Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Позитивный отечественный и зарубежный опыт воспитания сотрудников милиции (полиции) и пути его использования в работе с личным составом органов внутренних дел




 

В приказе МВД России от 1 февраля 2007 г. № 120 «О комплексном реформировании системы воспитательной работы в органах внутренних дел» подчеркивается: «Персональную ответственность за организацию, состояние и результативность воспитательной работы возложить на начальников органов, подразделений, учреждений системы МВД России…». Это является объективным отражением важности педагогической функции в управленческой деятельности руководителя. Необходимыми составляющими этой функции являются:

· анализ педагогической обстановки в подразделении, на основании чего формулируются актуальные задачи воспитательной работы с личным составом и определяются перспективные направления решения этих задач;

· экспертная оценка состояния и эффективности проводимой воспитательной работы как в целом, так и по ее отдельным направлениям;

· педагогическое управление процессом воспитательной работы.

Эти составляющие определяют содержание деятельности руководителя в сфере использования позитивного отечественного и зарубежного опыта воспитательной работы. Здесь опыт для него выступает в своем двуединстве: как объект анализа и оценки возможностей использования данного опыта, и как определенный алгоритм деятельности, практически реализуемый в воспитательной работе. Соответственно, в компетенцию руководителя входит:

─ определение круга воспитательных задач, для решения которых возможно или необходимо использовать позитивный отечественный или зарубежный опыт;

─ анализ возможностей использования того или иного опыта для решения воспитательных задач в работе с личным составом;

─ определение основных условий, путей и педагогической стратегии использования позитивного опыта в воспитательной работе с личным составом;

─ определение субъектов (подразделений, отдельных лиц), обеспечивающих реализацию данного опыта в воспитательной работе с личным составом;

─ экспертная оценка хода и результатов использования позитивного опыта.

Названные направления деятельности руководителя равно актуальны и в том случае, когда позитивный опыт предполагается к внедрению по инициативе самого руководителя, и тогда, когда определенный опыт рекомендован вышестоящим руководством. Условия, пути и стратегию реализации рекомендованного опыта определяет сам руководитель с учетом специфики деятельности своего подразделения, оперативной обстановки, особенностей региона. Поэтому для руководителя в первую очередь актуальным является овладение определенной логикой, алгоритмом анализа и реализации позитивного опыта воспитательной работы, как отечественного, так и зарубежного.

Это тем более важно, что сам опыт воспитательной работы — явление динамичное, меняющееся, развивающееся, как динамично меняется сама практика правоохранительной деятельности и условия, в которых она осуществляется. Трудно раз и навсегда порекомендовать тот или иной позитивный опыт, тем более что ни один опыт воспитательной работы с сотрудниками милиции (полиции) не универсален и не может решить всех имеющихся воспитательных задач. Исходя из этого правомерна постановка, по крайней мере, трех вопросов:

Что можно рассматривать как позитивный отечественный или зарубежный опыт?

В чем особенности анализа и реализации отечественного позитивного опыта в воспитательной работе с личным составом?

Какова специфика анализа и использования позитивного зарубежного опыта в воспитательной работе с личным составом органов, подразделений, учреждений системы МВД России?

Ответом на первый вопрос может послужить опыт обучения полицейской этике в странах Европы.

Цели обучения полицейской этике в третьем тысячелетии тесно связаны с изменением целей и особенностей деятельности полицейских организаций в условиях их интеграции и решении общих задач по борьбе с мировой преступностью, в условиях применения новых коммуникативных технологий и стирания границ между странами во всех областях жизни. Изменение подхода к полицейской деятельности в современной Европе, ориентация ее не на подавление, запрещение и карательные санкции, а на служение гражданам, требует от каждого сотрудника полиции и, в первую очередь от руководящих кадров полиции, изменения отношения к полицейской этике и ее внедрению в практику профессиональной подготовки офицеров полиции.

В ряде стран, особенно это касается стран Восточной Европы, данная педагогическая проблема связана с коренной реорганизацией полицейских служб, изменением их функций. Полиция превращается из государственной структуры, направленной строго на противодействие нарушению законов, в организацию, служащую населению в широком смысле, постоянно контактирующую с ним. Поэтому офицеры полиции нуждаются в глубоких этических знаниях и овладении прочными навыками этического поведения.

