КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Организация планирования
Классификация планов по признакам В деятельности субъекта хозяйствования используются различные планы. Их классификация подчиняется задачам систематизации по типовым признакам, что позволяет определить место каждого из них и обозначить роль согласно предназначению. Установление сходства и различий между видами планов благодаря их классификации позволяет лучше понять природу планирования. Планы классифицируются следующим образом. 1. По времени: ♦ долгосрочные (на 10—25 лет); ♦ среднесрочные (на 3—10 лет); ♦ краткосрочные (на 1—3 года); ♦ текущие (на 1 год, в том числе сезонные); ♦ оперативные (до 1 года). 2. По объектам хозяйствования: ♦ государственные, в том числе региональные, республиканские, областные и муниципальные; ♦ внутрифирменные. В настоящее время правительства многих экономически развитых стран мира применяют планы в управлении общественно-экономическим развитием. Составляются планы в США, Японии, Франции. Великобритании. Германии. Канаде, а сейчас — и в ЕС. Кроме того, существует большая группа разновидностей региональных планов, в том числе местных. В государственном планировании особое место занимают программы социально-экономического развития. Внутрифирменное планирование означает разработку планов внутри отдельной фирмы, в том числе по ее предприятиям. План такого уровня отличается от государственного большей детерминированностью, обязательностью, маневренностью и нацеленностью на экономический результат. 3. По степени определения параметров: ♦ детерминированные (с четко определенными параметрами); ♦ вероятностные (с нечеткими параметрами).
4. По признаку временной ориентации: ♦ реактивные, т е. ориентированные на закрепление достижений прошлого; ♦ инактивные, т. е. инертные по планируемым действиям; ♦ преактивные, т. е. с высоким уровнем активности, направленным на существенное преобразование действительности. 5. По назначению: ♦ директивные, обязательные для выполнения; ♦ индикативные, т. е. рекомендательные для выполнения. Как уже отмечалось, на уровне фирмы принимаются в основном директивные планы, а на уровне государства — индикативные. Но есть и исключения, например, бюджетные или налоговые планы страны. 6. По масштабности целей: ♦ стратегические, предусматривающие глобальные цели; ♦ бизнес-планы, т. е. ориентированные на достижение отдельной сделки, операции или применительно к предприятию малого бизнеса, ориентированные на небольшой срок. 7. По конкретной установке: ♦ функциональные, предназначенные для внедрения управленческих решений в сфере деятельности фирмы, выполняющей определенную функцию. Эти планы играют особую роль в управлении, поэтому есть смысл выделить их в отдельную классификацию; ♦ единовременные, создаются с внедрением какого-либо проекта или программы и выполняют вспомогательную роль во внедрении общей стратегии. Единовременные планы могут быть: программными и проектными. Программный план создается с целью координации различных видов деятельности при реализации сложной программы. Проектный план может быть частью программного плана и применяется для контроля за менее сложными процессами, например, план размещения дистрибьюторской сети, проект рекламной кампании; ♦ стабильные, т. е. содержащие разработку конкретных указаний для регулярно повторяющихся операций типичного характера. Они представляют собой свод правил, инструкций и рекомендаций по осуществлению стандартных видов деятельности. К ним можно отнести инструкции, правила и рекомендации.
8. По функциям деятельности — это так называемые функциональные планы: ♦ маркетинга, в том числе сбыта; ♦ прибыли и рентабельности; ♦ инвестиций, в том числе долговременных материальных; ♦ издержек производства и обращения; ♦ персонала; ♦ доходов; ♦ финансов и др. 9. По отношению к действительности: ♦ основные, т. е. официально принятые руководством; ♦ вероятностные (случайные), представляют собой альтернативный курс действий, который будет предпринят в случае наступления непредвиденного события (событий), не предусмотренного основным планом. Он бывает необходим фирмам, работающим в сложной и динамичной внешней среде. Осуществление плана обычно поручается специальной "кризисной" команде, которая начинает свою работу лишь в случае наступления критической ситуации. Любая научная классификация несет в себе элемент условности. В реальной действительности отдельное явление бывает трудно классифицировать из-за размытых границ его признаков. Да это и не требуется. С точки зрения практического применения важна не чистота научной классификации плана, а его действительная польза как средства достижения искомых результатов. Поэтому на практике существует множество планов, которые сложно классифицировать, но их неоспоримым преимуществом является востребованность жизнью и соответствие условиям рыночной среды. В современной практике планирования используются различные планы. В последние годы наибольшую популярность приобрели индикативные и стратегические планы, а также бизнес-планы. Индикативное планирование (ИП) в настоящее время является важным инструментом государственной ориентации экономики. Предприниматели, хозяйственные руководители предприятий и объединений нуждаются в точных ориентирах, определяющих направления развития деятельности, в целях укрепления своей конкурентоспособности и решения крупномасштабных задач страны. Индикативное планирование на уровне государства представляет собой макроэкономическое обоснование показателей экономики и меры регулирования экономических процессов в стране при неизменности принципа самостоятельности субъекта хозяйствования.
Характерными чертами индикативного планирования государства являются: ♦ эволюция экономических отношений на уровне государства; ♦ демократическое воздействие государства на рыночные отношения, на предпринимательскую среду; ♦ координация действий и интересов государства и других субъектов хозяйствования; ♦ использование госпатерналистских инструментов в планировании; ♦ координация использования государственных ресурсов; ♦ создание системы макро- и микропланов на высшем уровне вертикали, в основе которой находится макропланирование, а по горизонтали располагаются микропланы поставок, инвестиций, кооперации и т. д.; ♦ отражение экономической политики государства, в том числе структурной и промышленной; ♦ разработка общих контуров будущего; ♦ процесс формирования параметров (индикаторов) развития и мер их достижения; ♦ использование преимущества экономических регуляторов; ♦ ориентация фирм негосударственного сектора на выполнение государственно важных задач; ♦ возможность включения заданий для государственного сектора; ♦ возможность включения в план: а) контрольных цифр, имеющих информационное значение для самостоятельно действующих субъектов экономики, б) государственных заказов, в том числе по межотраслевым и межреспубликанским поставкам, в) лимитов экономических регуляторов (цены, налогов, процентных ставок, нормативов и др.); ♦ взаимосвязь со стратегическим планированием; ♦ игровая модель по поиску экономического равновесия в стране; ♦ попытка недопущения крупных макроэкономических диспропорций, что решается посредством налоговых ставок, монетарных параметров и бюджетных расходов. Познавательным является опыт индикативного планирования других стран. Например, практика Франции в этой области стала предметом изучения многих экономически развитых стран. Во Франции ИП осуществляется Комитетом по планированию, в состав которого входит около 150 плановиков-профессионалов. Комитет состоит из вертикальных (отраслевых) и горизонтальных (финансовых, экономических, региональных) подразделений, которые активно взаимодействуют с другими правительственными ведомствами, в том числе Министерством финансов и Комитетом по статистике. Процесс планирования включает три основных этапа:
