Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность и психологические механизмы воспитания в современных условиях




Баллов — низкая школьная мотивация.

Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочи­тают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторон­ними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учеб­ной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адапта­ции к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой, присут­ствуют в школе.

5. Ниже 10 баллов — негативное отношение к школе, школьная
дезадаптация.

Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пре­бывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5—6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут про­являть агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у по­добных школьников отмечаются нарушения нервно-психического здоровья. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные при­страстия ребенка.


Глава VIII ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ

Воспитание — деятель­ность по передаче но­вым п о к о л е н и я м об-щественно-историчес-кого опыта; планомер­ное и целенаправлен­ное воздействие на со­знание и поведение че­ловека с целью фор­мирования конкретных установок, п о н я т и й, п р и н ц и п о в, ценност­ных ориентации,обес-печивающих нужные условия для его развития, подготовки к об­щественной жизни и производительному труду. Современный этап жизни нашего общества, связанный с перестройкой всей систе­мы социально-экономических отношений, предъявляет особые тре­бования к воспитанию растущего человека как главной произво­дительной силы и высшей общественной ценности. Отсюда необ­ходимость раскрытия психологических законов и механизмов фор­мирования личности, что составляет важную предпосылку разра­ботки новых средств, форм и методов качественного совершен­ствования системы воспитания. Рассматривая воспитание как про­цесс, осуществляемый во взаимодействии воспитателей и воспи-туемых, а также во взаимодействии между собой самих воспитуе-мых, являющихся полноправными субъектами, а не только объек­тами воспитания, психология изучает закономерности самораз­вития личности в условиях специально организованной воспита­тельной системы, обеспечивающей не приспособление растущих людей к формам социального бытия, не подгонку под определен-


342 Глава VIII. Психология воспитания

ный стандарт, а целенаправленное развитие каждого ребенка как неповторимой человеческой индивидуальности.

Организация воспитания связана с построением такой об­щественной практики, которая направляет развитие субъектив­ного мира человека, содействуя осознанному принятию им обще­ственных ценностей, самостоятельности в решении сложных нрав­ственных проблем в соответствии с образцами и идеалами обще­ства. Выявление психологией определенных законов развития лич­ности, ее становления на разных возрастных этапах онтогенеза с учетом «зоны ближайшего развития» и особых сензитивных пери­одов, когда растущий человек особенно чувствителен к обществен­ному мнению, утверждению себя среди окружающих, позволяет ориентировать педагогическую практику на построение принци­пиально новой целостной системы воспитания детей, подрост­ков, юношества, направленной на формирование у них самосто­ятельности и ответственности, принципиальности и чувства соб­ственного достоинства, творческой активности и критического мышления. Совершенствование системы воспитания требует не только качественного изменения деятельности специальных уч­реждений (различного типа школ, внешкольных детских учрежде­ний, детских и молодежных общественных организаций и пр.), но и переориентации всех институтов общества, связанных с духов­ной и производственной деятельностью, на усиление внимания, уважения к каждому растущему человеку как самостоятельной личности; привлечение молодых людей к участию в делах, имею­щих социальную значимость. При этом очень важно обеспечить единство общественного и семейного воспитания, позволяющее осуществлять коррекцию возникающих отклонений в развитии личности и поведении.

В целях создания широких возможностей для максимального самовыражения, самореализации, развития социальной активно­сти растущих людей требуется совершенствовать формы разнооб­разной деятельности как в системе официально созданных дет­ских подростково-юношеских организаций, так и в неформаль­ных объединениях. Обогащаясь духовными ценностями нового об­щества, каждый человек будет воспитываться не просто как носи­тель определенной суммы знаний, но пре^кде всего как гражданин с присущими ему идейными установками, моралью и интереса­ми, высокой культурой труда и поведения. Переходя к рассмотре­нию психологических механизмов воспитания, следует иметь в виду, что, по мнению большинства отечественных психологов, их основу составляет мотивационно-потребностная сфера человека.


§ 1. Сущность и психологические механизмы воспитания 343

В самом деле, в зависимости от того, какими мотивами руко­водствуется человек, мы по-разному оцениваем его поведение. В одной и той же деятельности ребенка фор-мирование качеств его личности зависит от того, чем и как мотивируется эта дея­тельность. Например, мы приучаем школьника открыто и смело критиковать других. Считается, что этим формируется принципи­альность. Но всегда ли достигается цель? Нет. Если критика моти­вируется желанием переложить свою вину на плечи другого, то вместо принципиальности формируются эгоизм и индивидуализм. Если критика ведется ради сведения личных счетов, то формиру­ются коварство и мстительность. Если выступление с критикой вызвано страхом перед учителем, то формируются угодничество и лицемерие.

Мотивационная сфера — это сложное образование. Мотивы различаются по уровню произвольности. Например, малыш по­буждается непосредственными мотивами. Или это органические потребности, или различного рода непосредственные интересы, которые непроизвольно заставляют его действовать. В дальнейшем ребенок начинает руководствоваться идеалами, взглядами, убеж­дениями, и поведение его произвольно направляется целями и намерениями. При этом формируемый нравственный облик ре­бенка будет зависеть от содержания убеждений, идеалов, намере­ний, от того, в какой степени они являются передовыми и про­грессивными. Среди мотивов поведения особенно существенную роль играют идеалы и убеждения. Еще Л.С.Выготский в свое время ставил вопрос о необходимости изучения идеалов ребенка, так как именно идеалы играют огромнейшую роль в овладении нрав­ственным поведением. Ученый считал, что отличительная черта психического развития заключается в том, что его результат в виде некоторого образца существует еще до начала развития в окружа­ющей ребенка общественной среде. Такие образцы (идеалы) на­правляют и регулируют процесс развития.

Другим основополагающим мотивом являются убеждения. В убеждениях проявляется собственное отношение ученика к раз­ным фактам, событиям, суждениям. Если он совершенно нейт­рально излагает материал, не дает собственной оценки изученно­му, то можно говорить только о знаниях, а не об убеждениях. Признак убеждения — наличие собственной оценки. О более вы­соком уровне убеждения свидетельствует и аргументация этой оцен­ки. Особенно важно, чтобы мировоззрение стало убеждением и соответствующим побуждением, мотивом поведения и деятель-


344 Глава VIII. Психология воспитания

ности. Главенствующим мотивом является убеждение в необходи­мости выполнить свой долг. Мотивы могут быть случайными, про­являющимися только в какой-то конкретной обстановке. Но они могут быть и очень устойчивыми. В процессе жизни у ребенка по­степенно формируются и становятся устойчивыми такие мотивы, которые приобретают ведущее значение. Создается определенная иерархическая структура мотивационной сферы человека, кото­рая обусловливает направленность личности. Направленность лич­ности имеет самое существенное значение для ее характеристики. Выделяются три основных вида направленности личности: личная (престижная, эгоистическая), коллективистическая (обществен­ная, или альтруистическая) и деловая (бескорыстный интерес к делу, познанию действительности).

Личная направленность создается преобладанием мотивов соб­ственного благополучия, самоутверждения, личного покоя. Кол­лективистическая направленность имеет место тогда, когда по­ступки человека побуждаются преимущественно интересами и потребностями общества, коллектива, группы, других людей, т.е. преобладают коллективистические и альтруистические мотивы. Может наблюдаться и преобладание мотивов, порождаемых са­мой деятельностью: увлечение процессом деятельности, бескоры­стное стремление к истине, познанию, овладению новыми уме­ниями, т.е. деловая направленность.

Зная историю развития и становления личности ученика, вос­питателю легче разобраться и в мотивах поведения. Для выявления мотивов используют не только путь прямых вопросов, но и кос­венный путь. В этом случае он отвечает на вопросы, требующие оценки поведения другого (к учащемуся обращаются с вопросом: «А как бы ты поступил в данном случае»? и т.д.). Надо иметь в виду, что одинаковые потребности и мотивы могут по-разному реализоваться в поведении. И у одного и у другого ученика есть потребность помочь товарищам, но способы ее реализации раз­личны. У одного эта потребность проявится в словах сочувствия, у другого — в реальных делах и т.п. И это зависит от того, каким способом эта потребность ранее удовлетворялась. Может быть так, что ребенок поступает правильно, главным образом опираясь на привычки, до конца не осознавая норм и правил, на которых это поведение основывается, т.е. могут быть расхождения между мо­тивами и привычными формами поведения.

В психологии воспитания большое место уделяется вопросам формирования привычек. Сами качества личности и черты харак-





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 887; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.