Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воображение всегда есть определенный отход от дей­ствительности. Но в любом случае источник воображе­ния — объективная реальность. 6 страница




Приведем краткую характеристику особенностей поведе­ния в зависимости от типов акцентуации: 1) гипертимический (гиперактивный) — чрезмерно приподнятое настроение, всегда весел, разговорчив, очень энергичен, самостоятелен, стремится к лидерству, рискам, авантюрам, не реагирует на замечания, игнорирует наказания, теряет грань дозволенно­го, отсутствует самокритичность; 2) дистимичный — постоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость, немно­гословность, пессимистичность, тяготится шумным обще­ством, с сослуживцами близко не сходится. В конфликты всту­пает редко, чаще является в них пассивной стороной; 3) цикло­идный — общительность циклически меняется (высокая в пе­риод повышенного настроения и низкая в период подавлен­ности); 4) эмотивный (эмоциональный) — чрезмерная чув­ствительность, ранимость, глубоко переживает малейшие не­приятности, излишне чувствителен к замечаниям, неудачам, поэтому у него чаще печальное настроение; 5) демонстратив­ный — выражено стремление быть в центре внимания и доби­ваться своих целей любой ценой: слезы, обморок, скандалы, болезни, хвастовство, наряды, необычное увлечение, ложь. Легко забывает о своих неблаговидных поступках; 6) возбуди­мый — повышенная раздражительность, несдержанность, агрессивность, угрюмость, «занудливость», но возможны льсти­вость, услужливость (как маскировка). Склонность к хамству и нецензурной брани или молчаливости, замедленности в бесе­де. Активно и часто конфликтует; 7) застревающий — «за­стревает» на своих чувствах, мыслях, не может забыть обид, «сводит счеты», служебная и бытовая несговорчивость, склон­ность к затяжным склокам,
в конфликтах чаще бывают актив­ной стороной; 8) педантичный — выраженная занудливость в виде «переживания» подробностей, на службе способен заму­чить посетителей формальными требованиями, изнуряет до­машних чрезмерной аккуратностью; 9) тревожный (психас­тенический) — пониженный фон настроения, опасения за себя, близких, робость, неуверенность в себе, крайняя нерешитель­ность, долго переживает неудачу, сомневается в своих дей­ствиях; 10) экзальтированный (лабильный) — очень измен­чивое настроение, эмоции ярко выражены, повышенная отвлекаемость на внешние события, слово-
охотливость, влюбчи­вость; 11) интровертированный (шизоидный, аутистический) — малая общительность, замкнут, в стороне от всех, об­щение по необходимости, погружен в себя, о себе ничего не рассказывает, свои переживания не раскрывает, хотя свой­ственна повышенная ранимость. Сдержанно холодно относит­ся к другим людям, даже к близким; 12) экстравертированный (конформный) — высокая общительность, словоохотли­вость до болтливости, своего мнения не имеет, очень несамо­стоятелен, стремится быть как все, неорганизован, предпочи­тает подчиняться.

Невроз. Виды неврозов

Невроз — приобретенное функциональное заболевание нервной системы, при котором происходит «срыв» деятель­ности головного мозга без каких-либо признаков его ана­томического повреждения. Невроз является следствием не­удач, фрустрацией и межличностных столк-новений и в то же время нередко служит их причиной. Так что получается порочный круг: конфликты приводят к невротизации, а она, в свою очередь, провоцирует новые конфликты. Крат­ковременные невротические состояния, проходящие со временем сами собой, без лечения, наблюдаются в тот или иной период жизни практически у любого человека. Более глубокие нарушения, требующие врачебного вмешатель­ства, отмечаются примерно у 30% населения, причем этот показатель быстро растет во всех развитых странах.

Причины неврозов кроются в самых разнообразных психотравмирующих ситуациях, в остром или хроническом эмоциональном стрессе. И в зависимости от предраспола­гающего фона болезнь может проявляться различными сим­птомами. Неврозы делят на три основных вида: неврасте­нию, истерию и невроз навязчивых состояний. Каждый из них возникает у людей с определенным типом высшей нервной деятельности, при конкретных ошибках в их вос­питании и типичных неблагоприятных жизненных ситуа­циях. Так, люди «художественного типа», очень эмоцио­нально воспринимающие действительность, более склон­ные — к истерии; «мыслительного типа» — к неврозу навяз­чивых состояний, а среднее между ними (их большинство) — к неврастении.

Неврастения (лат. — «нервная слабость») — самая час­тая расплата за неумение преодолевать барьеры общения, и она сама создает новые трудности в межличностных от­ношениях. Больных неврастенией беспокоит раздражитель­ность по самым незначительным поводам. Им трудно со­средоточивать свое внимание, они быстро утомляются,
у них появляются головные боли, сердечные боли, нарушаются функции желудка, появляется бессонница, расстраи­вается половая функция, снижается острота сексуальных ощущений.

Истерия — наблюдается чаще у женщин. Они подчас представляют себя тяжелобольными, несчастными, «непо­нятыми натурами» и глубоко вживаются в созданный ими образ. Иногда достаточно случайной неприятной мелкой семейной ссоры, незначительного служебного конфликта, чтобы больной начал горько рыдать, проклинать все и всех, угрожать покончить собой. Истерическая реакция начина­ется обычно тогда, когда больному необходимо добиться чего-либо от окружающих, или, наоборот, избавиться от их якобы несправедливых или попросту нежелательных тре­бований. Эти реакции могут проявляться безудержными слезами, обмороками, жалобами на головокружение и тош­ноту, рвотой, судорожными сведениями пальцев рук, а в целом — симптомами почти любой болезни, известной данному человеку, может возникнуть мнимый паралич, глухота, исчезнет голос. Но при всем этом истерический приступ нельзя считать симуляцией, он чаще всего возни­кает помимо желания человека и заставляет сильно физи­чески и морально страдать его самого. Избалованность, кап­ризность, чрезмерно высокое самомнение и завышенные притязания, неприятие даже самой слабой критики в свой адрес — такие особенности характера человека провоциру­ют развитие истерии.

Невроз навязчивых состояний (психастения) — появ­ляются стойкие тревожные мысли, страхи, например, «за­разиться болезнью», потерять близкого человека, покрас­неть при беседе, остаться одному в помещении и т. п. При этом человек хорошо понимает нелогичность своих опасе­ний, но не может от них избавиться.

 

Сенсорная типология

Можно заметить, что люди думают по-разному, и раз­личия соответствуют трем основным сферам сенсорного опыта — визуальной, аудиальной и кинестетической.

Визуальный тип. Вся воспринимаемая информация представляется этому типу людей в виде ярких картин, зри­тельных образов; рассказывая что-то, эти люди часто жес­тикулируют, как бы рисуя в воздухе представляемые обра­зы. В разговоре часто пользуются фразами: «Вот, посмотри­те...», «Давайте представим...», «Я ясно вижу, что...», «Ре­шение уже вырисовывается...» В момент вспоминания эти люди смотрят как бы прямо перед собой, вверх, влево вверх или вправо вверх.

Аудиальный тип. Эти люди употребляют в основном аудиальные слова: «Я слышу, что вы говорите», «Тогда прозвучал звонок», «Мне созвучно это», «Вот послушай­те...», «Это звучит так...» и пр. То, что человек этого типа вспоминает, как бы наговаривается ему его внутренним голосом или он слышит речь, слова другого. При воспоми­нании взор обращен вправо, влево или влево вниз.

Кинестетический тип. Эти люди хорошо запоминают ощущения, движения. Вспоминая, эти люди как бы снача­ла воссоздают, повторяют движения и ощущения тела. Вспо­миная, они смотрят вниз или вправо вниз. В разговоре в основном используют кинестетические слова: «взять, схва­тить, ощутить, тяжелый», «Я чувствую, что...», «Мне тя­жело», «Не могу ухватить мысль...» и т. п.

Естественно, каждый человек владеет всеми видами вспоминания, но одна из трех систем предоставления со­знанию информации обычно развита лучше других. При вспоминании образов из менее развитой системы человек обычно опирается на более развитую, ведущую. Если у вас, скажем, лучше работает зрительное (визуальное) представ­ление, то звук шума моря вы сможете воссоздать у себя формированием зрительного образа морского берега, т. е. развитая система становится как бы поисковой. Запоминая важную информацию, переведите ее вначале в ведущую систему, а затем во все остальные, например тем,
у кого визуальный тип, номер телефона лучше представить напи­санным, затем его проговорить и мысленно написать ру­кой.

Ведущая сенсорная система человека оказывает свое влияние на совместимость и эффективность общения с другими людьми. Определить ведущую сенсорную систему другого человека можно, обращая внимание на слова, обо­значающие процессы (глаголы, наречия и прилагательные), которые другой человек использует, чтобы описать свой внутренний опыт. Если вы хотите установить хороший кон­такт с человеком, вы можете использовать те же самые процессуальные слова, что и он. Если вы хотите установить дистанцию, то можете намеренно употреблять слова из другой системы представлений, отличной от системы со­беседника. Но в жизни мы часто плохо понимаем друг дру­га, в частности оттого, что не совпадают наши ведущие сенсорные системы.

Ярко выраженные визуалисты, кинестетики, аудиалисты имеют свои специфические особенности в поведении, типе тела и движениях, в речи, дыхании и пр.

 

Комплекс неполноценности и жизненный
стиль (по Адлеру)

Термин «комплекс неполноценности» ввел психолог А. Адлер. Он полагал, что все дети испытывают чувство не­полноценности, являющееся неизбежным следствием их физических размеров и недостатка сил и возможностей.

Сильное чувство неполноценности, или «комплекс не­полноценности», может затруднить позитивный рост и раз­витие. Однако умеренное чувство неполноценности побуж­дает ребенка расти, «стать таким же сильным или даже силь­нее других», стремиться к совершенствованию,
к превос­ходству, к развитию своих способностей.

По Адлеру, борьба за личное превосходство, за господ­ство над другими (что проявляется в жажде власти и агрес­сии) — это невротическое извращение, результат сильного чувства неполноценности и отсутствия социального инте­реса. Оно не может принести признания и удовлетворения личности, которая ищет его таким образом.

Каждый человек вырабатывает свою жизненную цель, служащую сосредоточением его стремлений и достижений. Формирование жизненных целей начинается в детстве как компенсация чувства неполноценности, неуверенности и беспомощности в мире взрослых. Жизненные цели служат защитой против чувства бессилия, мостом между неудов­летворяющим настоящим и ярким, совершенным будущим. Они всегда несколько нереалистичны и могут стать невро­тически преувеличенными, если чувство неполноценнос­ти слишком сильно. Жизненные цели обеспечивают направ­ление и задачи для деятельности человека. Например, че­ловек, который стремится к превосходству, личной влас­ти, разовьет определенные черты характера, необходимые для достижения этой цели — амбицию, зависть, недове­рие и пр. Адлер указывает, что эти черты характера не яв­ляются врожденными, первичными, это «вторичные фак­торы, навязываемые тайной целью человека».

Жизненный стиль — это уникальный способ, выбран­ный каждым человеком для следования своей жизненной цели, это интегрированный стиль приспособления к жиз­ни и взаимодействия с жизнью вообще. Кажущиеся изоли­рованными привычки и черты поведения получают свое значение в полном контексте жизни и целей человека, так что психологические и эмоциональные проблемы не могут рассматриваться изолированно — они включены в общий стиль жизни. Как часть своего жизненного стиля каждый человек создает свое представление о себе и мире. Адлер называет это схемой апперцепции. Представление челове­ка о мире определяет его поведение (если кто-то полагает, что кольцо веревки в углу — это змея, его страх может быть столь же сильным, как если бы змея действительно там была). Человек избирательно преобразует и интерпретиру­ет свой опыт, активно выискивает одни переживания и избегает других, создавая индивидуальную схему апперцеп­ции и формируя различные паттерны по отношению к миру. Адлер подчеркивает, что люди не беспомощные пешки в руках внешних сил. Человек формирует свою личность. Адлер полагал, что только посредством сотруд­ничества с другими, стараясь внести свой вклад в общее дело, человек может преодолеть чувство неполноценности. Он писал, что люди, внесшие наиболее ценный вклад в развитие человечества, были всегда общественно ориенти­рованы. С другой стороны, недостаток сотрудничества с людьми и возникающее в результате чувство неадекватно­сти являются корнем всех невротических стилей жизни.

Психологический рост (по Адлеру)

Психологический рост — это прежде всего движение от центрированности на себе и целей личного превосход­ства к задачам конструктивного овладения средой и соци­ально полезного развития, сотрудничества с людьми. Кон­структивное стремление к совершенству плюс сильное об­щественное чувство и кооперация, сотрудничество — ос­новные черты здоровой личности.

Адлер описывает три ситуации детства, которые могут породить изоляцию, недостаток социального интереса и развитие некооперативного стиля жизни, основанного на нереалистической цели личного превосходства. Такими си­туациями являются: 1) органическая неполноценность, частые болезни и слабость ребенка могут привести к тому, что ребенок отказывается от взаимодействия с другими из чувства неполноценности и неспособности успешно сорев­новаться с ними. Адлер указывает, однако, что дети, которые преодолевают свои трудности, могут «сверхкомпенсировать» первоначальные слабости и развить свои спо­собности в необычайной степени; 2) избалованные дети также имеют трудности в развитии чувства социального интереса и кооперации. Им не хватает уверенности в своих силах, поскольку другие всегда делали все за них. Вместо того чтобы кооперироваться с другими, они начинают вы­двигать односторонние требования к друзьям и семье. Соци­альный интерес у них чрезвычайно слаб. Адлер обнаружил, что избалованные дети, как правило, испытывают мало подлинных чувств по отношению к родителям, которыми они так хорошо манипулируют;
3) отверженность — тре­тья ситуация, которая может сильно замедлить развитие ребенка. Нежелательный или отвергнутый ребенок никогда не знал любви и кооперации в доме, поэтому ему чрезвы­чайно трудно развить в себе эти качества. Такие дети не уверены в своей способности быть полезными и получить уважение и любовь окружающих, они могут стать холод­ными и жестокими. Чтобы помочь человеку преодолеть явный или замаскированный «комплекс неполноценности» (в стремлении к личному превосходству, власти замас­кирован), важно: 1) понять специфический стиль жизни человека; 2) помочь человеку понять себя; 3) усилить со­циальный интерес. Для понимания жизненного стиля, ко­торый образует связное целое, Адлер просил человека рас­сказать самые ранние воспоминания или наиболее выдаю­щиеся события его детства. Адлер считал, что основная проблема большинства людей состоит в их ошибочной схеме апперцепции, определяемой недостижимой и нереалистич­ной целью превосходства над всеми другими. Важно, что­бы человек смог понять свой жизненный стиль, понял себя — значит научился видеть ошибки, которые он делает в повседневных жизненных ситуациях, научился понимать последствия своего поведения. Поскольку забота о себе вместо заботы о других лежит в большинстве психологи­ческих проблем, Адлер считал, что важно постепенно уве­сти человека от исключительного интереса к себе, переве­сти его на конструктивную работу с другими в качестве значимого члена общества.

Типы людей и «локус контроля»

Одна из важнейших характеристик личности — степень независимости, самостоятельности и активности человека в достижении своих целей, развитие личной ответственно­сти за происходящие с ним события. Впервые методы ис­следования этой характеристики разработаны в 60-х годах в США. Наиболее известной является шкала «локуса конт­роля» Д. Роттера. Эта шкала основана на положениях: люди различаются между собой по тому, где они локализуют кон­троль над значимыми для себя событиями. Возможны два локуса контроля и соответственно два типа людей:

1) Экстерналы — когда человек полагает, что происхо­дящие с ним события являются результатом внешних сил, случая, обстоятельств, других людей и т. п.

2) Интерналы — когда человек интерпретирует значи­мые события как результат собственных усилий. Интерналы считают, что большинство важных событий их жизни было результатом их собственных действий, и чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Они считают, что до­бились сами всего хорошего, что было и есть в их жизни и что они способны с успехом достигать своих целей и в бу­дущем. Но они берут на себя ответственность и за все отри­цательные события, склонны обвинять себя в неудачах, не­приятностях, страданиях. Такие люди считают свои дей­ствия важным фактором в организации собственного про­изводства, в складывающихся отношениях в коллективе, в своих продвижениях. Интернал считает себя ответственным за события семейной жизни, в семейных проблемах обви­няет не супруга, а прежде всего самого себя, стремится изменить себя. Такой человек считает себя в силах контро­лировать свои неформальные отношения с другими людь­ми, вызывать к себе уважение, симпатию, активно форми­ровать свой круг общения. Интернал считает себя во мно­гом ответственным и за свое здоровье. В болезни обвиняет самого себя и полагает, что выздоровление во многом зависит от его действий, а не от врачей. Таким образом, ин­терналу присущи активная жизненная позиция, независи­мость и ответственность за себя. Люди-экстерналы, напро­тив, чаще пассивны, пессимистичны, чувствуют, что от них ничего не зависит, все зависит от обстоятельств, а они — пешки в этой жизни, и даже свои успехи, достиже­ния и радости приписывают внешним обстоятельствам, везению, счастливой судьбе или помощи других людей. Человек типа «интернал» чаще в жизни «победитель», экстернал — «побежденный», у них различные жизненные сценарии, различное отношение к себе и другим людям.

 

Психология общения.
Социально-психологический феномен в группе

Функции и структура общения

Общение — специфическая форма воздействия челове­ка с другими людьми как членами общества, в общении реализуются социальные отношения людей.

В общении выделяют три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона общения состоит в обмене ин­формацией между людьми; интерактивная сторона — в организации взаимодействия между людьми: например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собесед­ника; перцептивная сторона общения — в процессе воспри­ятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

К средствам общения относятся:

1. Язык — система слов, выражений и правил их соеди­нения в осмысленные высказывания, используемые для общения. Слова и правила их употребления едины для всех говорящих на данном языке, это и делает возможным об­щение при помощи языка. Если я говорю «стол», я уверен, что любой мой собеседник соединяет с этим словом то же
понятие, что и я, — это объективное социальное значение слова можно назвать знаком языка. Но объективное значе­ние слова преломляется для человека через призму его соб­ственной деятельности и образует уже свой личностный, «субъективный» смысл, поэтому не всегда мы правильно понимаем друг друга.

2. Интонация, эмоциональная выразительность, кото­рая способна придавать разный смысл одной и той же фразе.

3. Мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы.

4. Жесты как средства общения могут быть как обще­принятыми,
т. е. иметь закрепленные за ними значения, так и экспрессивными, т. е. служить для большей вырази­тельности речи.

5. Расстояние, на котором общаются собеседники, за­висит от культурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.

В процедуре общения выделяют следующие этапы:

1. Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т. п.) по­буждает человека вступить в контакт с другими людьми.

2. Ориентировка в целях общения, в ситуации обще­ния.

3. Ориентировка в личности собеседника.

4. Планирование содержания своего общения: человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.

5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выби­рает конкретные средства, речевые фразы, которыми бу­дет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести.

6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.

7. Корректировка направления, стиля, методов обще­ния.

Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов общения — оно окажется неэффективным. Эти умения на­зывают «социальным интеллектом», «практически-психо­логическим умом», «коммуникативной компетентностью», «коммуникабельностью».

 

Коммуникативная компетентность.
Стратегии, тактики, виды общения

Коммуникация — процесс двустороннего обмена инфор­мацией, ведущей ко взаимному пониманию. Коммуника­ция — в переводе с латыни обозначает «общее, разделяе­мое со всеми». Если не достигается взаимопонимание, то коммуникация не состоялась. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь, сигнализирующую о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как от­носятся к проблеме.

Коммуникативная компетентность — способность уста­навливать и поддерживать необходимые контакты с други­ми людьми. Для эффективной коммуникации характерно: достижение взаимопонимания партнеров, лучшее понима­ние ситуации и предмета общения (достижение большей определенности в понимании ситуации способствует раз­решению проблем, обеспечивает достижение целей с опти­мальным расходованием ресурсов). Коммуникативная ком­петентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной ком­муникации в определенном круге ситуаций межличност­ного взаимодействия.

Причинами плохой коммуникации могут быть:

а) стереотипы — упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуации, в результате нет объективно­го анализа и понимания людей, ситуаций, проблем;

б) «предвзятые представления» — склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно («Мы верим тому, чему хотим верить»). Мы ред­ко осознаем, что толкование событий другим человеком столь же законно, как и наше собственное;

в) плохие отношения между людьми — поскольку если отношение человека враждебное, то трудно его убедить в справедливости вашего взгляда;

г) отсутствие внимания и интереса собеседника, а ин­терес возникает, когда человек осознает значение инфор­мации для себя:
с помощью этой информации можно по­лучить желаемое или предупредить нежелательное разви­тие событий;

д) пренебрежение фактами, т. е. привычка делать вы­воды-заключения при отсутствии достаточного числа фак­тов;

е) ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и т. п.;

ж) неверный выбор стратегии и тактики общения.

Стратегии общения: 1) открытое — закрытое общение; 2) монологическое — диалогическое; 3) ролевое (исходя из социальной роли) — личностное (общение «по душам»).

Открытое общение — желание и умение выразить пол­но свою точку зрения и готовность учесть позиции других. Закрытое общение — нежелание либо неумение выразить понятно свою точку зрения, свое отношение, имеющуюся информацию. Использование закрытых коммуникаций оп­равдано в случаях: 1) если есть значительная разница в степени предметной компетентности и бессмысленно тра­тить время и силы на поднятие компетентности «низкой стороны»; 2) в конфликтных ситуациях открытие своих чувств, планов противнику нецелесообразно. Открытые коммуникации эффективны, если есть сопоставимость, но не тождественность предметных позиций (обмен мнения­ми, замыслами). «Одностороннее выспрашивание» — по­лузакрытая коммуникация, в которой человек пытается выяснить позиции другого человека и в то же время не раскрывает своей позиции. «Истерическое предъявление проблемы» — человек открыто выражает свои чувства, про­блемы, обстоятельства, не интересуясь тем, желает ли дру­гой человек «войти в чужие обстоятельства», слушать «из­лияния».

 

Виды общения

Выделяют следующие виды общения:

1) «Контакт масок» — формальное общение, когда от­сутствует стремление понять и учитывать особенности лич­ности собеседника, используются привычные маски (веж­ливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) — набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение
к собеседнику. В городе контакт масок даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди «не задевали» друг дру­га без надобности, чтобы «отгородиться» от собеседника.

2) Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, активно вступают в контакт, если мешает — оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого.

3) Формально-ролевое общение, когда регламентиро­ваны и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

4) Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личност­ные расхождения.

5) Духовное, межличностное общение друзей, когда можно за-тронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, дви­жениям, интонации. Такое общение возможно тогда, ко­гда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеж­дения, отношение.

6) Манипулятивное общение направлено на извлече­ние выгоды от собеседника, при этом используются разные приемы (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей лич­ности собеседника.

7) Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т. е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют ха­рактера коммуникаций.

Кодекс светского общения: 1) вежливость, такт — «со­блюдай интересы другого»; 2) одобрение, согласие — «не порицай другого», «избегай возражений»; 3) симпатии — «будь доброжелателен, приветлив».

Кодекс делового общения иной: 1) принцип коопера­тивности — «твой вклад должен быть таким, какого требу­ет совместно принятое направление разговора»; 2) прин­цип достаточности информации — «говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент»;
3) принцип качества информации — «не ври»; 4) принцип целесооб­разности — «не отклоняйся от темы, сумей найти реше­ние»; 5) «выражай мысль ясно и убедительно для собесед­ника»; 6) «умей слушать и понять нужную мысль»; 7) «умей учесть индивидуальные особенности собеседника ради ин­тересов дела».

Если один собеседник ориентируется на принцип «веж­ливости»,
а другой — на принцип кооперативности, они могут попасть в нелепую, неэффективную коммуникацию. Следовательно, правила общения долж-ны быть согласова­ны и соблюдаться обоими участниками.

Тактика общения — реализация в конкретной ситуации коммуникативной стратегии на основе владения техника­ми и знания правил общения. Техника общения — сово­купность конкретных коммуникативных умений говорить и умений слушать.

 

Трансактный анализ общения

Трансактный анализ общения выделяет три основные позиции: Ребенка, Родителя, Взрослого, которые могут неоднократно сменять одна другую в течение дня, или одна из них может преобладать в поведении человека. С позиции Ребенка человек смотрит на другого как бы снизу вверх, с готовностью подчиняется, испытывая радость от того, что его любят, но одновременно и чувство неуверенности, без­защитности. Эта позиция, являясь основной в детстве, не­редко встречается и у взрослых. Так, иногда молодая жен­щина в общении с мужем хочет почувствовать себя вновь озорной девчонкой, оберегаемой от всяческих невзгод. Муж в таких ситуациях занимает позицию Родителя, демонст­рирует уверенность, покровительство, но одновременно и безапелляционность, приказной тон. В другое время, на­пример, общаясь со своими родителями, он сам занимает позицию Ребенка.

При общении с коллегами обычно стремятся занять позицию Взрослого, предусматривающую спокойный тон, выдержку, солидность, ответственность за свои поступки, равноправие в общении.

С позиции Родителя «играются» роли старого отца, стар­шей сестры, внимательного супруга, педагога, врача, на­чальника, продавца, говорящего «Зайдите завтра». С пози­ции Ребенка — роли молодого специалиста, аспиранта-со­искателя, артиста — любимца публики. С позиции Взрос­лого — роли соседа, случайного попутчика, сослуживца, знающего себе цену, и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 435; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.