Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Причины и сущность психического развития ребенка




Подход

Психоаналитический

прожил в Вене.

Дочь Фрейда, Анна, продолжила раз­витие психоаналитической теории пос­ле его смерти.

З.Фрейда более всего интересовало развитие человека как лич­ности, проблемы, возникающие в процессе его личностного ста­новления. Он рассматривал поведение как проявление биологи­ческих влечений, инстинктов и подсознательных мотивов челове­ка, на которые влияют условия его воспитания в семье в детском возрасте, и считал, что мы не осознаем многих причин нашего поведения, поскольку они скрыты от нас, и что происходящее с нами есть результат деятельности подсознания («бессознательно­го»), «содержимое» которого накапливается в течение всей жиз­ни.

Фрейд выделил три компонента человеческой психики, каж­дый из которых выполняет свои функции: «ид» (оно), «эго» («Я») и «суперэго» («сверх-Я»),

«Ид» — врожденный компонент, включающий общие инстин­ктивные влечения и поиск удовольствия. Его основные составля­ющие - либидо, т.е. позитивные любовные, сексуальные импуль­сы, и танатос, т.е. деструктивные, агрессивные импульсы.

«Эго» — та рациональная часть психики человека, которая объясняет ему происходящее и помогает ослабить или снять кон­фликт между его либидо и танатосом, с одной стороны, и тем,


32 Глава II. Закономерности и динамика психического развития в онтогенезе

что он перенимает от родителей в процессе воспитания или про­сто общения с ними, — с другой.

«Суперэго» — это примерно то же, что обычно называют со­знанием, включая нормы поведения (как хорошего, так и плохо­го), усваиваемые с помощью родителей и подкрепляемые ими.

Взаимодействие «ид» и «суперэго» заключается в следующем: то, что «ид» принуждает нас делать, как правило, противоречит тому, что позволяет делать «суперэго». Они часто «конфликтуют» друг с другом, порождая чувство тревоги, нервозность или на­пряженность без какой-либо видимой и логически объяснимой причины. И м е н н о «эго» — рациональная, «объясняющая» часть личности — помогает разрешить конфликт между «ид» и «супер-эго», изобретает социально приемлемые способы удовлетворения желаний нашего «ид».

Существуя вместе, «ид», «эго» и «суперэго» обычно не проти­воречат друг другу. Все они действуют как «одна команда» под руководством «эго».

Фрейд полагал также, что дети проходят пять стадий психи­ческого, точнее, психосексуального развития, а характер проте­кания каждой из них оказывает конкретное воздействие на фор­мирование личностных качеств. На каждой стадии интересы ре­бенка и окружающих его людей (родителей, педиатров, братьев и сестер, бабушек и дедушек, учителей, воспитателей и т.д.) со­средоточены вокруг какой-то определенной части тела, служащей источником получения удовольствия.

1. Оральная стадия (от рождения д о 2 лет). М и р малыша со­
средоточен вокруг рта. Высшая степень удовлетворения на стадии
грудного вскармливания может привести к тому, что, став взрос­
лым, ребенок будет предельно самостоятельным без видимых на
то о с н о в а н и й. И наоборот, неудовлетворенность, неприятные
ощущения в этот период могут обусловить формирование очень
зависимого взрослого.

Вы, наверное, знаете таких людей, которые постоянно раз­дражены, агрессивны или саркастичны, склонны к перееданию, грызут ногти, много говорят, курят, любят жевательную резин­ку, как сказал бы Фрейд, все они «застряли на оральной стадии развития».

2. Анальная стадия (от 2 до 3 лет). На этой стадии ребенку
прививаются навыки туалета. Его внимание сосредоточивается на
анальной области, на выделениях и испражнениях. Дети, успешно
прошедшие данную стадию, отличаются гибкостью мышления,


§ 1. Причины и сущность психического развития ребенка 33

великодушием, аккуратностью — чертами, которые сохраняются на всю жизнь.

Быстрое и сопряженное с насилием приучение к горшку мо­жет обернуться тем, что малыш «зациклится» на постоянных тре­бованиях чистоты, на излишней приверженности правилам гиги­ены, чрезмерной опрятности. И наоборот, если родители не обра­щают внимания на то, как и куда ребенок отправляет свои есте­ственные потребности, делает ли он это в горшок, в ползунки или на пол, то в результате может сформироваться взрослый, склонный к негативизму, анархичности в поведении, к желанию лидерства.

3. Фаллическая стадия (от 4 д о 5 лет). Н а этой стадии дети
внимательно изучают свои половые органы (нередки мастурба­
ции). У них впервые появляется симпатия к родителям противопо­
ложного пола и чувство неприязни к родителям одного с ними
пола. Возможные связанные с этими чувствами конфликты Фрейд
назвал эдиповым комплексом (у мальчиков) и комплексом Элек­
тры (у девочек). Дети, успешно преодолевшие данную стадию,
обычно легко разрешают конфликты посредством отождествле­
ния себя (идентификации) с родителями того же пола. Они начи­
нают копировать образцы их поведения, интонации речи, при­
чески и т.п.

Фрейд полагал, что мальчики, испытывавшие трудности на фаллической стадии, становятся робкими, застенчивыми, пас­сивными мужчинами. Что касается девочек, то они всю жизнь не­сут комплекс Электры как крест, только в каждый возрастной период по-разному это проявляется. Обычно он выражается в стрем­лении к половой связи с мужчинами или в желании иметь сына в качестве компенсации в случае отсутствия такой постоянной связи.

4. Латентная стадия (от 6 д о 12 л е т). В э т о м возрасте л и б и д о
(напомним: позитивные любовные, сексуальные импульсы) не
концентрируется в какой-то определенной части тела или органе,

а сексуальные потенции как бы дремлют в состоянии бездействия, покоя. Дети, успешно идентифицировавшие себя с представите­лями того же пола, начинают не только копировать, но и быстро усваивать нормы поведения, соответствующие их полу и одобряе­мые обществом.

5. Генитальная стадия (от 12 д о 18 л е т). В н и м а н и е р е б я т в н о в ь
сосредоточивается на своих половых органах, потом появляется
интерес к противоположному полу.

1. Заказ № 577.


34 Глава II. Закономерности и динамика психического развития в онтогенезе

Последним двум стадиям - латентной и генитальной — Фрейд уделил мало внимания. Он утверждал, что основные личностные характеристики человека закладываются в возрасте 5—6 лет. Со­гласно теории психоанализа, успешное преодоление оральной, анальной и фаллической стадий обусловливает формирование психически здоровой личности, трудности же на этих стадиях при­водят к серьезным проблемам во взрослом состоянии. По З.Фрей­ду, если ребенок на какой-то из трех указанных стадий пережива­ет событие, травмирующее его психику, получает предельно пол­ное удовлетворение естественных потребностей или, напротив, испытывает абсолютную неудовлетворенность, то он начинает сосредоточивать на них излишне много внимания, отчего различ­ные моменты этого периода детства откладываются в личностном мире человека и сопровождают его на протяжении всей жизни.

Теория классического психоанализа З.Фрейда развита в рабо­тах М.Клейн, А.Фрейд, а затем преобразована в концепции пси­хосоциального развития жизненного пути личности Э. Эриксона.

Эрик Эриксон также представитель психоаналитической тео­рии; родился в 1902 г. во Франкфурте (Германия).

Как и Фрейд, Эриксон полагал, что л и ш ь здоровый взрослый человек способен удовлетворять свои потребности в личностном развитии, желания собственного «эго» («Я») и отвечать требова­ниям общества. Например, если он молод и здоров, то должен выбирать такую профессию, которая была бы интересной для него и в то же время нужной для общества. Основанием периодизации Эрика Эриксона являются понятия идентичности (быть таким же, как значимые другие) и самоидентичности (быть самим собой). Развитие является продуктивным, если в человеке развиваются качества, которые приводят к усилению, укрупнению чувства самоидентичности. Развитие может быть деструктивным, ослабля­ющим чувство самоидентичности.

У Фрейда стадии назывались «психосексуальными», а поня­тие «сексуальный» отражало его акцент на биологическом удо­вольствии. Эриксон чаще употребляет понятие «социальное», под­черкивая влияние на развитие человека социальных, историчес­ких и культурных-факторов. На каждой из 8 стадий ребенок испы­тывает специфический кризис, суть которого составляет конф­ликт между противоположными состояниями сознания, психики.


Полный жизненный цикл по Э. Эриксону1



 


Стадия развития


Радиус значимых

от­ношений


Основной выбор

или кризисное

противоречие

возраста


Позитивные «новообразо­вания» воз­раста


Деструктивные «новообразова­ния» возраста


 

1. Младен- Мать Основополагаю- Базисное до- Уход от обще-
чество   щая вера и на- верие, на- ния и деятель-
    дежда - против дежда ности
    основополагающей    
    безнадежности    
2. Раннее Родители Самостоятельность Воля Навязчивость
детство   против зависимости, стыда и сомнений   (импульсив­ность или со­глашательство)
3. Возраст Семья Личная инициатива Целеустрем- Заторможен-
шры   против чувства вины и страха порицания ленность, це­ленаправлен-ность ность
4. Школь- Соседи, Предприимчивость Компетент- Инертность
ный воз- школа против чувства ность, уме-  
раст   неполноценности лость  
5. Подрост- Группы Идентичность Верность Застенчивость,
ки сверст­ников против смешения идентичности   негативизм
6. Юность Друзья, Интимность против Любовь Исключитель-
  сексуаль- изоляции   ность (склон-
  ные парт-     ность исклю-
  неры, со-     чать кого-либо
  перники,     (себя) из круга
  сотруд-     интимных от-
  ники     ношений)
7. Взрос- Разделен- Производитель- Забота, ми- Отверженность
лость ный труд и общий ДОМ ность против застоя, погло­щенности собой лосердие  

8. Старость Челове- Целостность,

чество - универсальность

«мой против отчаяния,

род» отвращения


Мудрость


Презрение


См.: Цукерман ГЛ., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М., 1995. С. 37.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 462; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.