Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Профессиограммы юридических профессий 2 страница




_____________________________________________________________________________

*См.: Кодекс чести судьи Российской Федерации. Законность. 1994. № 2, с. 36—37.

 

Постоянная ответственность судьи перед обществом предельно сти­мулирует его познавательные способности, анализ всей получаемой информации, требует от него четкости и ясности в принятии решений. «Судьей должен быть человек, который своим личным поведением, своим отношением к работе заслужил доверие и авторитет, человек, который имеет большой общественно-политический опыт, умеет раз­бираться в людях...»*.

_____________________________________________________________________________

*См.: Калинин М.И. О социалистической законности. М., 1959, с. 177.

 

Особенность деятельности судьи заключается в том, что она не может рассматриваться только как служба, она всегда должна быть призвани­ем. Как хорошо подметил Г. Медынский, «главное — в самой психо­логии судьи, в его философском осмыслении отношения к человеку и обществу... Суд не служба, суд — высокое общественное служение и слепой судья народу не слуга»*.

_____________________________________________________________________________ *Медынский Г. Трудная книга. М., 1966, с. 333.

 

Судебные дела чрезвычайно разнообразны как по объему, так и по характеру. Разноплановость работы судьи предполагает немалую общую и юридическую эрудицию, умение принимать решения в самых разно­образных ситуациях.

Основная задача суда — вынесение справедливого приговора или решения по делу на основании глубокого и всестороннего исследования доказательств и в соответствии с действующим законодательством. Су­дебный процесс оказывает воспитательное воздействие на всех, кто участвует или присутствует на нем, а также на более или менее значи­тельные группы населения, находящиеся за пределами суда.

Суды оказывают влияние на следующие аспекты общественного мнения:

1. Формируют у граждан правосознание.

2. Уголовные процессы создают социально-психологическую атмо­сферу неотвратимости наказания.

3. При высокой культуре судебного процесса создают вокруг преступ­ника и его пособников атмосферу морального осуждения.

4. Судебный процесс стимулирует общественное мнение к выявле­нию причин и условий, способствовавших совершению преступления*.

_____________________________________________________________________________

*См.: Васильев В.Л. Юридическая психология. С. 159.

 

Поведение, облик судьи должны быть такими, чтобы он сразу внушал к себе уважение, чтобы у всех присутствующих создавалось убеждение в его праве, способности, умении решать сложные дела, решать судьбы людей. В умении проявлять эти качества заключается одна из специфи­ческих особенностей коммуникативных свойств личности судьи.

Главное в коммуникативных свойствах личности судьи — не стремле­ние быть приятным в общении, а умение своим видом показать способ­ность, желание досконально разобраться во всех обстоятельствах дан­ного дела. Именно это внушает уважение к судье и к правосудию в целом, является стимулом для всех участников процесса тщательно, подробно излагать факты, свою оценку, свое понимание тех или иных фактов. В коммуникативных качествах судьи должны отсутствовать по­вышенная жестикуляция, раздражительность, грубость, насмешка, из­лишняя назидательность. Судья обязательно должен обладать такими качествами, как тактичность, вежливость, сдержанность в манерах пове­дения, эмоциях, речи.

Судья никогда не должен в ходе судебного следствия своим внешним видом, поведением, отношением к кому-либо из участников показать, что он уже имеет мнение по данному вопросу. Окончательное разреше­ние конструктивной деятельности происходит лишь в совещательной комнате. Строгое соблюдение этого правила помогает не только пра­вильному вынесению приговора, но и правильному осуществлению познавательной деятельности.

Особенность деятельности судьи заключается и в том, что он не может и не должен навязывать свое мнение как другим судьям, так и иным участникам процесса. Это чувство вырабатывается на основании глубокого убеждения судьи в том, что только свободно выраженное мнение каждого участника процесса даст возможность в конечном итоге правильно познать истину, принять правильное решение.

Судье важно развивать в себе воспроизводящее воображение, так как только при помощи него он сможет на основании главным образом словесной информации мысленно воссоздать модель прошедшего события, обстоятельства которого рассматриваются в судебном заседании.

Ошибочно думать, что роль судьи сводится только к внимательному выслушиванию объяснений, ответов на задаваемые вопросы. Ему необ­ходимо обладать и умением активно воздействовать на подсудимых, свидетелей, дающих ложные показания. Судья должен уметь подсказать норму поведения, показать противоречивость, логическую неоправдан­ность поведения того или иного лица в суде. Опытного судью в процессе всегда отличают беспристрастность и выдержка.

Реконструктивная сторона деятельности судьи — это текущий и за­вершающий анализ всей собранной по делу информации, окончатель­ной целью которого является вынесение справедливого в соответствии с действующим законодательством приговора или решения. В реконст­руктивной деятельности реализуются общий и специальный интеллект, память, воображение, мышление, интуиция судьи. Следует отметить, что мышление судьи должно отличаться объективностью, всестороннос­тью, конкретностью и определенностью.

Курс подготовки судей должен способствовать развитию судейского мышления. Для того чтобы обучение достигло цели, судьи должны получать психологическую поддержку от других судей, включая судей из зарубежных стран*.

_____________________________________________________________________________

*См.: Судебная реформа в Российской Федерации. Российская юстиция. 1994, № 1. с. 15.

 

Необходимость осуществления функций организации судебного про­цесса, деятельности многих участников процесса требует развития у судьи определенных качеств организатора — дисциплинированности, собранности, целеустремленности, настойчивости, организации всех своих поступков, всей своей деятельности. Многообразные функции судьи могут быть выполнены только в том случае, если он воспитал в себе аккуратность в выполнении каждого отдельного действия, каж­дого элемента общей структуры судебной деятельности.

Удостоверительная деятельность завершает профессиограмму судьи и представляет собой приведение всей добытой в ходе процесса инфор­мации в специальные, предусмотренные законом формы: приговор, протокол, определение, решение и др. В этой деятельности реализуется общая и специальная культура письменной речи судьи, его професси­ональные навыки в составлении письменных документов.

Наличие психологических знаний дает возможность судье правильно определять отношение к источнику сообщаемых сведений, выяснить возможные причины искажения из имевших место в действительности фактов, все психические особенности данной личности, понять мотивы его деятельности как в исследуемом событии, так и в настоящее время, воздействовать на личность.

Деятельность работников прокуратуры многогранна и ответственна, она связана с защитой законных прав и интересов граждан. Ни одно нарушение закона не должно оставаться без реагирования со стороны прокуратуры, которая призвана обеспечивать соблюдение законов на порученных им участках работы.

В Российской Федерации существуют следующие отрасли прокурор­ского надзора:

1) надзор за исполнением законов органами государственного управ­ления, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами (общий надзор);

2) надзор за исполнением законов органами дознания и предвари­тельного следствия;

3) надзор за исполнением законов при рассмотрении дел в судах;

4) надзор за соблюдением законов в местах содержания задержанных, в местах предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом.

В своей практической деятельности, для достижения успеха прокурор и его помощники должны обладать определенными личностными ка­чествами и, в частности, мышлением.

Мышление, вскрывающее причины каких-либо явлений, называют причинно-следственным. Именно такой характер носит мышление про­курора, так как основным содержанием его умственной работы является выведение следствий. Следственное мышление требует гармонического сочетания анализа и синтеза. Обостренная чуткость, тонкость различе­ния правды и лжи, истины и заблуждения служат залогом предусмот­рительности прокурора, условием предвидения дальнейшего хода собы­тий и поведения участников в конкретном деле.

Отмеченные особенности мышления предполагают наличие у проку­рора следующих качеств ума*:

- глубины — способности проникнуть за поверхность видимого, в сущ­ность фактов, понять смысл происходящего, предвидеть ближайшие и отдаленные, прямые и побочные результаты явлений и поступков;

- широты — умения охватить широкий круг вопросов и фактов, при­влекая знания из различных областей науки и практики;

- мобильности — способности к продуктивности мышления, мобили­зации и использованию знаний в сложных условиях, в критической обстановке;

- быстроты — умения решать задачи в минимальное время, ускоренно оценивая обстановку и принимая неотложные меры;

- самостоятельности — способности к постановке целей и задач, умения находить их решение и пути к их достижению без посторонней помощи;

- целеустремленности — волевой направленности мышления на реше­ния определенной задачи, способности длительное время удерживать ее в сознании и организованно, последовательно, планомерно думать над ее разрешением;

- критичности — умения взвешивать сообщения, факты, предположе­ния, отыскивая ошибки и искажения, раскрывая причины их возник­новения;

- гибкости — умения подойти к явлению с различных точек зрения, устанавливать зависимости и связи в порядке, обратном тому, который уже был усвоен, варьировать способы действия, перестраивать свою деятельность и изменять принятые решения в соответствии с новой обстановкой.

_____________________________________________________________________________

 

*См.: Ратинов А.Р. Судебная психологии для следователей. М., 1967, с.112-113; Васильев В.Л. Юридическая психология. С.162–163.

 

Прокурор должен обладать незаурядными волевыми качествами. Профессиональная деятельность его требует большой личной иници­ативы, целеустремленности, упорства, настойчивости, хороших органи­заторских способностей.

Коммуникативная и удостоверительная стороны деятельности проку­рора связаны с использованием речи в ее основных формах — устной и письменной. Умение донести свои мысли для прокурора так же важно, как умение мыслить, а умение слушать не менее важно, чем умение говорить.

Как государственный обвинитель выступающий в суде прокурор об­виняет от имени государства, представляя собой, таким образом, огромное социальное большинство. Это требует от прокурора тщательного анализа доказательств по делу, объективных выводов в результате этого анализа и умения высказывать требования справедливого приговора словами, по­нятными народу, от имени которого прокурор произносит речь.

Формирование мнения прокурора о наказании при рассмотрении в суде уголовного дела — сложный процесс, где учитываются данные правового характера, предусмотренные законом, а также сказывается множество иных факторов. Прокурор участвует в деле практически с момента возбуждения и до вынесения приговора. Поэтому мнению государственного обвинителя принадлежит особая роль. В процессе он первым высказывает свое мнение. Потому очень важно, чтобы оно было четко сформулировано и убедительно аргументировано*.

_____________________________________________________________________________ * См.: Чертков А. Предложения прокурора о мере наказании. Законность. М., 1993, № 12,

 

Определенное мастерство требуется от прокурора при ведении допросов в зале судебного заседания, в особенности допросов членов преступной группы, занимавших в этой группе различное иерархическое положение. Политическая зрелость, нравственная чистота, понимание значимос­ти своего труда умножают силы и способности прокурора, помогают ему правильно ориентироваться в сложной обстановке, предохраняют от узкопрофессионального отношения к своим обязанностям.

Деятельность адвоката в значительной степени обуславливается спе­цификой его социально-психологической роли. Адвокаты — это люди, профессиональный долг которых оказывать юридическую помощь гражданам и организациям. Законом на него возложена защита всех прав и интересов подсудимого.

Деятельность адвоката в большинстве случаев зависит от умелого установления психологических контактов с людьми, от правильного подхода к подзащитному как к личности, от надлежащего взаимодей­ствия его с судом, следователем, прокурором. Большую роль в этом играет организаторская деятельность адвоката: составление плана при подготовке для участия в процессе, осуществление методов и приемов, выработанных практикой и профессиональным опытом. Это дает ему возможность правильно ориентироваться в различных ситуациях, по возможности своевременно устранять недоразумения и неточности, вно­сить поправки при выявлении новых обстоятельств в составленный им план. Адвокат должен тщательно продумать все те вопросы, которые ему необходимо выяснить как в подготовительной части судебного заседа­ния, так и в ходе судебного следствия. Только изучив, проанализировав и сделав выводы о личности подзащитного, логически продумав свою линию защиты, адвокат может достигнуть положительных результатов в процессе. Правильная и квалифицированная защита является гаранти­ей того, что ни один невиновный не будет предан суду или осужден.

По ходу рассмотрения дела адвокат должен не только отстоять инте­ресы подзащитного, но и воспитывать, укреплять чувство законности. Успех его деятельности во многом зависит от умения находить и актив­но использовать среди большого числа доказательств такие, которые бы оправдывали его подзащитного или смягчали вину. Для этого требуется поиск, творческое мышление, четкая ориентация в обстоятельствах де­ла. Выступая в процессе, адвокат придерживается выработанной им линии защиты и четко обозначенной цели, для достижения которой ему необходимо осуществлять какие-то действия, принимать своевремен­ные решения. Здесь для адвоката очень важны самостоятельность, принципиальность, умение противостоять другим участникам процесса, волевые качества, настойчивость и решительность.

Участвуя в решении вопросов правосудия, оценивая поступки и дей­ствия людей, вскрывая их психологическое содержание, защитник должен иметь на это нравственное право. Он должен быть принципиален, честен, непримирим к нарушению прав и законных интересов своего подзащитного. Адвокат должен иметь свое собственное мнение, не поддаваться внушаемости, уметь отстаивать свои убеждения и позиции.

Как правило, все материалы уголовного дела адвокат рассматривает под углом зрения своего подзащитного. В лице защитника общество как бы протягивает обвиняемому руку помощи. В умении видеть в совер­шившем преступление человеке положительные черты, планировать его будущее заключается социальный аспект деятельности адвоката.

В деятельности адвоката кроме социального аспекта присутствуют также реконструктивный и коммуникативный аспекты.

Доминирующее положение занимает реконструктивная деятельность защитника. Здесь реализуются такие качества, как память, аналитичес­кое и синтетическое мышление, воображение. В коммуникативной де­ятельности адвоката выделяются два аспекта: 1) психологический кон­такт с подзащитным; 2) психологический контакт с составом суда и ос­тальными участниками процесса. В этом аспекте реализуются качества адвоката как судебного оратора.

В процессе как адвокат, так и прокурор должны представить свои доводы суду в обоснованной и убедительной форме, внимательно разо­бравшись в личности подсудимого, в психологических причинах и мотивах совершенного им преступления. Как оправдание подсудимого за счет умаления социальной опасности преступления, так и преждевременная сдача позиций без борьбы являются одинаково вредными как для самого подсудимого, так и для общества в целом. Умение соединить в защите интересы подзащитного и общества, умение поднять социальное значение защиты при отстаивании, в сущности, частного интереса — это, несомнен­но, одно из важных проявлений профессиональной культуры адвоката*.

_____________________________________________________________________________ * См.: Бойков А.Д. Этика профессиональной защиты по уголовным делам. М., 1978, с. 10—11.

 

В своей деятельности адвокат не должен разглашать сведения, ко­торые стали ему известны в связи с оказанием юридической помощи. Поскольку деятельность адвоката носит публично-правовой характер, ее содержание на всех этапах защиты интересов лиц, обратившихся за юридической помощью, определяется осознанием адвокатом своей пра­вовой и нравственной обязанности содействовать охране правопорядка и укреплению законности.

Положение адвоката как члена общественной организации, честь и достоинство которой он должен всемерно ограждать и укреплять, предъявляет особые, повышенные нравственные требования к его по­ведению не только во время непосредственно исполнения своих профессиональных обязанностей, но также и вне рамок его специальных знаний (в семейных отношениях, в быту, в общественной жизни и т. п.).

Адвокаты играют значительную роль в правовоспитательной работе среди населения. Разъясняя каждодневно те или иные положения зако­нодательства, они вносят свой вклад в формирование правосознания граждан, способствуют предупреждению правонарушений.

Деятельность инспектора уголовного розыска, находящегося на пе­реднем крае борьбы с преступностью, состоит в раскрытии, расследова­нии и предупреждении уголовных преступлений: убийств, грабежей, разбоев, бандитизма, краж и т. д. Его деятельность протекает часто в условиях экстремальности и отличается высокой эмоциональной на­пряженностью. Поэтому работа в уголовном розыске требует от сотруд­ника большой находчивости, смелости, инициативы, хорошей образной памяти, умения владеть собой, быстро и хладнокровно принимать реше­ния, высокого уровня самоорганизованности и настойчивости.

Эта многообразная и сложная работа, в большинстве случаев связан­ная с определенным риском, регулируется законом, в рамках которого и действует сотрудник уголовного розыска.

Разносторонняя деятельность работников уголовного розыска осу­ществляется в основном в двух формах.

Во-первых, вместе со следователем инспектор уголовного розыска выезжает на место происшествия, участвует в осмотре, обыске и других следственных действиях.

Во-вторых, сотрудники уголовного розыска, используя профессио­нальные методы и приемы, ставят своей задачей разгадать замысел преступников и предупредить реализацию этих замыслов. Работникам уголовного розыска в этих случаях приходится с помощью специальных приемов получать необходимую информацию об опасных преступниках, их связях, местах нахождения, намерениях. В большинстве случаев результатом этой деятельности является неожиданное для преступника, задержание его с поличным.

Как и в структуре профессиограммы следователя, в деятельности инспектора уголовного розыска активно проявляется поисковая сто­рона, заключающаяся в выявлении следов преступника и создании его психологического портрета, которые дают возможность вести розыск и последующую идентификацию личности. Вычленяя необходимую ин­формацию на месте происшествия, инспектор уголовного розыска кон­центрирует внимание на «критических фигурах» (место взлома, взрыва, труп и т. д.) и «критических полях» (пути проникновения и пути ухода преступника и т. д.).

У инспектора уголовного розыска наблюдение как психический про­цесс и форма деятельности вырабатывает интеллектуальное качество — профессиональную наблюдательность, которая становится чертой личности инспектора и очень важна для него. Эту наблюдательность можно назвать проницательностью — качеством, которое необходимо для инспектора уголовного розыска.

Важным аспектом психологической наблюдательности является умение наблюдать за собой, анализировать свои поступки и действия, учитывать свои ошибки и вовремя их исправлять.

В организации получения информации от различных людей о личнос­ти преступника, его приметах, связях, возможном месте нахождения заключается коммуникативная сторона деятельности инспектора уго­ловного розыска.

Сущность удостоверительной стороны деятельности инспектора за­ключается в фиксации добытой информации в специальной письмен­ной форме.

Важна для инспектора уголовного розыска организационная сторона его деятельности. Ему неоднократно в течение рабочего дня приходится выезжать на место происшествия, нередко встречаться с большим коли­чеством людей, посещать различные учреждения и организации и всюду надо успевать. Для этого инспектор должен обладать высоким уровнем самодисциплины, умением планировать время, организовать труд добро­вольных помощников и общественности, активно используя их помощь.

Реконструктивная сторона деятельности инспектора заключается в мысленном воссоздании картины события преступления, разработке основных версий по делу и подготовке плана, направленного на успеш­ное раскрытие преступления.

Качество ума инспектора, практическое мышление в процессе его трудовой деятельности именуется «оперативным». Анализ и синтез в его мышлении имеют равное значение и требуют гармонического сочетания.

Остановимся и на социальной стороне деятельности инспектора уго­ловного розыска. В первую очередь он должен стремиться предупредить преступления, создать на своем участке обстановку, которая пре­пятствовала бы осуществлению преступных намерений со стороны подучетного контингента лиц. Для этого инспектору необходимо легко вступать в контакт с людьми, уметь учитывать быстроменяющуюся обстановку, проявлять находчивость и выдержку, сочетать убеждение и принуждение в условиях соблюдения правовых предписаний.

На практике часто сложные ситуации возникают в момент задержа­ния. Здесь инспектору следует четко определить способ задержания в данной ситуации, учитывать при этом личность человека, которого необходимо задержать. Взгляд, специфический оборот речи, малейшее движение не должны остаться незамеченными. Любая мелочь может характеризовать человека.

Деятельность сотрудников по борьбе с экономическими преступлени­ями кропотливая, внешне неэффективная. Однако никто другой не возвращает народу и государству такого большого количества матери­альных ценностей, как работники этого отдела. Преступники, с кото­рыми им приходится иметь дело, как правило, грамотные, квалифици­рованные и изворотливые люди. Результаты своей преступной деятель­ности они хорошо умеют скрывать.

Работа сотрудника по борьбе с экономическими преступлениями отличается от работы уголовного розыска задачами и методами и самим подходом их постановке. В уголовном розыске в основном работу ведут «от преступления» (убийства, изнасилования, кражи и т. д.), а в этих подразделениях инспекторам приходится "идти к преступлению", отыскивая его по малозаметным признакам. Сотруд­никам этой службы приходится проверять заявления и жалобы граждан о нарушениях и злоупотреблениях в системе торговли, об обмане покупателей, пересортице, завышении цен, о жизни отдельных должностных материально ответственных лиц «не по средствам» и т. п. Эти разрозненные факты представляют в большинстве своем фрагмен­ты целой картины, и необходимо обладать большим запасом раз­носторонних знаний, опытом и терпением, чтобы из перечисленных признаков была воссоздана картина замаскированного хищения соб­ственности.

Сотрудники по борьбе с экономическими преступлениями для ус­пешной борьбы с преступниками должны превосходить их в общей культуре и профессиональной квалификации. Они должны хорошо знать бухгалтерский учет, товароведение, технологию изготовления про­дукции, особенности переработки, транспортировки и хранения потре­бительских товаров с тем, чтобы использовать эти знания для раскрытия сложных, замаскированных хищений. Немало хищений совершается скрыто от окружающих, с использованием ошибок и недостатков в учете и охране материальных ценностей.

В профессиограмме работника этой профессии выделяются социаль­ная, коммуникативная, поисковая, организационная и удостоверительная стороны деятельности, в которых реализуются личностные качества, умения и навыки, обеспечивающие успех в его сложной работе. Главное для инспектора ОБХСС — умение разбираться в людях, находить пути к их сердцам, отличить честного человека от стяжателя, ориентировать­ся в сложной иерархии группы расхитителей и безошибочно выделить в ней слабое звено, через которое можно было бы раскрыть сложное, замаскированное хищение. Важно при расследовании этой категории дел выявить мотивы и условия, которые способствовали совершению конкретных хищений в различных областях промышленности, город­ского и сельского хозяйства, в торговле и т. д.

В.Л. Васильев в своей работе дал психологические описания всех основных юридических профессий под углом зрения задач, которые возложены на те или иные органы, обслуживающие правовую систему*, поэтому мы в работе на других кратких юридических профессиограммах останавливаться не будем.

_____________________________________________________________________________

*См. подробнее: Васильев В.Л. Юридическая психология. С. 166—183.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 349; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.059 сек.