Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правила и порядок выбора методов воспитания




Понятие о методах воспитания и их классификация

Методы воспитания являются важным инструментом в решении воспитательных задач. С их помощью непосредственно реализуются цели, задачи и содержание воспитания. Сложность воспитательной работы требует применения самых разнообразных методов педагогического воздействия на личный состав.

В самом общем значении понятие «метод» означает способ достижения определенной цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций какого-либо действия. Когда идет речь о раскрытии этого понятия в педагогическом плане, то под методами воспитания понимают совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий[186].

Основу методов воспитания составляют средства и приемы, которые связаны между собой и в практике воспитания применяются в единстве.

Средства воспитания — это все то, с помощью чего воспитатели воздействуют на воспитанников. К средствам воспитания относятся, с одной стороны, различные виды деятельности, а с другой, совокупность того, что используется руководителем для воспитательного воздействия на подчиненных (слово, факты, примеры, документы, плакаты, фотографии, видеоматериалы и т.д.).

Приемы воспитания — это частные (соответствующие конкретной педагогической ситуации) способы использования воспитателем средств (показ положительных примеров, иллюстрация фактов, демонстрация перспектив,сравнение и сопоставление результатов, создание поучительной обстановки идр.).

Каждому методу присуща система приемов, при этом отдельные приемы могут входить составной частью в разные методы, а в определенных ситуациях приобретать самостоятельное значение. Так, взыскание относится к методу принуждения, однако в определенных условиях оно может выступать и как убеждение на собственном опыте. В то же время в любом наказании при его правильном, грамотном применении присутствуют элементы убеждения.

Каждый метод может включать в себя целую группу приемов. Например: метод убеждения — объяснение, изложение, разъяснение, поучение, наставление, пример, иронию, шутку; метод упражнения — показ, инструктаж, требование, объяснение, личный пример; метод поощрения — одобрение, похвалу, доверие, показ перспектив; метод принуждения — осуждение, порицание, предупреждение, наказание и т.д.

Знание и использование нескольких средств и приемов вовсе не означают владения комплексной методикой. Совокупность средств и приемов приобретает воспитательный смысл лишь тогда, когда они применяются в определенной системе, когда им придаются соответствующая педагогическая целеустремленность и упорядоченность.

В системе методов воспитания не следует рассматривать каждый конкретный метод как универсальный отдельно от других. Ни один метод воспитания, взятый изолированно, не может решить всех задач воспитания. Всякая универсализация этих методов неизбежно ведет к шаблону в воспитательной работе. А. С. Макаренко писал: «Никакое средство педагогическое, даже общепринятое, каким обычно у нас является и внушение, и объяснение, и беседа, и общественное воздействие, не может быть признано всегда абсолютно полезным. Самое хорошее средство в некоторых случаях обязательно будет самым плохим. Никакое средство нельзя рассматривать с точки зрения полезности или вредности, взятое уединенно от всей системы средств. И, наконец, никакая система средств не может быть рекомендована как система постоянная»[187]. Известный русский прогрессивный педагог Н. Ф. Бунаков так оценивал важность умелого использования средств педагогического воздействия с учетом индивидуальных особенностей человека: «Это все равно, что уход садовника за растениями. Для всех цветов и деревьев необходима поливка одной и той же водою, для всех необходим свет одного и того же солнца, но одно растение требует обильной, другое умеренной, третье совсем незначительной поливки; одному полезно стоять на солнечной стороне, другому нужна тень и т. п.»[188].

Методы воспитания взаимно дополняют друг друга, и никогда какой-то метод не действует изолированно, формируя определенную черту личности

В педагогике на сегодняшний день существует множество классификаций методов воспитания. Классификация методов — это выстроенная по определенному признаку их система. Классификация помогает обнаружить в методах общее и специфическое, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует их осознанному выбору, наиболее эффективному применению. Опираясь на классификацию, руководитель-воспитатель не только ясно представляет себе систему методов, но и лучше понимает назначение, характерные признаки различных методов и модификаций.

Можно условно выделить группы методов прямого и косвенного педагогического влияния.

Методы прямого педагогического влияния предполагают немедленную или отсроченную реакцию сотрудника и его соответствующие действия, направленные на самовоспитание.

Методы косвенного педагогического влияния предполагают создание ситуации, организацию деятельности, в которые включается сотрудник органа внутренних дел, при этом формируется соответствующая установка на самосовершенствование, на выработку определенной позиции в системе его отношений с руководителем и коллегами.

По характеру воздействия на воспитанника методы воспитания делят на убеждение, упражнение, поощрение и наказание (Н. И. Болдырев, Н. К. Гончаров, Ф. Ф. Королев и другие). В данном случае общий признак включает направленность, применимость, особенность и некоторые другие стороны метода. От этой классификации отличается система методов, предложенная Н. С. Кравчуном. В своей основе она состоит из вышеназванных и дополнена такими методами, как соревнование, критика и самокритика[189]. Вышеназванные авторы классифицируют методы воспитания однорядно, линейно. Иная классификация методов воспитания представлена в исследовании Н. И. Киряшова. Она включает в себя несколько групп: 1) группа методов, непосредственно побуждающая к проявлению активной жизненной позиции; 2) методы овладения обобщенным социальным опытом; 3) группа методов накопления личного опыта социально-ценной деятельности; 4) оценочно-стимулирующие и корректирующие методы[190]. Основанием для такого деления избраны этапы комплексного решения воспитательных задач. К этой классификации тесно примыкает другая система общих методов воспитания, которая трактует характер методов более обобщенно (Т. А. Ильина, И. Т. Огородников). Она включает методы убеждения, организации деятельности, стимулирования поведения школьников. В классификации И. С. Марьенко названы такие группы методов воспитания, как объяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуативные, методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, руководства, самовоспитания.

В настоящее время наиболее распространенной является классификация И. Г. Щукиной на основе характеристики, включающей в единстве целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания. Она выделяет три группы методов: методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример); методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, поручение, воспитывающие ситуации); методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание).

Воспитание — представляет собой сложный, многогранный, диалектически развивающийся процесс. Поэтому для классификации методов воспитания можно взять совокупность различных сторон этого процесса и, прежде всего, его основные функции, такие, как: формирующе-развивающую, мобилизующую, профилактическую, перевоспитания и побуждающую к самовоспитанию. Классификация методов воспитания по этому основанию позволит руководителю при реализации той или иной функции использовать всю совокупность методов воспитания. Разумеется, на каком-то этапе воспитательного процесса тот или иной метод может использоваться в более или менее изолированном виде. Однако без соответствующего подкрепления другими методами, без взаимодействия с ними он утрачивает свое назначение, замедляет достижение воспитательной цели. Такой подход позволяет полнее учесть исторический опыт, охватить все сферы деятельности должностных лиц в воспитательной работе и быстрее реагировать на все изменения в теории и практике воспитания.

 

 

Методы воспитания применяются в постоянно изменяющихся условиях конкретной педагогической ситуации, которая определяется общественными потребностями и объективными требованиями воспитательного процесса. Всесторонняя подготовка сотрудников органов внутренних дел, выработка у них высоких профессиональных, нравственных, психологических и других качеств требуют использования таких методов воздействия, которые бы отвечали характеру общественных отношений в обществе, отражали специфику всех факторов деятельности, влияющих на воспитание. Большое значение в выборе необходимых методов воспитания имеет правильная оценка сложившейся педагогической ситуации, учет целей и задач всей воспитательной работы, позиция воспитателя по отношению к воспитуемому и ряд других обстоятельств, которые можно представить следующей схемой (см. рис. 5).

Нет методов хороших и плохих, ни один путь воспитания не может быть заранее объявлен эффективным или неэффективным без учета тех условий, в которых он применяется.

Выбор методов жестко детерминирован, ибо он глубоко причинно обусловлен. Чем глубже воспитатель понимает причины, по которым он использует те или иные методы, чем лучше знает специфику самих методов и условия их применения, тем правильнее он намечает пути воспитания, выбирает наиболее эффективные методы.

На практике всегда стоит задача не просто применить один из методов, а выбрать наилучший — оптимальный. Выбор метода — это всегда поиск оптимального пути воспитания. Процесс логического перебора методов воспитания и определение оптимальных затруднен из-за многих причин. Среди основных причин можно выделить следующие:

а) нечеткость множества методов. В настоящее время методы воспитания строго не зафиксированы, однозначно не описаны;

б) множественность условий применения методов;

в) единственный надежный критерий оптимизации — время, но этот критерий применяется редко. Ценить время мы еще не научились. Итак, примерная система методов, спроектированная на размытое множество условий с применением аморфных критериев, не может обеспечить высокую логическую надежность выбора.