В полицейских вузах Европы этика в настоящее время рассматривается на основе системного подхода, то есть во взаимосвязи с остальными компонентами деятельности полицейской организации, включающей в себя и профессиональную подготовку кадров. Руководство высших учебных заведений полиции Европы полностью осознает важность преподавания полицейской этики офицерам полиции и, следовательно, делает все возможное для того, чтобы организовать этот процесс наилучшим образом. Руководители и преподаватели полицейских вузов Европы, в основе своей, придерживаются концепции постоянного и непрерывного обучения этике в процессе профессионального обучения сотрудников полиции на всех этапах их обучения и профессиональной карьеры.

Полицейская этика в европейских полицейских вузах включена в большинство курсов на всех этапах обучения: начальном, пролонгированном и в специализированном обучении. Полицейская этика преподается на всех ступенях профессиональной подготовки полицейских: начальная подготовка, дальнейшее обучение и обучение руководства и управления полицией. Она входит в программу обучения как отдельный предмет.

В больший стран имеется план действий по общенациональному внедрению норм полицейской этики в деятельность правоохранительных органов. В настоящее время обучение этике офицеров полиции в Австрии, Бельгии, Греции, Венгрии, Норвегии, Испании, Португалии, Швеции, Финляндии, Великобритании и России представляет собой непрерывный процесс и начинается с начального этапа профессиональной подготовки, на продвинутых этапах вводятся специализированные курсы для старших офицеров полиции, на которых предоставляются знания по особенностям преподавания полицейской этики.

В Европе организация обучения полицейской этике в целом не носит признаков сколько-нибудь заметной стандартизации, и в каждой стране и в каждом отдельном учебном заведении осуществляется по-разному. В рамках единой Европы отсутствует единая педагогическая модель обучения полицейской этике.

Среди полицейских вузов можно выделить те, в которых обучение этике выделяется в отдельный предмет в программе обучения и проводится отдельно от других предметов профессиональной подготовки, причем количество учебных часов, отведенных на преподавание данного предмета значительно различается в разных учебных заведениях полицейского образования. Этическое образование в высших учебных заведениях полиции осуществляется путем получения полицейскими знаний, как по «общей этике», так и по «полицейской этике», причем соотношение между этими двумя областями обучения различное в разных странах.

Во многих европейских высших учебных заведениях полиции принят подход, который интегрирует этические принципы и методики профессионального обучения сотрудников полиции в единый процесс. Это в основном касается тех стран, в которых нет отдельного предмета, посвященного полицейской этике (Австрия, Бельгия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Хорватия, Великобритания, Словакия и др.), но в педагогическом процессе при профессиональной подготовке офицеров полиции все предметы наполнены этическим содержанием. Преподавание этики происходит в процессе преподавания других предметов профессиональной подготовки, что соответствует принципу целостности педагогического процесса, включающего в себя воспитание, обучение и развитие субъектов этого процесса.

Организационная структура обучения полицейской этике в европейских полицейских академиях и колледжах, как кажется на первый взгляд, складывается стихийно, в зависимости от ряда факторов, которые влияют на организацию обучения этике и обусловливают то обстоятельство, какая именно организационная модель будет выбрана. Отсутствие отдельного предмета полицейской этики в программе полицейского вуза не всегда может свидетельствовать о том, что в академии или колледже полиции для введения такого предмета в программу недостаточно педагогических ресурсов (материальных, финансовых, кадровых и др.), например, наличия квалифицированных преподавателей, финансирования процесса обучения и т.д. Эта модель зависит не от ряда неуправляемых факторов, а от сознательного выбора педагогической концепции обучения этике руководителей вузов, считающих, что именно тем или иным способом можно будет достигнуть наилучшего результата в обучении.

Среди особенностей современного этапа профессионального воспитания руководящих кадров полиции Европы можно отметить следующие:

─ в содержании обучения полицейской этике особое внимание сейчас уделяется правам человека и сотрудничеству с рядом правозащитных организаций как европейских, так и международных;

─ в ряде полицейских академий и колледжей, например, в Чешской Республике, обучение полицейской этике проходит в рамках обучения менеджменту, что обусловливает специфику преподавания данной дисциплины в контексте управленческих знаний и навыков;

─ в преподавании этики стал важным такой компонент обучения как учет работы полиции в мультиэтническом обществе. Национальный состав Европы стремительно меняется, и реальностью нынешнего дня становятся молодежные антиглобалистские и этнические движения. Полиции приходится работать в новых условиях мультиэтнического общества и протестных движений молодежи (например, в таких странах как Франция, Дания);

─ в настоящее время в связи с широким распространением компьютерных технологий и Интернета появилась возможность осуществлять дистанционное обучение офицеров полиции и, в частности, дистанционно обучать их полицейской этике (Испания, Италия, Норвегия, Швеция, Финляндия).

Свидетельством усиления интеграционных процессов, как в области полицейской деятельности, так и в вопросах полицейского образования в Европе, а также плодотворного международного сотрудничестве европейских полицейских организаций явилось принятие в 2001 году после многолетнего широкого обсуждения в Европе и использовании его качестве общего нормативно-ориентирующего документа для полицейских Европы Европейского кодекса полицейской этики (ЕКПЭ). За его внедрением в практику правоохранительных органов и его соблюдением следит Совет Европы, создавший для этой цели специальную комиссию.

На основе Европейского кодекса полицейской этики свои кодексы офицера полиции были выработаны в странах, не имеющих ранее подобных документов. Форсирование работы в этой области и быстрая выработка своих кодексов полицейского в ряде стран также свидетельствует об интеграционных процессах в области решения проблемы внедрения полицейской этики в деятельность полиции и в профессиональное обучение сотрудников полиции на всех этапах обучения.

Большинство принципов ЕКПЭ нашли отражение и в национальных кодексах:

─ уважение права на жизнь;

─ уважение фундаментальных прав и свобод личности;

─ разделения властей в системе наказаний;

─ презумпции невиновности;

─ беспристрастности, прозрачности, честности, вежливости, справедливости, ответственности, благоразумия, подчинения закону;

─ равенства перед законом, объективности, необходимости и взвешенности, неподкупности и уважения к обществу.

Европейский кодекс полицейской этики и кодексы полицейского в большинстве стран были переведены практически на все языки народов Европы и внедрены в обучение полицейской этике, составляя его нормативно-ориентирующую основу. Они были распространены среди офицеров полиции и курсантов, вывешены в отделениях полиции, в некоторых странах выданы каждому офицеру полиции в виде постеров, таблиц, брошюр. Доступ к кодексам полицейского обеспечивается на сайтах Интернета и интранета (специальной полицейской сети) каждой отдельной страны. При обучении полицейской этике в полицейских академиях и колледжах Европы, кроме полицейских кодексов, используется также текстовый материал пособий по полицейской этике, созданных как учеными-философами, так и преподавателями полицейской этики, имеющими опыт работы в полиции.

Следует помнить, что хотя Европейский кодекс полицейской этики является крайне важным документом для воспитания нравственности в полицейской среде, однако принятие этого Кодекса само по себе не означает, что проблема нравственного воспитания сотрудников полиции уже решена. Требуются педагогические средства и методы внедрения полицейской деонтологии — науки о должном профессиональном поведении — в практику полицейского образования. Поскольку обучение полицейской этике должно представлять собой непрерывный процесс, то оно должно охватить и дальнейшее использование данного Кодекса в полицейской практике, а также постоянный контроль за соблюдением Кодекса.

Введение и распространение Европейского кодекса полицейской этики явилось началом работы по стандартизации высокоэтичной деятельности полиции, а также стандартизации педагогической деятельности полицейских академий и колледжей в области обучения курсантов полицейской этике на общеевропейском уровне. Важность данного Кодекса обусловлена как сходными условиями работы полиции в Европе XXI века, так и едиными требованиями к работе полиции на европейском пространстве.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2870; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.