Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Перечень вопросов для выполнения контрольной работы № 1




Задание и методические указания по выполнению контрольной работы

Контрольная работа выполняется по приведенным ниже вопросам.

Номера вопросов следует найти по таблице № 1, согласно двум последним цифрам своего шифра, причем по горизонтали берется последняя цифра, а по вертикали — предпоследняя. Студент выполняет контрольную работу письменно и присылает ее в институт на проверку. Работа зачитывается после устного собеседования. Собеседование проводится в любое удобное для студента время, но не позднее чем за два-три дня до начала сессии.

При выполнении контрольных вопросов по теме «Основы учения о клетке» обратите особое внимание на строение клетки и ее органоидов в световом и в электронном микроскопах. Описывая отдельные органоиды, укажите их субмикроскопическое строение, химический состав и выполняемые функции. Особенно тщательно рассмотрите пигменты пластид. Излагая материал о продуктах жизнедеятельности клетки, обратите внимание на места их отложения в клетке, в тканях, обязательно приведите примеры растений.

При описании разных типов тканей отметьте своеобразие их строения и функций, местонахождение в теле растений. Тщательно излагайте материал по проводящим пучкам: открытым и закрытым — по наличию камбия; коллатеральным, концентрическим и радиальным — по расположению луба и древесины. Указывайте ткани, входящие в их состав.

При ответе на вопросы по вегетативным органам растений детально описывайте их внутреннее строение, последовательность расположения тканей и их роль в жизни растения. Детально излагайте материал по морфологии растений, приводите конкретные примероы растений и примеры использования вегетативных органов растений и их метаморфозов в практике сельского хозяйства.

При изложении вопросов по теме «Цветок», «Плоды и семена» четко раскрывайте поставленный вопрос, приводите примеры строения цветков и плодов растений различных семейств. Особенно внимательно отнеситесь к вопросам по развитию цветка и его органов, описанию микроспорогенеза и мегаспорогенеза, двойного оплодотворения. Ответы иллюстрируйте рисунками.

1. Что изучает ботаника? Разделы ботаники. Роль ботаники для специалиста сельского хозяйства.

2. Значение, растений в природе и в жизни человека.

3. История изучения растительной клетки.

4. Основные особенности строения растительной клетки, отличие ее от животной клетки.

5. Что такое протопласт? Компоненты протопласта. Перечислить производные протопласта.

6. Цитоплазма, ее физическое состояние и химический состав.

7. Понятие о мембране клетки, ее строение. Плазмалемма, тонопласт, система внутренних мембран, их функции.

8. Основные органеллы цитоплазмы, их строение и функции.

9. Пластиды, их строение и выполняемые функции. Типы пластид, их взаимопревращение.

10.Субмикроскопическое строение хлоропласта. Фотосинтез.

11.Ядро, его физическое состояние и химический состав.

12.Роль ядра в процессах жизнедеятельности клетки и передаче наследственной информации.

13.Хромосомы, их строение и химический состав. Диплоидный и гаплоидный набор хромосом.

14.Способы деления ядра и клетки: амитоз, митоз, мейоз.

15. Характеристика и выполняемые функции ядерной оболочки, нуклеоплазмы и ядрышка.

16.Клеточная стенка (оболочка), ее образование, строение, химический состав, вторичные изменения.

17.Пектиновые вещества, их локализация и роль в растительной клетке. Мацерация.

18.Образование и строение пор. Что такое плазмодесмы? Функции пор и плазмодесм.

19.Вакуоли и клеточный сок. Состав клеточного сока и роль в жизнедеятельности растений, использование в народном хозяйстве.

20.Пигменты пластид и клеточного сока, их биологическая роль. Объяснить, от чего зависит окраска различных органов растений.

21.Перечислить основные вещества, входящие в состав цитоплазмы и ядр. Роль ДНК (дезоксирибонуклеиновой) и РНК (рибонуклеиновой) кислот в жизненных процессах растительной клетки.

22.Образование и локализация белков в клетках и органах растений. Алейроновые зерна. Хозяйственное использование белков.

23.Образование и локализация крахмала в клетках и органах растений. Строение и типы крахмальных зерен. Хозяйственное использование.

24.Образование и место отложения жирных и эфирных масел в клетках и органах растений. Хозяйственное использование.

25.Опишите строение хлоропластов и митохондрий, видимое в электронном микроскопе, укажите их функции.

26.Понятие о ферментах, фитонцидах и антибиотиках, их роль в жизни растений и использование человеком.

27.Физиологически активные вещества — гормоны, витамины, их роль в жизни растений и человека.

28.Опишите гликозиды, алкалоиды, дубильные вещества, их локализацию в клетке, использование в народном хозяйстве.

29.Опишите основные группы запасных питательных веществ, место их отложения в клетке и органах растений, хозяйственное использование.

30.Особенности строения и химического состава оболочек клеток эпидермиса, колленхимы, склеренхимы и пробки. Привести рисунки.

31. Поступление веществ в растительную клетку. Осмотические свойства клетки. Тургор и плазмолиз.

32. Понятие о тканях. Появление тканей в филогенезе. Классификация тканей.

33.Меристемы (образовательные ткани), их строение, функции, расположение в органах. Типы меристем. Значение для вегетативного размножения.

34.Что такое прокамбий и камбий? Какие постоянные ткани образуются при делении клеток прокамбия и камбия?

35.Особенности строения эпидермиса листа, механизмы работы устьица. Функции эпидермиса.

36.Эпиблема: строение, месторасположение, функции.

37.Перидерма и корка, их образование, строение, функции, использование пробки.

38.Типы основных тканей, их расположение в органах растений, строение, функции.

39.Типы механических тканей. Их расположение в органах растений, строение, функции. Использование механических тканей в народном хозяйстве.

40.Проводящие ткани: трахеиды, трахеи (сосуды), ситовидные трубки, их строение, расположение и выполняемые функции. Онтогенез трахеи и ситовидной трубки.

41. Гистологические элементы ксилемы (древесины), функции ксилемы, вещества, передвигающиеся по ксилеме.

42.Гистологические элементы флоэмы (луба), ее функции. Вещества, передвигающиеся по флоэме.

43.Проводящие пучки. Типы проводящих пучков.

44.Опишите ткани, входящие в состав открытого и закрытого проводящих пучков.

45.Структура выделительных тканей внутренней секреции, строение, функции.

46.Структура выделительных тканей внешней секреции, их строение и функции.

47.Перидерма стебля древесного растения, ее строение и функции. Чечевички.

48.Сравните строение и функции эпидермиса листа стебля и корня.

49.Морфологическое строение корня. Типы корней и корневых систем. Функции корня. Привести примеры растений с различными типами корневых систем.

50.Зоны корня. Строение и функции корневых волосков. Элементы, получаемые растением из почвы, их роль в жизни растений.

51.Первичное анатомическое строение корня. Функции коры, перицикла и проводящего пучка.

52.Переход ко вторичному анатомическому строению корня. Процесс формирования камбия.

53.Вторичное анатомическое строение корня двудольного растения.

54.Различия в анатомическом строении корнеплодов редьки, моркови и свеклы.

55.Морфологическое строение корнеплодов. Формирование корнеплода у редиса, моркови, свеклы. Биологическая роль корнеплодов, их кормовое и пищевое значение.

56.Метаморфозы корня в связи с функциями. Использование видоизмененных корней.

57.Микориза и клубеньки на корнях, значение их в жизни растений, природе и сельском хозяйстве.

58.Понятие о побеге, его морфологическое строение, расположение листьев. Закономерности строения побега.

59.Рост и развитие побега, ветвление и нарастание.

60.Классификация растений по типам побегов и продолжительности жизни.

61.Почки, строение и классификация. Биологическая роль почек.

62.Придаточные почки, их заложение на различных органах. Биологическая роль придаточных почек. Привести примеры корнеотпрысковых растений.

63.Стебель, его строение, основные и дополнительные функции, классификация стеблей.

64.Первичное анатомическое строение стеблей однодольных и двудольных растений.

65.Вторичное анатомическое строение травянистого двудольного растения (пучковый и непучковый тип).

66.Вторичное анатомическое строение деревянистого двудольного растения на примере липы.

67.Гистологические элементы древесины и луба голосеменных растений, их особенности. Использование древесины.

68.Лист, его строение и функции. Морфология листа. Простые и сложные листья.

69.Анатомическое строение листа. Лист как орган фотосинтеза и транспирации. Роль фотосинтеза и транспирации в жизни растений.

70.Метаморфозы побега и листа, их биологическое значение, хозяйственное использование.

71. Корневище, его строение и биологическое значение. Отличие корневища от корня.

72.Клубень, его строение и биологическое значение. Клубни побегового и корневого происхождения.подземные и надземные. Привести примеры. Использование клубней.

73.Луковица, ее строение и биологическое значение. Привести примеры. Использование луковиц.

74.Метаморфозы листа в связи с выполняемыми функциями.

75.Органы гомологичные и аналогичные. Привести примеры.

76.Типы простых листьев по расчленению листовой пластинки. Понятие о гетерофиллии. Примеры.

77.Типы листьев по форме листовой пластинки, форме края и основания. Примеры растений с различной формой листьев.

78.Листорасположение, его типы, формула листорасположения. Опишите листорасположение у яблони, моркови, топинамбура, пшеницы.

79.Онтогенез листа. Листопад.

80.Онтогенез корня, формирование корневой системы у злаков.

81.Клубеньки на корнях бобовых растений, их образование и строение. Значение клубеньков в природе и в сельском хозяйстве.

82. Микориза, ее образование, строение и биологическое значение.

83.Опишите строение конуса нарастания стебля и кончика корня, различие в их строении и выполнении функций. Что такое пасынкование и пикировка?

84.Ветвление и кущение побегов. Что такое чеканка побегов, каково ее применение?

85.Надземные метаморфозы побегов, их строение и выполняемые функции. Примеры.

86.Подземные метаморфозы побегов, их строение и биологическая роль. Примеры.

87.Происхождение, строение и функции шипов розы, малины, крыжовника, колючек боярышника, желтой акации (караганника древовидного) и кактуса.

88. Понятие о размножении. Способы размножения, биологическое значение.

89.Естественное вегетативное размножение, его биологическая роль. Привести примеры.

90.Искусственное вегетативное размножение растений, привести примеры.

91.Прививки, их типы. Приведите примеры.

92.Бесполое размножение. Мейоз при спорообразовании. Биологическая роль бесполого размножения.

93.Основные типы полового процесса: изогамия, гетерогамия и оогамия. Гаметы, зигота, биологическая роль полового размножения.

94.Понятие о жизненном цикле, чередование полового и бесполого поколений, смена ядерных фаз.

95.Особенности размножения и жизненного цикла голосеменных растений.

96. Соцветия, их типы. Примеры соцветий различных растений. Биологическая роль соцветий.

97.Строение и биологическая роль цветка. Написать формулы цветков лютика, вишни, гороха, капусты, картофеля, ландыша. Привести рисунки цветков.

98.Андроцей. Строение тычинки и пыльника. Зарисовать андроцей цветков яблони, гороха, капусты, картофеля, тыквы, подсолнечника. Функции андроцея.

99.Микроспорогенез. Микроспора и развитие мужского гаметофита (пыльцевого зерна).

100.Гинецей. Плодолистик и пестик. Строение пестика, типы завязи. Зарисовать гинецей гороха, шиповника, картофеля, тыквы, подсолнечника, пшеницы. Функции гинецея.

101.Мегаспорогенез. Мегаспора. Развитие женского гаметофита — зародышевого мешка.

102.По каким признакам узнается число плодолистиков, образующих пестик? Типы гинецея по числу плодолистиков и степени их срастания.

103.Цветки с простым и двойным околоцветником. Правильные (актиноморфные) и неправильные (зигоморфные) цветки. Приведите примеры.

104.Основные пути эволюции цветка.

105.Строение и развитие семязачатка (семяпочки) покрытосеменных растений. Биологическая роль семязачатка. Значение покрытосемянности.

106.Цветки обоеполые и однополые. Растения однодомные и двудомные. Привести примеры из культивируемых и дикорастущих растений.

107.Энтомофильные растения, приспособление к насекомоопылению, биологическое значение. Примеры энтомофильных растений.

108. Анемофильные растения, приспособления к ветроопылению, биологическое значение. Примеры анемофильных растений.

109.Перекрестное опыление и самоопыление у растений, их биологическая роль. Примеры.

110.Перекрестное опыление, приспособления к перекрестному опылению. Дихогамия, гетеростилия. Привести примеры, рисунки.

111. Самоопыление, его биологическое значение. Клейстогамия. Привести примеры и рисунки.

112.Цветение и опыление у растений.

113.Строение пыльцевого зерна, его прорастание на рыльце пестика, роль в процессе оплодотворения. Привести рисунки.

114.Образование зародыша и эндосперма у покрытосеменных растений. Что такое перисперм?

115.Образование плодов и семян без оплодотворения. Апомиксис, партенокарпия.

116.Искусственное опыление, его значение в сельском хозяйстве.

117. Двойное оплодотворение, его сущность. Работы С. Г. Навашина. Эволюционная и биологическая оценка двойного оплодотворения.

118. Развитие семени из семязачатка. Строение семени. Типы семян. Биологическая роль и хозяйственное использование семян.

119.Строение семени пшеницы и гороха. Сходство и различие в строении и химическом составе.

120.Прорастание семян. Условия прорастания. Морфология проростков.

121.Строение, биологическая роль и классификация плодов.

122.Развитие плода. Околоплодник, его строение. Привести примеры и рисунки.

123.Односеменные и многосеменные плоды, их строение. Привести примеры и рисунки.

124.Основные типы сухих плодов, их строение. Привести примеры и рисунки, указать растения и различные типы сухих плодов.

125.Основные типы сочных плодов, их строение. Привести примеры растений с различными сочными плодами, сделать рисунки.

126.Сложные и дробные плоды, их строение. Привести примеры и рисунки.

127.Способы распространения плодов и семян в природе.

128.Распространение плодов и семян человеком.

129.Описать характерные признаки плодов и семян, распространяемых ветром, птицами и другими животными. Сделать рисунки.

130.Использование плодов и семян человеком.

131.Описать и зарисовать строение соцветий, цветка и плода картофеля.

132.Описать и зарисовать строение кочана, соцветия, цветка и плода капусты.

133.Описать строение корнеплода, соцветия, цветка и плода моркови. Записать формулу цветка. Привести рисунки.

134.Описать строение луковицы, соцветия, цветка и плода репчатого лука. Записать формулу цветка. Привести рисунки.

135.Описать морфологическое строение побегов, соцветий, цветок и плод яблони. Написать формулу цветка. Привести рисунки.

136.Описать строение побегов, цветков, плодов огурца, тыквы. Записать формулы цветков. Привести рисунки.

137.Описать и зарисовать строение соцветий, цветков и плодов гороха и подсолнечника. Написать формулы цветков. Привести рисунки.

138.Зарисовать и описать строение сложных и простых соцветий, цветков ячменя, ржи, пшеницы, кукурузы. Привести формулы цветка, указать плод.

139.Зарисовать и описать цветки и плоды купальницы европейской, лютика, живокости (дельфиниума) и борца (аконита). Написать формулы цветков. Указать пути эволюции цветков.

140.Зарисовать и описать цветки и плоды лапчатки, земляники, шиповника, яблони, сливы. Написать формулы и указать эволюцию цветков.

141.Дать понятия об онтогенезе и филогенезе растений.

142.Описать строение побега, соцветия, цветка и плода одуванчика. Написать формулу цветка. Привести рисунки.

143.Сравнить строение проростков однодольных и двудольных растений.

144.Описать и зарисовать строение проростков гороха, фасоли, ржи.

145.Фазы роста и развития растений. Фенологические наблюдения и их практическое значение.

146.Жизненные формы растений, их характеристика и классификация. Примеры.

147.Опишите растения моно- и поликарпики. Приведите примеры.

 

 

 

3 Разделы «Флорография и систематика растений», «Основы фитогеографии и экологии растений»
(контрольная работа №2)

3.1 Раздел «Флорография и систематика растений»

Флорография и систематика растений — это разделы ботаники, изучающие многообразие ныне существующих и вымерших видов растений, их классификацию и филогенетические системы.

Классификация растений постоянно усовершенствуется, возможны ее изменения. Важно усвоить соподчиненность систематических единиц (царство, отдел, класс, порядок, семейство, род, вид), уяснить эволюционное положение и родственные связи систематических групп.

При изучении флорографии и систематики растений используются разные методы: описательный, сравнительный, составление таблиц, схем, определение видов растений, наблюдения в природе и др.

Особое значение в систематике растений придается изучению жизненных циклов представителей различных таксонов.

При этом наиболее удачной формой усвоения знаний является составление схем. Например, цикл развития мха кукушкина льна можно представить в виде следующей схемы:

Схема четко иллюстрирует смену двух поколений: гаметофита (полового поколения) и спорофита (бесполого поколения) с преобладанием гаметофита.

При сравнении различных групп растений большую роль в усвоении знаний оказывает составление таблиц. Например, при сравнении отделов Папоротниковидные и Моховидные в таблицу заносятся признаки гаметофита и спорофита.

На основании составленной таблицы легко показать, что спорофит папоротника имеет более совершенный тип строения тела по сравнению со мхом, гаметофит же, наоборот, у папоротника более просто устроен по сравнению со мхом.

Особое место на втором курсе отводится изучению семейств покрытосеменных растений. Характеристика семейства дается по следующему плану:

1. Численность видов, их географическое расположение, среда обитания, роль в фитоценозе.

2. Жизненные формы (деревья, кустарники, полукустарники, травы).

3. Характерные признаки вегетативных органов (корневая система, побег, стебель, листья, метаморфозы вегетативных органов).

4. Характерные признаки генеративных органов (соцветие, цветок, формула, диаграмма цветка, плод, семя).

5. Признаки примитивной организации и более высокой специализации вегетативных и генеративных органов.

6. Черты сходства с другими семействами, родственные связи.

7. Представители семейства (русские и латинские названия видов. См. список основных семейств и видов в приложении).

8. Хозяйственные группы: зерновые, масличные, эфиромасличные, прядильные, лекарственные, ядовитые, сорные, декоративные, медоносные. (Привести примеры растений, относящихся к разным хозяйственным группам, указать охраняемые виды).

При раскрытии вопросов № 5, 6 плана описания семейства следует учесть, что установление филогенетических связей находится в прямой зависимости от филогенетической значимости филогенетических признаков, т. е. она связана с примитивностью и древностью этих признаков, с одной стороны, или с их сложностью и более высокой специализацией — с другой. Поэтому надо рассмотреть схему филогенетической ценности отдельных характерных признаков Цветковых растений, преимущественно морфологических, которые легли в основу классификации Цветковых растений у разных авторов.

3.1.1 Тема «Низшие растения»

При изучении данной темы следует обратить внимание на классификацию низших растений и детально рассмотреть царство (отдел) Грибы, отдел Синезеленые водоросли, группу отделов водорослей (Зеленые, Диатомовые, Бурые, Красные) и отдел Лишайники. По каждому отделу дать характеристику с указанием среды обитания, особенностей строения тела и клетки, способов питания и размножения, а также роли в природе и в жизни человека.

Задание для самостоятельной работы и вопросы для самопроверки

1. Выписать в ботанический словарь и дать пояснения следующим терминам: прокариоты, эукариоты, автотрофы, гетеротрофы, миксотрофы, хемотрофы, симбиотрофы, симбиоз.

Отдел Синезеленые водоросли (Цианнеи): центроплазма, хроматоплазма, фикоциан, фикоэритрин, гликоген, волютин, цианофицин, гетероциста, гормогония.

Царство (отдел) Грибы: мицелий, гифа, зооспора, конидии, хламидоспора, почкование, гологамия, изогамия, гетерогамия, оогамия, зигогамия, гаметангиогамия, сперматизация, соматогамия, автогамия, аска (сумка), склероций, аскоспора, плодовое тело, клейстотеций, перитеций, апотеций, базидия, холобазидия, фрагмобазидия, гимений, базидиоспора, эцидиоспора, уредоспора, телейтоспора, дикарион.

Группы отделов водорослей: колония, таллом, гипотека, эпитека, поясок, шов, хроматофор, каротиноиды, диатомин, фукоксантин, пиреноид, ламинарии, багрянковый крахмал, зооспорангий, зооспора, гаметангий, оогоний, антеридий, кар-погон, брюшко, трихогина, яйцеклетка, сперматозоид, спермаций, цистокарпий, конъюгация, ауксоспора, ооспора, гаметофит, спорофит.

Отдел Лишайники: слоевище, гомеомерный тип, гетеромерный тип, накипные, листоватые, кустистые, соредии, изидии.

2. На рисунках, приведенных в практикуме, найти обозначенные элементы строения тела, клеток, органов размножения цианей, грибов, водорослей, лишайников (8, с. 191—217, рис. 138—165; с. 227—241, рис. 170—185).

3. Какова роль водорослей, грибов, лишайников в природе и их практическое значение?

3.1.2 Тема «Высшие споровые растения»

В этой теме следует выделить понятие архегониальные споровые растения, знать, какие отделы относятся к этой группе, проследить происхождение и эволюцию высших растений, отметить их существенное отличие от низших растений.

При характеристике отдела необходимо указать среду обитания, особенности строения тела, жизненный цикл, представителей, роль в природе и практическое использование.

Задание для самостоятельной работы и вопросы для самопроверки

1. Выписать в словарь и дать пояснения следующим терминам:

Отдел Моховидные: каулоид, филлоид, ризоид, гаметофит, архегоний, антеридий, спорогоний, гаустория, ножка, коробочка, перистом, спорангий, спора, протонема.

Отдел Риниевидные: телом, ризомоид, протостель.

Отдел Плауновидные и Хвощевидные: спороносный колосок, спорофилл, спорангий, изоспора, мегаспорофилл, мегаспорангий, мегаспора, микроспорофилл, микроспорангий, микроспора, обоеполый гаметофит, мужской гаметофит, женский гаметофит, зигота, зародыш.

Отдел Папоротниковидные: вайя, сорий, индузий, плацента.

2. На рисунках найти обозначенные структуры вегетативных и генеративных органов мхов, папоротников, плаунов и хвощей, составить схемы жизненных циклов (8, с. 244—247, рис. 186—188; с. 260—274, рис. 202—212).

3. Роль мхов, плаунов, хвощей и папоротников в природе, их практическое использование.

3.1.3 Тема «Высшие семенные растения»

В этой теме следует подчеркнуть отличие семени от споры, проследить происхождение семени в онтогенезе и филогенезе, указать, что к семенным растениям относятся два отдела: Голосеменные (Сосновые) и Покрытосеменные (Цветковые). Необходимо дать общую характеристику отделов, провести сравнение жизненных циклов, выделить существенные отличия Покрытосеменных и Голосеменных.

Задания для самостоятельной работы и вопросы для самопроверки

1. Выписать в словарь и дать пояснение следующим терминам: женская шишка, кроющая и семенная чешуя, семязачаток, интегументы, нуцеллус, археспориальная клетка, мегаспора, первичный эндосперм (женский гаметофит), архегоний, яйцеклетка, мужская шишка, микроспорофилл, пыльцевой мешок, пылинка (мужской гаметофит), экзина, интина, проталлиальная клетка, антеридиальная клетка, пыльцевая трубка, сифоногенная клетка, клетка-ножка, спермагенная клетка, спермий (см. также термины и понятия к заданию по теме «Размножение растений и эволюция полового процесса»).

2. По приведенным в учебнике таблицам сравнить:

а) жизненные циклы Голосеменных и Покрытосеменных (7, стр. 251—252);

б) признаки классов Двудольных и Однодольных (7, стр. 262—263).

3. Показать значение растений отдела Покрытосеменных в кормопроизводстве, растениеводстве, овощеводстве, плодоводстве, декоративном садоводстве, пчеловодстве.

3.2 Раздел «Основы фитогеографии и экологии растений»

В этом разделе следует раскрыть, что изучают география растений, флористическая география, историческая география растений, экологическая география и экология растений, фитоценология, их задачи и методы, значение этих дисциплин для специалиста сельского хозяйства.

Задания для самостоятельной работы и вопросы для самопроверки

1. Выписать в словарь и дать пояснения следующим терминам:

Флористическая география: флора, растительность, ареал, космополиты, реликты, эндемики, викарирующие ареалы.

Экологическая география и экология растений: экосистема, среда обитания, биоморфа (жизненная форма), фанерофиты, хамефиты, гемикриптофиты, криптофиты, эпифиты, суккуленты, ксерофиты, мезофиты, гигрофиты, психрофиты, эфемеры, эфемероиды, галофиты, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные).

Фитоценология: биогеоценоз, биоценоз, агроценоз, фитоценоз, доминанты, эдификаторы, ассектаторы, ярус, синузия, жизненность, численность, обилие, покрытие, аспект, сукцессия, флуктуация, продуктивность, урожайность.

2. Как изучается растительное сообщество (фитоценоз)?

3. Привести пример агрофитоценоза, показать влияние экологических факторов.

4. Кормовые ресурсы в различных зонах Российской Федерации.

 

Задания и методические указания по выполнению контрольной работы № 2

Номера вопросов для выполнения контрольной работы № 2 указаны в таблице 2. Студент выполняет тот вариант, который соответствует последним двум цифрам личного шифра, причем по вертикали берется предпоследняя цифра, по горизонтали — последняя.

Вся программа курса разбита на 98 вопросов, в каждой варианте по 9 вопросов. Как правило, первые два вопроса касаются общих положений флорографии и систематики растений или относятся к низшим растениям, третий и четвертый вопросы направлены на освещение группы архегониальных растений, с пятого по восьмой предусматривают описание цветковых растений и девятый вопрос ориентирован на раздел «Основы фитогеографии и экологии растений».

Вопросы контрольной работы имеют различный характер. Часть из них охватывает описание конкретной группы растений. Здесь важно показать систематическое положение рассматриваемой группы, дать общую характеристику, в которой раскрыть среду обитания, особенности строения тела и клетки, способы питания и размножения, указать представителей, подчеркнуть роль их в природе и практическое использование.

Некоторые вопросы носят сравнительный характер. При ответах на них надо не просто описать две группы, два растения или два явления, а провести сравнение их, отметить черты сходства и различия, показать черты более высокой специализации. Например, при сравнении высших растений с низшими подчеркнуть, что тело высших растений расчленено на органы и ткани, т. е. имеет более совершенное строение по сравнению с телом низших растений.

Многие вопросы относятся к характеристике семейств Покрытосеменных растений. При ответе на них следует придерживаться предложенного выше плана. Важно отметить практическую значимость семейства и проследить связь материала по изучаемому семейству с профилирующими дисциплинами. В некоторых вопросах требуется привести примеры растении, имеющие конкретное практическое значение и дать им ботаническую характеристику.

Последние вопросы посвящены изучению географии растении и ее разделов при ответах на эти вопросы следует использовать не только учебник по ботанике, но и учебное пособие «Ботаническая география с основами экологии» (1). Эти вопросы тесно связаны с курсом «Охрана окружающей среды».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1267; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.109 сек.