Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сравнительная характеристика разных типов общества




ТЕМА: ОБЩЕСТВО КАК СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СИСТЕМА

 

Линии сравнения Тип общества
Доиндуст-риалыюе (традицион­ное) Индустриальное Постиндустриальное (информационное)
Основной фактор производства Земля Капитал Знания
Основной продукт производства Пища Промыш­ленные изде­лия Услуги
Характерные черты производства Ручной труд Широкое применение механизмов, технологий Автоматиза­ция произ­водства, компьюте­ризация общества
Характер труда Индивиду­альный труд Преимуще­ственно стандартная деятельность Резкое повышение творческого начала в труде
Занятость населения   Сельское хозяйство — около 75% Сельское хозяйство — около 10%, промышлен­ность — 85% Сельское хозяйство — до 3%, про­мышлен­ность — около 33%, услуги — около 66%
Основной вид экспорта Сырье Продукты производства Услуги
Политика в области образования Борьба с неграмот­ностью Подготовка специалис­тов Непрерыв­ное образование
Продолжи­тельность жизни 40—50 лет Свыше 70 лет Свыше 70 лет
Воздействие человека на природу Локальное, неконтроли­руемое Глобальное, неконтроли­руемое Глобальное, контроли­руемое
Взаимодейст­вие с другими странами Несущест­венное Тесная взаимосвязь Открытость общества

 

 

Социальные взаимодействия - действия людей в условиях социального окружения, связанные с реакциями других людей. Одним из основных видов социальных взаимодейст­вий следует считать наличие взаимодействий сотрудничества и конкурентных взаимодейст­вий. В социологи считается, что взаимодействия представляют собой безликий вид соци­альных связей, который первоначально определяет возможность возникновения неравенства, дифференциации общества или социальные группы.

Социальные отношения - высший вид по своему значению и сложности. Они опреде­ляются как повторяющиеся взаимодействия, имеющие определенный смысл, окраску и со­держание. Социальные отношения являются более определенными и длительными по срав­нению с социальными взаимодействиями. Социальные отношения возникают из взаимодей­ствий на основе потребности индивидов в каких-либо ценностях или владения этими ценно­стями.

Особое место в системе социальных отношений занимают отношения зависимости и власти, т.к. эти отношения могут входить в качестве составной части во все другие виды со­циальных отношений. Следовательно, говоря об отношениях дружбы, любви, взаимного до­верия, мы постоянно помним, что во всех этих видах отношений присутствуют элементы за­висимости или власти.

 

 

 

Социальные группы

Это совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена в отношении других. Основной отличительной чертой социально и группы является взаимодействие между его членами.

 

Люди в вагоне метро не будут социальной группой до тех пор, пока какая-то внешняя причина не заставит их взаимо­действовать друг с другом. Страты и классы не являются социальными группами, они пред­ставляют собой статусные группы, которые ближе к социальным категориям.

Квазигруппы - временные переходные образования от социальных общностей к социальным группам, имеющие отличительные черты:

·спонтанность образования;

·неустойчивость взаимосвязей;

·отсутствие разнообразия во взаимодействиях;

·кратковременность совместных действий. Примеры квазигрупп: аудитория, толпа.

Первичные социальные группы - взаимоотношения между членами группы основаны на восприятии других индивидов как личностей и индивидуальностей, в которых осуществ­ляется первичная социализация. Вторичные группы объединяют индивидов прежде всего в отношений общих целей.

В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с особым видом социальных групп, которые мы называем организациями. Организации - социальные группы, ориентированные на достижение взаимосвязанных специфических целей и формирования cтpyктyp на основе разделения труда.

Социальные группы рассматриваются общности людей с устойчивыми взаимодей­ствиями и наличием взаимных ожиданий, координацией действий, кооперацией и солидар­ностью по поводу общих целей и культурных образцов.

В основе деления общества на группы лежат социально значимые критерии: пол, возраст; национальность, раса, профессия, статус, уровень образования, религия, семейное положение и т. д:: а также комбинация этих признаков. Каждый индивид в среднем состоит в 5-6 группах. Важ­нейшей задачей государства является согласование, интересов различных социальных групп.

В социологии выделяют следующие социальные группы: социально-классовые (клас­сы, слои), социально-демографические (мужчины, женщины, дети, родители), этносоциальные (нации, народности, племена), социально-территориальные (города, деревня, регион).

Социальные роли. социальный статус

Каждый человек занимает определенное место в социальных структурах общества, которые, на называются социальными позициями. Располагаясь на этих позициях, индивид включается в систему социальных отношений общества. Существуют ранговые позиции ин­дивида, которые оцениваются по отношению к другим. Они называются статусами. Напри­мер, имущественные статусы и должностные статусы. Из всех статусов выделяют привлека­тельные (многие стремятся их занять, статусы с высоким престижем или высоким вознагра­ждением) и значимые статусы (рассматриваются и оцениваются с точки зрения их важности для функционирования общества или социальной группы, например, статус президента). Ос­тальные статусы будут располагаться ниже по ступеням в соответствии с тем влиянием, кото­рое они могут оказать на процесс достижения общественно важных целей.

Для того чтобы занимать данный статус и успешно функционировать в этом качестве каждый индивид должен выполнять определенные требования но отношению к своему поведению, т.е. выполняет свою роль, которая служит динамической характеристикой для каждой социальной позиции. Социальная роль - это совокупность, ожиданий, проявляемых по отно­шению к индивиду, занимающему определенную социальную позицию, например, роль тру­женика, собственника, потребителя, гражданина, семьянина. Следовательно, каждый инди­вид выполняет большое количество ролей. При этом требование одной роли не мешает вы­полнению требований другой роли. Каждой роли (особенно роли значимого статуса) следует обучаться. Существует два основных вида ролевого обучения: непрерывное и прерывное.

Итак, если социальный статус - это социальная позиция индивида, то социальная роль - это социальная функция индивида.

 

СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ

 

 

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 7063; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.