1-й этап — определение плановых целей и программирование глобальных макроэкономических показателей; 2-й этап — дезагрегация макроэкономических показателей; 3-й этап — согласование показателей плана и проверка их на совместимость и сбалансированность. На 1-м этапе ИП подготавливается два прогноза "развития производства и обеспечения национальной безопасности". Первый из них выявляет главные направления экономического развития страны, которые способны гарантировать рост производства национального продукта в значительном временном горизонте, как правило, десятилетнем. В этой же связи устанавливаются индикаторы совокупного спроса. Второй прогноз содержит прогнозные данные на завершающий год индикативного планирования. Параллельно рассчитываются темпы роста основных экономических потоков (показателей) и проводится их тестирование на совместимость. Указанные прогнозы разрабатываются по классической схеме: показатели производства продукции и внутренних расходов прогнозируются экзогенно, т. е. внешними факторами, после чего изучаются условия достижения их равновесия. Затем составляется сводная экономическая таблица, в которой выделяются: ♦ укрупненные отрасли страны (сырьевое производство, промышленность, сельское хозяйство, услуги); ♦ укрупненные категории конечных потребителей продукции (государственное потребление, капитальные вложения в социальную сферу, внешняя торговля). Далее отражается оценка трудовых ресурсов и капитала. В завершающей фазе первого этапа планирования используется инструментарий системы национального счетоводства с, введением пяти категорий экономических субъектов, двух категорий операций и трех категорий счетов. На 2-м этапе ИП проводится дезагрегация плановых показателей, рассчитанных на предыдущем этапе. Она проводится последовательно, по нескольким направлениям. Так, сначала сводная экономическая таблица детализируется в разделе 16 "чистых" отраслей и 35 регионов, а затем идет дезагрегация по 14 категориям экономических субъектов и 10 видам финансовых операций. На 3-м этапе ИП начинают работу многочисленные экспертные комиссии, созданные Комитетом по планированию. Они проводят "модернизацию" расчетов. В состав комиссий обычно включают представителей отраслей, предпринимателей и профсоюзов. Общее число экспертов может доходить до 5 тыс. человек. Владея исчерпывающей информацией, комиссии осуществляют дальнейшую детализацию плановых параметров. Но главным их предназначением является тестирование плановых параметров на совместимость, ресурсную сбалансированность и соответствие макроэкономическим целям. Ключевой задачей экспертных комиссий является разработка ориентиров для менеджеров государственных и частных компаний, которые, с одной стороны, должны отражать интересы предпринимателей, а с другой — интересы государства, опосредованные в основных индикаторах национального плана страны. Индикативное планирование Франции методологически построено на агрегированных динамических моделях долгосрочного прогнозирования и статической концепции национальных счетов, что гарантирует высокую достоверность планируемых показателей. Вопросы индикативного планирования для России в настоящее время являются весьма актуальными. Стране как воздух нужна новая система планирования и прогнозирования, органично связывающая регионы и центр, деятельность предприятий различных форм собственности, долгосрочные и краткосрочные планы различных уровней, экономические и социальные параметры функционирования. Поэтому многие ведущие специалисты в области экономики считают необходимым создание такой системы ИП, а экономические конференции последних лет в стране отмечают важность разработки методологического инструментария ИП, а также принятия закона о его применении. В России применение ИП на уровне государства может происходить с учетом наличия значительного отечественного опыта методологической работы в сфере планирования. Так, при проверке будущих индикативных планов на сбалансированность и взаимодействие показателей могут применяться отработанные в системе Госплана СССР укрупненные экономико-математические модели, в частности динамическая модель межотраслевого баланса. Сейчас в стране идет активный поиск будущей системы такого планирования.
При организации планирования составляющими ее элементами являются: ♦ порядок и последовательность разработки плана; ♦ система информации; ♦ исполнители. Различают организацию планирования: а) на государственном уровне (страны, региона, отрасли), б) внутрифирменную. В России организация планирования на государственном уровне отражает традиции советской школы разработки и реализации планов, а также зарубежный опыт. Однако говорить о сложившейся государственной системе планирования в России еще рано. Ее становление и развитие во многом будут определяться практикой организации планирования на уровне предприятий. Внутрифирменное планирование является составной частью системы управления объектом хозяйствования. Предприятие как первичное звено экономики полностью самостоятельно в разработке своих планов. Первый названный нами элемент организации планирования - порядок и последовательность разработки плана фирмы - осуществляется в несколько этапов: 1) обоснование целей деятельности; 2) сбор информации; 3) проведение экономического анализа; 4) составление прогнозов; 5) составление планов; 6) утверждение и доведение планов до исполнителей; 7) выполнение плана исполнителями: 8) мониторинг плана. Последовательность этапов планирования может быть иной. В этой связи можно говорить о логике последовательности разработки функциональных планов. После разработки прогнозов спроса, сбыта (продажи) разрабатывается главный план фирмы — план маркетинга. Его параметры служат основой для разработки соответствующих планов: ♦ сбыта (товарооборота); ♦ производства; ♦ прибыли и рентабельности; ♦ издержек производства и обращения; ♦ финансового плана; ♦ инвестиций; ♦ по персоналу и др. Приведенная последовательность разработки планов является ориентировочной. Планирование начинается с выбора приоритетов в развитии. Выбор полностью зависит от решения высшего руководства, которое определяет основные цели деятельности на будущее. Работа по сбору информации в планировании во многом схожа с аналогичным этапом в организации прогнозирования. Однако ее отличием является преимущественное использование информации внутренней среды хозяйствования. Экономический анализ как оценка информации о прошлом и настоящем для определения будущего в силу своего важного значения рассматривается как самостоятельный элемент экономической работы. Это процесс, основанный на изучении данных об экономическом, коммерческом, технологическом, кадровом и ином состоянии в прошлом и настоящем с целью оценки будущих условий и результатов деятельности экономического агента. Анализ считается обязательным начальным этапом планирования и включает: экономические расчеты; выявление позитива в деятельности; выявление негатива в деятельности, в том числе изучение факторов его появления; оценку деятельности; разработку рекомендаций по улучшению деятельности. Сущность, виды и этапы экономического анализа изучаются соответствующей дисциплиной. Особое значение в условиях конкуренции приобретает SWOT-анализ, название которого произошло по первым буквам английских слов: "мощь", "слабость"г "возможности", "угрозы". К основным методам экономического анализа относятся: сравнение; группировка; индексный; цепной подстановки; графический; балансовый; корреляционный; регрессионный; факторный; маржинальный; дисперсионный; морфологический; дельфийский; экспертных оценок; предельный; генетический; теории игр; теории массового обслуживания и др. Отметим сходство методов анализа, применяемых для прогнозирования и планирования. Это не случайно, так как они имеют единый генезис. Более того, имеется определенная общность методов анализа и планирования. Так, перспективный анализ позволяет преемственно перейти от изучения прошлого к планированию будущего, используя единые подходы. Знание сущности методов анализа способствует лучшему пониманию методики планирования. Следующий этап организации планирования — составление планов. Он включает многочисленные расчеты, теоретическая сущность которых изучается различными дисциплинами, а методология обоснований — данным курсом. Процесс утверждения плановых показателей предусматривает предварительное обсуждение проекта плана заинтересованными службами фирмы, а затем и ее высшим руководством. Утверждение официальных планов фиксируется документально протоколом, приказом или распоряжением. После утверждения планы доводятся до исполнителей: структурных подразделений, отделов, служб и отдельных работников. Начинается работа по их выполнению, в которой весьма заметную роль играют менеджеры. Ход выполнения планов контролируется, во-первых, по расходованию средств, во-вторых, по времени выполнения, в-третьих, с точки зрения экономического эффекта. Кроме официальных планов в работе фирмы применяется множество таких планов, которые больше напоминают управленческие решения. Чаще они бывают тактического характера. Предприниматели, менеджеры и другие специалисты фирмы ежедневно принимают множество конкретных решений, направленных на достижение утвержденных целей и подцелей. Планирование текущих действий также основывается на общей методологии планирования. Так, процесс принятия решения базируется на необходимости выбора одного варианта из всех имеющихся альтернатив с учетом ограниченных возможностей и целевых устремлений. Сложной дилеммой в теории планирования является противопоставление требований адекватности и стабильности плана. С одной стороны, разработка плана должна быть направлена на непрерывное его приспособление к изменяющимся условиям деятельности фирмы, но с другой — план должен быть стабильным хотя бы некоторое время, чтобы действительно служить ориентиром в работе. Реальное претворение такого парадокса заключается в поиске компромисса путем: 1) корректировки плана (постоянно либо эпизодически, по мере накопления его оперативных изменений). Но и первоначальный, и скорректированный планы должны иметь неизменные параметры-критерии, позволяющие оценить степень достижения конечных целей деятельности; 2) построения системы стимулирования труда работников за достижение: конечных целей, либо подцелей деятельности, либо промежуточных результатов. В этой связи можно отметить практику изменения плановых показателей, которая применялась в СССР при командно-административной экономике. Считалось, что планы надо доводить до исполнителей не позднее чем за 10 дней до начала планового периода, чтобы работники могли осознать свои задачи по выполнению планов и продумать необходимые действия. Изменения в план можно было вносить не позднее чем за 20 дней до его окончания и лишь при наличии веских на то причин. Частые изменения планов были нежелательны, так как это могло дезориентировать работников относительно истинных задач своей работы. Видимо, и современная практика внутрифирменного планирования должна выработать свои правила доведения и изменения планов с тем, чтобы они, выполняя свое основное предназначение, не вели к манипулированию показателями работы ради незаслуженного премирования отдельных работников. Качество планирования во многом определяется уровнем подготовленности работников фирмы, который определяется: ♦ теоретической подготовкой; ♦ уровнем их интеллектуального развития, в том числе миропониманием; ♦ опытом и квалификацией; ♦ пониманием того, что план — это система сознательно принимаемых решений, требующих соответствующих действий; ♦ умением предвидеть последствия принимаемых мер; ♦ способностью видеть главное, абстрагируясь от второстепенного и несущественного; ♦ умением найти оптимальное соотношение внешнего и внутреннего в условиях бизнеса. Ранее в России главную роль в планировании играли в основном экономисты, т. е. работники планово-экономических отделов (служб, управлений). В условиях рыночной экономики это положение изменяется. В планировании возрастает роль тех специалистов, кто непосредственно будет руководить реализацией планов, особенно текущих, т. е. руководителей среднего и низшего звена, менеджеров. Но и сегодня роль экономистов по-прежнему значительна. В настоящее время на малом предприятии плановую работу могут осуществлять экономист, финансист или бухгалтер. На небольшом предприятии экономическим обоснованием плановых показателей обычно занимаются 2—3 работника экономической службы. В более крупной фирме может работать экономический отдел, состоящий, как правило, из 4 или более сотрудников, включая руководителя. В еще более крупной фирме может быть создано экономическое управление, включающее несколько отделов или служб с общей численностью работников не менее 12 человек. Основные плановые обоснования, как и раньше, выполняют экономисты. Но чтобы план отражал весь комплекс задач и проблем хозяйствования, к его разработке привлекаются работники других служб и отделов фирмы сообразно вопросам своей компетенции. Так, работники экономического отдела при осуществлении плановых расчетов тесно сотрудничают с руководством фирмы — по общим целям стратегии развития и организационным вопросам; ♦ с отделами маркетинга и сбыта — по вопросам сбыта; ♦ с бухгалтерией — по вопросам учета и отчетности; ♦ с финансовым отделом — по вопросам финансирования; ♦ с отделами снабжения и транспорта — по вопросам снабжения и доставки сырья; ♦ с отделом главного инженера, технологическим и производственным отделами — по вопросам производственного характера; ♦ с отделом кадров, труда и заработной платы — по вопросам персонала и др. Безусловно, в условиях рынка основная ответственность в планировании возлагается на экономистов-менеджеров. Если задачей экономистов является экономическое обоснование плановых показателей, то в задачу менеджеров входит интерпретация этих показателей конкретными действиями коммерческого, технологического, кадрового и иного характера. Но одно с другим тесно взаимосвязано. Работники экономического отдела и менеджеры фирмы выполняют всущности одну задачу, но разными средствами. Менеджер должен обладать особого рода умениями и навыками в управлении, в том числе в управлении людьми. Система выполняемых им действий направлена на оптимизацию имеющихся ресурсов для достижения поставленных целей хозяйствования. Менеджеры активно участвуют в разработке и осуществлении планов деятельности фирмы, в том числе планов экономического характера. Высшее руководство фирмы совместно с менеджерами выбирает цели деятельности и разрабатывает соответствующую стратегию развития. Экономическая обработка выбранных целей детализируется экономистами, которые обосновывают ее экономическими категориями. Однако выбор ключевых действий по достижению плановых целей — это функция менеджеров. Они