Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Планирование эксперимента




Введение

 

Распределение внимания означает одновременное сосредоточение его на двух или более видах деятельности. В исследованиях распределения внимания испытуемым обычно предлагается выполнить две задачи одновременно. Обязательное условие эксперимента состоит в том, чтобы оба вида деятельности осуществлялись под контролем сознания. Если одна из деятельностей полностью автоматизирована и не требует сознательного контроля, то ситуация распределения внимания не возникает.

Один из центральных вопросов, обсуждавшихся в психологической литературе по распределению внимания, заключался в выяснении того, возможно ли распределение внимания на несколько видов деятельности без ухудшения продуктивности их выполнения.

Результаты многочисленных экспериментов показали, что обычно при одновременном выполнении двух деятельностей одна из них или обе нарушаются. Продуктивность выполнения двух задач существенно зависела от целого ряда дополнительных факторов: сложности заданий, степени автоматизированности отдельных операций, функционального состояния испытуемого, утомления. Вместе с тем известны отдельные случаи успешного совмещения выполнения нескольких задач.

Цель задания – проверка предположений о возможности распределения внимания на два вида деятельности без ухудшения продуктивности их выполнения. В соответствии с этой целью может быть сформулирована следующая экспериментальная гипотеза (ЭГ): необходимость распределения внимания на два вида деятельности приводит к ухудшению продуктивности их выполнения, и альтернативная контргипотеза (КГ): распределение внимания не нарушает продуктивность выполнения двух деятельностей. Второй целью при выполнении задания выступает сравнительная оценка двух схем интраиндивидуального эксперимента с точки зрения контроля систематического смешения НП с изменениями, объединяемыми «фактором времени».

 

Для проверки экспериментальной гипотезы достаточно предъявления двух условий НП: наличия ситуации распределения внимания на две деятельности и ее отсутствие. В подобном бивалентном эксперименте второе условие является контрольным, с которым сравнивается первое. В качестве экспериментального воздействия, называемого также х–воздействием, выступает наличие второй задачи для испытуемого. Как следует из гипотезы, в качестве ЗП необходимо использовать показатели эффективности выполнения двух заданных видов деятельности. Формулировка цели исследования предполагает использование индивидуальной схемы эксперимента, поскольку она направлена на выявление возможности распределения внимания, понимаемого как свойство внимания конкретного субъекта.

В экспериментах, исследующих способности испытуемых к распределению внимания, необходимо учитывать два основных фактора, являющихся источниками систематического смешения с условиями независимой переменной: факторов научения и утомления. Чем легче экспериментальные задания, тем быстрее наступает автоматизация их выполнения. Длительное выполнение заданий приводит к утомлению. С учетом этих факторов экспериментальные задания должны быть достаточно короткими по времени, с тем чтобы препятствовать полной автоматизации и утомлению. Поэтому с целью контроля фактора времени в данном эксперименте наиболее адекватно использовать схему позиционно уравненной последовательности АББА, где А – контрольное, а Б – экспериментальное условия.

Однако следует учесть, что использование схемы позиционно уравненной последовательности уместно лишь в том случае, если изменения, связанные в эксперименте с фактором времени, имеют линейный характер. В противном случае эта схема не пригодна, и тогда можно использовать другие схемы контроля: регулярного чередования или случайную (рандомизированную) последовательность. Схема регулярного чередования более предпочтительна для данного исследования, так как она не обязательно требует большого количества проб. Для контроля фактора научения необходимо использовать в каждом условии новые экспериментальные задания. При этом набор заданий должен быть однородным, так как приближение к идеальному эксперименту предполагает, что испытуемый должен решать одну и ту же задачу.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 438; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.