Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лица, обязанные исчислять налоги 3 страница




Раскладочные (репарационные) налоги широко применялись на ранней стадии развития налогообложения. Их размер определяли ис­ходя.из потребности совершить конкретный расход: выкупить короля из плена, построить крепостную стену и т.п. Суммы расхода распреде­лялись между налогоплательщиками — на каждого налогоплательщика приходилась определенная сумма налога.

В настоящее время раскладочные налоги используются редко, в

■ основном в местном налогообложении. Например, размер местного
целевого сбора на благоустройство территории и другие цели вполне
может бьпъ определен по раскладочной системе исходя из конкретной
потребности и числа жителей.

При установлении количественных (долевых, квотативных) нало­гов, в противоположность раскладочным, исходят не из потребности покрытия расхода, а из возможности налогоплательщика заплатить

■ налог. Эти налоги непосредственно или косвенно учитывают имуще­
ственное состояние (доходность), налогоплательщика.


2.5. Закрепленные и регулирующие налоги

Закрепленными называют налоги, которые на длительный период полностью или частично закреплены как доходный источник кон­кретного бюджета (бюджетов). Например, таможенные пошлины,-сборы и иные таможенные платежи являются доходом федерального бюджета Российской Федерации (ст. 50 БК РФ). Федеральные и ре­гиональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов Федера­ции или местные бюджеты на очередной финансовый год, регулиру- ■ ют доходы бюджетов. Нормативы отчислений могут устанавливаться и на долговременной основе (не менее чем на 3 года) (ст. 48 БК РФ). В качестве регулирующих федеральных налогов, например, исполь­зуются акцизы, налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий. Распределение сумм этих налогов между различными бюджетами происходит при утверждении федерального бюджета на

конкретный год.

Субъекты Федерации, принимая законы о своих бюджетах, опре­деляют, поступления каких региональных налогов и в каких пропор­циях будут зачисляться в местные бюджеты.

2.6. Государственные и местные налоги

По степени компетенции органов власти различных уровней по установлению и введению налогов выделяют государственные (феде­ральные и региональные) и местные налоги.

Установление и введение федеральных налогов проводится решени­ем высшего представительного органа государства. Они обязательны к уплате на всей территории РФ. Эти налоги поступают не только в фе­деральный бюджет — они 'могут зачисляться в бюджеты различных

уровней.

Региональными признаются налоги, которые вводятся на террито­рии соответствующего субъекта Федерации законом субъекта. Это не означает, что субъекты Федерации свободны в определении условий взимания региональных налогов. НК РФ определяет, что, устанавливая региональный налог, представительные органы власти субъектов Фе­дерации определяют налоговые льготы, ставку (в пределах, установ­ленных Кодексом), порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ, т.е. на фе­деральном уровне (п. 3 ст. 12 части первой НК РФ).

Местные налоги устанавливаются и вводятся нормативными пра­вовыми актами представительных органов местного самоуправления и


Глава 2. Виды налогов


2.7. Общие и целевые налога



 



уплате на территории соответствующих муниципальных

обязательна к У сключение из эТ0Г0 правила в городах федерального

образовании- кве ^ СаНКТ_Петербурге - местные налоги устанав-

значения - датся законами этих субъектов Федерации.

лива*0тся И в местНЫй налог, соответствующий представительный

устанавл* 1И1Ъ те же элементы юридического состава налога,

орган вправе о Р ^ще ^ региональных налогов. Ряд существенных

законодатель,~ ^ реГИ0Нальных налогов могут распределяться между Ш0д"зачйсляются
ПостунтеН ^ федерации и местными бюджетами. зджетоМ су^^ ^ СООТВетствующие местные бюджеты.

ч.го пеРеЧИСЛКЯ местных налогов также устанавливает федеральный элеменгов^остав^ ^ ^ ^ ^^ ж рф)

лоГИ з^^^^ом бюджет (фонд), в который зачисляется конкрет-
Таким оор ^вж|ется крйтерИем для о©тнесения налога к категории
НЫЙ налог, "е ' ©нальных или местных налогов. Например, феде-
федеральвых, р ^^ ^ доходы физических лиц - полностью по-
ральннйнал территорий, на которых он был собран1. Зачис-

сТупает в о1°* го наЛога в бюджет или иной фонд субъекта Феде-лейИе ФедеРуесТНый бюджет (фонд) не придает этому налогу статуса раийй, или i ^ Местного налога. В соответствии с Конституцией регионально! ^ ^ ^ ^ ^ части первои ^ РФ проблема госу-

рф (ст. 71, ' ме'стных налогов является проблемой разграничения
дарственных новлению налогов. Если субъект Федерации или

полномочии саМоуправлеВия не устанавливает налога, а лишь рас-оргай месГаЦНую посредством налога сумму, налог не является регао-

дальним йлп объектам Федерации предоставлены права по из-

В рЯДС давий налогообложения, установленных федерацией..При

ыенению уел оМОЧИЙ субъекта Федерации строго определены фе-

этоМ предеД одатеЛЬСтвом. Такие налоги нельзя относить к реги-

деральным з*

ональным- рф о рдде налогов установлены предельные ставки

Так, в за^бъектам федерации предоставлено право определять' налогов, а У даХ устан0вленной. Но это право может остаться сВ'оЮ ставку £ым в таком случае федеральный налог взимается по иНереализов gHHHM федеральным законом. Например, налог на ставкам, УсТ аций частично поступает в бюджет субъектов Фе-Прибыль opt 2S4 ^ 25 второй части НК РФ установлена мак-

дераиии-симальная
ставка

налога в части, поступающей в эти бюджеты,

,ш -1 к Федеральному закону от 30 декабря 2001 г. «О федеральном

1 ^ П?» // СЗ РФ- 2001. № 53 (ч. 1). Ст. 5030.

бюджоге на


14,5%. Если конкретный субъект Федерации не воспользовался пра­вом определить собственную ставку, налог взимается по максималь­ной ставке.

Такой же принцип установлен и Законом РФ от 13 декабря 1991 г. № 2030-I «О налоге на имущество предприятий». Если субъект Феде­рации не определил собственную ставку, налог взимается по макси­мальной ставке — 2% от среднегодовой стоимости имущества.

Следует различать ситуацию, когда федеральный закон устанавли­вает и определяет все существенные элементы налога, за исключением ставки. Такой налог не может взиматься до тех пор, пока субъект Феде­рации не примет нормативного акта, устанавливающего ставку, и не введет его в действие.

Например, Закон РСФСР от 11 октября 1991 г. № 1738-1 «О плате за землю» устанавливает круг плательщиков земельного налога, виды облагаемых земель, порядок исчисления и уплаты налога, сроки уп­латы, но не устанавливает ставок. В Законе даны лишь общие под­ходы к их определению, в частности, установлено, что размер земель­ного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и уста­навливается в виде стабильных платежей за единицу земельной пло­щади в расчете на год. Конкретные ставки налога устанавливаются органами законодательной (представительной) власти субъектов Фе­дерации.

Таким образом, к региональным и местным налогам можно отнести только те налога, взимание которых невозможно без принятия субъектом Федерации или органом местного самоуправления соответствующего нор­мативного правового акта.

2.7. Общие и целевые налоги

Как правило, налог не" имеет цели покрыть какой-нибудь конкрет­ный расход. Это обосновывается необходимостью избежать подчине­ния совершаемых расходов поступлению отдельных видов доходов. На­логи, не предназначенные для финансирования конкретного расхода, называют общими. Но в ряде случаев представляется целесообразным введение целевых налогов, собираемых для финансирования конкрет­ных расходов бюджета.

Во-первых, с психологической точки зрения налогоплательщик с большей готовностью уплачивает налог, в пользе которого он уверен. Так, налог с владельцев автотранспортных средств в Москве имел це­левую направленность на реконструкцию кольцевой автодороги.



Глава 2. Виды налогов


ЗА. Развитие принципов налогообложения 63


 


Во-вторых, эти налоги могут вводиться для придания большей не­зависимости конкретному государственному органу1.

В-третьих, целевой характер налога может оправдываться тем, что необходимость затрат вызвана получением определенных доходов. Так, добыча полезных ископаемых вызывает необходимость проведения природно-восстановительных работ, работ по разведке новых место­рождений. Поэтому пользователи недр уплачивают целевой налог на добычу полезных ископаемых2.