ежедневно занимаются вопросами планирования, участвуют в разработке многих видов планов фирмы, определяют ее стратегию, политику сфер деятельности, бизнес-планы и т. д. Прогнозирование, программирование, календарное планирование — все это особые инструменты, используемые менеджерами в своей работе. Поэтому в настоящее время возрастает значение профессии экономиста-менеджера, она становится особенно востребованной. Работники экономического отдела выполняют следующие основные функции: ♦ составление статистической отчетности; ♦ изучение состояния внешней среды хозяйствования; ♦ проведение экономического анализа деятельности фирмы; ♦ расчеты прогнозов и планов, доведение их до исполнителей; ♦ определение экономического эффекта отдельных управленческих решений; ♦ участие в экономическом образовании работников фирмы; ♦ консультации руководства фирмы по экономическим вопросам; ♦ подготовка справок и обзоров по экономическим вопросам; ♦ рассмотрение соответствующих жалоб и предложений и др. В работе экономистов в фирмах можно отметить ряд проблем (или недостатков), требующих решения: ♦ простая констатация фактов экономической жизни вместо детального аналитического обзора и разбора причинно-следственного характера состояния дел; простая фиксация полученных результатов; ♦ недостаточное знание теории и реалий рынка; ♦ слабое знание конъюнктуры рынка своего товара; ♦ скромная позиция составителей и распределителей планов; ♦ использование устаревших и неэффективных подходов в экономических расчетах; ♦ некритичность мышления; ♦ слабое межпрофессиональное взаимодействие; ♦ отсутствие необходимых экономических обоснований управленческих решений; ♦ отказ от практики прогнозирования и планирования вследствие инфляции в стране и высокой стохастичности рыночных явлений. Для российского экономиста по-прежнему актуально известное высказывание советского ученого А.И. Бирмана о том, что важнейшей чертой характера работника экономической профессии должно быть мужество, т. е. его умение смело и без прикрас говорить руководству об истинном положении дел. В плановой работе необходимы как подчинение, так и демократизм взаимоотношений. Подчинение означает приверженность управленческой иерархии. Демократизм означает ликвидацию устаревших догм во взаимосвязях "руководитель - подчиненный". При рациональной организации экономической работы у каждого работника должен быть свой участок деятельности и свои должностные обязанности, т. е. он должен быть ответственным в пределах своей должности. Опыт показывает, что авторитет бывает губителен, в том числе в экономической работе. В планировании нужны инициатива, нововведения, творчество при самодисциплине работника. Авторитарный стиль создает у подчиненных чувство неуверенности в своих силах и зависимости от руководства. Работник должен брать на себя конкретные обязательства, которые следует рассматривать как соглашение ограниченной продолжительности. Он сам проверяет ценность своего решения или отказа от него и несет за это ответственность. В этом выражается современный подход к сочетанию личных и коллективных интересов в работе. В трудовом коллективе при обосновании плановых расчетов должны быть созданы все условия для творчества, для поиска нового, мер по совершенствованию положения дел. Для этих целей возможна организация временных поисковых групп, включающих работников разных служб для исследования подходов к решению определенных проблем. Новая роль экономического работника во многом связана с его действиями как менеджера, референта и консультанта для руководства фирмы по различным экономическим вопросам деятельности. Роль контроллера фирмы начинает проявляться и в российской экономической жизни. В этой связи отметим необходимые черты, которыми должен обладать экономический работник: ♦ хорошее знание теоретических основ рыночной экономики; ♦ знание современной зарубежной экономической мысли и передового опыта наиболее известных зарубежных фирм; ♦ знание современных методик анализа, прогнозирования и планирования; ♦ новаторский стиль работы и мышления; ♦ инициатива ради прорыва в бизнесе, поиск новых идей, полезных для фирмы; ♦ компетентность в области разработки и экономического обоснования выбранного варианта действий. Но главное качество экономического работника — умение увидеть в потоке сообщений определенные тенденции и закономерности, обосновать правильный путь выхода из сложного кризисного положения. А для этого нужна подготовленная личность, имеющая широкий кругозор, аналитическое мышление, объективное масштабное видение проблем, понимание внутрифирменных интересов, умение защищать их экономическими методами и действовать эффективно.
Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 2562; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |