Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Аудиторные занятия и методика организации самостоятельной работы 3 страница




Необходимо определить весьма специфический характер формы организации государственного единства Германской империи по Веймарской конституции, рассмотреть, какие конституционные права закреплялись за отдельными землями империи, с одной стороны, с другой – полномочия имперских органов, охватывающих все более или менее значительные сферы государственного управления.

Полезно провести сравнительно-правовой анализ соответствующих положений Конституций 1871 и 1919 гг., отметив общее и особенное в их содержании, выявить те конституционные возможности, которыми располагали земли при формировании высших имперских органов власти, их политики, а также весьма широкие возможности империи проводить сбою политическую линию.

Следует четко определить форму правления, закрепленную конституцией, выяснить, к какому виду буржуазной республики относилась Веймарская республика и проиллюстрировать этот вывод соответствующими статьями конституции. Студенты должны рассмотреть основные звенья системы высших органов власти и управления по Конституции 1919 г. порядок их формирования, их компетенцию и характер взаимоотношений. Особое внимание необходимо уделить анализу прерогатив исполнительной власти – президента, канцлера. При рассмотрении данного вопроса также полезно провести сравнение с соответствующими положениями Германской Конституции 1871 г. Необходимо проследить отражение федеративного характера государственного устройства Германской империи в конкретных статьях конституции.

При рассмотрении четвертого вопроса необходимо обратить внимание на широкий круг демократических прав и свобод граждан, отметив их зачастую декларативный характер, различные оговорки, закрепленные в статьях Конституции, сводящие к минимуму характер их общих предписаний. Особо нужно отметить ряд положений конституции, касающихся различных сторон социальной жизни общества – о собственности и обязанностях собственников перед обществом (ст. 153), о рабочем законодательстве (ст. 157), о социальном обеспечении (ст. 161) и др., что явилось завоеванием германского народа в революции 1918-1919 гг. В целом, Веймарская конституция открывает новую страницу в истории буржуазного конституционализма в области прав и свобод граждан. Буржуазные конституции более позднего периода, особенно конституции «новой волны», т.е. принятые после II Мировой войны, восприняли и развили этот социальный аспект прав и свобод граждан.

Установление нацистской диктатуры, тоталитарного режима в Германии является, с одной стороны, проявлением глобальных процессов, происходивших в мире между двумя мировыми войнами, а с другой — имеет чисто национальные причины и формы.

Изучая законодательство периода становления нацистской диктатуры, следует разобраться в сущности фашизма как исторического явления, продумать вопрос об основных социально-экономических, политических, идеологических предпосылках падения Веймарской республики, кризиса парламентских форм правления и их замены авторитарными.

Необходимо выяснить вопрос о законности прихода к власти правительства А. Гитлера в рамках Веймарской конституции, о юридическом и фактическом статусе этого правительства в государственном механизме республики в последние дни ее существования, выделить из общей массы законодательства 1933 г. те акты и положения, которые были использованы правительством для подрыва республиканской конституции и установления нового политического режима.

Целесообразно систематизировать законодательные акты 1933-1934 гг., выделив те из них, которые закрепляют наиболее существенные изменения в политическом режиме, государственном строе Германии. Представляется, что их можно разделить на 4 группы. Первая касалась оформления монопольного положения партии НСРП в политической системе Германии и ликвидации других политических партий и организаций. Вторая относилась к законодательному закреплению всевластия «вождя партии и народа», соединении в его руках высших партийных и государственных постов. Третья группа законов закрепляла новые формы организации имперского государственного единства, четвертая – террористические методы и способы осуществления государственной власти.

 

Становление и развитие современной политико-правовой системы во Франции

 

Сравнительный анализ двух конституций Франции предполагает тщательное изучение каждой из них в отдельности, а также знание основных тенденций развития французского государства после II мировой войны.

Историческое значение Конституции 1946 г. состоит в том, что она закрепила основные принципы буржуазно-демократического общества и государства в их наиболее последовательной трактовке. Необходимо выявить эти принципы, которые проявились, в частности, в законодательном закреплении демократического парламентского режима и широкого круга демократических прав и свобод.

Далее следует определить форму правления по конституции, рассмотреть структуру и компетенцию основных государственных органов – парламента, президента, правительства. Особое внимание необходимо обратить на распределение компетенции между ними и между палатами парламента, на характер взаимоотношений законодательной и исполнительной власти.

Необходимо рассмотреть постепенный отход от основных положений Конституции 1946 г., обусловленный, в свою очередь, социально-политическими факторами, кризис и падение парламентского режима IV республики. Необходимо рассмотреть также идейно-политическую платформу голлистского движения, определившего дальнейшее конституционное развитие французского государства.

Что же касается законодательного материала, то студенты должны знать основные конституционные изменения, связанные с постепенным пересмотром положений Конституции 1946 г. в начале – середине 50-х годов ХХ в.

Тщательно ознакомившись со структурой и содержанием основного закона 1958 г., можно сделать вывод о существенных, принципиальных различиях двух конституций, позволяющих государствоведам противопоставлять их друг другу. Эти главные различия студенты должны отметить самостоятельно. Следует подробно рассмотреть и систематизировать полномочия президента, разделив их на постоянные и чрезвычайные, а также по сферам деятельности (законодательной, исполнительной, судебной).

Очень показательным является также раздел конституции, посвященный взаимоотношениям между правительством и парламентом. С учетом уже имеющегося у студентов опыта анализа формы правления в буржуазных странах следует попытаться определить ее по Конституции 1958 г.

Необходимо отметить и роль конституционной практики в дальнейшем развитии государственного строя V республики.

 

Становление и развитие современной политико-правовой системы в Японии

 

Принятие основного закона 1947 г. означало поворот Японии от одной конституционной модели к другой, в основу которой легли американские и европейские конституционные институты. Необходимо рассмотреть те внешнеполитические и внутренние социально-политические условия, в которых принималась конституция, предшествующие ей демократические реформы, демилитаризация страны и т.д. При исследовании Конституции Японии 1947 г. необходимо сравнить ее с предшествующей Конституцией страны 1889 г.

Конституция 1947 г. закрепляет парламентарную монархию как форму правления послевоенной Японии. При рассмотрении государственного строя Японии следует проанализировать полномочия японского императора, выяснить его роль в системе высших органов, взаимоотношения с парламентом и кабинетом и др. Следует выявить также структуру, принципы деятельности и формирования каждой из палат парламента, их взаимоотношения, возможность их досрочного роспуска, порядок рассмотрения законопроектов и т.д.

Предполагается анализ механизма формирования кабинета – правительства Японии, – его компетенции и формы ответственности за свою деятельность. При анализе судебной власти по Конституции 1947 г. нужно обратить внимание на закрепление за судами права конституционного надзора

Конституция Японии 1947 г. декларирует довольно широкий перечень прав и свобод. Среди них – равенство перед законом, свобода совести, собраний, уголовно-процессуальные права, гарантии личной свободы и неприкосновенности личности и др. Ряд положений направлен против пережитков феодализма – отмена пэрства и других аристократических институтов, отказ государства от какой-либо религиозной деятельности и покровительства религии и пр.

Одна из отличительных черт японской конституции – ее антимилитаристская направленность, явившаяся отражением подъема борьбы антивоенных сил после поражения Японии во II Мировой войне. Следует проанализировать соответствующие положения преамбулы конституции, содержащие принципы антивоенной политики и их нормативное закрепление в статьях основного закона (ст. 9, 66). Следует отметить, как впоследствии обходились эти антивоенные положения Японской империи (за счет создания так называемых сил национальной обороны и др.).

 

Становление и развитие современной политико-правовой системы в США

 

Новый курс президента США Ф.Д. Рузвельта был первым опытом масштабного вмешательства государства в капиталистическое хозяйство страны и представлял собой комплекс мер (в области экономики, финансов и трудовых отношений), призванных ослабить разрушительное воздействие мирового экономического кризиса 30-х гг. Необходимо ознакомиться с изложенными президентом в своем послании конгрессу целями «Нового курса» и изучить ряд законодательных актов: Закон о восстановлении промышленности 1933 г., Закон о регулировании сельского хозяйства 1933 г., Чрезвычайный банковский закон 1933 г. и пр. Кроме того, для ответа на третий вопрос необходимо ознакомиться с положениями закона Вагнера 1935 г.

В 20-30-е гг. XX в. в Англии и США начало активно осуществляться государственное регулирование отношений между рабочими и предпринимателями, которое было оформлено актами «об отношениях в промышленности». Тем самым государство стало выступать в качестве третьей стороны (наряду с профсоюзами и предпринимательскими объединениями), которая выступала гарантом поддержания «нормальных» трудовых отношений, используя как методы социального партнерства и арбитража, так и методы прямого государственного принуждения.

Основной целью законодательства об отношениях в промышленности является регламентация государством права на забастовки. Предполагается изучение двух примеров такого законодательства. Если Закон Вагнера 1935 г., принятый в период «Нового курса» под давлением чрезвычайных обстоятельств, признал за рабочими право на организацию профсоюзов и удовлетворение своих экономических требований путем различных форм забастовок, то английский акт 1927 г. и закон Тафта-Хартли 1947 г. отличались ограничениями прав профсоюзов и антизабастовочной направленностью. Можно отметить такие общие черты англо-американского социального законодательства: провозглашение «равенства прав» рабочих и предпринимателей, объявление незаконными стачек солидарности рабочих разных отраслей промышленности и забастовок, выдвигающих политические требования.

Сравнивая законы Вагнера и Тафта-Хартли, необходимо обратить внимание на следующие положения: о «нечестной трудовой практике» как предпринимателей, так рабочих и ее последствиях, о коллективных договорах и их регламентации, о формах контроля государства за деятельностью профсоюзов, о полномочиях президента по разрешению трудовых конфликтов, о механизме запрещения забастовок.

 

Методические рекомендации по выполнению письменных работ:

 

Для выполнения контрольных работ, предусмотренных учебным планом, студентам предлагаются темы по истории государства и права зарубежных стран. При выборе этих тем рекомендуется следующее:

1) тема должна соответствовать предмету истории государства и права зарубежных стран. Основным ориентиром для выбора темы работы являются учебная программа, а также приведенный выше перечень тем для рефератов и контрольных работ, в котором перечислены важнейшие проблемы курса. По согласованию с преподавателем для работы может быть избрана тема, не названная в учебной программе по той причине, что учебный курс по объему неизбежно уже, чем наука, на основе которой он разрабатывается и преподается.

2) для письменной работы следует брать тему, обеспеченную источниками. Подготовка работы всегда связана с такой самостоятельностью ее автора, которая обязательно включает творческий элемент, попытку по-своему понять и оценить какой-либо первоисточник в оригинале. Поэтому при выборе темы нужно проверить – есть ли по этой теме доступные первоисточники.

3) для письменной работы лучше брать тему, интересную для студента. Это одно из главных условий успешной работы над темой.

4) тема не должна быть чрезмерно широка или, наоборот, слишком узка. Чрезмерно широки и заведомо трудны для исполнения такие темы, как, например, «Право средневековой Англии» или «Государство в Древней Месопотамии». В пределах каждой из названных тем могут быть избраны менее широкие, подходящие для курсовых работ темы: «особенности «общего права» средневековой Англии», «Государство в древней Месопотамии в Старовавилонский период» и т.п. Чрезмерно узка и потому слишком проста для такой работы такая, например, тема: «Римский Сенат в период Республики». Эта тема не исключается вообще, но ее можно рассматривать в составе более обширной и достаточно сложной темы, сопоставив соответствующие функции республиканского Сената с ролью Сената в период Империи. Выбор темы и проверку ее соответствия требованиям, предъявляемым к письменным работам, лучше начать с ознакомления с главой учебника, со статьей в энциклопедии, с картотекой в библиографическом отделе (есть ли литература по этой теме, особенно источники). После избрания темы подготовка письменной работы обычно проходит следующие стадии:

1. Составление плана курсовой работы. План объемом не более страницы, содержит перечень основных вопросов, подлежащих освещению и курсовой работе, с кратким определением содержания и приблизительного объема каждого из них. К плану прилагается список литературы, с которой хотя бы поверхностно ознакомился студент.

2. Обсуждение плана с преподавателем. В процессе обсуждения нередко снимаются вопросы, выходящие за пределы темы, либо, наоборот, план дополняется важными для темы вопросами; кроме того, уточняется объем разделов работы, т.е. примерное количество страниц, отведенное на каждый вопрос плана. Даются рекомендации по представленному списку литературы.

3. Затем выполняется письменная работа и представляется для проверки преподавателю.

4. После изучения рецензии научного руководителя и соответствующей подготовки (подготовка может включать изучение дополнительной литературы и источников, составление конспектов или тезисом и т.п.) происходит защита письменной работы.

Письменная работа по истории государства и права зарубежных стран оформляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми ко всем письменным работам: общий объем ее обычно около 25-35 страниц, изложению предпосылается план, в тексте обозначается переход от одного вопроса к другому, каждая цитата подкрепляется сноской, в конце работы – список литературы и др. требования.

 

3. Организация самостоятельной работы студентов

 

3.1. График организации самостоятельной работы студентов

 

Факультет: юридический

Дисциплина: история государства и права зарубежных стран

 

 

Специальность Курс Тема самостоятельной работы Отделение Форма самостоятельной работы Планируемые сроки выполнения
Первое полугодие
сентябрь октябрь ноябрь декабрь
юриспруденция   Государство и право Древней Месопотамии   конспекти рование учебной литературы, научных статей        
    Государство и право Древней Индии   конспекти рование учебной литературы        
    Государство и право Древнего Китая   конспекти рование учебной литературы        
      Государство и право Древней Греции   конспекти рование учебной литературы, научных статей        
    Государство и право Древнего Рима   конспекти рование учебной литературы, научных статей        
    Государство и право стран Западной и Центральной Европы в Средние века   конспекти рование учебной литературы        
    Государство и право средневековых стран Востока   конспекти рование учебной литературы        
Специальность Курс Тема самостоятельной работы Отделение Форма самостоятельной работы Планируемые сроки выполнения
Второе полугодие
февраль март апрель май
юриспруденция   Правовое оформление конституционной монархии в Англии в XVII-XIX вв.   конспекти рование учебной литературы, научных статей        
    Государство и право США в XVIII-XIX вв.   конспекти рование учебной литературы, научных статей        
    Государство и право Франции в XVIII-XIX вв.   конспекти рование учебной литературы        
    Конституционное законодательство Германии XIX в.   конспекти рование учебной литературы, научных статей        
    Государство и право стран Азии XVII-XIX вв.   конспекти рование учебной литературы, научных статей        
    Государство и право европейских и американских государств Новейшего времени (XX в.) (общая характеристика)   конспекти рование учебной литературы        
    Веймарская республика и государство и право фашистской Германии   конспекти рование учебной литературы, научных статей        
    Становление и развитие современной политико-правовой системы в Великобритании   конспекти рование учебной литературы, научных статей        
    Становление и развитие современной политико-правовой системы во Франции   конспекти рование учебной литературы        
    Становление и развитие современной политико-правовой системы в США   конспекти рование учебной литературы, научных статей        
    Становление и развитие современной политико-правовой системы в Италии     конспекти рование учебной литературы, научных статей        
    Становление и развитие современной политико-правовой системы в Японии   конспекти рование учебной литературы, научных статей        
    Современные тенденции в развитии государства и права   конспекти рование учебной литературы        

 

3.2. Перечень тем и заданий для самостоятельной работы

 

Название дисциплины Количество часов на самостоятельную работу Формы самостоятельной работы Темы для самостоятельно изучения Методическое обеспечение
История государства и права зарубежных стран     конспекти рование учебной литературы, научных статей Государство и право Древней Месопотамии История государства и права зарубежных стран: Учебно-методическое пособие / Отв. ред. Н.А. Крашенинникова. М., 2006.  
    конспекти рование учебной литературы Государство и право Древней Индии История государства и права зарубежных стран: Учебно-методическое пособие / Отв. ред. Н.А. Крашенинникова. М., 2006.  
    конспекти рование учебной литературы, научных статей Государство и право Древнего Китая История государства и права зарубежных стран: Учебно-методическое пособие / Отв. ред. Н.А. Крашенинникова. М., 2006.  
    конспекти рование учебной литературы, научных статей Государство и право Древней Греции История государства и права зарубежных стран: Учебно-методическое пособие / Отв. ред. Н.А. Крашенинникова. М., 2006.  
    конспекти рование учебной литературы Государство и право Древнего Рима История государства и права зарубежных стран: Учебно-методическое пособие / Отв. ред. Н.А. Крашенинникова. М., 2006.  
    конспекти рование учебной литературы, научных статей Государство и право стран Западной и Центральной Европы в Средние века История государства и права зарубежных стран: Учебно-методическое пособие / Отв. ред. Н.А. Крашенинникова. М., 2006.  
    конспекти рование учебной литературы, научных статей Государство и право средневековых стран Востока История государства и права зарубежных стран: Учебно-методическое пособие / Отв. ред. Н.А. Крашенинникова. М., 2006.  
    конспекти рование учебной литературы Правовое оформление конституционной монархии в Англии в XVII-XIX вв. История государства и права зарубежных стран: Учебно-методическое пособие / Отв. ред. Н.А. Крашенинникова. М., 2006.  
    конспекти рование учебной литературы, научных статей Государство и право США в XVIII-XIX вв. История государства и права зарубежных стран: Учебно-методическое пособие / Отв. ред. Н.А. Крашенинникова. М., 2006.  
    конспекти рование учебной литературы, научных статей Государство и право Франции в XVIII-XIX вв. История государства и права зарубежных стран: Учебно-методическое пособие / Отв. ред. Н.А. Крашенинникова. М., 2006.  
    конспекти рование учебной литературы Конституционное законодательство Германии XIX в. История государства и права зарубежных стран: Учебно-методическое пособие / Отв. ред. Н.А. Крашенинникова. М., 2006.  
    конспекти рование учебной литературы, научных статей Государство и право стран Азии XVII-XIX вв. История государства и права зарубежных стран: Учебно-методическое пособие / Отв. ред. Н.А. Крашенинникова. М., 2006.  
    конспекти рование учебной литературы, научных статей Государство и право европейских и американских государств Новейшего времени (XX в.) (общая характеристика) История государства и права зарубежных стран: Учебно-методическое пособие / Отв. ред. Н.А. Крашенинникова. М., 2006.  
    конспекти рование учебной литературы Веймарская республика и государство и право фашистской Германии История государства и права зарубежных стран: Учебно-методическое пособие / Отв. ред. Н.А. Крашенинникова. М., 2006.  
    конспекти рование учебной литературы, научных статей Становление и развитие современной политико-правовой системы в Великобритании История государства и права зарубежных стран: Учебно-методическое пособие / Отв. ред. Н.А. Крашенинникова. М., 2006.  
    конспекти рование учебной литературы, научных статей Становление и развитие современной политико-правовой системы во Франции История государства и права зарубежных стран: Учебно-методическое пособие / Отв. ред. Н.А. Крашенинникова. М., 2006.  
    конспекти рование учебной литературы, научных статей Становление и развитие современной политико-правовой системы в США История государства и права зарубежных стран: Учебно-методическое пособие / Отв. ред. Н.А. Крашенинникова. М., 2006.  
    конспекти рование учебной литературы, научных статей Становление и развитие современной политико-правовой системы в Италии   История государства и права зарубежных стран: Учебно-методическое пособие / Отв. ред. Н.А. Крашенинникова. М., 2006.  
    конспекти рование учебной литературы Становление и развитие современной политико-правовой системы в Японии История государства и права зарубежных стран: Учебно-методическое пособие / Отв. ред. Н.А. Крашенинникова. М., 2006.  
    конспекти рование учебной литературы Современные тенденции в развитии государства и права История государства и права зарубежных стран: Учебно-методическое пособие / Отв. ред. Н.А. Крашенинникова. М., 2006.  

 

3.3. Методические рекомендации (по разделам)

 

3.4. Дидактический материал по самостоятельной работе студентов

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 665; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.