Однако необходимо учитывать, что одним из конституционных принципов установления налогов и сборов является принцип ограни­чения их специализации. По общему правилу налог не предназначен для определенного расхода. Это — одно из обязательных условий ста­бильности государственного бюджета и гарантии выполнения государ­ством своих социальных и иных функций. Основанием данного прин­ципа является также закрепленное в Конституции РФ требование все­общности и единства бюджета (ст. 1.14).

Установление целевых налогов должно быть обусловлено консти­туционно значимыми целями. Для введения целевого налога следует обосновать с конституционных позиций необходимость финансирования того или иного расхода именно за счет целевых поступлений.

Целевые налоги предназначаются непосредственно для покрытия определенных расходов. Поэтому установление целевого налога требу­ет особого механизма обособления поступающих средств. Для этого учреждаются дополнительный бюджет и специальные счета учета сумм налога. Если для финансирования отдельного мероприятия установлен целевой налог, то проведение мероприятия всецело зависит от этого налога: нет конкретных поступлений — нет и конкретного расхода.

2.8. Регулярные и разовые налога

Регулярные (систематические, текущие) налоги взимаются с опре­деленной периодичностью в течение всего времени владения имуще­ством либо занятия плательщиком каким-либо видом деятельности, приносящей доход. Например, подоходный налог с физических лип и -земельный налог взимаются ежегодно, налог на добавленную стои­мость — помесячно или поквартально.

Уплата разовых налогов связывается с событиями, не образующими системы. Например, уплата таможенной пошлины зависит от факта -


импорта или экспорта товара. Для конкретного плательщика экспорт­
но-импортная операция может иметь непостоянный, случайный ха­
рактер. К разовым относится также налог с имущества, переходящего
в пошдке наследования или дарения.. ■

Существуют и другие основания деления налогов на виды. Неко­торые из них рассмотрены в главе 4 «Элементы юридического состава налога».

Глава 3 ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

3.1. Развитие принципов налогообложения

Одной из основ построения правовой системы современной Рос­сии является признание в качестве ее базы общечеловеческих ценно­стей. Налоговое право как неотъемлемая часть системы не чуждо идеям социальной справедливости, демократическим принципам, выработанным тысячелетней историей финансов и сформулирован­ным в эпоху буржуазных революций. Само появление и развитие на­логового права связано с демократизацией общества, с идеей право­вого государства.

Русский исследователь-финансист П.П. Гензель замечал, что «в древнем мире были прекрасно известны технические приемы обложе­ния, разнообразные кадастры и утонченные способы взыскания, но тем не менее у народов древности податная система есть только при­знак рабства или следствие крайнего деспотизма»1. Прямые налоги абсолютно не соответствовали античным представлениям о свободном государстве и свободных гражданах. Граждане участвовали в форми­ровании казны лишь на частноправовой основе под более или менее благовидным предлогом. Даже внесение предложения о взимании на­лога (налогом могло облагаться только имущество, и то лишь в исклю­чительных случаях и в почетной форме) требовало предварительного одобрения, без чего рассматривалось как нечто запретное и даже пре-. ступное. Лишь покоренные народы обрекались на уплату прямых на­логов.

Если покоритель взимал налог, то взамен дани, взамен того, чтобы не отнять всего имущества покоренных. Завоеватель руководствовался при этом соображениями выгоды, выбирал: получить дань (налог) или отрубить головы. Финансовое насилие практиковалось и по отноше-


 


1 См.: КозыринЛ.Н. Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и практики.
М.: Манускрипт, 1993. С. 2.

2 Гл..26 «Налог на добычу полезных ископаемых» части второй НК РФ.


* Гензель П.П. Очерки по истории финансов. Вып. 1. М, 1913. С. 48.



Глава 3. Принципы налогообложения


3.1. Развитие принципов налогообложения



 


нию к коренному населению, но рассматривалось всегда как тирани­ческий акт. Излагая финансовую историю Древнего Рима, П.П. Ген-зель писал: «Нет ничего удивительного, что тот император, который впервые возвел императорскую власть до крайних пределов, что этот император и сделался самым крайним финансовым насильником. Это был Диоклециант»1. Одним из самых страшных проявлений деспотиз­ма этого монарха, по оценкам современников, было распространение на всю Италию, на свободных граждан поземельного обложения, при­менявшегося ранее лишь в провинциях.. П.П. Гензель делает вывод: «Б древнем мире не было финансового права, так как тогда не знали податного порядка в современном смысле. Тогда знали финансовое' насилие, практиковавшееся по отношению к покоренным народам»2. Финансовые органы того, времени можно было поставить в один ряд с военным ведомством: военное ведомство грабило другие страны, фи­нансовое — собственный народ.

