Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ъ) Для любознательных




В 20-е гг. XX в. многие отечественные педагоги выступили с кри­тикой образных игрушек (прежде всего куклы), утверждая, что они ограничивают интересы ребенка, закрепляют пережитки прошлого быта, способствуют «мещанскому воспитанию». Любимая детская игрушка - кукла - была изгнана из детского сада. На смену ей при­шли куклы «пионер», «милиционер», «красноармеец», «рабочий», которые должны были стимулировать игры с новым социалисти­ческим содержанием.

Е.А.Флерина не согласилась с этой точкой зрения. Она прове­ла экспериментальную работу в детском саду, на основе которой выявила, что дошкольникам (и девочкам, и мальчикам) необходи­мы куклы в образе маленьких детей. В играх с ними дети усваива­ют навыки культурного семейного быта, подражают матери в ее уходе за малышами, учатся быть заботливыми, внимательными. Старшие дошкольники охотно играют с куклами в образе взрос­лых, причем мальчики предпочитают кукол с выраженной профес­сиональной принадлежностью, особенно если профессия относится к разряду героических.

Кукла давно восстановлена в своих правах, в каждой группе дошкольного учреждения можно увидеть кукол со всем кукольным «хозяйством». Но взгляды Е.А.Флериной по поводу воспитатель­ного значения игр с куклами остаются во многом нереализованны­ми. Не верите? Понаблюдайте за играми детей в «Семью», «Доч­ки-матери».

Дидактические игрушки предназначены для умственного и сенсорного развития и обучения детей. Среди них много народных игрушек: матрешки, пирамиды, разноцветные шары, бочонки, бирюльки и др. Играя с дидактическими игрушками, ребенок решает различные задачи. Условия та­кой задачи заключены в конструкции игрушки (разобрать и собрать пирамиду, башенку, матрешку). К дидактическим игрушкам относятся мозаики, настольные и печатные игры.

Игрушки-забавы, «веселые игрушки», по определению Е. А. Флериной, используются для развлечения детей) Они представляют собой смешные фигурки людей, животных: клоун, кувыркающийся на вертикальной лестнице, бодаю­щиеся козлики, мишка-«дергунчик», повар, ловко пекущий блины, и др. Давних предшественников современных игру­шек-забав мастерили на потеху малым детям, чтобы повесе­лить, посмешить их (клюющие курочки, карусели и др.). Осо­бенность игрушек-забав в движении, сюрпризе, неожидан­ности, иногда парадоксальности, необычности игровых эффектов. Все это будит в ребенке острую заинтересован­ность, яркие эмоции, развивает чувство юмора. В часы досу­га и отдыха такие игрушки помогают объединить взрослых и детей общим переживанием радости. Игрушки-забавы по­могают и воспитателю: установить контакт с детьми, снять напряжение, отвлечь от нежелательных действий. У детей рано появляется желание узнать, как устроена игрушка, по­чему она двигается и т. п. Отсюда требование, чтобы игруш­ка-забава была прочной. Также к игрушкам-забавам отно­сятся наборы фокусов. В современных игрушках-забавах широко применяются механические, электротехнические и электронные устройства.

Спортивные игрушки предназначены для реализации задач физического воспитания. Они способствуют разви­тию ловкости движений, глазомера, крупной и мелкой мо­торики, таких качеств, как выдержка, организованность. Эти игрушки разнообразны. Одни направлены на укрепле­ние мышц руки, предплечья, развитие координации движе­ний (блошки, волчки, серсо, мячи, бильбоке, обручи). Дру­гие содействуют развитию навыков бега, прыжков, укреп­ляют мышцы ног, туловища (каталки, велосипеды, самокаты, коньки, ролики, скакалки). Наконец, существу­ют спортивные игрушки, предназначенные для коллектив­ных игр (настольные баскетбол, хоккей; пинг-понг).

Музыкальные игрушки предназначены для развития музыкального слуха. Они используются на занятиях, праз­дниках, развлечениях, в самостоятельных играх. Отлича­ются особенностями звучания, нарядным оформлением. Это игрушки, имитирующие по форме и музыкальному звуча­нию музыкальные инструменты: детские балалайки, метал­лофоны, ксилофоны, органчики, гармошки, барабаны, дуд­ки, волынки, музыкальные шкатулки (в том числе электрон­ные) и др. К музыкальным игрушкам причисляют сюжетные игрушки с музыкальным устройством (пианино, рояль), наборы колокольчиков, бубенчиков, игровые приборы для прослушивания музыкальных записей. Основные требова­ния к музыкальным игрушкам: благозвучность, высокое качество изготовления, эстетичность оформления.

Театрализованные игрушки - это куклы-театральные персонажи, куклы бибабо, куклы-марионетки; наборы сю­жетных фигурок для разыгрывания сценок по сказкам, ин­сценировок. К этим игрушкам относятся костюмы и эле­менты костюмов, атрибуты, элементы декораций, маски, бутафория и др. Для развлечений, карнавальных игр хоро­ши крупные надувные игрушки (сказочные персонажи, жи­вотные). Использование театрализованных игрушек требу­ет определенного игрового оборудования: театральной пе­реносной сцены, магнитных, фланелевых устройств, состоящих из экрана-основы и крепящихся к ним фигурок.

Театрализованные игрушки не являются предметами повседневного пользования, они должны в глазах ребенка быть связаны с атмосферой праздничности, эмоциональной приподнятости.

Технические игрушки вводят детей в мир техники; зна­комят с внешним видом технических предметов (машины, механизмы, транспортные средства), с характерными для них действиями. К этим игрушкам относятся игрушечные фотоаппараты, бинокли, подзорные трубы, летательные модели, калейдоскопы, детские швейные машины. Во мно­гих технических игрушках используются заводные, инер­ционные двигатели, электромоторчики, электронные уст­ройства.

Строительные и конструктивные материалы рассчитаны на детское конструирование, техническое изобретательство. Наборы строительных материалов представляют собой комплекты деталей разных форм для сооружений и пост­роек. Конструкторы состоят из наборов деталей, крепеж­ных элементов и инструментов для сборки различных кон­струкций. Детям предлагают конструкторы с разными спо­собами соединения деталей: наложение, приставление, сочленение (с крепежными устройствами). Большими раз­вивающими возможностями обладают конструкторы ново­го поколения - «LEGO».

Игрушки-самоделки изготовляются самими детьми, их родителями, воспитателями. Потребность в таких игруш­ках возникает во всех видах игр: для театрализованной игры дети мастерят фигурки «артистов», элементы декораций, маски, для сюжетно-ролевой игры - «продукты», «тетрад­ки» и «книжки» и др. В основе изготовления игрушек-са­моделок лежит художественный труд, в ходе которого ре­бенок учится преобразовывать различные материалы для достижения поставленной цели. Игрушки-самоделки до­школьник может изготовлять из разных материалов: нео­формленных (бумага, картон, нитки, ткань, шерсть, фоль­га, пенопласт), полуоформленных (коробки, пробки, катуш­ки, пластмассовые бутылки, пуговицы), природных (шишки, желуди, ветки, солома, глина). Создавая игрушку, наблю­дая, как это делает взрослый, посильно помогая ему, ребе­нок испытывает радость, стремление к созидательной дея­тельности.

Значение игрушки для психического развития ребенка тем выше, чем меньше ребенок. Поэтому так важен правильный., подбор игрушек для детей первых лет жиз-

грушки для ^ g раннем возрасте развитие происхо- детеи раннего очень быстрыми темпами, что влечет

возраста за С050д Смену задач, методов и средств

воспитания, в том числе и игрового материала. При этом сле­дует помнить, что развитие психики ребенка, формирование его личности происходит в процессе деятельного освоения ок­ружающего мира. Прежде всего маленький ребенок должен овладеть материальной культурой, т. е. способами практичес­ких (предметных), орудийных действий. В недрах этих прак­тических действий формируются мотивы и потребности по­знания, развиваются речь, эмоции. Действия с игрушками как первые практические действия, которые ребенок постигает, удовлетворяют и стимулируют его потребности в работе ана­лизаторов, во внешних впечатлениях, в движениях. Игрушки, которые входят в жизнь малыша с первого-второго месяцев жиз­ни, должны способствовать развитию зрения, слуха. Это яр­кий крупный легкий мяч, шар, другая яркая крупная игрушка (подвешиваются над кроваткой на расстоянии 50 см от глаз младенца). С 2-2,5 мес добавляются крупные сюжетные иг­рушки (кукла, мишка), которые помещают около кроватки, манежа. В это же время необходимы звучащие игрушки (по­гремушки, колокольчик, неваляшки). Звучание игрушки при­дает ей дополнительную привлекательность в глазах малы­ша. Кроме того, подбирают и вешают над грудью ребенка мел­кие игрушки, которые можно захватывать рукой: погремушки с кольцами, рукояткой; подвески. Для действий с предметами ребенку начиная с 5-6 мес дают разнообразные игрушки: пла­стмассовые, резиновые с пищалками, деревянные игрушки- вкладыши, шарики и мячики разных размеров и др. Среди игрушек из различных материалов обязательно должны быть образные: кукла-неваляшка и другие простые по форме кук­лы из пластмассы, резины, ткани, фигурки животных. Эти иг­рушки должны быть выразительно оформлены (у куклы - крупные глаза, яркий рот). По размеру игрушки мелкие и сред­ние, компактны по форме, удобны для захвата и удерживания в одной или двух руках. С 7-8 мес прибавляются игрушки и предметы для вкладывания (мисочки, кубы, корзинки с мел­кими игрушками). Детям предлагаются одни и те же по тема­тике игрушки (петушок, кошка), но отличающиеся по цвету, величине, материалу. Появляются сюжетно-транспортные игрушки (каталки, автомашинки).