 

Цель воспитания
Ведущий тип деятельности
Уровень воспитанности и мотивации поведения
Воспитательная задача и условия ее решения
Возрастные особенности
Воспитательная задача и условия ее решения
Индивидуальные особенности
ВЫБОР МЕТОДА ВОСПИТАНИЯ
Содержание и закономерности воспитания

 


Рис. 5. Обстоятельства, влияющие на выбор метода воспитания.

 

Что же остается? Испытанный веками опытный путь решения проблем, основанный на педагогическом чутье, интуиции, глубоком знании особенностей методов и причин, вызывающих определенные последствия. Тот воспитатель, который лучше учел конкретные условия, использовал адекватное им педагогическое действие и предвидел его последствия, всегда достигнет более высоких результатов воспитания. Выбор методов воспитания — высокое искусство. Искусство, опирающееся на науку.

Исходя из вышесказанного при выборе методов воспитания, в первую очередь, должно быть учтено следующее:

1. Цели и задачи воспитания. Цель не только оправдывает методы, но и определяет их. Какова цель, такими должны быть и методы ее достижения.

2. Содержание воспитания. Надо иметь в виду, что одни и те же задачи могут быть наполнены различным смыслом. Очень важно, поэтому правильно увязать методы не с содержанием вообще, а с конкретным смыслом. Поскольку содержательная характеристика методов очень важна, она также учитывается при их классификации.

3. Возрастные особенности сотрудников. Одни и те же задачи решаются различными методами в зависимости от возраста сотрудников. Возраст, как уже отмечалось, это не просто число прожитых лет. За ним приобретенный социаль­ный опыт, уровень развития психологических и нравственных качеств. Формировать, скажем, чувство ответственности нужно и в среднем, и в старшем возрасте, но методы воспитания должны меняться.

4. Уровень сформированности коллектива. По мере развития коллективных форм самоуправления, методы педагогического воздействия не остаются неизменными: гибкость управления, как нам уже известно, необходимое условие успешного сотрудничества руководителя с подчиненными.

5. Индивидуальные и личностные особенности сотрудников. Общие методы, общие программы лишь канва воспитательного взаимодействия. Необходима их индивидуальная и личностная корректировка.

6. Условия воспитания. К ним кроме материальных, психофизиологических, санитарно-гигиенических — относятся и отношения, складывающиеся в коллективе: климат в коллективе, стиль педагогического руководства и др. Абстрактных условий, как известно, не бывает, они всегда конкретны. Их сочетание порождает конкретные обстоятельства. Обстоятельства, в которых совершается воспитание, получили название педагогических ситуаций.

7. Средства воспитания. Методы воспитания становятся средствами, когда выступают компонентами воспитательного процесса.

8. Уровень педагогической квалификации. Воспитатель выбирает только те методы, с которыми он знаком, которыми владеет.

9. Время воспитания. Когда времени мало, а цели большие -применяются «сильнодействующие» методы; в благоприятных условиях используются «щадящие» методы воспитания. Деление методов на сильнодействующие и щадящие условно: первые связаны с наказаниями и принуждениями, вторые — это убеждение и постепенное приучение. Сильнодействующие методы используются обычно при перевоспитании, когда за возможно более короткое время требуется искоренить нега­тивные стереотипы поведения.

10. Ожидаемые последствия. Выбирая метод (методы), воспитатель должен быть уверен в успехе. Для этого необходимо предвидеть, к каким результатам приведет применение метода.

Следовательно, к определению совокупности методов и каждого метода в отдельности нельзя подходить односторонне. Нужно брать во взаимосвязи все элементы, составляющие структуру и содержание воспитательного процесса. Такой подход обеспечивает всестороннюю обоснованность выбора и оптимального сочетания методов соответственно конкретной ситуации и поставленной цели. Способность воспитателя выбрать в данной обстановке наиболее эффективный метод, применить его творчески — яркое проявление педагогического мастерства руководителя.

Из изложенного следует, что совершенствование методов воспитания, главным образом, осуществляется по следующим направлениям: оптимизация самой системы методов воспитания; более эффективное сочетание различных методов воспитания; обогащение методов воспитания новыми приемами и средствами; выбор и эффективное использование методов воспитания.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2965; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.