Яркую иллюстрацию негативного отношения к налогу как к орудию

насилия дает нам Евангелие: «Иисус... сказал: как тебе кажется, Симон:

. цари земные с кого берут пошлины иди подати — с сынов ли своих,

или с посторонних? Петр говорит Ему: с посторонних. Иисус сказал

ему: итак, сыны свободны».

Платеж, налоговый по форме, может являться выражением финан­сового гнета, насилием в отношении подвластных, институтом, не имеющим ни малейшего отношения к правовой государственности.

Какие же перемены должны были произойти, чтобы классик эко­номической науки Адам Смит мог с полным основанием сказать, что налоги для тех, кто их выплачивает, признак не рабства, а свободы?3 По А. Смиту личная независимость лица возможна только на основе права собственности. Реализации этого права соответствует такая на­логовая система, которая основана на законном, легальном порядке платежей и не подрывает хозяйственной самостоятельности налого­плательщиков.

А. Смит сформулировал и обосновал четыре принципа, ставших впоследствии знаменитыми, которые должны быть реализованы в на­логовой системе демократического государства: справедливость, опре­деленность, удобство, эффективность.

Первый принцип — справедливость — сформулирован Адамом Смитом так: «Подданные государства должны делать взносы с целью поддержания деятельности правительства, которые как можно точнее


пропорциональны экономическим возможностям налогоплательщи­ков, т.е. пропорциональны доходам, которые они получают благодаря государственному устройству общества».

А. Смит считал, что принципу справедливости соответствует про­порциональное налогообложение, когда лица с разными доходами вно­сят в бюджет одинаковую долю своих доходов. Пропорциональность соответствовала существовавшим во времена А. Смита социально-эко­номическим условиям.

В настоящее время принцип справедливости значительно транс­формировался под влиянием изменившихся экономических, полити­ческих и социальных обстоятельств. Он приобрел два аспекта: «спра­ведливость по горизонтали» и «справедливость по вертикали».

Исходя из более широкого принципа равенства одинаковые факты должны получать единую оценку. Поэтому лица, находящиеся в рав­ном положении и получившие одинаковый налогооблагаемый доход, должны уплачивать налог по единым ставкам. В этом суть «справедли­вости по горизонтали».

Те же, кто располагает разными материальными возможностями, должны отчуждать в виде налогов разные доли своих доходов. Поэтому к более высоким доходам должны применяться повышенные ставки налога. Это направлено на перераспределение доходов. Так понимает­ся «справедливость по вертикали».

Принцип определенности, который также можно назвать и принци­пом законности, означает, что налог, который лицо обязано платить, должен быть определен точно, а не произвольно. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа — все это должно быть ясно и для плательщи­ка, и для другого лица.

Этот принцип выполняет подчиненную роль по отношению к прин­ципу хозяйственной самостоятельности (личной независимости) субъ­екта. А. Смит оценивал его не с точки зрения гарантии бюджетных по­ступлений, а с позиции обеспечения независимости, самостоятельности плательщика. Там, где этого нет, каждое лицо, облагаемое налогом, от­дается в большей или меньшей степени во власть сборщика налогов, который может отягощать налог для всякого неугодного ему плательщи­ка или вымогать для себя угрозой такого отягощения подарок или взят­ку. «Точная определенность того, что каждое лицо должно платить, в вопросе налогового обложения представляется делом столь большого значения, что весьма значительная степень неравномерности составля­ет гораздо меньшее зло, чем малая степень неопределенности»1.


 


1 Гензель П.П. Указ. соч. С. 41.

2 Там же. С. 27.

3 Смит Л. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1962. С. 611.


1 Смит А. Указ. соч. С. 588.


3-111



Глава 3. Принципы налогообложения


3.1. Развитие принципов налогообложения 67


 


Третий принцип требует, чтобы каждый налог взимался в такое время и таким способом, какие наиболее соответствуют соображениям удобства для налогоплательщика.

Удобные и необременительные способы уплаты налога должны обеспечить как можно меньшее влияние налогообложения на экономическое поведение лица и устранить разрушающее воздействие на рынок. В современной науке этот принцип получил название прин­ципа нейтральности налогообложения.

Принцип эффективности налоговой системы означает, что правила взимания налога должны быть таковы, чтобы налог извлекал из кар-' мана налогоплательщика как можно меньше сверх того, что поступает в казну. Иначе говоря, это требование применения дешевых методов администрирования в налоговой системе. Если сбор налогов требует использования труда большого числа чиновников,- так что значитель­ная часть собранных налогов расходуется на их' оплату, то налоговая система будет неэффективной.

А. Смит отметил и другие признаки неэффективной системы на­логообложения.

Принцип эффективности нарушается, если правила налогообложе­ния допускают возможность официальным лицам чинить препятствия предпринимательской'деятельности, даюшей работу и средства суще­ствования множеству людей.

Неэффективна налоговая система, которая предусматривает нало­жение таких санкци й за налоговые правонарушения, которые разоряют налогоплательщика и тем самым уничтожают основу будущих доходов.

Принципу эффективности не соответствуют некоторые методы на­логового контроля, унижающие достоинство налогоплательщика, на­рушающие его гражданские права. Моральный ущерб от таких меро­приятий соизмерим с суммой, которую налогоплательщик согласился бы заплатить, лишь бы оградить себя от неприятных процедур. Напри­мер, исследуя первую историческую форму домового налога — подым­ную подать, Д. Смит замечает: «Дяя того чтобы удостоверить, сколько очагов в доме, сборщику налогов'надо было осматривать комнаты в нем. Это неприятное посещение сделало налог невыносимым. Поэто­му вскоре после революции он был отменен как «клеймо рабства»'.

Обобщенно говоря, правила, выработанные А. Смитом, ввели на­логовую практику в определенное русло, ограничивающее произвол" правительства, направленное на создание взаимных прав и обязан­ностей граждан и государства. Таким образом, принципы иологообло-

! Смит Л. Указ. соч. С. 603.


дения — это направления поиска компромиссов между противоположны­ми интересами налогоплательщиков (сохранить сбережения) и государст­ва (сформировать бюджет).

Еще один важный вывод делает А. Смит — принцип хозяйственной самостоятельности плательщика налога наилучшим образом реализу­ется в государствах с демократическим образом правления. Именно в таких странах создается возможность при взимании налогов избегать тщательного расследования обстоятельств частных лиц. Термин «взи­мание» в отношении налоговой практики этих государств не совсем точен, ибо, как утверждает А. Смит, в небольшой республике, где на­селение относится с полным доверием к своим чиновникам, где оно убеждено в необходимости налога для существования государства и уверено, что он будет добросовестно употреблен на эту цель, налоги плавятся без принуждения, добровольно и добросовестно.

Итак, согласно А. Смиту, субъектом уплаты налога выступает лично независимый гражданин, обладающий определенной собственностью и получающий доход в результате самостоятельной хозяйственной де­ятельности. Обязанность налогоплательщика уплатить налог в опреде­ленный срок и в установленном размере сопровождается его.правом знать сумму налога и дату платежа, которые стабильно закрепляются законом. Кроме того, налогоплательщик имеет право на такой процесс взимания налогов, который не нарушал бы его основных политических прав и не стеснял его хозяйственной деятельности.

Однако, что и как может гарантировать налогоплательщику соблю­дение его прав? Ответ на этот вопрос постарались дать авторы фран­цузской Декларации прав человека и гражданина 17S9 г. Ряд принци­пов и положений Декларации по заключенному в них социальному смыслу надформашюиен и выходит за пределы породившей его эпохи. Это суждение относится прежде всего к. «маленькому кодексу полити­ческой жизни» (ст. 12—15 Декларации), четыре из пяти статей которого содержат положения, необходимые для анализа правовой природы на­лога, прав налогоплательщика. Статья 12 декларирует общественный характер государственной власти, призванной обеспечить права чело­века и гражданина, действующей в «интересах всех, а- не для личной пользы тех, кому она вверена». Статья 13 указывает на необходимость «общих взносов» на содержание такой власти, которые распределяются равномерно между всеми гражданами сообразно их возможностям. Со­держание ст. 14 приведем полиостью: «Все граждане имеют право под­тверждать сами или через своих представителей необходимость госу­дарственного обложения, добровольно соглашаться на его взимание, следить за его расходованием и определять его долевой размер, осно: ванне, порядок и сроки взимания». Статья 15 устанавливает право

3'



Глава 3. Принципы налогообложения


3.1. Развитие принципов налогообложения 69


 


гражданина требовать отчет у любого должностного лица по вверенной ему части управления.'

Небольшой объем четырех статей вмещает в себя все или почти все основополагающие принципы финансовой практики современной эпохи.

1. Государственная власть, говорится в ст. 12, создана в интересах всех. Термин «интерес» появился в результате осознания того факта, что не существует каких-либо задач государства, отличных от задач общества.

2. Никакие привилегии, преимущественные права не должны су­ществовать без точного их определения в законе. Отсюда требования:

всеобщности налога;

податного равенства.

Принцип податного равенства, или иначе — требование равномер­
ности обложения, — предполагает прежде всего ликвидацию парал­
лельных систем исчисления налога, утверждение одной универсаль­
ной: обложение на основе имущественного положения, а не каких-
либо других признаков. Данный принцип имеет отношение не только
к выбору объектов обложения, но и к установлению налоговых льгот.
Льготы, основанные не на имущественном, а на социальном положе­
нии, должны быть объектом самого пристального внимания законода­
телей и общества.. -

3. Два первых принципа непосредственно связаны с третьим —
принципом всеобщности участия в законодательстве. Гражданам или
их представителям принадлежат важнейшие законодательные полно­
мочия в налоговой сфере: определять вид налога, объект обложения,
ставку, устанавливать порядок его исчисления и взимания. Статья 14
декларирует, кроме того, единство процессов сбора и расходования
средств. Те же граждане и те же их представители не только вводят
налоги, но и определяют направление их расходования, осуществляют
контроль. Возможность гражданина всеохватно влиять на финансовую
деятельность государства — важнейший вид деятельности и основу
всякой другой деятельности государства — предопределил тот факт,
что термин «налогоплательщик» употребляется для обозначения госу­
дарственной правоспособности гражданина, используется как сино­
ним слова «гражданин».

4. Так как право устанавливать налог закрепляется непосредственно за народом или его представителями и нет власти выше власти народа, то. следовательно, налог устанавливается актом высшей юридической силы, т.е. законом.

5. Декларация предусматривает разделение права облагать налогом И права взимать налог.


6. Декларация говорит о необходимости общественного контроля в сфере финансов.

Налоговое право тесно связано с идеей правового государства. По­нятие и содержание налогового права не мыслятся в отрыве от двух основных идей: идеи неприкосновенности личности и идеи неприкос­новенности частной собственности. Статьи Декларации, провозгла­шающие эти принципы, отмечают важнейшие гарантии их реализации.

Декларация установила, что основная гарантия соблюдения прав налогоплательщика — налоговые правомочия народного представи­тельства. При этом необходимо отметить, что акцент делался на право представительного органа соглашаться или не соглашаться на взима­ние налогов.

Бюджетное право (право парламента утверждать государственный бюджет) рассматривается в Декларации не как средство проведения финансовой политики посредством бюджетной дисциплины, а как способ обеспечения политических свобод граждан. Гарантией реали­зации прав налогоплательщика служило реальное разделение прав об­лагать налогом и взимать налог. Соблюдение прав налогоплательщиков обеспечивалось наличием эффективной защиты как в отношении ис­полнительных органов, собиравших налоги, так и в отношении пред­ставительных органов, облагавших налогом.

Для гарантии, соблюдения прав граждан в Декларации предусмот­рено функционирование механизма действенного контроля в сфере финансов. Открытый,, гласный характер деятельности представитель­ных органов в сфере финансов был признан необходимым условием функционирования общественного контроля." Праву контроля за дея­тельностью органов управления соответствовала обязанность долж­ностных лиц отчитываться по вверенной части управления и обяза­тельность для них решений, принятых по этим отчетам.

На российскую почву учение о принципах налогообложения было привнесено благодаря Н.И. Тургеневу, автору вышедшей в 1818 г. мо­нографии «Опыт теории налогов»'. Н.И. Тургенев обобщил распро­страненные в то время взгляды на роль налогов и принципы их взи­мания, способствовал их популяризации в России.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 412; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.082 сек.