С 8-9 мес ребенку показывают красивые, приятные на ощупь мягкие игрушки, учат обращаться с ними. С этого возраста используются игрушки, с помощью которых ре­бенок овладевает способами соотнесения действий при складывании однородных, но разных по размеру предме­тов и игрушек (конусы, цилиндры), при закрывании коро­бок, игрушечных кастрюлек крышками. Полезны разъем­ные игрушки (бочата, яйца, грибы), кольца для надевания на дугу.

Позже (с 10-12 мес) ребенок осваивает предметные дей­ствия при складывании прирамидок, матрешек, прокаты­вании шарика или мяча по желобку, в игре со сборно-раз­борными игрушками, в том числе с кубиками, кирпичика­ми, призмами. Интересны для детей этого возраста игро­вые столики с прорезями для вкладывания соответствую­щих предметов (разной формы, величины, цвета).

В процессе освоения орудийных действий, при которых один предмет - орудие - употребляется для воздействия на другой (на другие), ребенок с конца первого года жизни начинает пользоваться игрушечными совками, лопаткой, игрушечной посудой. Кроме этих игрушек добавляются мягкие игрушки с укрупненно выделанными частями (гла­за, уши), коляски, простынки, одеяла для игры с куклой. Взрослые демонстрируют игрушки-забавы (клюющая ку­рочка, прыгающая лягушка). Малышам показывают завод­ные игрушки (автомашинка, тележка).

Для развития навыков ходьбы используют игрушки-ка- талки, которые ребенок или катит перед собой, или возит за веревочку.

На втором году жизни ребенку предлагаются все виды игрушек. Из образных игрушек необходимы куклы, выпол­ненные из разных материалов, в том числе и куклы-голы­ши для игр с водой. Одежда на куклах простая (съемная или несъемная). Кукольная мебель нужна крупногабаритная, прочная. В кукольной комнате ставится пианино (неозву­ченное или звучащее). Обязательны предметы игрового обихода: набор для кухни (плита, мойка с краном), круп­ная, по размеру руки ребенка, посуда (тарелки, чашки, лож­ки, кастрюли); игрушечное постельное белье (простынки, матрац, одеяла и др.).

В этом возрасте дети охотно играют с фигурками жи­вотных (заяц, лиса, корова, коза, конь), изготовленными из разных материалов, озвученными и неозвученными. Для игр с водой желательно иметь набор рыбок, водоплавающих птиц (мелких и средних размеров).

Сюжетно-транспортные игрушки представлены устой­чивыми колясками для кукол, санками, тележками, катал­ками, автомобилями, грузовыми машинами.

Воспитатель показывает детям заводные игрушки (ша­гающая кукла, танцующий медведь, автомашины и др.), волчки озвученные, игрушки с цветовым, звуковым эффек­том. Много радости малышам доставляют игрушки на шну­рах или шарнирах, которые приводит в движение взрослый.

В качестве предметов-заместителей детям предлагают­ся брусочки, деревянные и пластмассовые колечки, круж­ки, дощечки, палочки.


Из дидактических игрушек необходимо иметь пирамид­ки с кольцами одинакового размера, с кольцами трех кон­трастных размеров, на конусной основе; матрешки; вкла­дыши разной формы: столики-верстаки с набором молот­ков, втулок, винтов.

Дети второго года жизни играют в дидактические игры «Достань колечко», «Покатаем кукол», в лото и др.

Из строительных игрушек детям предлагают кубики пла­стмассовые, деревянные; строительные наборы; простые конструкторы. В дополнение к строительному материалу подбирают сюжетные игрушки.

Рекомендуются также музыкальные игрушки: колоколь­чики, шарманки с фиксированной мелодией, музыкальный волчок, барабан, бубен.

Спортивные игрушки представлены мячами (резиновы­ми, надувными), каталками, крупногабаритными игрушка­ми-качалками, кеглями, вожжами с бубенчиками.

