Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дистанционное обучение




Дистанционное обучение (ДО) – это обучение на расстоянии (преподаватель и учащийся разделены пространственно) с помощью учебников, учебно-программных, компьютерных, телекоммуникационных и других средств.

Существуют и другие трактовки понятий дистанционного обучения и образования, отражающие многообразие подходов к их пониманию:

Дистанционное обучение – это обучение с помощью средств телекоммуникаций, при котором удаленные друг от друга преподаватели и сотрудники осуществляют образовательный процесс, сопровождающийся созданием образовательной продукции69.

Специалисты американской ассоциации дистанционного обучения под этим понимают процесс обучения, в котором учитель и ученик или сотрудники географически разделены и потому опираются на электронные средства и печатные пособия для организации учебного процесса83.

Дистанционное обучение – это интегральная форма, сочетающая элементы очного, очно-заочного, заочного и вечернего обучения на основе новых информационных технологий и систем мультимедиа.

Дистанционное образование – комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационной образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией н расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). Информационно-образовательная среда ДО представляет собой системно-организованную совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированную на удовлетворении образовательных потребностей пользователей. ДО является одной из форм непрерывного образования, которое призвано реализовать права человека на образование и получение информации;

Отличительной особенностью ДО является предоставление обучающимся возможности самим получать требуемые знания, пользуясь развитыми информационными ресурсами, предоставляемыми современными информационными технологиями. Информационные ресурсы: базы данных и знаний, компьютерные, в том числе мультимедиа, обучающие и контролирующие системы, видео- и аудиозаписи, электронные библиотеки,- вместе с традиционными учебниками и методическими пособиями создают уникальную образовательную среду, доступную широкой аудитории.

Появление и развитие системы дистанционного образования вызваны рядом обстоятельств:

• высшие и средние профессиональные учебные заведения нашей страны сосредоточены в крупных городах, где подавляющееся большинство учащихся не может жить и учиться из-за экономических причин;

• большая группа потенциальных учащихся нуждается не в очной форме обучения, а в заочной форме;

• развивающая рыночная экономика, научно-технический прогресс, усложнение решаемых задач во всех сферах профессиональной деятельности требуют от современного специалиста систематического повышения своей квалификации путем самообразования;

• традиционные методы обучения, основанные на устной речи преподавателя, использовании учебников и наглядных пособий, вошли в противоречие с современными информационными технологиями, базирующимися на компьютерах, телекоммуникационных и других средствах;

• традиционные формы организации образовательного процесса (лекции, семинары и др.) нуждаются в модернизации; необходимо изменить подходы (тактику): от знаниевой (когнитивной) методики перейти к деятельностной; акценты перенести с преподавания на самостоятельную познавательную деятельность самого студента (учитывая тезис о том, что человека можно научить чему-либо только путем его активной деятельности).

Что нового вносит ДО в технологию образовательногопроцесса?

1. Главная отличительная особенность ДО заключается в том, что усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных учебными программами, осуществляется не в традиционных формах обучения (лекция, уроки, семинары и т.д.), а путем самостоятельной работы самого студента с помощью различных средств - носителей информации, в том числе компьютеров.

Следовательно, в центре процесса обучения находится не преподавание, а учение, то есть самостоятельная познавательная деятельность студента по овладению знаниями, умениями и навыками. При этом обучающийся должен не только владеть познавательными навыками работы с компьютером, но и способами работы с учебной и научной информацией, с которой он встречается в различных ресурсах Интернет. Речь идет о том, что сотрудники должны хорошо владеть различными видами чтения: изучающим, поисковым, ознакомительным; работать с электронными, справочниками и словарями.

Самостоятельное приобретение знаний не должно носить пассивный характер, напротив, обучающийся с самого начала должен быть вовлечен в активную познавательную деятельность, не ограничивающуюся овладением знаниями, но непременно предусматривающую их применение для решения разнообразных учебных задач в индивидуальной или совместной деятельности в группах.

Дистанционное обучение, индивидуальное по своей сути, не исключает возможностей коммуникации не только с преподавателями, но и с другими партнерами, а также сотрудничества в процессе разного рода познавательной и творческой деятельности.

2. Наряду с традиционными средствами обучения (учебники, наглядные пособия и др.) для обеспечения процесса дистанционного обучения используются следующие средства: специализированные учебники с мультимедийным сопровождением, электронные учебно-методические комплексы, включающие электронные учебники, тренинговые компьютерные программы, компьютерные лабораторные практикумы, контрольно-тестирующие про граммы, учебные видеофильмы, аудиозаписи, иные материалы, предназначенные для передачи по телекоммуникационным каналам связи.

В качестве основного информационного ресурса в учебном процессе используются методически проработанные информационные базы данных ДО, обеспечивающие современный уровень требований государственных образовательных стандартов.

3. Дистанционное образование имеет ряд преимуществ перед традиционной системой очного и заочного образования:

• преодолеваются барьеры в пространстве и времени в получении научной, учебной, справочной или иной информации;

• увеличивается число потенциальных участников образовательного процесса – студентов, преподавателей, специалистов-практиков, ученых, которые оперативно взаимодействуют друг с другом с помощью компьютерных сетей, в том числе Интернета;

• обеспечивается широкий доступ к лучшим мировым образовательным ресурсам;

• существенно увеличивается возможности учебного заведения за счет формирования образовательной информационной среды, в которой обучаемый самостоятельно или под руководством преподавателя может изучать интересующий материал;

• появляется возможность формировать уникальные образовательные программы за счет комбинирования курсов, предоставляемых образовательными учреждениями, в том числе различных стран;

• обучение становится более мотивированным, технологичным и индивидуализированным;

• появляется возможность опубликовать студенческие работы в сети Интернет;

• студенты и преподаватели имеют возможность распределять время занятий по удобному для себя графику и темпу, выбирать и использовать для занятий разнообразные технические средства, наглядные пособия, программы обучения и т.д.

• дистанционное обучение имеет большое социальное значение, так как позволяет удовлетворять в полной мере образовательные потребности населения; оно снижает стоимость обучения за счет широкой доступности лучших образовательных ресурсов.

В системе ДО в России нуждаются следующие группы населения:

• выпускники средних школ в сельской местности, в маленьких городах, не имеющие возможности учиться очно в высших и средних профессиональных учебных заведениях;

• специалисты различного уровня, желающие повысить свою квалификацию;

• офицерский состав сокращающейся армии;

• уволенные и сокращенные лица, зарегистрированные в Федеральной службе занятости;

• лица, желающие получить второе образование или пройти переквалификацию;

• лица с ограниченной свободой перемещения, инвалиды, обучаемые, имеющие психофизиологические или эмоциональные проблемы;

• наиболее способные студенты, которые уже обладают существенными знаниями и хотят пройти образовательную программу в сжатые сроки;

• обучающиеся, которые хотят совместить учебу с производственной деятельностью;

• обучающиеся, географически изолированные от требующихся им образовательных ресурсов;

• лица, не получившие законченного образования в юности;

• лица, которые готовятся к поступлению в колледж или университет;

• лица, стремящиеся найти возможность ликвидировать пробелы в отдельных курсах;

• мобильные студенты; дети иностранных рабочих, военных или постоянно мигрирующих семей;

• студенты, которые серьезно занимаются искусством, спортом и не желают прервать образование.

Система дистанционного образования является открытой, то есть предоставляет образовательные возможности всем желающим. Эта система, с одной стороны, позволяет удовлетворить, образовательные потребности обучаемых, а с другой стороны является общественно полезной в социальном смысле, обеспечивая заполнение досуга обучаемых, позволяя повысить их интеллектуальный и культурный уровень.

Цели и содержание дистанционного обучения учебной дисциплине не отличаются от соответствующих компонентов образовательного процесса при традиционном обучении. Она отражена в образовательном стандарте (ГОС) по специальности и является едиными при любой форме обучения (очной, вечерней, заочной, дистанционной).

Дистанционное обучение отличается формой подачи учебного материала, новыми средствами обучения, формой взаимодействия преподавателя и студентов, студентов между собой.

При ДО основным звеном учебного процесса является самостоятельная познавательная деятельность студента. Она должна быть заранее спроектирована(продумана и прописана в методическом аппарате дисциплины или электронного учебника), организована и направлена в рамках используемой концепции обучения (дидактического подхода).

Одним из современных подходов к учебному процессу, используемых в организации ДО, является личностно-ориентированный подход. При таком подходе в центре учебного процесса находится личность и познавательная деятельность учащегося, его способность, интересы, мышление и другие свойства. Преподаватель приобретает статус наставника, организатора и партнера в познавательной деятельности студентов.

ДО опирается на принцип интерактивности, т.е. взаимодействия. Интерактивность устанавливается между преподавателем и студентами, между студентами в группе, а также между студентами и средствами обучения.

В ДО преобладает самостоятельная индивидуальная деятельность студента, но она должна сочетаться с групповыми видами деятельности. Для организации групповой познавательной деятельности (групповое решение проблем, дискуссия, мозговой штурм, деловая игра и другие методы) в условиях ДО необходимо создать виртуальный класс (аудиторию), где студенты, находясь на своих рабочих местах за компьютером, обучаются путем общения, взаимодействия, сотрудничества.

Для организации учебного процесса в условиях дистанционного обучения требуется в полном соответствии с учебной программой дисциплины обеспечения студента всеми необходимыми учебно-методическими материалами:

• базовой лекцией и другими материалами (информационно-справочными, первоисточниками и др.) для первичного ознакомления с содержанием изучаемой темы;

• заданиями на формирование необходимых умений и навыков (индивидуальные и групповые);

• творческими заданиями, включая проектную и исследовательскую деятельность;

• заданиями для контроля знаний и умений студентов.

Дистанционное обучение студентов по учебной дисциплине предусматривает:

• лекционный цикл с использованием современных информационных ресурсов;

• самостоятельную поисковую, исследовательскую деятельность с ресурсами Интернет;

• групповую деятельность студентов при работе над проектом или при выполнении различных заданий;

• выполнение лабораторных, практических работ, предусмотренных учебной программой (в виртуальной лаборатории);

• совместное выполнение заданий творческого характера;

• консультации преподавателя;

• промежуточное тестирование.

 

ГЛАВА 14. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

 

1. Система организационных форм обучения

2. Урок как основная форма организации обучения

3. Подготовка преподавателя к уроку

4. Анализ урока

5. Другие формы организации учебного процесса.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1638; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.