Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управление процессом усвоения. Проектирование образовательного пространства




Проектирование образовательного пространства. Основные понятия, описывающие педагогический процесс.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

 

В среде преподавателей непедагогических (в том числе меди­цинских) вузов сложилось весьма скептическое отношение к тради­ционной педагогический науке. Следует признать, что ориентиро­ванность традиционной педагогики на общеобразовательную шко­лу и знаниевую парадигму, несмотря на многовековую традицию, делает ее непригодной для адаптации к проблемам высшей школы.

Выделение педагогики и психологии высшей школы в конце 60-х годов в самостоятельную отрасль научного знания совпало с глобальным переосмыслением целей и задач высшего медицинско­го образования, построением в начале 80-х годов моделей специа­листов - выпускников по основным врачебным специальностям и началом системной перестройки методической работы на основе операционально-деятельностного подхода. С конца 80-х годов выс­шее медицинское образование органично и адекватно обратилось к приоритетам гуманитарной парадигмы, т.к. по сути своей они ему присущи изначально.

Практическая направленность данной книги позволяет авторам не углубляться в суть споров о предмете педагогики высшей шко­лы, а лишь присоединиться к тем авторам, которые видят этот предмет в образовательном процессе как процессе создания психо­лого-педагогических условий развития личности, подготовки ее к профессиональной деятельности. В таком контексте становится очевидной задача для всех преподавателей уметь анализировать, проектировать, организовывать образовательное пространство как педагогическую реальность.

В таком случае педагогика и психология высшей школы позво­ляют научно обосновывать требования к специалисту-медику через описание конечных и промежуточных целей обучения, к организации педагогического процесса, пониманию его закономерностей, принципов, умению разрабатывать учебные программы, проекти­ровать и анализировать образовательное пространство. Это, в свою очередь, должно привести к качественным изменениям в подготов­ке будущих российских врачей, перевести ее с уровня информиро­вания о деятельности на уровень управления ее формированием, развитием и профессиональным становлением студентов.

Продуктивная педагогическая деятельность врача-педагога становится возможной тогда, когда он обнаруживает понимание теоретических основ профессии.

Педагогика является не фундаментальной, а прикладной нау­кой. В ее задачи входит использование фундаментальных знаний психологии, общественных наук применительно к решению про­блем воспитания, обучения, развития человека. Теоретической ос­новой педагогики, ее научным контекстом является психологиче­ское знание.

Проблема практики обучения и воспитания обнаруживает слитность педагогического и психологического знания. И профес­сионал для ее решения опирается на научное психологическое зна­ние, а не ограничивается самоочевидными истинами, рассуждения­ми, основанными на логике здравого смысла. Однако существует специфика психологического и педагогического взглядов на чело­века и его воспитание. Психология изучает человека реального, ка­ков он есть, а педагогика раскрывает, каким может стать человек в процессе воспитания и как этого добиться.

Все эти замечания были необходимы для того, чтобы предло­жить систему понятий, описывающих педагогический процесс, по­могающих его осмыслению и теоретическому обоснованию.

Педагогический процесс можно представить целостно - как триединство воспитания, обучения и развития, взаимосвязь потреб­ностей, норм и способов деятельности, а также ее целей, содержа­ния и методов (схема 4).

 

ОБУЧЕНИЕ

Нормы деятельности

Содержание деятельности

 

↓ ↓

 

ВОСПИТАНИЕ РАЗВИТИЕ

Потребности Способности

Цели деятельности Методы деятельности




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 339; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.