Задания

1. Прочитайте лекцию А.С. Макаренко «Игра» («Лекции о воспи­тании детей». - Любое издание); выпишите классификацию игрушек, которую предлагает автор.

2. Составьте таблицу «Виды игрушек».

3. Объясните, как вы понимаете слова Елизаветы Ивановны Ти- хеевой: «Ребенок увлекается игрушкой, не как таковой; он ценит в ней точку отправления для длинной цепи проявлений своей души, своей деятельности, творчества» (см.: История дошкольной педаго­гики в России: Хрестоматия. - М., 1976. - С. 330).

4. На прогулке у детей достаточно времени для игр. Проанализи­руйте, какие игрушки используют дети на прогулках в той группе, где вы проходите практику (виды игрушек, их количество, состоя­ние, соответствие сезону, места хранения). Сформулируйте ваши пред­ложения по поводу так называемых «выносных» игрушек.

5. Вспомните и запишите стихотворения, посвященные детским иг­рушкам. Какое воздействие могут оказать эти произведения на ре­бенка-дошкольника?

6. Ребенок очень любит слушать рассказы взрослых об их детстве. Составьте и запишите рассказ для детей о любимой игрушке своего детства.

Раздел пятый ДЕТСКИЙ САД, СЕМЬЯ, ШКОЛА

Глава XXI

ВЗАИМОСВЯЗЬ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЕЙ

За тысячелетнюю историю человечества сложились две

ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и

„ общественное. Каждая из этих ветвей,

Роль семьи в г -

, представляя собой социальный институт

™ Р ^ воспитания, обладает своими специфи-

личности ' а -

ческими возможностями в формирова­нии личности ребенка.

Издавна ведется спор, что важнее в становлеюнршчнос- ти: семья или общественное воспитание (детский ospj, шко­ла, другие образовательные учреждения). Одни великие пе­дагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям. Так, Я. А. Комен- ский назвал материнской школой ту последовательность и сумму знаний, которые получает ребенок из рук и уст мате­ри. Уроки матери - без перемен в расписании, без выходных и каникул. Чем многообразнее и осмысленнее становится жизнь ребенка, тем шире круг материнских забот. Я. А. Ко- менскому вторит другой педагог-гуманист И. Г. Песталоц- ци: семья - подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет и, падая на распаханную жиз­нью почву, оно производит совершенно иное впечатление.

А вот социалист-утопист Роберт Оуэн считал семью од­ним из зол на пути формирования нового человека. Его идея о необходимости исключительно общественного воспитания ребенка с ранних лет активно воплощалась в нашей стране с одновременным низведением семьи до положения «ячейки» с «отсталыми» традициями и обычаями. В течение многих лет словом и делом подчеркивалась ведущая роль обществен­ного воспитания в формировании личности ребенка.

Между тем современная наука располагает многочислен­ными данными, свидетельствующими о том, что без ущер­ба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действен­ность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицирован­ным воспитанием в детском саду или школе.

Известный отечественный психолог А.Н.Леонтьев из всего многообразия окружающего мира, который так или иначе влияет на маленького ребенка, выделил круг ин­тимно-близких малышу людей, к воспитательным воздей­ствиям которых он особенно чувствителен. Оказывает­ся, что ребенок в первые годы жизни не восприимчив к замечаниям, уговорам, советам «чужой тети» (попутчи­цы в транспорте, воспитательницы другой группы). Это позже, в начале подросткового возраста, ему важно мне­ние друга, приятеля, его задевает реплика прохожего, а в первые 7-8 лет самое авторитетное - «Так мама сказала!»; «Так велел папа».

В исследовании Т. А. Марковой систематизированы фак­торы, которые определяют силу и стойкость семейного вос­питания. Остановимся на них подробнее.

1. Воспитание в семье отличается глубоким эмоциональ­ным, интимным характером. «Проводником» семейного воспитания являются родительская любовь к детям и от­ветные чувства (привязанность, доверие, нежность) детей к родителям. Эффективность семейного воспитания во мно­гом определяется теми эмоциональными узами, которые связывают всех ее членов, благодаря чему дети чувствуют себя защищенными от неизвестности и опасностей окружа­ющего мира. Здесь можно укрыться в маминых объятиях от подлинных и мнимых страхов, узнать обо всем на свете у дедушки, который «самый, самый умный». Домашнее теп­ло - одно из условий счастливого детства.

2. Воспитание в семье отличается постоянством и дли­тельностью воспитательных воздействий матери, отца, дру­гих членов семьи в самых разнообразных жизненных ситу­ациях, их повторяемостью изо дня в день. Такое постоян­ство воспитательных воздействий благоприятно для формирующейся нервной системы ребенка, которая выра­батывает ответные действия на внешние раздражители. Даже если по содержанию, форме выражения эти воспита­тельные воздействия не всегда педагогически грамотны, ребенок знает и предвидит в каждый жизненный момент, что его ожидает. Например, возвращаясь с прогулки в ис­пачканной куртке, он заранее готовит себя к неодобритель­ной реакции мамы, настраивается на ту деятельность, ко­торая потребуется для «успокоения» мамы («Попрошу про­щение, поцелую, возьму щетку и почищу куртку»).

3. Семья обладает объективными возможностями для включения ребенка с первых лет жизни в разнообразные виды деятельности (бытовую, трудовую, хозяйственную, воспи­тательную в отношении других членов семьи и его самого). Если в детском саду дети участвуют главным образом в труде от случая к случаю, не всегда понимают его необхо­димость для окружающих людей, то в семье совсем иная картина. Уже у ребенка 1,5-2 лет могут быть постоянные обязанности: вечером уложить игрушки «спать», подать де­душке газету, поставит!? скамеечку для ног перед креслом бабушки. С 3-4 лет ребенку поручают поливку комнатных растений, он сервирует стол, помогает взрослым в уборке.

Выражение «дети - зеркало семьи» при всей своей кажу­щейся банальности удивительно точно передает смысл ори­ентации ребенка на те духовные и моральные ценности, которые исповедует его семья. В каждой семье свои пред­ставления о добре и зле, свои приоритеты и нравственные ценности: в одной во главу угла ставят доброту, милосер­дие, гуманность, в других, напротив, царит культ жестоко­сти. Родители всячески стимулируют и поощряют такие поступки, действия, способы поведения, которые отвеча­ют их представлениям о том, что хорошо и что плохо. Так, молодой папа учит своего 3-летнего сына «давать сдачу» при любых размолвках со сверстниками, не учитывая, что причиной ссор, конфликтов у детей бывает не столько злой умысел, сколько неумение высказать просьбу, неуклюжесть движений, импульсивность поведения.

Подражая близким, любимым людям, следуя их «уро­кам жизненной философии», ребенок овладевает формами поведения, способами общения и взаимодействия с окру­жающими людьми. Упрямая мама будет, возможно, стра­дать от упрямства сына, а «воинственный» папа обрекает себя на постоянное выслушивание жалоб учителей типа «дрался на перемене». Не зря многие великие педагоги счи­тали, что семейное воспитание - это прежде всего самовос­питание родителей: очень сложно привить ребенку те каче­ства, которыми они сами не обладают, и «отучить» от та­ких, которые постоянно демонстрируют.

Важный фактор становления личности - осознание себя как представителя определенного пола и овладение соот­ветствующим ролевым поведением. Ученые называют это формированием психологического пола и отмечают особую

роль семьи в данном процессе. Ребенок видит пример пове­дения родителей, их взаимоотношений, трудового сотруд­ничества, строит свое поведение на основе подражания, сообразуясь со своим полом.

Представляя собой малую группу, своего рода «микрокос­мос», семья наиболее соответствует требованиям постепенно­го приобщения ребенка к социальной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта. При этом следует учиты­вать, что семья - не однородная, а дифференцированная со­циальная группа. В ней представлены различные возрастные (старшие и младшие члены семьи), половые (мужчины и жен­щины), а подчас и профессиональные «подсистемы» (мама - учительница, папа - шофер, бабушка - медсестра). Это позво­ляет ребенку наиболее широко проявлять свои возможности, быстрее и полнее реализовывать потребности (А. Г. Харчев, И.В.Гребенников, Ю.Ц.Азаров).

Таким образом, современная наука подчеркивает при­оритет семьи в воспитании ребенка, проявляющийся в мно­гообразии форм воздействия, в непрерывности и длитель­ности последнего, в диапазоне ценностей, которые осваи­вает подрастающий человек.

Однако далеко не все семьи в полной мере реализуют. весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. При-

Сотрудничество чины Разны|: одни семьи не хотят вос" „ „„ „ „ питывать ребенка, другие - не умеют это детского сада и ^ ' J

делать, третьи - не понимают, зачем это семьи т> с

нужно. Во всех случаях необходима ква­лифицированная помощь дошкольного учреждения.

В настоящее время необходимость общественного до­школьного воспитания не вызывает ни у кого сомнения. В последние годы к дошкольным учреждениям предъявля­ются повышенные требования. Десятилетие назад наше го­сударство всячески подчеркивало социальную функцию дошкольного учреждения - освобождение женщины-мате­ри для участия в общественном производстве. Поэтому при оценке работы дошкольного учреждения в качестве важ­нейшего показателя фигурировали данные о заболеваемо­сти детей, о количестве пропущенных ими дней (а значит, вынужденной нетрудоспособности матери).

