КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Комплексный подход к формированию коммерческой информации о рынке 3 страница
Рис. 2.2. Направления неправомерного овладения коммерческой тайной организации
Рис. 2.3. Способы несанкционированного доступа к коммерческой тайне Способами разглашения коммерческой тайны могут быть: • сообщение, передача, предоставление ее лицам, не имеющим к ней доступа; • переписка; • публикации (открытые и закрытые); • утеря; • разглашения на конференциях, переговорах, симпозиумах и др. Утечка коммерческой тайны — неправомерный выход охраняемых сведений за пределы организации или круга лиц, которым она была доверена. Источниками утечки коммерческой тайны являются: • сотрудники организации, принявшие на себя обязательства о неразглашении коммерческой тайны, нарушившие их в процессе переговоров, деловой переписки, при переходе на другую работу, • подкуп работников; • публичные выступления; • кулуарные беседы; • реклама, пресса, печатная продукция; • работники государственных учреждений, допущенные к коммерческим секретам, посредники и партнеры, совместные предприятия. Способы несанкционированного доступа представлены на рис. 2.3. Социологические опросы свидетельствуют, что среди способов незаконного овладения коммерческой тайной первое место занимает подкуп сотрудников, т.е. человеческий фактор. Далее следует шпионаж (копирование документов, проникновение в базы данных, кража документов, подслушивание). В настоящее время очень широко используются технические средства проникновения, что требует специальных мер защиты. Система защиты коммерческой тайны Защита информации предполагает предотвращение утечки, хищения, утраты, несанкционированного доступа, копирования, уничтожения, искажения, модификации (подделки), блокирования информации и т.п. Механизм защиты коммерческой тайны должен включать следующие блоки: • на макроуровне: -нормы права, направленные на защиту интересов ее владельца (законы, указы, положения и т.д.); • на микроуровне: -нормы, устанавливаемые руководителем организации (приказы, распоряжения, инструкции); -специальные структурные подразделения, обеспечивающие соблюдение этих норм (режимные подразделения, служба безопасности организации и т.д.); -действенная система мер по защите коммерческой тайны (взаимосвязь методов, способов, средств защиты). В условиях рыночной экономики защита сведений, составляющих коммерческую тайну, является залогом сохранения лидирующих позиций организации на рынке. В Республике Беларусь сформировались правовые основы защиты коммерческой тайны. Основным документом в данной сфере является Положение о коммерческой тайне, предусматривающее ряд норм, рассмотренных ранее. Установленный Положением и локальными документами, утвержденными руководителем организации, порядок должен быть закреплен в коллективном договоре, Уставе организации, в договорах с нанимаемыми работниками и хозяйствующими субъектами. Только в этом случае государство сможет обеспечить субъектам хозяйствования право на коммерческую тайну и ее защиту в судебном порядке. В связи с широким использованием при обработке конфиденциальной информации технических средств руководитель обязан аттестовать применяемые при этом аппаратные и программные средства компетентными органами и получить соответствующие сертификаты. При рассмотрении дел в суде наличие этих документов обязательно. Содержание работ по защите коммерческой тайны должно носить комплексный, системный и экономически целесообразный характер. Задачи защиты коммерческой тайны организации включают: • защиту прав и интересов организации и ее работников; • выявление реальных и потенциальных угроз; • выработку и использование системы профилактических мер, предотвращающих утечку и хищение секретной информации; • обеспечение эффективности системы защиты коммерческой тайны. К системе защиты коммерческой тайны организации (предприятия) предъявляются определенные требования: • комплексность; • гибкость, динамичность, учет изменений ценности информации в конкурентной среде; • соответствие законодательству страны. При несоблюдении вышеперечисленных требований и принципов риск, связанный с защитой экономической безопасности организации, возрастает. Основные направления работ по защите коммерческой тайны организации представлены на рис. 2.4.
Рис. 2.4. Направления работ по защите информации, составляющей коммерческую тайну Организационная работа. Она включает разработку концепции обеспечения безопасности информации, составляющей коммерческую тайну и формирование пакета необходимой ор- ганизационно-планирующей документации, обеспечивающей действенную ее защиту, подтвержденную компетентными органами. Концепция обеспечения защиты коммерческой тайны организации включает следующее. 1)Правовое обеспечение сохранности коммерческой тайны: • регистрация права на коммерческую тайну в Уставе организации; • внесение соответствующих дополнений, касающихся охраны коммерческой тайны и взаимных обязательств сторон по данному вопросу, в коллективный договор; • наличие у организации утвержденного руководителем Положения о коммерческой тайне; • отражение индивидуальных обязательств по сохранению коммерческой тайны в трудовом договоре или контракте; • заключение письменных договоров-обязательств, заявлений увольняющихся работников, имевших доступ к конфиденциальной информации, о сохранении коммерческой тайны в течение определенного срока; • наличие соглашений о секретности с юридическими лицами, являющимися партнерами по бизнесу и имеющими доступ к коммерческой информации (поставщики, покупатели продукции, инвесторы и т.д.); • наличие в организации приказа о защите коммерческой тайны; • наличие памятки о сохранении конфиденциальной информации и ознакомление с ней под личную роспись тех, кто имеет к ней доступ. 2) Идеологическое и методическое обеспечение сохранности коммерческой тайны: • воспитательная работа, формирование чувства ответственности, гордости за свою организацию, комфортности и удовлетворенности своей деятельностью; • чтение лекций, проведение различных семинаров-практикумов, деловых игр, консультаций, личных бесед; • четкое и своевременное доведение необходимой информации долин, имеющих отношение к данному вопросу. 3) Организация процесса обеспечения сохранности коммерческой тайны: • отбор объектов защиты; • выбор средств защиты, адекватных целевым задачам; • управление обеспечением сохранности коммерческой тайны и контроль эффективности применения охранных мор. Система ограничения лиц, допускаемых к сведениям, составляющим коммерческую тайну: • инструктаж и учет лиц, имеющих доступ к информации, составляющей коммерческую тайну; • меры по повышению бдительности и ответственного отношения к сохранению закрытой информации. 4) Организация делопроизводства с информацией, составляющей коммерческую тайну: • разработка инструкции, регламентирующей работу с закрытой информацией; • ведение журналов регистрации дел и учета сведений, составляющих коммерческую тайну; • особые меры при использовании ПЭВМ и ЛВС. 5) Формирование тактики представления материалов, предназначенных к опубликованию, использованию для рекламы, выступлений, докладов на конференциях, для передачи по радио, телевидению, во время деловых переговоров и т.п. 6) Определение порядка и целесообразности использования технических средств для работы с документами и информацией, составляющими коммерческую тайну: ПЭВМ, сканирующих устройств, аудиовидеотехники, факсов и т.д. 7) Создание системы контроля и исполнения всех требований и задач по обеспечению защиты коммерческой тайны организации. Мировой опыт свидетельствует, что для защиты коммерческой тайны недостаточно чисто административных мер, даже четко отработанных, следует активно вовлекать в ее защиту всех сотрудников. Каждый сотрудник должен быть уверен, что его личное благополучие зависит от успехов организации, в которой он работает. Концепция должна быть сформирована с учетом реальной и потенциальной ценности информации и опасности посягательства на нее. Результатом этого этапа работы должно быть; • создание документов, регламентирующих состав и содержание работ по защите коммерческой тайны; • обеспечение порядка взаимодействия физических и юридических лиц, имеющих доступ к коммерческой тайне; • состав, содержание и правомочие документации по защите конфиденциальной информации организации; • критерии защищенности коммерческой тайны. Оценка эффективности защиты коммерческой тайны. Данная работа предполагает: • четкое выделение информации, представляющей коммерческую тайну, оценку ее реальной и потенциальной ценности, оценку ущерба, который может быть нанесен субъекту хозяйствования при ее разглашении; • определение особо ценных элементов информации, к которым проявляется повышенный интерес; • установление «срока жизни» информации как коммерческой тайны; • оценку объемов затрат на создание и постоянное поддержание в рабочем состоянии системы защиты. Экономическая целесообразность охраны коммерческой тайны имеет место в том случае, если сумма ущерба от ее разглашения, по крайней мере, не ниже стоимости ее защиты. Работа по внедрению средств защиты коммерческой тайны. Наиболее часто используемыми способами защиты коммерческой тайны являются: • ограничение доступа к коммерческой тайне; • запретительные способы, касающиеся производства, хранения, продажи и т.д.; • создание условий для хранения и работы с информацией, составляющей коммерческую тайну (сейфы, специальные помещения и т.д.); • охранные способы (наемная охрана, собственная служба охраны); • административные способы; • технические средства. Следует уделять серьезное внимание предупредительным мерам. Средства защиты можно разделить на три группы: 1) административно-организационные: • морально-этические нормы; • воспитательные; • соответствующий режим секретности; • внутренний распорядок; • пропускной режим; • обучение, инструктаж персонала; • установление норм, регулирующих локальные взаимоотношения (приказы, распоряжения, инструкции, договоры и т.д.); • технические средства защиты коммерческой информации: -физические средства защиты (замки, ремешки, механические и электронные средства охраны помещений); -комплексные системы охраны информации (акустические, радиотехнические, магнитометрические); -программные продукты, системы защиты ПЭВМ; • криптографические меры защиты (шифровка, кодирование). Важно помнить, что невозможно защитить всю информацию, характеризующую различные направления деятельности, да это и нецелесообразно. Главная задача — определить ключевую информацию и создать надежную систему ее защиты. Система защиты коммерческой тайны обойдется дорого и ее создание должно быть поручено профессионалам. Не каждая организация имеет такую возможность, поэтому необходимо осуществлять хотя бы минимально возможный комплекс мер. Основными мерами защиты коммерческой тайны являются: -работа с кадрами (сохранность секретов на 80% зависит от правильного подбора кадров); -формирование нормативной базы (приказы, инструкции, договоры, соглашения); -ограничение доступа к секретной информации; -воспитание кадров (обучение правилам хранения и защиты информации, стимулирование и т.д.); -соблюдение порядка обращения с секретными документами (на любых носителях); -охрана помещения, условия работы в них, «политика чистых столов» (в отсутствие работника на его столе не должно быть никаких документов); -обеспечение запрета на несанкционированное ксерокопирование; -соблюдение правил ведения переговоров, обеспечивающих недопущение утечки информации; -умение правильно рекламировать и давать информацию, не допускающую разглашение секретов (реклама по методу «черного ящика», сообщить результат, а не как он получен в прессу); -защита информации аналитической службой организации.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 422; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |