КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лица, обязанные исчислять налоги 3 страница
Раскладочные (репарационные) налоги широко применялись на ранней стадии развития налогообложения. Их размер определяли исходя.из потребности совершить конкретный расход: выкупить короля из плена, построить крепостную стену и т.п. Суммы расхода распределялись между налогоплательщиками — на каждого налогоплательщика приходилась определенная сумма налога. В настоящее время раскладочные налоги используются редко, в ■ основном в местном налогообложении. Например, размер местного При установлении количественных (долевых, квотативных) налогов, в противоположность раскладочным, исходят не из потребности покрытия расхода, а из возможности налогоплательщика заплатить ■ налог. Эти налоги непосредственно или косвенно учитывают имуще 2.5. Закрепленные и регулирующие налоги Закрепленными называют налоги, которые на длительный период полностью или частично закреплены как доходный источник конкретного бюджета (бюджетов). Например, таможенные пошлины,-сборы и иные таможенные платежи являются доходом федерального бюджета Российской Федерации (ст. 50 БК РФ). Федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов Федерации или местные бюджеты на очередной финансовый год, регулиру- ■ ют доходы бюджетов. Нормативы отчислений могут устанавливаться и на долговременной основе (не менее чем на 3 года) (ст. 48 БК РФ). В качестве регулирующих федеральных налогов, например, используются акцизы, налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий. Распределение сумм этих налогов между различными бюджетами происходит при утверждении федерального бюджета на
конкретный год. Субъекты Федерации, принимая законы о своих бюджетах, определяют, поступления каких региональных налогов и в каких пропорциях будут зачисляться в местные бюджеты. 2.6. Государственные и местные налоги По степени компетенции органов власти различных уровней по установлению и введению налогов выделяют государственные (федеральные и региональные) и местные налоги. Установление и введение федеральных налогов проводится решением высшего представительного органа государства. Они обязательны к уплате на всей территории РФ. Эти налоги поступают не только в федеральный бюджет — они 'могут зачисляться в бюджеты различных уровней. Региональными признаются налоги, которые вводятся на территории соответствующего субъекта Федерации законом субъекта. Это не означает, что субъекты Федерации свободны в определении условий взимания региональных налогов. НК РФ определяет, что, устанавливая региональный налог, представительные органы власти субъектов Федерации определяют налоговые льготы, ставку (в пределах, установленных Кодексом), порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ, т.е. на федеральном уровне (п. 3 ст. 12 части первой НК РФ). Местные налоги устанавливаются и вводятся нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и Глава 2. Виды налогов 2.7. Общие и целевые налога
уплате на территории соответствующих муниципальных обязательна к У сключение из эТ0Г0 правила в городах федерального образовании- кве ^ СаНКТ_Петербурге - местные налоги устанав- значения - датся законами этих субъектов Федерации.
лива*0тся И в местНЫй налог, соответствующий представительный устанавл* 1И1Ъ те же элементы юридического состава налога, орган вправе о Р ^ще ^ региональных налогов. Ряд существенных
ч.го пеРеЧИСЛ1яКЯ местных налогов также устанавливает федеральный элеменгов^остав^ ^ ^ ^ ^^ ж рф) лоГИ з^^^^ом бюджет (фонд), в который зачисляется конкрет- сТупает в о1°* го наЛога в бюджет или иной фонд субъекта Феде-лейИе ФедеРуесТНый бюджет (фонд) не придает этому налогу статуса раийй, или i ^ Местного налога. В соответствии с Конституцией регионально! ^ ^ ^ ^ ^ части первои ^ РФ проблема госу- рф (ст. 71, ' ме'стных налогов является проблемой разграничения полномочии саМоуправлеВия не устанавливает налога, а лишь рас-оргай месГаЦНую посредством налога сумму, налог не является регао- дальним йлп объектам Федерации предоставлены права по из- В рЯДС давий налогообложения, установленных федерацией..При ыенению уел оМОЧИЙ субъекта Федерации строго определены фе- этоМ предеД одатеЛЬСтвом. Такие налоги нельзя относить к реги- деральным з* ональным- рф о рдде налогов установлены предельные ставки Так, в за^бъектам федерации предоставлено право определять' налогов, а У даХ устан0вленной. Но это право может остаться сВ'оЮ ставку £ым в таком случае федеральный налог взимается по иНереализов gHHHM федеральным законом. Например, налог на ставкам, УсТ аций частично поступает в бюджет субъектов Фе-Прибыль opt 2S4 ^ 25 второй части НК РФ установлена мак-
налога в части, поступающей в эти бюджеты, ,ш -1 к Федеральному закону от 30 декабря 2001 г. «О федеральном 1 ^ П?» // СЗ РФ- 2001. № 53 (ч. 1). Ст. 5030. бюджоге на 14,5%. Если конкретный субъект Федерации не воспользовался правом определить собственную ставку, налог взимается по максимальной ставке.
Такой же принцип установлен и Законом РФ от 13 декабря 1991 г. № 2030-I «О налоге на имущество предприятий». Если субъект Федерации не определил собственную ставку, налог взимается по максимальной ставке — 2% от среднегодовой стоимости имущества. Следует различать ситуацию, когда федеральный закон устанавливает и определяет все существенные элементы налога, за исключением ставки. Такой налог не может взиматься до тех пор, пока субъект Федерации не примет нормативного акта, устанавливающего ставку, и не введет его в действие. Например, Закон РСФСР от 11 октября 1991 г. № 1738-1 «О плате за землю» устанавливает круг плательщиков земельного налога, виды облагаемых земель, порядок исчисления и уплаты налога, сроки уплаты, но не устанавливает ставок. В Законе даны лишь общие подходы к их определению, в частности, установлено, что размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Конкретные ставки налога устанавливаются органами законодательной (представительной) власти субъектов Федерации. Таким образом, к региональным и местным налогам можно отнести только те налога, взимание которых невозможно без принятия субъектом Федерации или органом местного самоуправления соответствующего нормативного правового акта. 2.7. Общие и целевые налоги Как правило, налог не" имеет цели покрыть какой-нибудь конкретный расход. Это обосновывается необходимостью избежать подчинения совершаемых расходов поступлению отдельных видов доходов. Налоги, не предназначенные для финансирования конкретного расхода, называют общими. Но в ряде случаев представляется целесообразным введение целевых налогов, собираемых для финансирования конкретных расходов бюджета. Во-первых, с психологической точки зрения налогоплательщик с большей готовностью уплачивает налог, в пользе которого он уверен. Так, налог с владельцев автотранспортных средств в Москве имел целевую направленность на реконструкцию кольцевой автодороги.
Глава 2. Виды налогов ЗА. Развитие принципов налогообложения 63
Во-вторых, эти налоги могут вводиться для придания большей независимости конкретному государственному органу1. В-третьих, целевой характер налога может оправдываться тем, что необходимость затрат вызвана получением определенных доходов. Так, добыча полезных ископаемых вызывает необходимость проведения природно-восстановительных работ, работ по разведке новых месторождений. Поэтому пользователи недр уплачивают целевой налог на добычу полезных ископаемых2. Однако необходимо учитывать, что одним из конституционных принципов установления налогов и сборов является принцип ограничения их специализации. По общему правилу налог не предназначен для определенного расхода. Это — одно из обязательных условий стабильности государственного бюджета и гарантии выполнения государством своих социальных и иных функций. Основанием данного принципа является также закрепленное в Конституции РФ требование всеобщности и единства бюджета (ст. 1.14). Установление целевых налогов должно быть обусловлено конституционно значимыми целями. Для введения целевого налога следует обосновать с конституционных позиций необходимость финансирования того или иного расхода именно за счет целевых поступлений. Целевые налоги предназначаются непосредственно для покрытия определенных расходов. Поэтому установление целевого налога требует особого механизма обособления поступающих средств. Для этого учреждаются дополнительный бюджет и специальные счета учета сумм налога. Если для финансирования отдельного мероприятия установлен целевой налог, то проведение мероприятия всецело зависит от этого налога: нет конкретных поступлений — нет и конкретного расхода. 2.8. Регулярные и разовые налога Регулярные (систематические, текущие) налоги взимаются с определенной периодичностью в течение всего времени владения имуществом либо занятия плательщиком каким-либо видом деятельности, приносящей доход. Например, подоходный налог с физических лип и -земельный налог взимаются ежегодно, налог на добавленную стоимость — помесячно или поквартально. Уплата разовых налогов связывается с событиями, не образующими системы. Например, уплата таможенной пошлины зависит от факта - импорта или экспорта товара. Для конкретного плательщика экспорт Существуют и другие основания деления налогов на виды. Некоторые из них рассмотрены в главе 4 «Элементы юридического состава налога». Глава 3 ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 3.1. Развитие принципов налогообложения Одной из основ построения правовой системы современной России является признание в качестве ее базы общечеловеческих ценностей. Налоговое право как неотъемлемая часть системы не чуждо идеям социальной справедливости, демократическим принципам, выработанным тысячелетней историей финансов и сформулированным в эпоху буржуазных революций. Само появление и развитие налогового права связано с демократизацией общества, с идеей правового государства. Русский исследователь-финансист П.П. Гензель замечал, что «в древнем мире были прекрасно известны технические приемы обложения, разнообразные кадастры и утонченные способы взыскания, но тем не менее у народов древности податная система есть только признак рабства или следствие крайнего деспотизма»1. Прямые налоги абсолютно не соответствовали античным представлениям о свободном государстве и свободных гражданах. Граждане участвовали в формировании казны лишь на частноправовой основе под более или менее благовидным предлогом. Даже внесение предложения о взимании налога (налогом могло облагаться только имущество, и то лишь в исключительных случаях и в почетной форме) требовало предварительного одобрения, без чего рассматривалось как нечто запретное и даже пре-. ступное. Лишь покоренные народы обрекались на уплату прямых налогов. Если покоритель взимал налог, то взамен дани, взамен того, чтобы не отнять всего имущества покоренных. Завоеватель руководствовался при этом соображениями выгоды, выбирал: получить дань (налог) или отрубить головы. Финансовое насилие практиковалось и по отноше-
1 См.: КозыринЛ.Н. Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и практики. 2 Гл..26 «Налог на добычу полезных ископаемых» части второй НК РФ. * Гензель П.П. Очерки по истории финансов. Вып. 1. М, 1913. С. 48. Глава 3. Принципы налогообложения 3.1. Развитие принципов налогообложения
нию к коренному населению, но рассматривалось всегда как тиранический акт. Излагая финансовую историю Древнего Рима, П.П. Ген-зель писал: «Нет ничего удивительного, что тот император, который впервые возвел императорскую власть до крайних пределов, что этот император и сделался самым крайним финансовым насильником. Это был Диоклециант»1. Одним из самых страшных проявлений деспотизма этого монарха, по оценкам современников, было распространение на всю Италию, на свободных граждан поземельного обложения, применявшегося ранее лишь в провинциях.. П.П. Гензель делает вывод: «Б древнем мире не было финансового права, так как тогда не знали податного порядка в современном смысле. Тогда знали финансовое' насилие, практиковавшееся по отношению к покоренным народам»2. Финансовые органы того, времени можно было поставить в один ряд с военным ведомством: военное ведомство грабило другие страны, финансовое — собственный народ. Яркую иллюстрацию негативного отношения к налогу как к орудию насилия дает нам Евангелие: «Иисус... сказал: как тебе кажется, Симон: . цари земные с кого берут пошлины иди подати — с сынов ли своих, или с посторонних? Петр говорит Ему: с посторонних. Иисус сказал ему: итак, сыны свободны». Платеж, налоговый по форме, может являться выражением финансового гнета, насилием в отношении подвластных, институтом, не имеющим ни малейшего отношения к правовой государственности. Какие же перемены должны были произойти, чтобы классик экономической науки Адам Смит мог с полным основанием сказать, что налоги для тех, кто их выплачивает, признак не рабства, а свободы?3 По А. Смиту личная независимость лица возможна только на основе права собственности. Реализации этого права соответствует такая налоговая система, которая основана на законном, легальном порядке платежей и не подрывает хозяйственной самостоятельности налогоплательщиков. А. Смит сформулировал и обосновал четыре принципа, ставших впоследствии знаменитыми, которые должны быть реализованы в налоговой системе демократического государства: справедливость, определенность, удобство, эффективность. Первый принцип — справедливость — сформулирован Адамом Смитом так: «Подданные государства должны делать взносы с целью поддержания деятельности правительства, которые как можно точнее пропорциональны экономическим возможностям налогоплательщиков, т.е. пропорциональны доходам, которые они получают благодаря государственному устройству общества». А. Смит считал, что принципу справедливости соответствует пропорциональное налогообложение, когда лица с разными доходами вносят в бюджет одинаковую долю своих доходов. Пропорциональность соответствовала существовавшим во времена А. Смита социально-экономическим условиям. В настоящее время принцип справедливости значительно трансформировался под влиянием изменившихся экономических, политических и социальных обстоятельств. Он приобрел два аспекта: «справедливость по горизонтали» и «справедливость по вертикали». Исходя из более широкого принципа равенства одинаковые факты должны получать единую оценку. Поэтому лица, находящиеся в равном положении и получившие одинаковый налогооблагаемый доход, должны уплачивать налог по единым ставкам. В этом суть «справедливости по горизонтали». Те же, кто располагает разными материальными возможностями, должны отчуждать в виде налогов разные доли своих доходов. Поэтому к более высоким доходам должны применяться повышенные ставки налога. Это направлено на перераспределение доходов. Так понимается «справедливость по вертикали». Принцип определенности, который также можно назвать и принципом законности, означает, что налог, который лицо обязано платить, должен быть определен точно, а не произвольно. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа — все это должно быть ясно и для плательщика, и для другого лица. Этот принцип выполняет подчиненную роль по отношению к принципу хозяйственной самостоятельности (личной независимости) субъекта. А. Смит оценивал его не с точки зрения гарантии бюджетных поступлений, а с позиции обеспечения независимости, самостоятельности плательщика. Там, где этого нет, каждое лицо, облагаемое налогом, отдается в большей или меньшей степени во власть сборщика налогов, который может отягощать налог для всякого неугодного ему плательщика или вымогать для себя угрозой такого отягощения подарок или взятку. «Точная определенность того, что каждое лицо должно платить, в вопросе налогового обложения представляется делом столь большого значения, что весьма значительная степень неравномерности составляет гораздо меньшее зло, чем малая степень неопределенности»1.
1 Гензель П.П. Указ. соч. С. 41. 2 Там же. С. 27. 3 Смит Л. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1962. С. 611. 1 Смит А. Указ. соч. С. 588. 3-111 Глава 3. Принципы налогообложения 3.1. Развитие принципов налогообложения 67
Третий принцип требует, чтобы каждый налог взимался в такое время и таким способом, какие наиболее соответствуют соображениям удобства для налогоплательщика. Удобные и необременительные способы уплаты налога должны обеспечить как можно меньшее влияние налогообложения на экономическое поведение лица и устранить разрушающее воздействие на рынок. В современной науке этот принцип получил название принципа нейтральности налогообложения. Принцип эффективности налоговой системы означает, что правила взимания налога должны быть таковы, чтобы налог извлекал из кар-' мана налогоплательщика как можно меньше сверх того, что поступает в казну. Иначе говоря, это требование применения дешевых методов администрирования в налоговой системе. Если сбор налогов требует использования труда большого числа чиновников,- так что значительная часть собранных налогов расходуется на их' оплату, то налоговая система будет неэффективной. А. Смит отметил и другие признаки неэффективной системы налогообложения. Принцип эффективности нарушается, если правила налогообложения допускают возможность официальным лицам чинить препятствия предпринимательской'деятельности, даюшей работу и средства существования множеству людей. Неэффективна налоговая система, которая предусматривает наложение таких санкци й за налоговые правонарушения, которые разоряют налогоплательщика и тем самым уничтожают основу будущих доходов. Принципу эффективности не соответствуют некоторые методы налогового контроля, унижающие достоинство налогоплательщика, нарушающие его гражданские права. Моральный ущерб от таких мероприятий соизмерим с суммой, которую налогоплательщик согласился бы заплатить, лишь бы оградить себя от неприятных процедур. Например, исследуя первую историческую форму домового налога — подымную подать, Д. Смит замечает: «Дяя того чтобы удостоверить, сколько очагов в доме, сборщику налогов'надо было осматривать комнаты в нем. Это неприятное посещение сделало налог невыносимым. Поэтому вскоре после революции он был отменен как «клеймо рабства»'. Обобщенно говоря, правила, выработанные А. Смитом, ввели налоговую практику в определенное русло, ограничивающее произвол" правительства, направленное на создание взаимных прав и обязанностей граждан и государства. Таким образом, принципы иологообло- ! Смит Л. Указ. соч. С. 603. дения — это направления поиска компромиссов между противоположными интересами налогоплательщиков (сохранить сбережения) и государства (сформировать бюджет). Еще один важный вывод делает А. Смит — принцип хозяйственной самостоятельности плательщика налога наилучшим образом реализуется в государствах с демократическим образом правления. Именно в таких странах создается возможность при взимании налогов избегать тщательного расследования обстоятельств частных лиц. Термин «взимание» в отношении налоговой практики этих государств не совсем точен, ибо, как утверждает А. Смит, в небольшой республике, где население относится с полным доверием к своим чиновникам, где оно убеждено в необходимости налога для существования государства и уверено, что он будет добросовестно употреблен на эту цель, налоги плавятся без принуждения, добровольно и добросовестно. Итак, согласно А. Смиту, субъектом уплаты налога выступает лично независимый гражданин, обладающий определенной собственностью и получающий доход в результате самостоятельной хозяйственной деятельности. Обязанность налогоплательщика уплатить налог в определенный срок и в установленном размере сопровождается его.правом знать сумму налога и дату платежа, которые стабильно закрепляются законом. Кроме того, налогоплательщик имеет право на такой процесс взимания налогов, который не нарушал бы его основных политических прав и не стеснял его хозяйственной деятельности. Однако, что и как может гарантировать налогоплательщику соблюдение его прав? Ответ на этот вопрос постарались дать авторы французской Декларации прав человека и гражданина 17S9 г. Ряд принципов и положений Декларации по заключенному в них социальному смыслу надформашюиен и выходит за пределы породившей его эпохи. Это суждение относится прежде всего к. «маленькому кодексу политической жизни» (ст. 12—15 Декларации), четыре из пяти статей которого содержат положения, необходимые для анализа правовой природы налога, прав налогоплательщика. Статья 12 декларирует общественный характер государственной власти, призванной обеспечить права человека и гражданина, действующей в «интересах всех, а- не для личной пользы тех, кому она вверена». Статья 13 указывает на необходимость «общих взносов» на содержание такой власти, которые распределяются равномерно между всеми гражданами сообразно их возможностям. Содержание ст. 14 приведем полиостью: «Все граждане имеют право подтверждать сами или через своих представителей необходимость государственного обложения, добровольно соглашаться на его взимание, следить за его расходованием и определять его долевой размер, осно: ванне, порядок и сроки взимания». Статья 15 устанавливает право 3' Глава 3. Принципы налогообложения 3.1. Развитие принципов налогообложения 69
гражданина требовать отчет у любого должностного лица по вверенной ему части управления.' Небольшой объем четырех статей вмещает в себя все или почти все основополагающие принципы финансовой практики современной эпохи. 1. Государственная власть, говорится в ст. 12, создана в интересах всех. Термин «интерес» появился в результате осознания того факта, что не существует каких-либо задач государства, отличных от задач общества. 2. Никакие привилегии, преимущественные права не должны существовать без точного их определения в законе. Отсюда требования: всеобщности налога; податного равенства. Принцип податного равенства, или иначе — требование равномер 3. Два первых принципа непосредственно связаны с третьим — 4. Так как право устанавливать налог закрепляется непосредственно за народом или его представителями и нет власти выше власти народа, то. следовательно, налог устанавливается актом высшей юридической силы, т.е. законом. 5. Декларация предусматривает разделение права облагать налогом И права взимать налог. 6. Декларация говорит о необходимости общественного контроля в сфере финансов. Налоговое право тесно связано с идеей правового государства. Понятие и содержание налогового права не мыслятся в отрыве от двух основных идей: идеи неприкосновенности личности и идеи неприкосновенности частной собственности. Статьи Декларации, провозглашающие эти принципы, отмечают важнейшие гарантии их реализации. Декларация установила, что основная гарантия соблюдения прав налогоплательщика — налоговые правомочия народного представительства. При этом необходимо отметить, что акцент делался на право представительного органа соглашаться или не соглашаться на взимание налогов. Бюджетное право (право парламента утверждать государственный бюджет) рассматривается в Декларации не как средство проведения финансовой политики посредством бюджетной дисциплины, а как способ обеспечения политических свобод граждан. Гарантией реализации прав налогоплательщика служило реальное разделение прав облагать налогом и взимать налог. Соблюдение прав налогоплательщиков обеспечивалось наличием эффективной защиты как в отношении исполнительных органов, собиравших налоги, так и в отношении представительных органов, облагавших налогом. Для гарантии, соблюдения прав граждан в Декларации предусмотрено функционирование механизма действенного контроля в сфере финансов. Открытый,, гласный характер деятельности представительных органов в сфере финансов был признан необходимым условием функционирования общественного контроля." Праву контроля за деятельностью органов управления соответствовала обязанность должностных лиц отчитываться по вверенной части управления и обязательность для них решений, принятых по этим отчетам. На российскую почву учение о принципах налогообложения было привнесено благодаря Н.И. Тургеневу, автору вышедшей в 1818 г. монографии «Опыт теории налогов»'. Н.И. Тургенев обобщил распространенные в то время взгляды на роль налогов и принципы их взимания, способствовал их популяризации в России.
Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 412; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |