Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация планирования




Классификация планов по признакам

В деятельности субъекта хозяйствования используют­ся различные планы. Их классификация подчиняется зада­чам систематизации по типовым признакам, что позволяет определить место каждого из них и обозначить роль со­гласно предназначению. Установление сходства и различий между видами планов благодаря их классификации позволяет лучше понять природу планирования.

Планы классифицируются следующим образом.

1. По времени:

♦ долгосрочные (на 10—25 лет);

♦ среднесрочные (на 3—10 лет);

♦ краткосрочные (на 1—3 года);

♦ текущие (на 1 год, в том числе сезонные);

♦ оперативные (до 1 года).

2. По объектам хозяйствования:

♦ государственные, в том числе региональные, респуб­ликанские, областные и муниципальные;

♦ внутрифирменные.

В настоящее время правительства многих экономичес­ки развитых стран мира применяют планы в управлении общественно-экономическим развитием. Составляются пла­ны в США, Японии, Франции. Великобритании. Германии. Канаде, а сейчас — и в ЕС. Кроме того, существует боль­шая группа разновидностей региональных планов, в том чис­ле местных. В государственном планировании особое место занимают программы социально-экономического развития.

Внутрифирменное планирование означает разработку планов внутри отдельной фирмы, в том числе по ее предприятиям. План такого уровня отличается от государствен­ного большей детерминированностью, обязательностью, ма­невренностью и нацеленностью на экономический результат.

3. По степени определения параметров:

♦ детерминированные (с четко определенными пара­метрами);

♦ вероятностные (с нечеткими параметрами).

4. По признаку временной ориентации:

♦ реактивные, т е. ориентированные на закрепление достижений прошлого;

♦ инактивные, т. е. инертные по планируемым дей­ствиям;

♦ преактивные, т. е. с высоким уровнем активности, направленным на существенное преобразование дей­ствительности.

5. По назначению:

♦ директивные, обязательные для выполнения;

♦ индикативные, т. е. рекомендательные для выполне­ния. Как уже отмечалось, на уровне фирмы прини­маются в основном директивные планы, а на уровне государства — индикативные. Но есть и исключения, например, бюджетные или налоговые планы страны.

6. По масштабности целей:

♦ стратегические, предусматривающие глобальные цели;

♦ бизнес-планы, т. е. ориентированные на достижение отдельной сделки, операции или применительно к предприятию малого бизнеса, ориентированные на небольшой срок.

7. По конкретной установке:

♦ функциональные, предназначенные для внедрения управленческих решений в сфере деятельности фир­мы, выполняющей определенную функцию. Эти пла­ны играют особую роль в управлении, поэтому есть смысл выделить их в отдельную классификацию;

♦ единовременные, создаются с внедрением какого-либо проекта или программы и выполняют вспомогатель­ную роль во внедрении общей стратегии. Единовре­менные планы могут быть: программными и проект­ными. Программный план создается с целью коорди­нации различных видов деятельности при реализации сложной программы. Проектный план может быть частью программного плана и применяется для кон­троля за менее сложными процессами, например, план размещения дистрибьюторской сети, проект рек­ламной кампании;

♦ стабильные, т. е. содержащие разработку конкрет­ных указаний для регулярно повторяющихся операций типичного характера. Они представляют собой свод правил, инструкций и рекомендаций по осуществлению стандартных видов деятельности. К ним мож­но отнести инструкции, правила и рекомендации.

8. По функциям деятельности — это так называемые функциональные планы:

♦ маркетинга, в том числе сбыта;

♦ прибыли и рентабельности;

♦ инвестиций, в том числе долговременных материаль­ных;

♦ издержек производства и обращения;

♦ персонала;

♦ доходов;

♦ финансов и др.

9. По отношению к действительности:

♦ основные, т. е. официально принятые руководством;

♦ вероятностные (случайные), представляют собой аль­тернативный курс действий, который будет предпри­нят в случае наступления непредвиденного события (событий), не предусмотренного основным планом. Он бывает необходим фирмам, работающим в сложной и динамичной внешней среде. Осуществление плана обычно поручается специальной "кризисной" команде, которая начинает свою работу лишь в случае наступления критической ситуации.

Любая научная классификация несет в себе элемент ус­ловности. В реальной действительности отдельное явление бывает трудно классифицировать из-за размытых границ его признаков. Да это и не требуется. С точки зрения практичес­кого применения важна не чистота научной классификации плана, а его действительная польза как средства достиже­ния искомых результатов. Поэтому на практике существует множество планов, которые сложно классифицировать, но их неоспоримым преимуществом является востребованность жизнью и соответствие условиям рыночной среды.

В современной практике планирования используются различные планы. В последние годы наибольшую популяр­ность приобрели индикативные и стратегические планы, а также бизнес-планы.

Индикативное планирование (ИП) в настоящее время является важным инструментом государственной ориента­ции экономики. Предприниматели, хозяйственные руково­дители предприятий и объединений нуждаются в точных ориентирах, определяющих направления развития деятель­ности, в целях укрепления своей конкурентоспособности и решения крупномасштабных задач страны. Индикативное планирование на уровне государства представляет собой макроэкономическое обоснование показателей экономики и меры регулирования экономических процессов в стране при неизменности принципа самостоятельности субъекта хозяй­ствования.

Характерными чертами индикативного планирования го­сударства являются:

♦ эволюция экономических отношений на уровне государства;

♦ демократическое воздействие государства на рыночные отношения, на предпринимательскую среду;

♦ координация действий и интересов государства и дру­гих субъектов хозяйствования;

♦ использование госпатерналистских инструментов в планировании;

♦ координация использования государственных ресурсов;

♦ создание системы макро- и микропланов на высшем уровне вертикали, в основе которой находится макро­планирование, а по горизонтали располагаются микропланы поставок, инвестиций, кооперации и т. д.;

♦ отражение экономической политики государства, в том числе структурной и промышленной;

♦ разработка общих контуров будущего;

♦ процесс формирования параметров (индикаторов) развития и мер их достижения;

♦ использование преимущества экономических регуля­торов;

♦ ориентация фирм негосударственного сектора на вы­полнение государственно важных задач;

♦ возможность включения заданий для государствен­ного сектора;

♦ возможность включения в план: а) контрольных цифр, имеющих информационное значение для самостоя­тельно действующих субъектов экономики, б) госу­дарственных заказов, в том числе по межотрасле­вым и межреспубликанским поставкам, в) лимитов экономических регуляторов (цены, налогов, процен­тных ставок, нормативов и др.);

♦ взаимосвязь со стратегическим планированием;

♦ игровая модель по поиску экономического равнове­сия в стране;

♦ попытка недопущения крупных макроэкономических дис­пропорций, что решается посредством налоговых ста­вок, монетарных параметров и бюджетных расходов.

Познавательным является опыт индикативного плани­рования других стран. Например, практика Франции в этой области стала предметом изучения многих экономически раз­витых стран. Во Франции ИП осуществляется Комитетом по планированию, в состав которого входит около 150 пла­новиков-профессионалов. Комитет состоит из вертикальных (отраслевых) и горизонтальных (финансовых, экономических, региональных) подразделений, которые активно взаимодей­ствуют с другими правительственными ведомствами, в том числе Министерством финансов и Комитетом по статистике. Процесс планирования включает три основных этапа:

1-й этап — определение плановых целей и программи­рование глобальных макроэкономических показателей;

2-й этап — дезагрегация макроэкономических показа­телей;

3-й этап — согласование показателей плана и проверка их на совместимость и сбалансированность.

На 1-м этапе ИП подготавливается два прогноза "раз­вития производства и обеспечения национальной безопас­ности". Первый из них выявляет главные направления эко­номического развития страны, которые способны гаранти­ровать рост производства национального продукта в значительном временном горизонте, как правило, десяти­летнем. В этой же связи устанавливаются индикаторы со­вокупного спроса. Второй прогноз содержит прогнозные дан­ные на завершающий год индикативного планирования. Па­раллельно рассчитываются темпы роста основных экономических потоков (показателей) и проводится их тес­тирование на совместимость.

Указанные прогнозы разрабатываются по классической схеме: показатели производства продукции и внутренних расходов прогнозируются экзогенно, т. е. внешними факто­рами, после чего изучаются условия достижения их рав­новесия. Затем составляется сводная экономическая табли­ца, в которой выделяются:

♦ укрупненные отрасли страны (сырьевое производство, промышленность, сельское хозяйство, услуги);

♦ укрупненные категории конечных потребителей про­дукции (государственное потребление, капитальные вложения в социальную сферу, внешняя торговля).

Далее отражается оценка трудовых ресурсов и капи­тала. В завершающей фазе первого этапа планирования используется инструментарий системы национального сче­товодства с, введением пяти категорий экономических субъек­тов, двух категорий операций и трех категорий счетов.

На 2-м этапе ИП проводится дезагрегация плановых показателей, рассчитанных на предыдущем этапе. Она про­водится последовательно, по нескольким направлениям. Так, сначала сводная экономическая таблица детализируется в разделе 16 "чистых" отраслей и 35 регионов, а затем идет дезагрегация по 14 категориям экономических субъектов и 10 видам финансовых операций.

На 3-м этапе ИП начинают работу многочисленные экс­пертные комиссии, созданные Комитетом по планирова­нию. Они проводят "модернизацию" расчетов. В состав ко­миссий обычно включают представителей отраслей, пред­принимателей и профсоюзов. Общее число экспертов может доходить до 5 тыс. человек. Владея исчерпывающей инфор­мацией, комиссии осуществляют дальнейшую детализацию плановых параметров. Но главным их предназначением яв­ляется тестирование плановых параметров на совмести­мость, ресурсную сбалансированность и соответствие мак­роэкономическим целям. Ключевой задачей экспертных ко­миссий является разработка ориентиров для менеджеров государственных и частных компаний, которые, с одной сто­роны, должны отражать интересы предпринимателей, а с другой — интересы государства, опосредованные в основ­ных индикаторах национального плана страны.

Индикативное планирование Франции методологичес­ки построено на агрегированных динамических моделях долгосрочного прогнозирования и статической концепции на­циональных счетов, что гарантирует высокую достоверность планируемых показателей.

Вопросы индикативного планирования для России в на­стоящее время являются весьма актуальными. Стране как воздух нужна новая система планирования и прогнозирова­ния, органично связывающая регионы и центр, деятельность предприятий различных форм собственности, долгосрочные и краткосрочные планы различных уровней, экономические и социальные параметры функционирования. Поэтому мно­гие ведущие специалисты в области экономики считают не­обходимым создание такой системы ИП, а экономические конференции последних лет в стране отмечают важность разработки методологического инструментария ИП, а так­же принятия закона о его применении. В России примене­ние ИП на уровне государства может происходить с учетом наличия значительного отечественного опыта методологи­ческой работы в сфере планирования. Так, при проверке будущих индикативных планов на сбалансированность и вза­имодействие показателей могут применяться отработанные в системе Госплана СССР укрупненные экономико-матема­тические модели, в частности динамическая модель межот­раслевого баланса. Сейчас в стране идет активный поиск бу­дущей системы такого планирования.

 

При организации планирования составляющими ее эле­ментами являются:

♦ порядок и последовательность разработки плана;

♦ система информации;

♦ исполнители.

Различают организацию планирования: а) на государствен­ном уровне (страны, региона, отрасли), б) внутрифирменную.

В России организация планирования на государствен­ном уровне отражает традиции советской школы разработки и реализации планов, а также зарубежный опыт. Однако говорить о сложившейся государственной системе планирования в России еще рано. Ее становление и развитие во многом будут определяться практикой организации планирования на уровне предприятий.

Внутрифирменное планирование является составной частью системы управления объектом хозяйствования. Пред­приятие как первичное звено экономики полностью само­стоятельно в разработке своих планов. Первый названный нами элемент организации планирования - порядок и пос­ледовательность разработки плана фирмы - осуществ­ляется в несколько этапов:

1) обоснование целей деятельности;

2) сбор информации;

3) проведение экономического анализа;

4) составление прогнозов;

5) составление планов;

6) утверждение и доведение планов до исполнителей;

7) выполнение плана исполнителями:

8) мониторинг плана.

Последовательность этапов планирования может быть иной. В этой связи можно говорить о логике последова­тельности разработки функциональных планов. После раз­работки прогнозов спроса, сбыта (продажи) разрабатывает­ся главный план фирмы — план маркетинга. Его параметры служат основой для разработки соответствующих планов:

♦ сбыта (товарооборота);

♦ производства;

♦ прибыли и рентабельности;

♦ издержек производства и обращения;

♦ финансового плана;

♦ инвестиций;

♦ по персоналу и др.

Приведенная последовательность разработки планов является ориентировочной.

Планирование начинается с выбора приоритетов в раз­витии. Выбор полностью зависит от решения высшего ру­ководства, которое определяет основные цели деятельности на будущее.

Работа по сбору информации в планировании во многом схожа с аналогичным этапом в организации прогнозирования. Однако ее отличием является преимущественное использо­вание информации внутренней среды хозяйствования.

Экономический анализ как оценка информации о про­шлом и настоящем для определения будущего в силу свое­го важного значения рассматривается как самостоятель­ный элемент экономической работы. Это процесс, основан­ный на изучении данных об экономическом, коммерческом, технологическом, кадровом и ином состоянии в прошлом и настоящем с целью оценки будущих условий и результатов деятельности экономического агента. Анализ считается обя­зательным начальным этапом планирования и включает: эко­номические расчеты; выявление позитива в деятельности; выявление негатива в деятельности, в том числе изучение факторов его появления; оценку деятельности; разработку рекомендаций по улучшению деятельности.

Сущность, виды и этапы экономического анализа изу­чаются соответствующей дисциплиной. Особое значение в условиях конкуренции приобретает SWOT-анализ, назва­ние которого произошло по первым буквам английских слов: "мощь", "слабость"г "возможности", "угрозы".

К основным методам экономического анализа относятся: сравнение; группировка; индексный; цепной подстановки; графический; балансовый; корреляционный; регрессионный; факторный; маржинальный; дисперсионный; морфологичес­кий; дельфийский; экспертных оценок; предельный; генети­ческий; теории игр; теории массового обслуживания и др.

Отметим сходство методов анализа, применяемых для прогнозирования и планирования. Это не случайно, так как они имеют единый генезис. Более того, имеется определенная общность методов анализа и планирования. Так, перс­пективный анализ позволяет преемственно перейти от изу­чения прошлого к планированию будущего, используя еди­ные подходы. Знание сущности методов анализа способствует лучшему пониманию методики планирования.

Следующий этап организации планирования — состав­ление планов. Он включает многочисленные расчеты, теоре­тическая сущность которых изучается различными дисцип­линами, а методология обоснований — данным курсом.

Процесс утверждения плановых показателей предусматривает предварительное обсуждение проекта плана за­интересованными службами фирмы, а затем и ее высшим руководством. Утверждение официальных планов фикси­руется документально протоколом, приказом или распоря­жением. После утверждения планы доводятся до исполни­телей: структурных подразделений, отделов, служб и от­дельных работников. Начинается работа по их выполнению, в которой весьма заметную роль играют менеджеры. Ход выполнения планов контролируется, во-первых, по расходованию средств, во-вторых, по времени выполнения, в-третьих, с точки зрения экономического эффекта.

Кроме официальных планов в работе фирмы применя­ется множество таких планов, которые больше напоминают управленческие решения. Чаще они бывают тактического характера. Предприниматели, менеджеры и другие специ­алисты фирмы ежедневно принимают множество конкрет­ных решений, направленных на достижение утвержденных целей и подцелей. Планирование текущих действий также основывается на общей методологии планирования. Так, про­цесс принятия решения базируется на необходимости вы­бора одного варианта из всех имеющихся альтернатив с уче­том ограниченных возможностей и целевых устремлений.

Сложной дилеммой в теории планирования является про­тивопоставление требований адекватности и стабильности плана. С одной стороны, разработка плана должна быть направлена на непрерывное его приспособление к изменяющимся условиям деятельности фирмы, но с другой — план должен быть стабильным хотя бы некоторое время, чтобы действительно служить ориентиром в работе. Реальное претворение такого парадокса заключается в поиске компромисса путем:

1) корректировки плана (постоянно либо эпизодически, по мере накопления его оперативных изменений). Но и первоначальный, и скорректированный планы должны иметь неизменные параметры-критерии, позволяющие оценить степень достижения конечных целей деятельности;

2) построения системы стимулирования труда работников за достижение: конечных целей, либо подцелей дея­тельности, либо промежуточных результатов.

В этой связи можно отметить практику изменения пла­новых показателей, которая применялась в СССР при ко­мандно-административной экономике. Считалось, что планы надо доводить до исполнителей не позднее чем за 10 дней до начала планового периода, чтобы работники могли осоз­нать свои задачи по выполнению планов и продумать необ­ходимые действия. Изменения в план можно было вносить не позднее чем за 20 дней до его окончания и лишь при наличии веских на то причин. Частые изменения планов были нежелательны, так как это могло дезориентировать работ­ников относительно истинных задач своей работы. Видимо, и современная практика внутрифирменного планирования дол­жна выработать свои правила доведения и изменения планов с тем, чтобы они, выполняя свое основное предназначение, не вели к манипулированию показателями работы ради не­заслуженного премирования отдельных работников.

Качество планирования во многом определяется уров­нем подготовленности работников фирмы, который опреде­ляется:

♦ теоретической подготовкой;

♦ уровнем их интеллектуального развития, в том чис­ле миропониманием;

♦ опытом и квалификацией;

♦ пониманием того, что план — это система сознатель­но принимаемых решений, требующих соответству­ющих действий;

♦ умением предвидеть последствия принимаемых мер;

♦ способностью видеть главное, абстрагируясь от вто­ростепенного и несущественного;

♦ умением найти оптимальное соотношение внешнего и внутреннего в условиях бизнеса.

Ранее в России главную роль в планировании играли в основном экономисты, т. е. работники планово-экономичес­ких отделов (служб, управлений). В условиях рыночной экономики это положение изменяется. В планировании воз­растает роль тех специалистов, кто непосредственно бу­дет руководить реализацией планов, особенно текущих, т. е. руководителей среднего и низшего звена, менедже­ров. Но и сегодня роль экономистов по-прежнему значи­тельна. В настоящее время на малом предприятии плано­вую работу могут осуществлять экономист, финансист или бухгалтер. На небольшом предприятии экономическим обо­снованием плановых показателей обычно занимаются 2—3 работника экономической службы. В более крупной фир­ме может работать экономический отдел, состоящий, как правило, из 4 или более сотрудников, включая руководи­теля. В еще более крупной фирме может быть создано экономическое управление, включающее несколько отде­лов или служб с общей численностью работников не менее 12 человек.

Основные плановые обоснования, как и раньше, вы­полняют экономисты. Но чтобы план отражал весь комп­лекс задач и проблем хозяйствования, к его разработке привлекаются работники других служб и отделов фирмы сообразно вопросам своей компетенции. Так, работники эко­номического отдела при осуществлении плановых расчетов тесно сотрудничают с руководством фирмы — по общим целям страте­гии развития и организационным вопросам;

♦ с отделами маркетинга и сбыта — по вопросам сбыта;

♦ с бухгалтерией — по вопросам учета и отчетности;

♦ с финансовым отделом — по вопросам финансирова­ния;

♦ с отделами снабжения и транспорта — по вопросам снабжения и доставки сырья;

♦ с отделом главного инженера, технологическим и про­изводственным отделами — по вопросам производ­ственного характера;

♦ с отделом кадров, труда и заработной платы — по вопросам персонала и др.

Безусловно, в условиях рынка основная ответствен­ность в планировании возлагается на экономистов-менеджеров. Если задачей экономистов является экономическое обоснование плановых показателей, то в задачу менеджеров входит интерпретация этих показателей конкретными действиями коммерческого, технологического, кадрового и иного характера. Но одно с другим тесно взаимосвязано. Ра­ботники экономического отдела и менеджеры фирмы вы­полняют всущности одну задачу, но разными средствами. Менеджер должен обладать особого рода умениями и на­выками в управлении, в том числе в управлении людьми. Система выполняемых им действий направлена на оптими­зацию имеющихся ресурсов для достижения поставленных целей хозяйствования. Менеджеры активно участвуют в разработке и осуществлении планов деятельности фирмы, в том числе планов экономического характера. Высшее ру­ководство фирмы совместно с менеджерами выбирает цели деятельности и разрабатывает соответствующую страте­гию развития. Экономическая обработка выбранных целей детализируется экономистами, которые обосновывают ее экономическими категориями. Однако выбор ключевых дей­ствий по достижению плановых целей — это функция менеджеров. Они ежедневно занимаются вопросами плани­рования, участвуют в разработке многих видов планов фир­мы, определяют ее стратегию, политику сфер деятель­ности, бизнес-планы и т. д. Прогнозирование, программи­рование, календарное планирование — все это особые инструменты, используемые менеджерами в своей работе. Поэтому в настоящее время возрастает значение профес­сии экономиста-менеджера, она становится особенно вос­требованной.

Работники экономического отдела выполняют следую­щие основные функции:

♦ составление статистической отчетности;

♦ изучение состояния внешней среды хозяйствования;

♦ проведение экономического анализа деятельности фирмы;

♦ расчеты прогнозов и планов, доведение их до испол­нителей;

♦ определение экономического эффекта отдельных управленческих решений;

♦ участие в экономическом образовании работников фирмы;

♦ консультации руководства фирмы по экономическим вопросам;

♦ подготовка справок и обзоров по экономическим воп­росам;

♦ рассмотрение соответствующих жалоб и предложе­ний и др.

В работе экономистов в фирмах можно отметить ряд проблем (или недостатков), требующих решения:

♦ простая констатация фактов экономической жизни вместо детального аналитического обзора и разбора причинно-следственного характера состояния дел; простая фиксация полученных результатов;

♦ недостаточное знание теории и реалий рынка;

♦ слабое знание конъюнктуры рынка своего товара;

♦ скромная позиция составителей и распределителей планов;

♦ использование устаревших и неэффективных подходов в экономических расчетах;

♦ некритичность мышления;

♦ слабое межпрофессиональное взаимодействие;

♦ отсутствие необходимых экономических обоснований управленческих решений;

♦ отказ от практики прогнозирования и планирования вследствие инфляции в стране и высокой стохастичности рыночных явлений.

Для российского экономиста по-прежнему актуально из­вестное высказывание советского ученого А.И. Бирмана о том, что важнейшей чертой характера работника экономической профессии должно быть мужество, т. е. его умение смело и без прикрас говорить руководству об истинном положении дел. В плановой работе необходимы как подчинение, так и демократизм взаимоотношений. Подчинение означает при­верженность управленческой иерархии. Демократизм озна­чает ликвидацию устаревших догм во взаимосвязях "руко­водитель - подчиненный". При рациональной организации экономической работы у каждого работника должен быть свой участок деятельности и свои должностные обязаннос­ти, т. е. он должен быть ответственным в пределах своей должности. Опыт показывает, что авторитет бывает губи­телен, в том числе в экономической работе. В планирова­нии нужны инициатива, нововведения, творчество при са­модисциплине работника. Авторитарный стиль создает у под­чиненных чувство неуверенности в своих силах и зависимости от руководства. Работник должен брать на себя конкретные обязательства, которые следует рассматривать как согла­шение ограниченной продолжительности. Он сам проверяет ценность своего решения или отказа от него и несет за это ответственность. В этом выражается современный подход к сочетанию личных и коллективных интересов в работе.

В трудовом коллективе при обосновании плановых расчетов должны быть созданы все условия для творчества, для поиска нового, мер по совершенствованию положения дел. Для этих целей возможна организация временных поисковых групп, включающих работников разных служб для исследования подходов к решению определенных проблем.

Новая роль экономического работника во многом связана с его действиями как менеджера, референта и консультанта для руководства фирмы по различным экономическим вопросам деятельности. Роль контроллера фирмы начинает проявляться и в российской экономической жизни. В этой связи отметим необходимые черты, которыми должен обладать экономический работник:

♦ хорошее знание теоретических основ рыночной эко­номики;

♦ знание современной зарубежной экономической мыс­ли и передового опыта наиболее известных зарубеж­ных фирм;

♦ знание современных методик анализа, прогнозирования и планирования;

♦ новаторский стиль работы и мышления;

♦ инициатива ради прорыва в бизнесе, поиск новых идей, полезных для фирмы;

♦ компетентность в области разработки и экономичес­кого обоснования выбранного варианта действий.

Но главное качество экономического работника — уме­ние увидеть в потоке сообщений определенные тенденции и закономерности, обосновать правильный путь выхода из слож­ного кризисного положения. А для этого нужна подготовлен­ная личность, имеющая широкий кругозор, аналитическое мышление, объективное масштабное видение проблем, по­нимание внутрифирменных интересов, умение защищать их экономическими методами и действовать эффективно.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 2562; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.077 сек.