Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Натурпсихотерапия, или воздействие природы. 3 страница




Различного рода опросники позволяют оценить степень осознания и понимания клиентом психологи­ческих механизмов своего заболевания.

Установление степени реконструкции нарушен­ных личностных особенностей и отношений клиента в процессе психологического воздействия может осу­ществляться с помощью проективных методов (неза­конченные предложения и др.), семантического диф­ференциала Осгурда, метода Люшера, межличностной методики Т. Лири и др.

Динамика самооценки, отношение к другим, к сво­ему состоянию отражает процесс реконструкции лич­ности. Исследование этой динамики, например, с по­мощью опросников, позволяет исследовать смену установок клиента как по отношению к болезни, так и по отношению к процессу психотерапии. Существен­ными являются изменения, связанные с осознанием и реконструкцией своего поведения.

Необходимо отметить, что обнаружение динамики в состоянии клиента требует при повторном примене­нии психологических методик изменения их содержа­ния, чтобы уменьшить (если не исключить) искажения, связанные с научением.

В случаях применения батареи экспериментально-психологических методик исходят из обычных для пси­ходиагностики принципов отличия выборки больных от нормальной выборки, а также от того, что по мере улучшения состояния пациентов психологические по-^затели их приближаются к норме. Исследуют раз­ность средних показателей психологических методик, полученных в начале, в процессе и в конце психологи­ческого воздействия.

При оценке эффективности психологического воз­действия могут также использоваться объективные психофизиологические методы, регистрирующие ве­гетативно-соматические, физиологические и психи­ческие функции (К.И. Платонов, А.Г. Рошек, П.И. Буль, А.М. Сведощ и др.).


I________________________[««mi

Трудности реализации критериев эффективности психологического воздействия с учетом всех предпосы­лок создают множество проблем, решение которых многим авторам видится на пути использования совре­менной компьютерной техники. И в то же время многие авторы занимаются разработкой методологий анализа групповой и индивидуальной психотерапии, стремятся использовать сложные статистические методы.

Поиск критериев эффективности психологическо­го воздействия всегда будет требовать учета своеобра­зия природы, клиники и механизмов развития болез­ни, используемых методов воздействия и тех целей, которые стремятся реализовать с их помощью.

Задания для самостоятельной работы

Задание 1

Опишите, какие отношения существуют между этими людьми, изображенными на рисунках. Обратите внимание на свой словарь описания возможных чувств; участников этих отношений.

Проинтерпретируйте для возможного клиента следующие рисунки (они выполнены по следующей инструкции: «Нари­суйте, как умеете, содержание своего внутреннего мира»). При интерпретации следите за адекватностью словаря.

15 лет, ж.

16 лет, ж.

18 лет, ж.

15 лет, ж.


16 лет, м.

17 лет, ж.

Задание 3

Какие из перечисленных ниже качеств характеристизуют в большей степени Ребенка, Взрослого, Родителя. Дайте обо­снование своему ответу.

1. Симпатичность

2. Пикантность

3. Крикливость

4. Важность

5. Несуразность

6. Угловатость

7. Практичность

8. Естественность

9. Лабильность

10. Изящество

11. Цельность

12. Яркость

13. Зрелость

14. Нетипичность

15. Адаптивность

16. Жизнеспособность

17. Поэтичность

18. Яркость

19. Кокетливость

20. Непринужденность

21. Жеманство

22. Жертвенность

23. Обособленность

24. Хитрость

25. Лукавство

26. Мягкость

27. Жестокость

28. Уступчивость

29. Открытость

30. Каверзность

31. Слащавость

32. Невинность

33. Делячество

34. Ответственность

35. Циничность

36. Коварство

37. Нерадивость

38. Умеренность

39. Халатность.

40. Торопливость

41. Пунктуальность

42. Мелочность

43. Понятливость

44. Забывчивость

45. Крикливость

46. Эрудированность

47. Ограниченность

48. Послушание

49. Банальность

50. Робость

51. Удальство

52. Осторожность

53. Инертность

54. Стойкость

55. Бодрость

56. Спокойствие

57. Минорность

58. Примиренчество

59. Душевность

60. Отчаяние

Истиц"»__________________________1

Задание 4

Сформулируйте, ориентируясь на возможности клиента, что такое:

жизнь смерть человек счастье семья другие люди я смысл

Задание 5

Подберите метафоры к следующим понятиям:

сущность человека

свобода

воля

развитие

личностный рост

произвольность

рефлексия

внутренний план действий

Задание 6

Интерпретируйте следующие высказывания клиентов:

1. «Всегда стараешься делать, как надо».

2. «Я еще молодая, я еще жить хочу».

3. «Ничего я с собой не могу поделать».

4. «Я очень жалею, что не сделала этого раньше».

5. «У меня больше нет сил сопротивляться жизни».

6. «Я бы последнее отдала, чтобы знать, что будет дальше».

7. «Никому не верю».

8. «Иногда подумаешь, за что мне это, Господи?!»

9. «Человек должен знать свою судьбу».

10. «Хотела бы я себя увидеть в эту минуту».

11. «У меня нет друзей, да я и не хочу их иметь».

12. «Я никогда не думаю о том, что будет завтра».

13. «В моей жизни нет ничего хорошего».

14. «Замучилаи себя, и других».

15. «Мне это мое тело опротивело».

16. «Я всегда хотел быть женщиной».


Глава VIII




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 517; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.