Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Норма права. Виды и структура




ВЗГЛЯДЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ПРАВОВЫХ ШКОЛ НА СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА

Сложностью и многогранностью такого феноме­на социальной жизни, как право, вызвано сущест­вование в мире множества теорий, объясняющих его содержание. Такое положение полезно для глу­бокого понимания права, хотя для практического использования необходимо единообразное представ­ление о нем.

В настоящее время в теории права сформирова­лись четыре основные концепции (школы): норма­тивная, естественно-правовая, социологическая и психологическая.

1 Нерсесянц B.C. Философия права. - М., 2000. - С. 27.


Нормативная концепция права основана на том, что право - продукт государственной воли; выра­женное в официальных нормативных актах, изда­ваемых государством, оно представляет иерархиче­скую систему норм в виде ступенчатой пирамиды (лестницы), где каждая верхняя ступенька обу­словливает нижнюю, а нижняя вытекает из верх­ней и ей подчиняется. Верхней ступенькой являют­ся конституционные нормы, а далее, вниз, соответ­ственно, идут нормы обычных законов, нормы пра­вительственных актов и т.д., вплоть до индивиду­альных актов. В наибольшей степени нормативная теория разработана австрийским ученым-юристом Г. Кельзеном. Он определял право как совокуп­ность общеобязательных норм, устанавливаемых государством и осуществляемых им в принудитель­ном порядке.

Многовековая юридическая практика свидетель­ствует о том, что именно нормативный подход к понятию права является основой законотворчества и правоприменения.

Естественно-правовая концепция зародилась в глубокой древности, но своего развития достигла в эпоху буржуазных революций, направленных про­тив феодального произвола и беззакония, часто прикрываемого формальным законом. Она получи­ла широкое развитие в трудах французских просве­тителей XVIII в. - Ж.Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Д. Дидро, М.Ф. Вольтера и др.

Основатель указанной школы Гуго Гроций ут­верждал, что наряду с изменчивым положитель­ным (позитивным) правом, создаваемым волей Бо­га или людей, существует неизменное естественное право, т.е. «то, что согласно с природой общества разумных существ». Оно не обусловлено ни време-


нем, ни местом, никем не может быть изменено1. Основное положение рассматриваемой школы за­ключается в признании существования высших, постоянно действующих, независимых от государ­ства норм и принципов, олицетворяющих разум, справедливость, объективный порядок ценностей, являющихся обязательными для законодателя или действующих непосредственно вопреки нормам по­зитивного права. Естественное право выступало как некое идеальное право, обусловленное природой че­ловека, которому необходимо следовать.

Римские юристы видели выражение естествен­ного права в браке, рождении детей, их воспитании и т.п.

Школа естественного права исходила из возмож­ности несоответствия права как категории изна­чально заданной и закона, являющегося результатом нормотворческой деятельности государства.

Возрождение естественного права наблюдается и в наше время. Концепция личных (неотъемлемых) конституционных прав человека в странах СНГ и теории правового государства и социального госу­дарства являются питательной почвой для развития школы естественного права. Современные предста­вители (например, известные российские ученые B.C. Нерсесянц и Р.З. Лившиц) последовательно и обстоятельно аргументируют различие между пра­вом и законом. В настоящее время в правоведении ярко выражен процесс конвергенции (сближения) подходов к пониманию права, в особенности норма­тивной школы права и теории естественного права. Его подтверждением является возникновение инте-

1 Гроций Г. Три книги о праве войны и мира. - М., 1956. - С. 46.


гративного подхода к пониманию права, а также продолжительная дискуссия между двумя ведущими англоязычными правоведами: Г. Хартом - привер­женцем юридического позитивизма и Л. Фу л ером -представителем естественно-правовой школы.

Социологическая школа права концептуально сформировалась на стыке XIX-XX вв. Она отверга­ет активное вмешательство государства в общест­венные отношения и доказывает, что нормы права, записанные в законах и других актах государства, еще не есть само право. Гораздо важнее то право, которое складывается в жизни, т.е. «живое право» -реальная правовая действительность. Это «живое право» первично, расположено в самом обществе, имеет приоритет перед застывшим в параграфах и статьях законов правом. Для представителей со­циологической школы права (Е. Эр лих, Ф. Жени, Г. Канторович - в Европе, Р. Паунд, Д. Фрэнк, К. Левеллин, О. Холмс - в США) право - это факти­чески сложившиеся правоотношения, конкретные решения, живой правопорядок, а не совокупность абстрактных норм. Исходя из этого, на первое место выдвигается фигура судьи как «творца права», его создателя в процессе решения конкретных дел. Аме­риканские сторонники указанной концепции счита­ют правом лишь те нормы, которые применены либо созданы судом, то, что делает судья.

Психологическая школа права, созданная в на­чале XX в. Л.И. Петражицким, сохранила свое влияние, актуальность и сегодня. Петражицкий исследовал процессы реализации права и подвергал резкой критике нормативное понимание права. По его мнению, наряду с «официальным правом», ус­тановленным государством, существует право как продукт психических переживаний людей. Если


общественные переживания проявляются в поло­жительном (объективном) праве, содержащемся в нормативных актах, то индивидуальные пережива­ния императивно-атрибутивного характера (где «императивность» - переживание своего долга перед другими, а «атрибутивность» - осознание права тре­бовать исполнения обязанности со стороны других) составляют субъективное право. По утверждению Петражицкого, специфическая природа права ко­ренится в области обязательственно-притязатель­ных переживаний.

В послевоенный период сторонниками данной тео­рии были Г. Гурвич (США) и представители сканди­навской школы права (К. Оливекрон, А. Росс), со­единявшие психологизм с решающей ролью суда в создании права.

Влияние психологической школы права испы­тывают те представители современной постсовет­ской правовой теории, которые в содержание права включают наряду с нормами и правовыми отноше­ниями также правовое сознание.

7.5. ПОНЯТИЕ ФОРМ И СИСТЕМЫ ПРАВА

Право, как и всякое общественное явление, име­ет формы своего внешнего выражения, реального существования и функционирования. Только в этом случае право сможет успешно выполнять свои функции.

В юридической науке и практике под формой права понимается способ выражения, внешнего оформления и существования юридических норм, придания им общеобязательного характера. Наряду с понятием «форма права» в юридической науке как равнозначное используется и понятие «источ-


ник права», под которым чаще всего имеется в ви­ду его формально-юридическое значение, т.е. как способа закрепления правовых велений, выражения государственной воли во вне или внешней формы существования правовых норм.

Итак, юридические формы (источники) права -это способы официального выражения и закрепле­ния (изменения или отмены) правовых норм, дей­ствующих в данном государстве.

В мире существовало и существует огромное множество форм (источников) права. К наиболее важным и широко известным относятся правовые обычаи, нормативно-правовые акты, нормативные договоры, судебные и административные прецеден­ты, религиозные писания и др.

Представления о формах права не оставались неизменными. Некоторые из форм права (правовой обычай, закон, прецедент), несмотря на значитель­ную эволюцию с древнейших времен, сохранились в правовых системах и поныне. Другие бесследно исчезли, а третьи сохранили лишь историческую ценность (например, сочинения римских юристов-классиков).

На ранних этапах становления европейского права господствующим источником права являлся правовой обычай, который по мере развития и ук­репления государства и государственной власти вы­теснялся нормативно-правовым актом (законом). С течением времени в странах континентальной Ев­ропы, в том числе и в Республике Беларусь, норма­тивно-правовые акты стали основной и наиболее распространенной формой права. Нормативно-правовые акты являются государственными по сво­ему характеру. Это официальные акты правотвор­чества компетентных государственных органов, ко-


торыми устанавливаются, изменяются или же от­меняются правовые нормы.

Закон «О нормативных правовых актах Республи­ки Беларусь» определяет нормативный правовой акт как официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции упол­номоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением уста­новленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащей общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение (ст. 1).

Все нормативные правовые акты подразделяют­ся на два основных вида: законы и подзаконные акты. В зависимости от их юридической силы в каждой стране устанавливается строгая иерархиче­ская система расположения, соподчиненности нор^ мативно-правовых актов, вверху которой находится Конституция и другие законы государства, что по­зволяет создавать и поддерживать режим законно­сти и конституционности.

В странах англосаксонского права (Великобри­тания, США, Канада, Австралийский Союз и др.) преобладающей формой права является судебный прецедент, т.е. широкое использование решений судов, приобретающих значение «образца» для по­следующих решений по аналогичным делам, при толковании закона и тем самым устанавливающих нормы права. В качестве важнейших форм мусуль­манского права выступают: Коран - священная книга ислама; сунна, или традиции, связанные с посланием Аллаха; иджма, или «единое соглашение мусульманского общества»; и кияс, или суждение по аналогии.


Право представляет собой явление объективного характера, складывающееся не произвольно, а в связи с системой существующих общественных от­ношений. Таким образом, сложная система разно­родных общественных отношений, отражающая существующий социальный строй общества и госу­дарства, определяет в конечном счете ту или иную систему права. Каждому историческому типу права присуща своя система, отражающая особенности этого типа государства и общества. Множество юридических норм, составляющих право, по своему характеру находятся между собой в такой же взаи­мосвязи и взаимозависимости, как и регулируемые ими общественные отношения. Общественные от­ношения возникают, специализируются, разделя­ются, исчезают. Соответственно по мере изменения общественных отношений появляется необходи­мость и в новых юридических нормах, отражаю­щих эти изменения, закрепляющих новые систем­ные взаимосвязи этих норм.

Система права представляет собой его сугубо внутреннее строение, показывает, из каких частей состоит право и как они соотносятся между собой, как взаимодействуют, как взаимосвязаны. Система права - это объективно обусловленная характером общественных отношений внутреннее строение (ор­ганизация) всей совокупности правовых норм, ко­торая подразделяется на отрасли права (конститу­ционное, административное, гражданское, уголов­ное и т.д.) и институты права (избирательное пра­во, институты дарения, купли-продажи, преступле­ний против личности и т.д.) в зависимости от предмета и метода регулирования. В данном опре­делении отражено наличие следующих структур­ных элементов системы права как сложного, мно-


гоуровневого комплекса: нормы права, отрасли права, институты права.

Система права любого государства испытывает на себе постоянное воздействие экономической, со­циальной, политической и иной среды, которая оп­ределяет возникновение и накопление нового одно­типного нормативного материала и появление соот­ветствующих новых отраслей права. Так, в послед­нее время в системе права Беларуси появился ряд новых отраслей права: налоговое право, банковское право, таможенное право, конституционный про­цесс и т.д.

Первый уровень в системе права, ее основу, ба­зис, первоэлемент составляют нормы права, из ко­торых и формируются все институты и отрасли права.

Правовые нормы являются важнейшим видом социальных норм - общеобязательных правил по­ведения, действующих в обществе, которые содер­жат дозволения, разрешения, ограничения, запре­ты либо обязанности.

Норма права определяет то, как можно или должно поступать при тех или иных обстоятельст­вах, в тех или иных случаях (например, при пере­ходе проезжей части улицы, при поступлении на учебу, работу, проезде в общественном транспорте, нахождении в лесу, парке и т.д.).

Норма права есть первоначальный, основной элемент содержания права, его «первичное звено», «живая клеточка». В ней выражены прежде всего основные черты, характеризующие содержание права в целом. В системе социальных норм право­вые нормы занимают ведущее место, обладают вы­сокой ценностью, поскольку они выступают осно-


вой регулирования практически всех сторон жизни общества.

По мнению большинства ученых, в основе деле­ния системы права на институты и отрасли лежат два критерия: предмет и метод правового регулиро­вания. Предмет правового регулирования охваты­вает ту сферу общественных отношений, на кото­рую распространяется право. Он является основ­ным материальным критерием разграничения норм права по отраслям. Предмет правового регулиро­вания - это совокупность качественно однородных общественных отношений, образующих в силу сво­ей специфики и взаимосвязи особые системы свя­зей между юридическими нормами, их регули­рующими. Например, нормы гражданского права регулируют лишь имущественные и непосредствен­но связанные с ними личные неимущественные от­ношения.

Метод правового регулирования детерминирован спецификой общественных отношений и поэтому является дополнительным юридическим критерием при классификации отраслей права. Посредством метода государство оказывает необходимое воздей­ствие на волевое поведение участников обществен­ных отношений.

Под методом правового регулирования понима­ется совокупность приемов, способов и средств воз­действия права на те или иные общественные от­ношения, на поведение людей.

С учетом характера регулируемых обществен­ных отношений в юридической литературе обычно выделяют два полярных основных метода правового регулирования - авторитарный и автономии.

Авторитарный метод основывается на исполь­зовании властных (императивных) правовых пред-


писаний, которые устанавливают основания и по­рядок возникновения и прекращения, характер, объем и содержание прав и обязанностей у субъек­тов правоотношений, и, таким образом, предостав­ляют им лишь один, строго определенный вариант поведения. Авторитарный метод широко применя­ется главным образом в сфере действия публичного права, в частности в конституционном, админист­ративном, финансовом, уголовном и ряде других отраслей белорусской системы права.

Суть другого метода правового регулирования — метода автономии, или диспозитивного метода, как его иногда называют в юридической литерату­ре, заключается в том, что он предполагает равен­ство участников правоотношений и предоставляет им самим возможность самостоятельно определять в рамках, определенных законодательством, права и обязанности по отношению друг к другу, т.е. дей­ствовать более свободно, независимо, автономно. Данный метод регулирования применяется глав­ным образом в сфере действия частного права, прежде всего в гражданском, трудовом, семейном и других отраслях белорусской системы права.

Второй уровень в системе права занимают ин­ституты права, которые регулируют однородные общественные отношения и формируют структуру каждой отрасли права. Например, конституционное право Республики Беларусь состоит из таких ин­ститутов, как правовой статус человека и гражда­нина, основы конституционного строя, формы правления, избирательное право (в объективном смысле), местное управление и самоуправление, конституционный контроль и др.

Институт права - это объективно обособившаяся1 совокупность взаимосвязанных юридических норм,


составляющих часть отрасли права, регулирующих определенную разновидность или небольшую груп­пу видовых родственных общественных отношений. Между институтами внутри отрасли права могут существовать отношения субординации, соподчине­ния.

Третий, более высокий уровень системы права составляет отрасль права, которая является ее ос­новным структурным подразделением и занимает в ней определенное положение, обусловленное важно­стью, значимостью для жизнедеятельности общест­ва и государства регулируемых ею отношений.

Отрасль права представляет собой обособив­шуюся внутри данной системы права совокупность взаимосвязанных однородных юридических норм, регулирующих определенную область (сферу) родо­вых общественных отношений, обладающих опре­деленными, только им присущими, свойствами. Так, совокупность норм права, регулирующих тру­довые отношения, образует отрасль трудового права Беларуси, а нормы права, закрепляющие и регла­ментирующие земельные отношения, - отрасль зе­мельного права.

Каждая отрасль права является не случайным набором составляющих ее норм и институтов, а це­лостным, системным образованием. Каждая от­расль права имеет свой предмет правового регули­рования. Однородность той или иной сферы обще­ственных отношений вызывает к жизни соответст­вующую отрасль права (конституционное, админи­стративное, гражданское, уголовное и т.д.).

Все отрасли права органически связаны между собой, взаимодействуют, дополняют друг друга, что формирует цельное, внутренне единое образование -систему права. Международное и конституционное


право выполняют интегративную, ведущую роль в системе права в силу всеобщности специфики и значимости их предметов правового регулирования. Так, конституционное право является главной сис­темообразующей отраслью, поскольку ее основным источником является Конституция Беларуси, пред­ставляющая собой в значительной мере акт прямо­го действия. Нормы этой отрасли права закрепляют основы конституционного строя, основные права, свободы и обязанности граждан, систему высших органов государственной власти и управления, по­рядок их формирования и компетенцию, избира­тельную систему и т.д. Нормы конституционного права являются исходным нормативным материа­лом для других отраслей права, которые функцио­нируют на основе конституционных предписаний.

Международное право регулирует главным обра­зом отношения между государствами, устанавлива­ет единые согласованные правила поведения госу­дарств во всех сферах сотрудничества и наилучшим образом отвечает процессам интеграции, глобали­зации, интернационализации общественной жиз­ни. В связи с этим во взаимоотношениях внутриго­сударственного и международного права в совре­менных условиях определился примат (первенство, главенство) последнего. Общепризнанные принци­пы и нормы международного права и договоры ме­жду государствами признаются конституциями и законами государств составной частью их правовой системы, т.е. источниками внутригосударственного права. В Конституции Республики Беларусь закре­плено положение, в соответствии с которым она признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им национального законодательства (ст. 8). Соглас-


но Закону «О международных договорах Республи­ки Беларусь» нормы права, содержащиеся в ее ме­ждународных договорах, вступивших в силу, яв­ляются частью действующего на территории Бела­руси законодательства и подлежат непосредствен­ному применению (ст. 27).

За конституционным правом в системе права Республики Беларусь следуют остальные основные отрасли права: административное право, граждан­ское право, трудовое право, финансовое право, зе­мельное право, экологическое право, семейное пра­во, уголовное право, уголовно-исполнительное пра­во, уголовно-процессуальное право, гражданско-процессуальное право и др. Наряду с вышерассмот-ренным конституционным правом дадим краткую характеристику некоторых основных отраслей бе­лорусского права.

Административное право регулирует сферу управленческой, исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов, должност­ных лиц, общественных организаций. Нормы ад­министративного права определяют структуру и компетенцию министерств, комитетов, департамен­тов, их управлений, отделов, порядок деятельности различного рода предприятий, учреждений и т.д. Особенность этих общественных отношений - то обстоятельство, что одной из сторон здесь всегда выступает государственный орган или должностное лицо. Основными нормативными правовыми акта­ми, регулирующими эти отношения, являются Конституция, Кодекс об административных право­нарушениях.

Гражданское право - отрасль права, сферой ре­гулирования которой являются имущественные и личные неимущественные отношения. Эти отноше-


ния складываются между различными организа­циями, организациями и гражданами, между гра­жданами. Гражданское право представляет собой наиболее крупную отрасль права. Особенностью гражданско-правовых отношений является то об­стоятельство, что их участники пользуются автоно­мией в выборе вариантов поведения, так как здесь отсутствуют отношения власти-подчинения между сторонами. В силу большого нормативного объема гражданское право как отрасль имеет в своей струк­туре множество не только подотраслей (авторское, жилищное, патентное и др.), но и институтов (на­следования, дарения, найма жилого помещения и т.д.). К источникам гражданского права относятся Конституция, Гражданский и Жилищный кодексы и другие нормативные правовые акты.

Трудовое право регулирует отношения рабочих и служащих в процессе трудовой деятельности. В сфе­ру трудовых отношений входят вопросы организа­ции труда и его оплаты, рабочего времени и времени отдыха, приема на работу и увольнения, заключения трудовых соглашений, заключения коллективных договоров и др. Основными источниками трудового права являются Конституция и Трудовой кодекс и другие нормативные правовые акты.

Финансовое право регламентирует финансовые отношения, т.е. формирование и исполнение госу­дарственного бюджета, порядок взимания налогов, кредиты, займы и т.д. Субъектами указанных от­ношений выступают все юридические и физические лица. Финансовая деятельность во многом носит исполнительно-распорядительный характер. Нормы финансового права тесно связаны с конституцион­ным и административным правом. Основными ис­точниками финансового права являются Конститу-


ция, Налоговый кодекс и другие нормативные пра­вовые акты.

Земельное право включает в себя правовые нормы, регулирующие вопросы землепользования и земле­устройства, сохранения и распределения земельного фонда, определения правового режима различных ви­дов земли в соответствии с их административно-хозяйственным назначением. К источникам земель­ного права относятся Конституция, Земельный кодекс и другие нормативные правовые акты.

Уголовное право объединяет юридические нормы, обеспечивающие охрану общественного и государст­венного строя, различных форм собственности, лич­ности и прав граждан, поддержание правопорядка в стране. Эти нормы определяют также правомочия компетентных органов по отношению к лицам, со­вершившим преступления, основания и условия при­влечения их к ответственности, формируют понятие преступления, цели наказания и порядок его приме­нения. Система норм уголовного права образуется из двух частей: общей и особенной. Основной норматив­ный правовой акт, регулирующий отношения в дан­ной сфере, Уголовный кодекс.

Уголовно-процессуальное право объединяет юридические нормы, устанавливающие порядок производства по уголовным делам. Уголовно-процессуальное право регулирует деятельность ор­ганов дознания, предварительного следствия, про­куратуры, суда и их взаимоотношения с граждана­ми при расследовании, судебном разбирательстве и разрешении уголовных дел. Процессуальный поря­док уголовного судопроизводства является единым и обязательным по всем уголовным делам и для всех судов, органов прокуратуры, предварительного следствия и дознания. Основным нормативным


правовым актом в этой отрасли является Уголовно-процессуальный кодекс.

Гражданское процессуальное право регулирует порядок судопроизводства по гражданским делам и исполнения судебных решений. В гражданском процессе действуют в основном те же субъекты, что и в уголовном. Различия заключаются в предмете и методе регулирования. В гражданском судопроиз­водстве разрешаются дела по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых правоотно­шений, административно-правовые дела и дела осо­бого производства. Главный нормативный правовой акт отрасли - Гражданский процессуальный ко­декс.

7.6. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ (ИСТОЧНИКИ) ПРАВА

Право имеет свои источники (формы), в которых выражаются общеобязательные правила поведения людей. Под источниками права понимают именно внешние формы выражения права.

Среди важнейших источников (форм) права сле­дует назвать следующие:

1) нормативные правовые акты государственных органов (сюда мы включаем и ставшие обязатель­ными для Республики Беларусь в силу ратифика­ции, присоединения, утверждения международные договоры);

2) правовые обычаи;

3) судебные и административные прецеденты.

Тенденции развития правовых систем госу­дарств, в том числе и Республики Беларусь, свиде­тельствуют о том, что в качестве источников права следует рассматривать и общие принципы права.


Все возрастающую роль занимают и международно-правовые акты.

Место, роль, совокупность источников права за­висят от правовой системы того или иного государ­ства. В одних государствах судебный прецедент, например, однозначно воспринимается в качестве источника права, в других только идет процесс признания судебного прецедента. Не закончен спор, по крайней мере в странах молодой демократии, о месте международных договоров в системе права. В Республике Беларусь ратифицированные законом международные договоры по юридической силе идут вслед за Конституцией.

Правовым обычаем является санкционирован­ное государством сложившееся в результате много­кратного повторения правило поведения.

Нормативными правовыми актами являются решения уполномоченных на то государственных органов, в которых содержатся нормы права.

Система нормативных правовых актов в нашей республике определяется Конституцией и издан­ными в соответствие с ней подконституционными актами. В них определены органы, имеющие право принимать нормативные акты, и порядок издания таких актов. Например, в ст. 84 Конституции Рес­публики Беларусь определены полномочия Прези­дента, для их реализации он вправе издавать дек­реты, указы, распоряжения. Палаты Парламента могут принимать законы и постановления. Прави­тельство вправе принимать постановления и распо­ряжения.

Нормативные правовые акты следует отличать от актов, которые носят правоприменительный ха­рактер, или индивидуальных актов.


В Законе от 10 января 2000 г. «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» дано ле­гальное определение нормативного правового акта, под которым следует понимать официальный доку­мент установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государст­венного органа (должностного лица) или путем ре­ферендума с соблюдением установленной законода­тельством Республики Беларусь процедуры, содер­жащий общеобязательные правила поведения, рас­считанные на неопределенный круг лиц и неодно­кратное применение (ст. 1).

Одни и те же органы могут издавать как нор­мативные, так и правоприменительные акты. На­пример, указ Президента о награждении являет­ся актом правоприменительного характера.

К нормативным правовым актам следует отно­сить акты толкования правовых норм.

Нормативные правовые акты различаются по своей юридической силе. В зависимости от этого может быть определена иерархия, т.е. соподчинен -ность нормативных актов. Иерархия нормативных актов в Республике Беларусь выглядит следующим образом:

1) Конституция (в том числе и конституционные
законы, например, акты толкования Конституции);

2) международные договоры, действующие на территории Республики Беларусь;

3) законы, декреты и указы Президента (при этом кодексы обладают большей юридической си­лой, чем другие законы, аналогичное правило должно действовать и по отношению к программ­ным законам, а также закону о бюджете, они так­же должны стоять над всеми иными законами);


4) указы Президента, изданные на основе зако­на;

5) постановления Правительства;

6) нормативные акты министерств и ведомств;

7) нормативные акты, принимаемые местными
органами государственной власти, в том числе и в
порядке делегирования им некоторых полномочий
вышестоящими органами.

Следует указать также, что согласно ст. 8 Кон­ституции Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства.

Высшее место в иерархии законодательных ак­тов обычно занимает конституция (писаная или не­писаная). Чтобы подчеркнуть это обстоятельство, конституции республик бывшего СССР имели вто­рое название - Основной Закон. Таким образом, они являлись базой для развития всего текущего законодательства. В действующей Конституции Республики Беларусь лишь в преамбуле подчеркну­то, что она является Основным Законом.

В Конституции Республики Беларусь принцип ее верховенства сформулирован следующим обра­зом: она обладает высшей юридической силой, за­коны, декреты, указы и иные акты государствен­ных органов издаются на основе и в соответствии с Конституцией (ст. 137). В законодательстве опреде­ляются последствия, которые наступают в связи с нарушением данного принципа. Выражение «на ос­нове и в соответствии» означает, что ни один акт не может быть принят, если он противоречит Основ­ному Закону, причем недопустимо принятие внача­ле закона, а затем «приведение» Конституции в со­ответствие с законом.


Конституция отличается от иного закона как по юридической силе, так и по форме и содержанию. Конституция является таким основным законом государства, который регулирует главные стороны государственной, общественной жизни, допуская и прямо предполагая процесс правового, в том числе законодательного регулирования, стимулируя и на­правляя его.

Анализ содержания Конституции Беларуси сви­детельствует о стремлении законодателя закрепить в ней нормы прямого действия, которые могли бы применяться без их фиксирования в специальных актах.

Непосредственно к тексту Конституции примы­кают конституционные законы.

В ст. 140 Конституции, по существ'/, и идет речь о конституционных законодательных актах. К ним помимо Конституции следует относить законы о внесении в нее изменений и дополнений, о введе­нии в действие Конституции и указанных законов, акты о толковании Конституции. Решения Парла­мента по этим вопросам считаются принятыми, ее; ли за них проголосовало не менее двух третей от полного состава каждой из палат Парламента. Именно таким (квалифицированным) числом голо­сов (236 депутатов) был принят 15 марта 1994 г. закон о порядке вступления в силу Конституции Республики Беларусь. Указанная группа актов за­нимает второе после Конституции место в общей иерархии актов, они являются наиболее устойчи­выми и имеют долговременное действие.

Международный договор Республики Беларусь, который вступил в силу, обладает юридическим верховенством по отношению к другим подконсти-туционным актам (законам, декретам, указам, по-


становлениям и др.)- Это обязывает правотворче­ские и правоприменительные органы при принятии соответствующих решений руководствоваться нор­мами международных договоров.

Ратификации Национальным собранием Респуб­лики Беларусь подлежат международные договоры Республики Беларусь, при подписании которых стороны договорились о ратификации; устанавли­ваются иные правила, чем те, которые содержатся в законах Республики Беларусь, декретах и указах Президента Республики Беларусь; предметом кото­рых являются вопросы, относящиеся только к сфе­ре законодательного регулирования, но не урегули­рованные законами, декретами и указами Прези­дента Республики Беларусь; о территориальном разграничении Республики Беларусь с другими го­сударствами; об участии Республики Беларусь в межгосударственных образованиях.

Международные договоры Республики Беларусь, не подлежащие ратификации и не вступающие в силу со дня подписания, подлежат утверждению. Межгосударственные договоры Республики Бела­русь утверждает Президент Республики Беларусь, а межправительственные договоры Республики Бела­русь - Совет Министров Республики Беларусь.

Наиболее значительной и менее устойчивой группой законодательных актов являются обыкно­венные законы. Чаще всего они регулируют от­дельные виды общественных отношений, реже -носят комплексный характер, вбирая в себя нормы, относящиеся к различным сферам общественной жизни. Обычные законы принимаются Парламен­том простым большинством голосов избранных де­путатов.


В юридической литературе даются различные определения закона. Например, он определяется как нормативный акт, содержащий в юридической форме характеристику закономерностей обществен­ного развития и регулирующий важнейшие обще­ственные отношения, принимаемый в установлен­ном порядке высшим органом государственной вла­сти или путем референдума и обладающий высшей юридической силой. Другими авторами закон в ма­териальном смысле рассматривается как акт госу­дарственной власти, содержащий правовые нормы общего характера, а закон в формальном смысле охватывает любые акты, изданные законодатель­ным органом безотносительно к характеру содер­жащихся в них норм. Иногда закон определяют бо­лее упрощенно, как то, что проголосовано парла­ментом.

Возможна классификация законов по различ­ным основаниям. По мнению некоторых авторов законы можно подразделять на органические, пла­ново-бюджетные и обыкновенные законы. Безус­ловно, на классификацию оказывает влияние суще­ствующая в государстве правовая система. Так, во Франции особую группу составляют программные законы. По Конституции Беларуси к таковым сле­дует относить законы об основных направлениях внутренней и внешней политики, о военной док­трине, а также, на наш взгляд, закон о бюджете.

Конституцией Республики Беларусь предусмот­рены следующие виды правовых актов Президента -декреты, указы, распоряжения.

Декреты являются одним из новых видов актов Президента. По своему содержанию они являются актами нормативного характера.


В Конституции и законе «О Президенте Респуб­лики Беларусь» определяется, когда Глава государ­ства вправе издавать декреты.

Согласно ст. 101 Конституции Палата предста­вителей и Совет Республики законом, принятым большинством голосов от полного состава палат, по предложению Президента могут делегировать ему законодательные полномочия на издание декретов, имеющих силу закона. Этот закон должен опреде­лять предмет регулирования и срок полномочий Президента на издание декретов.

Не допускается делегирование полномочий Пре­зиденту на издание декретов, предусматривающих изменение и дополнение Конституции, ее толкова­ние; изменение и дополнение программных зако­нов; утверждение республиканского бюджета и от­чета о его исполнении; изменение порядка выборов Президента и Парламента, ограничение конститу­ционных прав и свобод граждан. Закон о делегиро­вании законодательных полномочий Президенту не может разрешать ему изменение этого закона, а также предоставлять право принимать нормы, имеющие обратную силу.

В силу особой необходимости Президент по сво­ей инициативе либо по предложению Правительст­ва может издавать временные декреты, имеющие силу закона. Если такие декреты издаются по предложению Правительства, они скрепляются под­писью Премьер-министра. Временные декреты должны быть в трехдневный срок представлены для последующего рассмотрения Палатой предста­вителей, а затем Советом Республики. Эти декреты сохраняют силу, если они не отменены большинст­вом не менее двух третей голосов от полного соста­ва каждой из палат. Палаты могут регулировать


законом отношения, возникшие на основе декретов, которые отменены (ст. 101 Конституции). В этой связи можно сделать вывод, что само по себе при­нятие нового закона после издания декрета без от­мены последнего не позволяет обеспечить действие нового акта - закона.

Таким образом, декреты Президента могут быть двух видов - декреты, издаваемые на основании за­кона о делегировании Президенту законодательных полномочий, и временные декреты, издаваемые Главой государства в силу особой необходимости.

Среди актов общегосударственных органов важ­ную роль играют и постановления Правительства, которое издает свои акты на основе Конституции, законов, декретов и указов Президента.

Наряду с правовыми обычаями и нормативно-правовыми актами к источникам права относят су­дебный и административный прецеденты. Сущ­ность прецедента (судебного, административного) состоит в том, что ранее принятое решение суда (иного уполномоченного на то органа) в связи с рас­смотрением конкретного вопроса является правовой основой для последующего разрешения аналогич­ных дел. Родиной прецедентного права является Англия. Судебный прецедент является более рас­пространенной формой права, чем административ­ный прецедент. В странах, где он признается в ка­честве источника права, по существу, суды зани­маются правотворческой деятельностью. В этом от­ношении весьма показательно и выражение: закон -это то, что о нем говорят суды. В отечественной ли­тературе правовые обычаи и судебные прецеденты обычно не относят к источникам права. Однако и в условиях Беларуси роль прецедентного права должна возрастать. Другое дело, что судебный пре,-


цедент играет вторичную, вспомогательную по от­ношению к закону роль.

Контроль за конституционностью нормативных актов в нашем государстве осуществляет Конститу­ционный Суд.

Законы, декреты и указы Президента Республи­ки Беларусь, международные договорные и иные обязательства Республики Беларусь, акты межгосу­дарственных образований, в которые входит Рес­публика Беларусь, постановления Совета Минист­ров Республики Беларусь, акты Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Генерального прокуро­ра Республики Беларусь, акты других государст­венных органов, признанные Конституционным Судом не соответствующими Конституции либо ак­там, обладающим более высокой юридической си­лой, считаются утратившими силу в целом или в определенной части с момента, определяемого Кон­ституционным Судом.

Признание нормативного акта либо отдельных его положений не соответствующими Конституции или актам, обладающим более высокой юридической силой, является основанием для отмены в установ­ленном порядке положений других нормативных ак­тов, основанных на таком акте или его отдельных положениях либо воспроизводящих его или содер­жащих эти положения. Положения таких актов не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами (ст. 9 Закона «О Конститу­ционном Суде Республики Беларусь»). В этой связи можно утверждать, что заключения Конституцион­ного Суда являются источником права.


Глава 8




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 532; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.1 сек.