Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросник




Опись материалов, записанных от Бодровой Софьи Григорьевны

 

ФИО информанта жанр Заголовок/ первая строка страница
    Бодрова Софья Григорьевна   Меморат О гражданской войне  
  Предание О названии села  
  заговор На сон  
  заговор От занозы  
  частушка (кол-во: 50) Любовные, о войне, о… 8-15
  Лирическая песня Лебедушка  
  Лирическая песня литературного происхождения Коробейники  
  И т.д. И т.д. И т.д.
       

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Фольклорный материал. В одной графе по порядку записываются жанр, фольклорные тексты, параллельно дается комментарий к текстам, в котором указывается:

- дата записи,

-фамилия информанта (в случае, если их несколько),

-определение жанра самим исполнителем,

-каков контекст исполнения,

-от кого и где перенял информант свое произведение,

-записано ли оно как воспоминание или активно бытует,

-бытует ли как формальная традиция или ему придается сакральный смысл,

-ясен ли его истинный глубинный смысл и функция или затемнены, забыты; сохранена ли изначальная функция (магическая, информативная, дидактическая) или произведение имеет только развлекательную функцию,

-отношение информанта к произведению, какими жестами и действиями (особенно если заговор) сопровождается. Например:

 

Жанр Фольклорные тексты комментарий
1.     2. частушка     лирическая песня Ох, любовь моя зла- Я ее не знала, Часто по ночам Плакать заставляла   Не по морюшку лебедушка плывет, Не к моему ль горю матушка идет. Ты пойди-кася, родимая, сюда, Погляди-ка на несчастную меня, Как живу я во чужих во людях, Не по лиху, не по бархату хожу, Через золото слезушки лью. Не с моих ли горючих слез Протекала Волга-матушка река, Потопила все болота и луга? Оставался за озером лужок, Становилися некрутики в кружок.   25.07.08. Черепанова «Припевка»; Услышала от своей матери, поется на праздниках. Исполняется весело. Сопровождается притопыванием   25.07. 08. Иванова. текст приведен не полностью; «Душевная песня»; «как соберемся с бабками на лавке у дома, так и поем», «душа просит»; Пела ее бабушка; Бытует; Поется протяжно.    

 

Целесообразно составить разные таблицы по разным жанрам. Жанры большого объема (сказки, предания и т.д.) целесообразно записывать на отдельных листах (не в таблице) с указанием информанта.

Фольклорные жанры, на которые нужно обратить внимание: лирические необрядовые песни, «жестокие» романсы, баллады, исторические песни, песни-пародии, шуточные песни, сатирические песни, частушки, пословицы и поговорки, загадки, детский фольклор, сказки, былички, легенды, предания, мемораты, заговоры.

НЕОБРЯДОВЫЕ ЛИРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ

Традиционные лирические песни – протяжные, долгие, в настоящее время записываются очень редко. Чаще удается записать песни литературного происхождения или жестокие романсы. Необходимо тщательно выявлять и записывать весь традиционный репертуар крестьянской лирики, а также песни более поздних исторических эпох (песни гражданской войны, Великой Отечественной войны); записывать широко распространенный репертуар жестоких романсов и песен литературного происхождения.

Выявляя репертуар песенной группы, нужно фиксировать те песни, текст которых сохраняется в памяти частично и обязательно сделать об этом пометку и в рабочей тетради и в диктофоне. По окончании записи нужно выявить, какие песни оста­лись в памяти исполнителей только по названиям. Названия этих песен записать в тетради. В паузах между исполнением песен в черновых тетрадях записывать свои наблюдения за особенностями поведения исполнителей и слушателей, все их замечания по поводу песни, своего отношения к ней, традиционного и современного ее исполнения.

Во время исполнения песни следует фиксировать выражение лиц, жестикуляцию, мимику исполнителей, чтобы использовать свои наблюдения при дневниковых записях. Если песня сопровождалась движением, то попросить воспроизвести их (в хороводе, на посиделках).

После записи каждой песни, если запись производилась вручную, необходимо уточнить все пропуски, сделанные во время записи, выяснить смысл непонятных слов и выражений и зафиксировать объяснения информаторов.

Если запись песен производилась от группы исполнителей, но в ходе разговора выяснилось, что один или два исполнителя помнят песни, которые не помнит группа, нужно записать их. Кроме того, нужно выявить репертуар тех песен, которые могли исполняться индивидуально: колыбельные, потешки, частушки, колядки, веснянки, причитания.

Записывать песни надо стараться в их естественном исполнении: хоровую – в исполнении хора, сольную – от одного певца, хороводную, плясовую – сопроводить описанием, как водились хороводы, какие были пляски. При записи песен от хора надо узнать, давно ли они поются данным составом.

Сразу после работы с информаторами в тетрадях записать полную информацию о составе певческой группы и составить репертуарный список группы, переписать набело магнитофонный реестр. Расшифровка записей должна быть произведена в тот же день. Если запись производилась вручную, то переписать песню набело. Если запись производилась на диктофон и одновременно вручную, надо сверить черновой полный текст с диктофонной записью, переписать песню набело.

Какие песни исполнялись во время или после окончания посиделок?

Какие музыкальные инструменты использовались при этом?

Исполнялись песни при возвращении с полевых работ?

Существовали ли в данной местности группы людей, давно поющих вместе?

Какие песни из репертуара бабушки, матери, отца или старших родственников знают представители младшего поколения?

Какие песни о Великой Отечественной войне знают исполнители?

Пелись ли специальные (трудовые) песни при совершении какой-либо тяжелой работы, требующей коллективных усилий (при общей тяжелой работе, при погрузке или разгрузке леса и т.д.)?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 704; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.