Возрастание роли образования, которое наблюдается во многих странах мира, в том числе и в нашей стране, меняет отношение к дошкольным учреждениям. Теперь во главу ставится педагогическая функция дошкольного учрежде­ния: как воспитывают, чему учат, насколько успешно гото­вят к школе. Чтобы эффективно выполнять педагогическую функцию, дошкольное учреждение должно пересматривать содержание и качество образовательной работы с детьми, искать пути более сильного влияния на каждого ребенка. Это ставит педагогический коллектив дошкольного учреж­дения перед необходимостью искать в лице семьи союзни­ка, единомышленника в воспитании ребенка.

Следует отметить, что педагоги дошкольных учрежде­ний не всегда проникаются сознанием важности и необ­ходимости сотрудничества с семьей. Многие, особенно молодые специалисты, рассуждают примерно так: «Меня учили разным наукам как понимать ребенка, как его обу­чать, воспитывать. Я воспитываю ребенка правильно, на научных основах, он находится в детском саду с утра до вечера. Поэтому не страшно, если родители воспитывают не совсем правильно: они и видят-то его считанные часы». Нередко почти так же думают и родители: «Ребенок мой, я его знаю лучше всех, понимаю, значит, и воспитываю сама. А в детском саду - лишь бы ничего не случилось, был бы цел и невредим». Таким образом, две стороны, очень близкие дошкольнику, родители и педагоги, пыта­ются воспитывать автономно, независимо друг от друга. Хороших результатов это не дает. В воспитании малень­кого ребенка многое строится на формировании положи­тельных привычек, навыков поведения, рациональных способов деятельности. Все это возможно, если все воспи­тывающие ребенка взрослые будут договариваться о тре­бованиях к нему, о методах воздействия, способах обуче­ния. Необходимо также учитывать, в решении каких за­дач воспитания может быть сильнее одна сторона (детский сад или семья), и в решении каких основную тяжесть сле­дует принять на себя другой стороне. Например, в эмоци­ональном, половом воспитании, в приобщении ребенка к спорту возможности семьи значительно выше, чем возмож­ности детского сада. Зато детский сад квалифицированно осуществляет обучение, развитие творческих способнос­тей и др.

Таким образом, можно сделать вывод, что в основе вза­имодействия современного дошкольного учреждения и се­мьи лежит сотрудничество. Кто же должен быть инициато­ром установления сотрудничества? Конечно, педагоги до­школьного учреждения, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе, а стало быть, по­нимают, что ее успешность зависит от согласованности,

преемственности в воспитании детей. Педагог сознает, что сотрудничество требуется в интересах ребенка и что в этом необходимо убедить и родителей.

Инициатива в установлении взаимодействия с семьей и квалифицированная реализация задач этого взаимодей­ствия определяют направляющую роль дошкольного учреж­дения по отношению к семейному воспитанию.

Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада (В. К. Котырдо, С. А. Лады- вир). Наиболее оптимально они складываются, если обе сто­роны осознают необходимость целенаправленного воздей­ствия на ребенка и доверяют друг другу. Важно, чтобы ро­дители были уверены в хорошем отношении педагога к ребенку; чувствовали компетентность педагога в вопросах воспитания, но главное - ценили его личностные качества (заботливость, внимание к людям, доброту, чуткость). Та­кое доверие само по себе не приходит: воспитатель завоевы­вает его добрым, неравнодушным отношением к ребенку, умением растить в нем хорошее, великодушием и милосер­дием. Прибавим к этому культуру общения, тактичность и взаимопонимание - и картина психологии доверия будет достаточно полной.

Мировая статистика убеждает, что современное семей- ■ ное воспитание не столь эффективно, полноценно, как дол­жно быть. Поэтому во многих странах разрабатываются специальные программы, направленные на повышение пе­дагогической культуры семьи, воспитание супругов как родителей. Психолого-педагогическое просвещение роди­телей с целью повышения их педагогической культуры - одно из направлений в сотрудничестве дошкольного учреж­дения и семьи. Правда, психолого-педагогическое просве­щение родителей сегодня осуществляется многими средства­ми: с помощью радио, телевидения, популярной литерату­ры о воспитании.

Поэтому психолого-педагогическое просвещение роди­телей, осуществляемое дошкольным учреждением, должно иметь целевую направленность. Так, специфика работы воспитателя ясельной группы с семьей диктуется прежде всего психофизиологическими особенностями детей ранне­го возраста: быстрое развитие малыша требует своевремен­ного изменения задач воспитания и обучения, перестройки методов и приемов педагогической работы. В содержание психолого-педагогического просвещения родителей необ­ходимо включать вопросы охраны жизни, укрепления здо­ровья малыша, создания условий для правильного физичес­кого развития. По вопросам адаптации ребенка к услови­ям общественного воспитания, гигиенического ухода, ра­ционального питания, закаливания, режима дня, массажа, гимнастики родителям рекомендации дает не только вос­питатель, но и медицинские сотрудники детского сада. При­чем советы и рекомендации должны быть не вообще о де­тях, а о конкретных Саше, Лизе.

В настоящее время встал вопрос о том, чтобы сделать дошкольное учреждение открытым различным влияниям, которые могли бы обогатить образовательный процесс. Прежде всего, надо «вткрыть» дошкольное учреждение для родителей и других членов семьи, раздвинув рамки тради­ционных контактов (на праздниках, собраниях, субботни­ках и др.). Родители, члены семьи могут значительно раз­нообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Например, Сережи- на бабушка - художница, она с удовольствием приходит в детский сад, показывает детям свои произведения, вводит их в тайны своего мастерства, учит пальчиковой технике рисования. А к Новому году в зале оформили выставку дет­ских рисунков и работ Юлии Сергеевны. У Саши папа вер­нулся из Парижа, его беседа с детьми, сопровождаемая по­казом видеофильма, фотографий, оказалась очень интерес­ной и для сотрудников, и для воспитанников детского сада. Как-то раз Аня привела своего дедушку, и он собрал из мальчиков бригаду для ремонта игрушек. Заказы посыпа­лись и из других групп. Чему только ни научились мальчи­ки, трудясь рядом с Александром Николаевичем!

Привлечение родителей, других членов семьи к обра­зовательной работе детского сада необходимо прежде все­го для детей. И не только потому, что они узнают, учатся чему-то новому. Важнее другое - с каким уважением, лю­бовью и благодарностью смотрят дети на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много зна­ют, так интересно говорят об этом, у которых такие золо­тые руки! Еще важнее помочь родителям попробовать себя в роли «коллективного педагога». Особенно это важно для бабушек, дедушек: им так необходимо видеть, что они нужны, интересны окружающим людям. Педагоги имеют возможность лучше узнать семью каждого воспитанника, понять ее сильную и слабую стороны в воспитании детей, определить характер и меру своей помощи, а иногда про­сто поучиться!

Итак, решение задач сотрудничества требует, чтобы пе­дагоги участвовали в психолого-педагогическом просвеще­нии родителей; изучали семьи, их воспитательные возмож­ности; вовлекали родителей в образовательную работу дет­ского сада.

Организатором и координатором сотрудничества до­школьного учреждения с семьями воспитанников является Формы сотрудни- заведующая. Она содействует установле- чества дошколь- нию единои системы воспитания детей в ного учреждения семье и в Диском садУ> сплачивая для с семьей решения этой задачи педагогическии

коллектив и родителей. Основные задачи и примерное содержание сотрудничества дошкольного учреждения с родителями намечаются в го­довом плане, конкретизируются в календарном плане заве­дующей и старшего педагога.

Положительные результаты в воспитании детей достига­ются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.

В настоящее время актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференци­рованный подход к семьям разного типа, забота о том, что­бы не упустить из поля зрения и влияния специалистов не только трудные, но и не совсем благополучные в каких-то конкретных, но важных вопросах семьи.

Каковы же формы сотрудничества?

Посещение семьи ребенка много дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяс­нения условий воспитания, если не превращается в формаль­ное мероприятие. Педагогу необходимо заранее согласо­вать с родителями удобное для них время посещения, а так­же определить цель своего визита. Прийти к ребенку домой - это прийти в гости. Значит, надо быть в хорошем настроении, приветливым, доброжелательным. Следует забыть о жалобах, замечаниях, не допускать критики в ад­рес родителей, их семейного хозяйства, уклада жизни, со­веты (единичные!) давать тактично, ненавязчиво. Пересту­пив порог дома, педагог улавливает атмосферу семьи: как и кто из членов семьи встречает, поддерживает разговор, насколько непосредственно обсуждаются поднятые вопро­сы. Поведение и настроение ребенка (радостный, раскован­ный, притихший, смущенный, приветливый) также помо­гут понять психологический климат семьи.

День открытых дверей, являясь достаточно распрост­раненной формой работы, дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образователь­ной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришед­ших родителей. Можно показать фрагмент работы до­школьного учреждения (коллективный труд детей, сборы на прогулку и др.). После экскурсии и просмотра заведу­ющая или методист беседуют с родителями, выясняют их впечатления, отвечает на возникшие вопросы.

Беседы проводятся как индивидуальные, так и группо­вые. И в том и в другом случае четко определяется цель: что необходимо выяснить, в чем хотим помочь. Содержа­ние беседы лаконичное, значимое для родителей, препод­носится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересован­ность, доброжелательность.

Консультации. Обычно составляется система консульта­ций, которые проводятся индивидуально или для под­группы родителей. На групповые консультации можно при­глашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании (капризные дети; дети с ярко выраженными способностями к рисова­нию, музыке). Целями консультации являются усвоенйе родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Формы проведения кон­сультаций различны (квалифицированное сообщение спе­циалиста с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консульта­цию; практическое занятие, например, на тему «Как учить с детьми стихотворение»).

Родители, особенно молодые, нуждаются в приобрете­нии практических навыков воспитания детей. Их целесо­образно приглашать на семинары-практикумы. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму, как упражнять артикуляционный аппа­рат и др.

Родительские собрания проводятся групповые и общие (для родителей всего учреждения). Общие собрания орга­низуются 2-3 раза в год. На них обсуждают задачи на но­вый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы летнего оз­доровительного периода и др. На общее собрание можно пригласить врача, юриста, детского писателя. Предусмат­риваются выступления родителей.

Групповые собрания проводятся раз в 2-3 месяца. На обсуждение выносят 2-3 вопроса (один вопрос готовит воспитатель, по другим можно предложить выступить родителям или кому-то из специалистов). Ежегодно одно собрание целесообразно посвящать обсуждению семейно­го опыта воспитания детей. Выбирается тема, злободнев­ная для данной группы, например, «Почему наши дети не любят трудиться?», «Как воспитать у детей интерес к кни­ге», «Телевизор - друг или враг в воспитании детей?».

Родительские конференции. Основная цель конферен­ции- обмен опытом семейного воспитания. Родители за­ранее готовят сообщение, педагог при необходимости ока­зывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист. Его выступ­ление дается «для затравки», чтобы вызвать обсуждение, а если получится, то и дискуссию.

Конференция может проходить в рамках одного дош­кольного учреждения, но практикуются и конференции го­родского, районного масштабов. Важно определить акту­альную тему конференции («Забота о здоровье детей», «Приобщение детей к национальной культуре», «Роль се­мьи в воспитании ребенка»). К конференции готовятся вы­ставка детских работ, педагогической литературы, матери­алов, отражающих работу дошкольных учреждений, и т.п. Завершить конференцию можно совместным концертом детей, сотрудников дошкольного учреждения, членов семей.

Для приобщения родителей к педагогической литерату­ре целесообразно создавать библиотеки-передвижки, под­бирая в специальные папки статьи на определенную тема­тику. Однако следует помнить, что всякий раз нужно побе­седовать с родителями по прочитанной литературе, выяснить, что заинтересовало, что можно позаимствовать для воспитания ребенка.

Из сравнительно новых форм сотрудничества детского сада с семьей следует отметить вечера отдыха с участием педагогов, родителей, детей; спортивные развлечения, по­сиделки, подготовки спектаклей, собрания в форме «Давай­те знакомиться», «Порадуем друг друга» и др.

Во многих дошкольных учреждениях работает «телефон доверия», проводятся «День добрых дел», вечера вопросов и ответов.

Таким образом, сотрудничество детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма.

Задания

1. Докажите, что тесный союз семьи и детского сада необходим для ребенка, его родителей и педагогического коллектива.

2. Выпишите задачи сотрудничества детского сада с семьей.

3. Представьте, что вм - начинающий воспитатель. Что обеспе­чит успех вашей работы с родителями, а что осложнит ее? Какие ка­чества вам следует развивать у себя, чтобы взаимодействие с семья­ми было результативным?

4. Объясните, почему педагог должен всячески поддерживать в гла­зах ребенка авторитет родителей, воспитывать любовь и привязан­ность к ним.

5. Какие из форм работы с семьей вам кажутся наиболее действен­ными? Почему? К каким формам вы считаете себя наиболее подго­товленными?

6. Продолжите перечень правил взаимодействия с семьей:

- обращаться только по имени и отчеству;

- проявлять искренний интерес к родителям;

- уметь слушать родителей;

- проявлять доброжелательность.

Глава XXII

ВЗАИМОСВЯЗЬ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СО ШКОЛОЙ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1724; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.092 сек.