушения роста и развития детей, клинические проявления и лечение токсической дифтерии, скарлатины, патологии сердечно-сосудистой системы.

М. С. Маслов ( 1885— 1962) и созданная им школа занимались решением проблем, связанных с диагностикой, лечением заболеваний желудочно-кишечного тракта, аномалий конституции, особенностями их течения.

Г. Н. Сперанский (1873— 1969) — основоположник организации охраны материнства и детства в послереволюционные годы. В 1931 г. он организовал и возглавил кафедру детских болезней Центрального института усовершенствования врачей (ЦИУ). На кафедре был создан отдел физиологии развития и воспитания детей, который возглавила Н. М.Аксарина. В отделе впервые стали разрабатываться научные основы организации профилактической работы с детьми раннего возраста на базе детских поликлиник и дошкольных учреждений, изучались связь оздоровительной и воспитательной работы, условия развития и состояния здоровья маленького ребенка. Представители его школы в настоящее время вносят большой вклад в развитие отечественной педиатрии.

Ю. Ф.Домбровская (1891— 1976) продолжила развитие идей своего учителя В. И. Молчанова. Ее перу принадлежит около 200 научных работ, посвященных изучению респираторных заболеваний у детей раннего дошкольного возраста, роли витаминов в жизнедеятельности здорового и больного ребенка.

Большой вклад в отечественную педиатрию внесли такие ученые, как М.Я. Студеникин, В.А. Адо, Н. И. Нисевич, С.Д.Носов, В. А. Таболин, Ю. Ф. Исаков, Н. А. Коровина, В. К. Таточенко, В. Н. Тимченко, В. Ф. Учайкин, Г. Н. Сердюковская, А. А. Баранов, Н. Н. Ваганов, Л. О. Бадалян, В. А. Доскин, Н. А. Тюрин, Ю. Е. Вельтищев, И. И. Балаболкин, М. И. Баканов, Р. В. Тонкова-Ямпольская.

Современная отечественная педиатрическая наука разрабатывает важные проблемы: физиология и патология различных возрастных периодов детства, рациональное вскармливание и питание детей, специфическая профилактика детских инфекций, научная основа диспансеризации и т. д. Созданы новые отрасли педиатрии: детская отоларингология, детская офтальмология, детская психиатрия, детская невропатология, детская хирургия, детская рентгенология, детская гинекология и т. д.

 

Контрольные вопросы

1. Какова роль педиатрии и дошкольной гигиены в организации и проведении воспитания и обучения детей в дошкольных учреждениях?

2. Какие вопросы изучают педиатрия и дошкольная гигиена?

3. В чем заключается связь дошкольной гигиены с дошкольной педагогикой и другими науками?

4. Каковы основные этапы в развитии педиатрии и гигиены в России?

5. Назовите двух-трех выдающихся отечественных педиатров. В чем состоит значение их трудов?

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 3893; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.